Методическая разработка урока по теме :"Страдательные причастия настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stradatelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Страдательные причастия настоящего времени.

Цель:  *повторить… … … ;

 сорвать

           * учиться образовывать … … … в … и … речи

                             

                                             Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

    1. Рассказать об образовании страдательных причастий настоящего времени. ( Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем,-(Ом)- от глаголов !-го спряжения); -им ( от глаголов «-го спряжения).

    2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? (Действительные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных и непереходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ущ-(ющ) ( от глаголов 1-го спряжения) и ащ-(ящ) ( от глаголов 2-го спряжения).

    3. Проверка упражнения 106 «по цепочке»

В это время 1 ученика работает у доски.

1 ученик. Задание: Выполнить морфологический разбор существительного лошадей

Лошадей – сущ.

I.(Кого?) лошадей.

      Н.ф. – лошадь

      II. Пост. –нариц., одуш., ж.р.,  3-го скл; непост.- род.пад., мн.ч.

III.Увидел ( кого?) лошадей

II. Лингвистическая разминка. Объяснительный диктант.

      Соломенное чучело, безветренная погода, утиная стая, песчаный пляж, деревянная мебель, ветреный день, осиная талия, обманные слова.

III. Изучение новой темы. Запись на доске Познакомиться с написанными на доске предложениями, прочитать слова, данные в справке. Сформулировать задание к упражнению.

      Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, огромный букет сорванных цветов, выловленная рыбная молодь в речушке- это удар по легко ранимому сердцу природы. Оградить природу от этой боли поможет вовремя понятая простая истина: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

Справка: сорвать, понять, спилить, выловить, затоптать

Ответ. От данных в справке глаголов надо образовать причастия и вставить их вместо пропусков.

- В какие 3 группы входят причастия.

1. В 1 группу – страдательные причастия прошедшего времени :спиленный,затоптанный, сорванный, выловленная.

2. 2 группа – страдательное причастие настоящего времени: ранимому

3. 3 группа – действительное причастие настоящего времени: окружающего

Учитель. Уточните, как называются причастия, которые составили самую большую группу и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

IV. Повторение изученного.

  1. Что такое причастие?
  2. Какие виды причастий по значению и форме знаете?
  3. Чем отличаются страдательные причастия настоящего времени от действительных причастий настоящего времени?

V. Изучение нового материала.

     Приступим к работе по 2-й части цели нашего урока. Узнаем, как образуются страдательные причастия прошедшего времени. Для этого рассмотрим таблицу – стр.51

Учитель.  

- От основ какой части речи образуются страдательные причастия прошедшего времени? ( от основ неопределенной формы переходных глаголов совершенного и несовершенного вида).

- При помощи чего образуются страдательные причастия прошедшего времени? ( при помощи суффиксов –нн-, -енн-, ённ-, т

VI. Выполнить упражнение 108,102(по вариантам);1-1-нечетные слова, 2-1- четные.

 Обещать-обещанный, увешать-увешанный, засеять-засеянный, овеять-овеянный, замешать-замешанный, приехать(потому что это переходный глагол), заклеить-закленный, Наградить-награжденный, победить-побежденный, возвратить-возвращенный, расколоть-расколотый, бросит-брошенный, вырастить-выращенный, взвесить-взвешенный, углубить-углубленный, исправить-исправленный, привлечь-привлеченный, преобразить-преображенный, спрессовать-спрессованный, увидеть-увиденный, обидеть-обиженный, разбить-разбитый, перевести-переведенный.

Итог.

- - Об образовании каких причастий мы говорили на уроке?

Расскажите об особенностях их образования. 

Домашнее задание: параграф 19, упражнение 109.

Тема: Причастие

Цель: познакомиться с причастием как части речи; учиться различать причастия от слов других частей речи; развивать логическое мышление учеников.

                                                   

                                    Ход урока

I..Словарно-орфографическая работа.

Багровый, бордовый, искусство, галерея, искусный, компьютер, делегат, ветеран, бассейн.

II. Проверка домашнего задания- упражнение 47. В это время у доски работают 2 ученика.

     1 ученик. Задание: Определить склонение и падеж существительных.

О позднем возвращении, воскликнуть от радости, родиться в Сибири, письмо матери, проказы шалуньи, обжечься горячим кушаньем. Красивая брошь.

     2 ученик. Задание: Фонетический разбор слова сгореть

Сгореть – сго-реть – 2 слога

С(з)- согл.,звонк.,тв

Г(г)- согл.,звонк.,тв.

о(а)- гласный,безуд.

Р(р)-согл.,звонк.,мягкий

Е(э)-гласный,ударный.

Т(т)-согл.,глух.,мягкий

Ь- (-)

(7 букв, 6 звуков) 

II. Объяснение новой темы.

     Урок начинаем с нового словарного слова родник, подберите к слову прилагательные( лесной, наполняющийся, глубокий, утоляющий)

- Что обозначает прилагательное лесной? ( признак по месту нахождения; глубокий ( по размеру)

Учитель. Если слова обозначают признаки предмета по действию, то особой формой какой части речи они являются? ( это особая форма глагола называется причастием).

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Причастие как особая форма глагола.)

Отталкиваясь от темы сформулируйте цель урока.

Цель: * познакомить … и … … … … ;

*учиться отличать … … … … … ;

( познакомиться с причастием и важнейшими признаками этой языковой категории; учиться отличать причастия от слов других частей речи)

III. Изучение новой темы.

     Разговор о причастии как о части речи мы уже начали. Выяснили, что это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Давайте продолжим начатый разговор. Прочитайте написанные на доске словосочетания: Утоляющий ( жажду), утоляющая (жажду), утоляющие (жажду).

-  На какие вопросы отвечает причастие? ( какой?,какая?,какое?). Попробуйте дать определение причастию. ( Причастие- особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой?, какая?, какой?)

Учитель: Из определения видно, что причастие имеет черты глагола и прилагательного.

IV. Работа с учебником: параграф 9, стр.24-25. Обсуждение вопросов.

Заметим, что оба слова летучий и летящий обозначают признаки предметов, отвечают на один и тот же вопрос и отличаются одной лишь буквой. Слово летучий обозначает постоянный признак предмета. Этот признак присущ семенам деревьев, это постоянное свойство семян, их особенность. Мы не можем сказать то же самое о камне. Постоянное свойство камня – неподвижность.

Выполнение упражнения 53

Вывод: причастие, как и глагол, имеет формы настоящего и прошедшего времени.

- Может ли причастие стоять в будущем времени? (нет). Будущего времени у причастия нет, признака по действию в будущем времени не существует.

Выполнение упражнения 54 ( выразительное чтение, письменное выполнение на доске и в тетрадях. Задаем вопросы к причастиям, подчеркиваем их как определения.

Выполнение упражнения 56 ( выразительное чтение, определение стиля ( художественный), самостоятельная работа.

Вывод: расскажите все, что вы узнали о причастии по плану

** Что такое причастие?

** Грамматические признаки причастия

** Роль причастия в предложении

Домашнее задание: параграф 9, упражнение 57.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"...

Презентация к уроку на тему "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастиях""

Презениция к уроку на тему" Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени" Тип урока: отработка умений и рефлексии Цель:формировать на...

Конспект урока русского языка "Страдательные причастия настоящего времени"

Конспект урока русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок русского языка в 7 классе Тема: «Страдательные причастия настоящего времени» урок сочетает в себе ряд технологий: диалоговая, технология игрового обучения, здоровьесберегающие, компьютерные

    Данный урок в разделе курса «Морфология. Орфография. Культура речи» входит в тему «Причастие» и связан с предыдущими уроками по этой теме. Опирается на конкретные знания, навыки, ...

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"

Методическая разработка урока по теме "Страдательные причастия прошедшего времени"...

Тема: « СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ. ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» (7 класс)

Цель: ознакомить учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-)...

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс...