Конспект урока русского языка в 8 классе "Главные и второстепенные члены предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Горбунова Елена Викторовна

Урок русского языка для 8 класса по программе М.Т. Баранова (учебник Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Тростенцова и др. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 237 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_i_vtorost_chleny.docx23.37 КБ
Файл glavnye_i_vtorostep_chleny.pptx176.35 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс

Тема: Главные и второстепенные члены предложения

Цели:

повторить сведения о грамматической основе предложения; показать различие между главными и второстепенными членами предложения, познакомить с ролью второстепенных членов предложения

Ход урока 

Слайд 1

  1. Организационный момент.

Слайд 2

  1. Актуализация знаний. Опрос (5 мин).
  1. Назовите главные члены предложения.
  2. Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться?
  3. Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемого.
  4. Что значит простое глагольное сказуемое?
  5. Что значит составное глагольное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
  6. Что такое составное именное сказуемое? Из каких частей оно состоит?
  7. В каких случаях между подлежащим и тире ставится тире?
  8. Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

  1. Комментированное письмо (8 мин).

Задание: записать предложения, подчеркнуть главные члены предложения.

Хлеба обмолочены. Дворец казался островом печальным. Я хотел бы помочь вам. Несколько повозок въехало во двор гостиницы. Я готов с вами поспорить. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Пушкин – гений особого склада.

  1. Тестирование по теме «Главные члены предложения» (6 мин) (Приложение 1).

  1. Изучение нового материала (10 мин).
  1. «Синтаксическая пятиминутка»

Слайд 3

Задание: записать четверостишие, подчеркнуть грамматические основы предложения.

Играют волны, ветер свищет,                                                                                                                                                 И мачта гнется и скрыпит.                                                                                                                               Увы, он счастия не ищет                                                                                     И не от счастия бежит.

  1. Беседа:
  1. В чем разница между этими двумя предложениями?
  2. В чем различие между главными и второстепенными членами предложения?
  3. Назовите второстепенные члены предложения.
  4. Какова их роль в предложении?

  1. Работа с учебником (с. 60-61, § 23).
  2. Запись схемы «Члены предложения» в тетрадь.

Слайд 4

Члены предложения

главные

второстепенные

подлежащее

сказуемое

дополнение

определение

обстоятельство

  1. Закрепление изученного. Работа с учебником (с. 61, упр. 121) (7 мин).

Задание: записать предложения 2, 5, 6, расставляя знаки препинания; подчеркнуть все члены предложения.

  1. Итоги урока (2 мин).

Слайд 5

  1. Домашнее задание: § 23, 24, упр.122 (предложения 1-4) (2 мин).

Приложение 1

«_____»_______________ 201__ г.                                                                        Вариант 1

ТЕСТ по теме «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»                                                                                           учени_____ 8 класса «___» МОУ СОШ № _____

_____________________________________________________________

  1. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено словосочетанием:
  1. Маленькая гостиная была неуютной.                         3) Мы с Аликом принялись за работу.
  2. Наше завтра будет прекрасно.                                 4) Прямо к станции летит тройка удалая.
  1. Укажи предложение, в котором неверно выделено подлежащее:
  1. Опоздавшие пассажиры спешили занять свои места.
  2. Мы с тобой поедем к морю.
  3. У этого мастера золотые руки.
  4. Город Тамбов расположен на реке Цна.
  1. Укажи предложение с простым глагольным сказуемым:
  1. Он собирается заниматься в новой спортивной школе.
  2. Стану сказывать я сказку.
  3. Я буду учителем в вашей школе.
  4. Я буду строить новый дом.
  1. Укажи предложение с составным именным сказуемым:
  1. Он был высокого роста.                                         3) Я был рад помочь вам.
  2. Я готов с вами поспорить.                                 4) Вы должны трудиться.
  1. В каком предложении неверно подчеркнуты подлежащее и сказуемое:
  1. Уметь слушать – это великое искусство.
  2. Дежурный сегодня Семёнов.
  3. Наш закон – помнить добро.
  4. Первый долг человека в жизни – передавать другим своё ремесло.
  1. Укажи неверное утверждение: Тире между подлежащим и сказуемым
  1. Ставится, если перед сказуемым стоят слова это, вот, значит.
  2. Не ставится, если перед сказуемым стоят союзы будто, словно, как.
  3. Ставится, если перед сказуемым стоит частица не.
  4. Ставится, если подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.
  1. Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
  1. Жизнь прекрасна и удивительна.
  2. Жизнь прожить не поле перейти.
  3. Жизнь как сон.
  4. Сердце не камень.
  5. Читать это не только узнавать факты.
  6. У сильного всегда бессильный виноват.

«_____»_______________ 201__ г.                                                                        Вариант 2

ТЕСТ по теме «ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»                                                                                           учени_____ 8 класса «___» МОУ СОШ № _____

_____________________________________________________________

  1. Укажи предложение, в котором подлежащее выражено наречием:
  1. Пять не делится на два.                                 3) Наше завтра будет прекрасно.
  2. Далече грянуло ура!                                 4) Лучший из учеников был награждён грамотой.
  1. Укажи предложение с составным глагольным сказуемым:
  1. Он казался всесторонне развитым человеком.
  2. В путешествии мы узнали очень много интересного.
  3. Сирень начинает отцветать в начале лета.
  4. Дом будут строить каменщики.
  1. Укажи предложение, в котором неверно выделено сказуемое:
  1. Погода была хорошая. Я долго не мог с ними встретиться.
  2. Он просил приехать нас завтра. Он был удачливым охотником.
  1. Укажи предложение с составным именным сказуемым:
  1. Ребята будут купаться в реке.                         3) Ей туфли впору будут.
  2. Он не станет со мной дружить.                         4) Я должен был признать свои ошибки.
  1. В каком предложении неверно подчёркнуты подлежащее и сказуемое:
  1. Мы решили укрыться от дождя.
  2. Помнить – значит предвидеть.
  3. Твой путь будет тернист.
  4. Злой язык как стрела.
  1. Укажи неверное утверждение: Тире между подлежащим и сказуемым
  1. Ставится только тогда, когда нет глагола-связки
  2. Ставится, если подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи
  3. Не ставится при наличии частицы не перед именной частью сказуемого
  4. Не ставится, если перед сказуемым стоит сравнительный союз.
  1. Найди предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым:
  1. Знание это сила.
  2. Умный смех как прекрасный источник энергии.
  3. Эти равнины словно бескрайнее море.
  4. Бедность не порок.
  5. Я всем чужой.
  6. Байкал самое глубокое озеро на планете.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Урок русского языка в 8 классе Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда Подготовила и провела: учитель русского языка высшей квалификационной категории ГОРБУНОВА Елена Викторовна

Слайд 2

ПОВТОРИМ ПРОЙДЕННОЕ Назовите главные члены предложения. Что такое подлежащее? Чем оно может выражаться? Что такое сказуемое? Назовите виды сказуемого. Что значит простое глагольное сказуемое? Что значит составное глагольное сказуемое? Из каких частей оно состоит? Что такое составное именное сказуемое? Из каких частей оно состоит? В каких случаях между подлежащим и тире ставится тире? Когда тире между подлежащим и сказуемым не ставится?

Слайд 3

Играют волны, ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит . Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит . М.Ю. Лермонтов «Парус» Задание : записать четверостишие, подчеркнуть грамматические основы предложения. В чем разница между этими двумя предложениями? В чем различие между главными и второстепенными членами предложения? Назовите второстепенные члены предложения. Какова их роль в предложении?

Слайд 4

Члены предложения Члены предложения главные второстепенные подле- жащее сказу- емое допол-нение опреде-ление обстоя- тельство

Слайд 5

Домашнее задание § 23, 24, упр.122 (предложения 1-4).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 класса "Второстепенные члены предложения"

Урок повторения ранее изученного. Ребята путешествуют в Великий Устюг. Едут по станциям, выполняя различные задания....

Урок русского языка в 5 классе"Второстепенные члены предложения. Дополнение"

Цель: Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.Тип урока: комбинированный.Вид урока: иллюстративно-объяснительныйТехнология: на диалоговой основе.Оборудование: учебник, таблица «Вт...

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения"

Цели: сформировать у учащихся понятие об определении; выработать навык нахождения определения в предложении....

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....

Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения"

Тема:  «Второстепенные члены предложения».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: отследить сформированность у учащихся  навыка выделения  в...