Учебное занятие по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Обособленные определения» в 8 классе
видеоурок (русский язык, 8 класс) на тему

 

Цели урока:

Образовательные:

  • закрепление  знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений»
  • закрепление правила  замены придаточной части СПП причастным оборотом
  • формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  • контроль и оценка ЗУН по данной теме
  • расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:


                   Володина Нина Николаевна

учитель русского языка и литературы

бюджетное общеобразовательное  учреждение

города Омска

«Средняя общеобразовательная школа № 16»

Учебное занятие по закреплению

полученных знаний  и способов деятельности  

 по теме: «Обособленные определения» в 8 классе



Логика урока:
Мотивация – актуализация ведущих знаний и способов действий – конструирование образца применения знаний в стандартных и измененных ситуациях – самостоятельное применение знаний – контроль и самоконтроль- коррекция – рефлексия.

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

Цели урока:

Образовательные:

  1. закрепление  знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений»
  2. закрепление правила  замены придаточной части СПП причастным оборотом
  3. формирование умений: 
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  4. контроль и оценка ЗУН по данной теме
  5. расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

Развивающие:

  1. активизация самостоятельной деятельности
  2. развитие познавательной активности
  3. развитие умений логично и грамотно излагать свои мысли
  4. формирование потребности выражать собственное мнение
  5. развитие творческих способностей учащихся, навыков самоконтроля и самопроверки, рецензирования, взаимопроверки.

Воспитательные:

  1. воспитание коммуникативности
  2. привитие культуры общения
  3. воспитание интереса к предмету


Оборудование урока: компьютер, учебник русского языка (8 класс) под редакцией Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой и др.

  1. Мобилизующий этап

СЛАЙД № 1:

       1.     Юный лес, в прозрачный  дым одетый,

Теплых грез нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит, и поет.

                   (А.К.Толстой)

        2.     Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

                    (И. Бунин)

Учитель: Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество слов с проверяемой безударной гласной в корне по принципу: от меньшего к большему.

Учащиеся выполняют задание: 2, 1.

1. Нетерпеливо - терпит, весны-весны, дыханием – дышит,  кругом – круг, поет-пой.(5)

2. Кругом – круг, вода-воды, звучит - звуки, порой – поры, сырой – сыро, глаза-глазоньки, тихонько – тихо.(7)

Дополнительные задания к упражнениям

Учитель: Назовите из предложений слова с неповторяющимися орфограммами. Расскажите об их написании.

Учащиеся выполняют задание:

1. Глаза – глазоньки, тихонько – тихо. Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать такое однокоренное слово, чтобы на эту гласную падало ударение: глаза – глазоньки, тихонько – тихо.

Учитель: Объясните постановку знаков препинания в последнем четверостишии.

Ответ учеников: Предложение  сложное, состоит их трех простых предложений; в нем три грамматические основы: вода журчит, сверкает; крик звучит; ветер  закрывает;  между вторым и третьим предложениями стоит  союз «а» - следовательно,  по строению- сложносочиненное; между первым простым предложением и вторым союзов нет, значит, оно  бессоюзное. В первом простом предложении два однородных сказуемых: журчит и сверкает, они разделяются запятой, так как они однородны, между ними можно поставить союз и.  В третьем простом предложении обособленное определение, стоящее после определяемого слова – существительного - ветер,  определение выражено однородными нераспространенными прилагательными:  мягкий и сырой.

Определение темы и цели урока

СЛАЙД № 2:

1.У ворот стояла кибитка, запряженная тройкой татарских лошадей.

2. У ворот стояла кибитка, которая была запряжена тройкой татарских лошадей.

3. Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое.

4. Шум моря,  который доносился  снизу, говорил о покое.

5. Муму, не бывавшая в таких великолепных покоях, очень испугалась.

6. Муму, которая не бывала в таких великолепных покоях, очень испугалась.

Учитель: Ребята, внимательно посмотрите на предложения на слайде. Скажите, почему  часть предложения выделена жирным шрифтом? Подумайте и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Ответ учеников: тема: «Обособленные определения», замена придаточной части СПП причастным оборотом.

СЛАЙД № 3:

           Урок  по закреплению

          полученных знаний  и способов деятельности

по теме: «Обособленные определения»

Учитель: Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

 Ответ учеников: Закрепить  знания по теме: «Обособление определений»; уметь  выделять интонационно обособленные члены; правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

СЛАЙД № 4:

       

  1. закрепление  знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений»
  2. закрепление  правила замены придаточной части СПП причастным оборотом
  3. формирование умений:
    1) выделять интонационно обособленные члены;
    2) проводить синонимическую замену обособленных членов;
    3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах;
    4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом
  4. контроль и оценка ЗУН по данной теме
  5. расширение кругозора учащихся при выполнении заданий

2. Слово учителя:

На этом уроке нам с вами предстоит закрепить знания  обособления определений. Кроме этого, систематизировать правило  замены придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом и отработаем умения и навыки по данной теме.

Беседа с учащимися:

Учитель: Какой раздел науки о русском языке мы сейчас изучаем?

Ответ учеников: Синтаксис и пунктуация.

Учитель: Что изучает синтаксис?

Ответ учеников: Строение и значение словосочетаний и предложений.

Учитель: Что называется пунктуацией?

Ответ учеников: Совокупность правил об употреблении знаков препинания.

Учитель: Что такое предложение?

Ответ учеников: Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем - либо, или вопрос или побуждение.

Учитель: Какие члены предложения называются обособленными?

Ответ учеников: Члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно, называются обособленными.

Повторение ранее изученного материала 

Учитель: Записать предложения, графически объяснить обособление членов предложения, знаки препинания в предложениях, а также орфограммы, выполнить задания с цифрами.

  1. Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подернутый голубоватым пеплом тучки. (В. Катаев)

Подернутый голубоватым пеплом тучки – обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова  УГОЛЕК.

  1. Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром.

Усталый – одиночное согласованное определение, относящиеся к личному местоимению.

  1. Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно.4 

Знойное и дождливое – два однородных согласованных  нераспространённых определения, стоящих после определяемого существительного ЛЕТО.

Синтаксический разбор: Отгремели грозы, и лето, знойное и дождливое, пролетело быстро, незаметно. (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложносочиненное состоит из 2-х простых предложений):

  1. 2-составное, нераспространённое, с обратным порядком слов, полное,
  2. 2-составное, распространённое, полное, осложнено обособленными определениями и однородными обстоятельствами, с прямым порядком слов.
  1. Озарённые3 сиянием луны, палатки лагеря казались иссиня – белыми.

Озаренные сиянием луны – обособленное согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим перед определяемым существительным, имеет добавочное обстоятельственное значение.

  1. Растущий в палисаднике куст сирени зацвел.

Растущий в палисаднике – согласованное определение, выраженное причастным оборотом, в этом предложении находится до определяемого им существительного, поэтому не обособляется.

Дополнительное задание

Озарённая3 – особая форма глагола – причастие.

  1. Палатки (какие?) озарённые.

Н.Ф. – озарённый.

  1. Морфологические признаки:

Постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, невозвратное;

Непостоянные признаки: в им. падеже, во множественном числе.

  1. Палатки (какие?) озарённые.

Работа с интерактивной доской

Учитель: Перед вами  слева находятся предложения с обособленными  распространенными  и одиночными  определениями, а справа - правила, в которых говорится о том, в каких случаях происходит обособление.  Вам необходимо   найти соответствие.

1. Утомленный долгой речью, я закрыл глаза и заснул.

Обособляются согласованные определения, выраженные причастиями или прилагательными  с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова

2. Мне нравится его спокойствие и ровная речь, простая и ясная.

Обособляются распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное, временное и т.д.). Такие определения близки по значению к оборотам с будучи.

3.Утомленный дневным переходом, лев очень скоро выбился из сил.

Обособляются  два и более одиночных определения, стоящих после определяемого слова

4. Ночью, звездной и студеной, в темном сумраке полей – слепительно-зелёный развевающийся змей.

Всегда обособляется одиночное или распространенное определение, относящееся к личному мест., независимо от его места по отношению к определяемому слову

 

Учитель: Задание: Графически объяснить условия выбора орфограмм и пунктограмм, найти соответствие.

Работа с  интерактивной доской:

1.Только сквозь ш…рокие чугу…ые ворота похожие своей причудливой резьбой на кружево можно было ра…смотреть уголок свеж…го газона.

1.[|~~~~| сущ.]

2. Тёмно (син..) вершины гор изрытые м..рщинами покрытые сл..ями снега рис..вались на бледном неб..склон...

2.[|~~~~|, сущ.]

3. Пр..влеч..(н,нн)ые светом бабочки пр..летели и кружились около фонаря.

3.[мест., |~~~~|]

4. А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой.

4. [сущ., |~~~~|…]

Трое учащихся выполняют задание:

1 учащийся

Только сквозь широкие(жи-ши пишем с И ) чугунные ( пишем две НН, это полное прилагательное, образованное от существительного с основой на Н + суффикс Н) ворота, |похожие своей причудливой резьбой на кружево|,  можно было рассмотреть(две С на стыке морфем, одна в приставке, другая в корне, пишем  в приставке С, потому что после приставки следует глухой звук С) уголок  свежего (окончание ЕГО по вопросу КАКОГО?) газона.

|похожие своей причудливой резьбой на кружево|-  обособленное распространенное согласованное определение, выраженное прилагательным  с зависимыми словами и стоящее после определяемого слова ВОРОТА. Схема № 4

2 учащийся

(Тёмно-синие (сложное прилагательное, обозначает цвет, пишется через дефис, окончание ие, по вопросу КАКИЕ?) вершины гор, рисовались (рисуются; суффикс –ова-) на бледном небосклоне. (о- соединительная гласная; -е - окончание; П.п., 2 скл.)

 обособленные определения, выраженные однородными причастиями с зависимыми словами, стоящими после определяемого существительного ВЕРШИНЫ. Схема № 4

3 учащийся

(приставка при-, неясное значение, нужно запомнить; после шипящей под ударением в суффиксе причастия пишется ё)|, бабочки прилетели (приставка при-, значение приближения) и кружились около фонаря.

- обособленное определение, выраженное причастием  с зависимым словом,  стоящее перед определяемым существительным БАБОЧКИ, оно имеет добавочное обстоятельственное значение. Схема № 2

Учитель: Какой случай обособления здесь отсутствует?

Ответ учеников: Всегда обособляется одиночное или распространенное определение, относящееся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову. Например: На каждой станции МЫ, грязные, мокрые, сонные, валимся на диван и возмущаемся.

Учитель: Какая схема соответствует данному предложению?

Ответ учеников: Схема № 3

Учитель: Сейчас прошу проверить правильность ваших ответов

высвечивается  на  интерактивной доске правильный вариант ответа:

4. Составление предложений по схемам:

Учитель: Посмотрите на схемы, обратите внимание на предложения, на определяемые слова, где они находятся. Убедитесь, что знаки препинания поставлены верно, составьте схемы, обоснуйте свой ответ.

 СЛАЙД №5 

Учащиеся выполняют задание:

1.   ….,обиженные, они…

2. Сущ.   как отличному работнику,...

3. Истощенный усилиями и лишениями, сущ….

4. …сущ. никогда прежде не бывавший на берегу океана,…

Ответ учеников:

1. Уставшие, обиженные, они отправились домой. (Обособляются одиночные, однородные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от его места по отношению к определяемому слову.)

 2. Герасиму,  как отличному работнику, сразу дали в руки косу. (Это обособленное приложение с союзом КАК, имеющее значение причины, к нашей теме не относится.)

3. Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (Обособляется распространенное определение, стоящее перед определяемым существительным, если они имеют добавочное обстоятельственное значение.)

4. Молодой человек, никогда прежде не бывавший на берегу океана, очень испугался. (Обособляется согласованное определение, выраженное причастием с зависимыми словами и стоящее после определяемого слова.)

Учитель: Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях.

СЛАЙД №6:

  1. Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

(Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке).
             2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

(По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги).

Учитель: Посмотрите на схемы, укажите   вид придаточных сложноподчинённых предложений: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

СЛАЙД №7:

  1.  […сущ.], (который…).
  2.  […гл.], ( союз что…).
  3.  […указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).

Ответ учеников: 1) придаточное определительное 2) придаточное изъяснительное 3) придаточное обстоятельственное места

Учитель: На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

                   К какому слову относятся?

Ответ учеников: Придаточные определительные отвечают на вопрос КАКОЙ? Они относятся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или другим словом, употребленным в значении существительного. Например: Я всегда думал о людях (каких?), которые умирали за свой народ.

Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам  союзными словами  который, куда, где, когда, что и т.д.

5. Синонимичная замена обособленных членов придаточными определительными (устно)

Учитель: В экзаменационной  работе в части А  есть задание на синонимическую замену придаточной части сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Эта замена целесообразна для сжатости, лаконичности речи, для придания высказыванию окраски книжного стиля, для избежания повторения слова который и для устранения двусмысленности в предложениях в некоторых случаях.

СЛАЙД № 8:

Можно заменить причастным оборотом

Нельзя заменить причастным оборотом

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием.  (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу, поразил мой слух).

2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду).

3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.)

2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит.)

3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать.)

4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых, была очень ухабистой.)

5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.)

6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

Учитель: Посмотрите на слайд, вспомните таблицу, которую мы прорабатывали на предыдущих уроках.

СЛАЙД № 9:

  1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, некрасивость её лица.
  2. Эпоха реакции, в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.
  3. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.
  4. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который у спинки кровати.
  5. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят.
  6. Я прожил жизнь, которая интересными встречами.
  7. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!
  8. Горький запах полыни, который с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.
  9. Хор птичьих голосов, который из лесу, поразил мой слух.
  10. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

Учитель: Внимательно посмотрите на предложения, скажите, почему в некоторых предложениях слова выделены жирным шрифтом?

Ответ учеников: Потому что 

-нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог (предложение № 3);

-нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени (предложение № 10);

-нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (предложение № 5);

-нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части (предложение № 7);

Самостоятельная работа:

ЗАДАНИЕ: Заменить распространённые определения (причастные обороты) придаточными определительными, соединёнными с главными предложениями союзным словом который. Определить, в каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

СЛАЙД № 10:

  1. [Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам).
  2. [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит).
  3. [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке).
  4. [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей).
  5. [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке).
  6. [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау].
  7. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол].
  8. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества).
  9. [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море).
  10. [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].

(Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 8, 9)

Итог урока:

Учитель: - Какие члены предложения называются обособленными?

                  - В каком случае обособляются определения?

Ответ учеников:

-Обособленные предложения – это такие предложения, в которых по  смыслу и интонационно выделяются  второстепенные члены предложения.

- Обособляются согласованные определения, выраженные прич. или прил. с зависимыми словами и стоящие после определяемого слова. Например: Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо.

- Два и более одиночных определения, стоящих после определяемого слова (особенно если перед ним стоит еще одно определение). Например: И звук их бубенцов, размеренный, печальный, мне говорил о том, что я в стране чужой, и душу той страны, глухой, патриархальной, далекой для меня, я почитал душой.

- Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если оно имеет добавочное значение. Например: Люди же, изумленные, стали как камни.

- Распространенные и одиночные определения, стоящие перед определяемым сущ., если они имеют добавочное обстоятельственное значение (условное, причины, уступительное, временное и т.д.). Такие определения близки по значению к оборотам с будучи. Например: Еще прозрачные, леса как будто пухом зеленеют.

- Одиночные и распространенные определения, независимо от их положения к определяемому слову (препозитивное и постпозитивное), если они отделены от определяемого слова другими словами. Например: Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед негоревшей свечой.

-Всегда обособляется одиночное или распространенное определение, относящееся к личному мест., независимо от его места по отношению к определяемому слову. Например: Подавленный тоской, подгоняемый ветром, я бесцельно брел по улицам.

Рефлексия:  Оцените свои успехи или неудачи на уроке. Скажите, 

  1. Что вы ожидали от урока и что получилось? Сравните свои предварительные цели и реально достигнутые результаты.
  2. Какие чувства и ощущения возникали у вас в ходе работы на уроке?  
  3. Какой главный результат занятия, благодаря чему он достигнут?
  4. Какие трудности встретились, и как вы их преодолевали?

VII. Домашнее задание: § 52, упр. 368

1. Книги, прочитанные вами, верните в библиотеку. 2. С самолета не совсем ясно виднелся город, окутанный серым дымом. 3. Известный путешественник, прославившийся своими открытиями, заинтересовавшими многих, прочитал ряд публичных лекций. 4. Деревня, через которую мы проходили, показалась нам знакомой. 5. Стихи молодого поэта, недавно опубликованные в нескольких журналах и вышедшие также отдельным изданием, свидетельствуют о несомненном таланте их автора. 6. Мне рассказали одну необычную историю, которая надолго останется у меня в памяти. 7. Быстрый рост населения городов, наблюдаемый в последнее время, вызвал ускоренное жилищное строительство. 8. Тучи, собравшиеся на западе, скрыли солнце, клонившееся уже к горизонту. 9. Трудно было найти специалиста, который в столь короткий срок согласился бы переработать этот сложный проект. 10. Мальчик воображал себя астрономом, который откроет новую звезду. 11. Ученики побывали в одном из цехов недавно реконструированного завода. 12. Проблема, которой было посвящено данное исследование, не утратила своей актуальности в наши дни.

Список литературы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – 27-е изд. – М.: Просвещение – АО «Московские учебники», 2005. – 206 с.
  2. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ [Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; Науч.ред. Н.М.Шанский]. – 3-е изд., М. : Просвещение – ОАО «Московские учебники», 2006. – 204 с.
  3. Русский язык. 10-11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1995. – 352 с.
  4. ЕГЭ-2008. Русский язык без репетитора. Сдаём без проблем!/ И.Б.Голуб. – М.: Эксмо, 2007. – 368 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Юный лес, в прозрачный дым одетый, Теплых грез нетерпеливо ждет, Все весны дыханием согрето, Все кругом и любит, и поет. (А.К.Толстой) 2.Кругом вода журчит, сверкает, Крик петухов звучит порой, А ветер, мягкий и сырой, Глаза тихонько закрывает. (И. Бунин) Прочитайте предложения. Напишите их, ориентируясь на количество слов с проверяемой безударной гласной в корне по принципу: от меньшего к большему.

Слайд 2

Определение темы и цели урока 1.У ворот стояла кибитка, запряженная тройкой татарских лошадей . 2. У ворот стояла кибитка, которая была запряжена тройкой татарских лошадей . 3. Шум моря, доносившийся снизу , говорил о покое. 4. Шум моря, который доносился снизу , говорил о покое. 5. Муму, не бывавшая в таких великолепных покоях , очень испугалась. 6. Муму, которая не бывала в таких великолепных покоях , очень испугалась.

Слайд 3

Урок по закреплению полученных знаний и способов деятельности по теме: «Обособленные определения»

Слайд 4

закрепление знаний по теме: «Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений» закрепление правила замены придаточной части СПП причастным оборотом формирование умений: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах; 4) правильно заменять придаточную часть сложноподчинённого предложения обособленным определением, выраженным причастным оборотом контроль и оценка ЗУН по данной теме расширение кругозора учащихся при выполнении заданий Цели урока

Слайд 5

1. …., обиженные , они… 2. Сущ. как отличному работнику ,... 3. Истощенный усилиями и лишениями , сущ…. 4. … сущ. никогда прежде не бывавший на берегу океана,…

Слайд 6

Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях. 1)Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

Слайд 7

1.[…сущ.], (который…). 2.[…гл.], ( союз что…). 3.[…указ. сл. туда], ( союз. слово куда…).

Слайд 8

1.Если местоимение который является подлежащим, можно заменить действительным или страдательным причастием. (Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. - Хор птичьих голосов, доносившихся из лесу , поразил мой слух). 2. Если местоимение который является второстепенным членом предложения, можно заменить при условии, что перед словом который нет предлога, а сказуемое в придаточной части выражено переходным глаголом. (Она подарила мне черепок от вазы, которую нашла в саду. - (Она подарила мне черепок от вазы, найденной в саду ). 3. Можно заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме прошедшего времени. (Сотрудники, которые справились с работой раньше установленного срока, будут премированы. - Сотрудники, справившиеся с работой раньше установленного срока , будут премированы.) 1.Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено глаголом в форме будущего времени. (Сотрудники, которые справятся с работой раньше установленного срока, будут премированы.) 2. Нельзя заменить, если сказуемое в придаточной части выражено прилагательным или существительным. (Мальчики боялись дворника, который был очень сердит .) 3. Нельзя заменить, когда придаточная часть представляет собой безличное предложение. (Вокруг нас есть люди, которых нам следует оберегать .) 4. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если перед союзным словом стоит предлог. (Дорога, по которой везли раненых , была очень ухабистой.) 5. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если при сказуемом стоит частица бы (причастие не употребляется с частицей – у него нет наклонения как у глагола ). (Мы не имеем права подать на экспертизу проект, который вызвал бы возражения.) 6. Нельзя заменить придаточную часть причастным оборотом, если придаточная часть присоединяется с помощью указательного местоимения, содержащегося в главной части. (Егор Петрович был олицетворением тех пустых людей, которые рассуждают о политике и ценах на сахар).

Слайд 9

Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. Рекомендую тебе найти книгу, которая заинтересовала бы всех наших ребят. Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами. Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы! Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе. Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух. Задачу, которая затруднит (буд. время) тебя дома, можно будет решить в классе с учителем.

Слайд 10

[Он имел именно тот ум], (который нравится женщинам). [Я знаю край], (в котором всё обильем дышит). [Мы свернули на дорогу], (которая вела к реке). [Дети подошли к сосне], (которую трудно было не заметить среди елей). [Возьми книгу], (которая лежит на верхней полке). [Лесок, (в котором долженствовало происходить побоище), находился в четверти мили от Ганау]. [Картины, (которые можно будет наклеивать вместо обоев на стены), стопками положили на стол]. [Она мечтала о том], (какая у неё будет интересная жизнь после замужества). [За всю мою жизнь я ни разу не встретила человека], (который сказал бы), (что не любит море). [В лесу, (который темнел вдалеке), росли только сосны].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Обособленные определения"

Урок обобщения и систематизации материала по теме "Обособленные определения"...

Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений» 8 класс.

Тестовая работа по теме «Обособление определений и приложений»   по изученному разделу в 8 классе. Предлагается два варианта.                  ...

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"; 8 класс

Урок русского языка по теме "Обособленные определения и приложения" для 8 класса Цель педагогической деятельности на уроке: 1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным п...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Обособление определений. Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями и прилагательными»(по учебнику Грекова, Чешко).

Урок позволит повторить знания учащихся по данной теме, будет способствовать закреплению умений, навыков по конструированию предложений с обособленными определениями, выраженными причастиями и прилага...

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство

Тесты по темам обособленное определение и обособленное обстоятельство...