Статья "Обучение выразительному чтению на уроках русского языка"
методическая разработка по русскому языку по теме

Винниченко Людмила Рэмировна

Обучение выразительному чтению является необхо­димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивает мышле­ние, переводит его на новый, более высокий  уровень; совершенствование таких навыков выразительного чтения, как орфоэпическая грамотность и дикционная четкость, логическая ясность  и эмоционально-образнаявыразительность   формирует у  человека языковое чутье и языковый вкус, раскрывает красоту и  богатство родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ctatya_obuchenie_vyrazitelnomu_chteniyu.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ  ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ  ЧТЕНИЮ

В  ШКОЛЬНОМ  КУРСЕ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

Психолого-педагогический аспект

Винниченко Людмила Рэмировна,

учитель русского языка и литературы лицея «Серпухов»

города Серпухова Московской области

Выразительное чтение - это чтение осмысленное и эмоциональное, способное полностью донести читаемый текст до слушателей и тем самым оказать на них желаемое воздействие. Читать правильно и выразительно человек может только тогда, когда он способен понять идейное содержание, смысл читаемого. Только на основе мышления и понимания возможны нахождение и естественное проявле ние нужных интонаций, логических ударений, пауз и других форм выразительного чтения.

Учебно-воспитательная работа в школе предполагает развитие мышления учащихся. Нельзя добиться сознательного усвоения основ наук, не вырабатывая у детей умения правильно мыслить. Особенно большую роль в  этом вопросе играет обучение родному языку, так как он непос редственно связан с мышлением: развитие речи неизбежно ведет к развитию мышления и наоборот, развивающееся мышление способствует овладению учащимися языковыми и речевыми нормами и правилами.

По определению психолога Л.С. Выготского, мышление - это «обобщенное, опосредованное и целенаправленное отра жение объективного мира в мозгу человека, осуществляемое при помощи языка».1    Люди в своей деятельности, и речевой в частности, постоянно опираются на общественный опыт, усвоенный от других, уже обобщенный и закрепленный в языке, т.е. в словах и словосочетаниях. Однако обобщение невозможно без отвлечения. Человеку в его деятельности постоянно приходится мысленно выделять и обособлять существенные признаки какой-нибудь группы объектов, т. е. совершать отвлечение, или абстрагирование.

Абстрагирование тесно связано с языком. Известный педагог К.Д. Ушинский указывал, что дар слова главным об разом опирается на способность «…отвлекаться от конк ретных представлений и возводить эти конкретные пред ставления в общие понятия, находить между ними сходные и различающиеся признаки, сливать их в одно общее суждение».2 

Наряду с абстрагированием в мышлении человека пос тоянно происходит обратный процесс конкретизации. Он заключается в переводе мышления от отвлеченных признаков к


  1. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка / Выготский Л. С. / М., 1956. - с. 23.
  2. Избранные педагогические сочинения /  Ушинский К. Д.: Учпедгиз, 1945,- с.342.

понятиям или образам предметов, которым эти признака присущи. На этой основе формируется воображение - создание нового образа, представления, идеи,  воплощаемых

затем в материальной вещи или в практической деятельности.

В области выразительного чтения - это создание образа или представления, которые будут воплощены в звучащем слове. "Когда мы читаем или слушаем чтение художественного произведения, образы в нашем воображении возникают непроизвольно, без особого усилия с нашей стороны."1   Четкость и точность образов зависит от того, насколько сам читающий осмысливает тот текст, который читает. Поэтому, верно понятый и выразительно прочитан ный текст  способствует развитию воображения.

Любая наука дает нам примеры опосредованного поз нания. Предвосхищение того, что в непосредственном опы те отсутствует, составляет неотъемлемую сторону мышления и ставит его выше процессов чувственного, непосредственного и  возобновляющегося отражения действительности (ощущение, восприятие, представление).

Возможность опосредованного познания основывается  на осознании причинно-следственных связей между вещами и явлениями. Так, причинно-следственная связь существует между знаниями учащихся и их оценками на экзамене, между выразительным чтением текста (правильная артику ляция звуков, расстановка логических ударений и интонационно-экспрессивная окрашенность) и его пониманием самим читающим и слушателями. Неправильное членение предложения на смысловые отрезка влияет на его смысловое содержание.

Отражая причинно-следственные связи, человек способен понять то, чего сам не может видеть, слышать и представлять. Однако мышление, являясь опосредованный отражением действительности и отличаясь от отражения в виде чувственных образов, постоянно опирается на ощу щения, восприятия, представления и в отрыве от них не в состоянии верно отражать существенные связи и соотно шения между предметами и явлениями. Поэтому результаты мыслительной деятельности нужно постоянно соотносить с действительностью, проверять на практике. Всемирно известный физиолог И. П. Павлов, обращаясь к молодежи, пи сал: «Факты - это воздух ученого. Без них  вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши "теории" - пустые потуги… Но изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться у поверхности фактов… Постарайтесь проник нуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие».


Процессы  мышления  у  бодрствующего  человека,  как правило,  имеют



1   Воображение и творчество в детском возрасте / Психологические очерки / Выготский Л. С. / М., 1991. - с. 7

2   Полное собрание сочинений / Павлов И. П./ М., 1961 – Т. IV- с. 251

целенаправленный характер. С помощью мышления выясняется ответ на вопрос, поставленный в жизненной практической или теоретической задаче. Благодаря совместной деятельности людей, одновременному функционированию рук, речедвигательного аппарата и мозга, люди получили возможность выполнять сложные операции. Так возник язык.

Как мы уже отмечали, язык неразрывно связан с мышлением, он есть «действительное проявление реальной мысли. Только мысль, выраженная в языке в виде слов (произнесенных или написанных), становится доступной для других людей. Разумеется, это нельзя понимать так, будто мысль реальна лишь тогда, когда она выражена в устной или письменной форме. Мысль реальна и тогда, когда человек мыслит про себя. Это так называемая внутренняя речь. Язык в этом случае оказывается не толь ко средством передачи мыслей и средством общения, но и орудием мышления человека. При самом абстрактном мышлении человек не может мыслить, не пользуясь словами, не облекая свои мысли  в материальную звуковую оболоч ку».1

Однако единство мышления и языка надо понимать как диалектическое единство, не исключающее различия. Такое понимание соотношения мышления и языка отвергает как разрыв между ними, так и отождествление. Основной же функцией языка является общение, обмен мыслями, взаимопонимание.

Речь - это процесс пользования языком. Во-первых, люди с помощью речи сообщают друг другу свои мысли - речь является средством общения; во-вторых, люди мыслят с помощью речи – речь есть форма мышления. Психолог Л.С. Выготский считал, что «мысль не выражается, а совершается в слове».2   Следовательно, мышление и речь так взаимно обусловлены, что без участия  речи нет возможности развиваться мышлению. Об этом говорит, например, такой факт. Глухо немые дети от рождения начинают мыслить при помощи зрительных, осязательных образов. Сравнивали мышление 7-8-летних  глухонемых детей с нормально слышащими и го ворящими. Здоровые дети быстро схватывали обобщенный смысл слов, а глухонемые значительно труднее. Слово «школа» глухонемые дети связывали только со своим знанием. Данный факт говорит о том, что не развивается речь - не развивается и мышление.

Чтобы выполнять коммуникативные функции, речь должна выполнять то или иное внешнее выражение, доступное слуху и зрению людей. Мысль достигает полной четкости и ясности только тогда, когда она получает выражение в так называемой внешней речи. Невозможность сделать свою мысль понятной для другого человека  свидетельствует о том,

___________________________________________________________________

    1   Проблемы общей психологии/ Рубинштейн С. Л. / М.: Педагогика, 1996.-С.112.

   2    Избранные психологические исследования. Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребёнка./ Выготский Л. С. / М., 1956-с.78

что она не до конца уяснена и для нас самих. Этот факт тесно связан с вопросами культуры речи. «Подлинная высота  речевой культуры определяется …точностью и целесообразностью выражения смысла в соответствии с коммуникативной задачей».1   

Б. Н. Головин определяет культуру речи как языковую культуру в её коммуникативном воздействии, или как «совокупность  и систему коммуникативных качеств речи»2  Под коммуникативными качествами устной речи он понимает правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность, доступность, уместность.

Культура речи - одна из проблем воспитания че ловека. Овладевая богатствами языка, человек повышает и общую культуру, становится эстетически более требо вательным и зрелым; правильная речь помогает формиро ваться мысли, по удачному выражению психолога С. Л. Рубинштейна « … формулируясь, мысль формируется».3

Внешняя речь существует в устном или письменном виде.  В пределах же устной речи выделяются речь диало гическая, протекающая в форме разговора между двумя или несколькими лицами, и речь монологическая, представ ляющая собой рассказ, доклад, чтение вслух. Монологи ческая речь произносится одним человеком перед слу шателями. Но эта речь монологична только по форме, по существу же она диалог, так как осуществляется в живом общении.

Это утверждение можно отнести и к выразительному чтению.

Всякая речь не только передает определенное со держание, но и выражает отношение говорящего или пишу щего к этому содержанию. Иначе говоря, она не только пе редает мысли, но и выражает чувства говорящего.


Важной чертой хорошей речи является интонация. Возможности интонации для прояснения смысла высказыва ния огромны. Живая интонация звучащей речи не только несет информацию, но и всегда выражает  отношение гово рящего к высказанному с помощью модуляции голоса (тембр, высота тона, сила и диапазон голоса), темпа и ритма речи. Без этих компонентов нельзя понять, слышим ли мы утверждение, вопрос или приказание, отличить серьезное от шутливого и т.д. Интонационные модуляции  в речи нередко являются  решающими для интерпретации значений и смысла произносимого высказывания. «Спрашивается, как ищется  интонация и можно  ли обучиться хоро шей правильной интонации... Обучиться интонации нельзя...  Но есть способы найти интонацию,  когда


  1. О характере нормы в синтаксисе/ Золотова Г. А./ М. – 1997. – с. 146
  2. Основы культуры речи / Головин Б. Н. / М. – 1990 – с.8
  3. Проблемы общей психологии/ Рубинштейн С. Л. / М.: Педагогика, 1996.-С.112.

поставлена за дача прочитать какой-либо текст, не нами составленный. Эта  задача решается в общем курсе развития речи, в который входит и выразительное чтение».1

Таким образом, речевое общение - это единство слова, логики и эмоций. Владеть  речью - это значит уметь передать свою мысль возможно более совершенным  образом, передать не только основное содержание, но и тончайшие оттенки  его.

Это достигается различными путями в устной диа логической,  в устной монологической  и в письменной ре чи.  Психологические различия  между этими видами речи

очень велики.

Очевидно, что "собственная устная речь не может быть предварительно проанализирована интонационно. Для этого пришлось бы составить речь, полностью её записать, проанализировать, выучить наизусть и потом уже произносить.  Но это была бы уже не живая устная речь, а заученная наизусть письменная».2     Однако навык в интонационно-логическом анализе литературных произведений и их исполнение, т. е. работа по выразительному чтению, несомненно будет способствовать общему совершенствованию и устной речи.

Проанализировав психолого-педагогический аспект обучения выразительному чтению, несомненно, можно сделать общие выводы:

обучение выразительному чтению является необхо димым условием развития речи школьников, их мышления и эмоциональной сферы. Речь и мышление взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие речи перестраивает мышле ние, переводит его на новый, более высокий  уровень;

совершенствование таких навыков выразительного чтения, как орфоэпическая грамотность и дикционная четкость, логическая ясность  и эмоционально-образная выразительность   формирует у  человека языковое чутье и языковый вкус, раскрывает красоту и  богатство родного языка. Это способствует не только развитию высокой речевой культуры, но и повышает общий культурный уровень обучающихся;

        речь как важнейшее средство человеческого общения способствует  формированию и укреплению убеждений и взглядов. Устная речь помогает определить характер говорящего: чем выразительнее и логичнее речь, тем яс нее выступает в ней сам человек, его лицо и духовное содержание,  его интересы и  чувства.

В конечном итоге, выразительное чтение как область культуры речи способствует формированию личности школь ника.



1  Психологические основы развития мышления и речи / Жинкин Н. И. /  РЯШ, 1985, №1

2 Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального исследования / Давыдов В. В./ М. – 1986 – с. 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему «Совершенствование чтения на уроках русского языка» Анпилогова Л.А. – учитель МОУ СОШ №3 2010-2011учебный год

       Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учи­теля считают читательскую подготов­ку. Именно отсюда проистекают часто школьные пробл...

Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"

В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о  технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»

«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...

Педагогический проект. Тема проекта: "Применение изобразительно - выразительных средств на уроках русского языка и литературы".

В этой работе я показала, как можно использовать с  эффективностью изобразительно - выразительные средства на уроках русского языка и литературы....

Мастер-класс «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом(7-9 классы) Занятие 1-2.»

laquo;Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизмы смыслового чтения: диалог с текстом. Занятие 1-2.»Программа мастер-класса адресована учителям русского языка и...