Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvy_i_y_posle_c.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Москвы Гимназия №1518

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

В 5 КЛАССЕ

"БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

     

                                 

АВТОР:  КУТЯВИНА ИРИНА ГЕННАДИЕВНА,

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  

Предмет:  русский язык

Класс: 5

Тема: "Буквы и-ы после ц»

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило  “Гласные буквы и - ы после ц”; указать, что наличие звука ц также является “сигналом” орфограммы;
  2. РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;

совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

  1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитание любви к русскому языку, сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Задачи урока:

Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц». Формирование культуроведческой компетентности через содержание и организацию учебного занятия.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:

Данный урок – урок объяснения нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.

Использованы УМК:

             1.С.И. Львова, В.В. Львов  Русский язык: Учебник для 5 класса

                общеобразовательных учреждений – М.: «Мнемозина», 2009.

             2. Г.А.Богданова «Уроки русского  языка в 5  классе. – М.:                  

                Издательский дом «Генжер», 2009

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.

  1. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ   РАЗМИНКА  СЛАЙД № 3- 6
  2. Учитель:

- Свой урок мы начнём с лингвистическоё разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.

Лицо, руководящее оркестром или хором

Опытный, бывалый, испытанный в боях воин

Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира

- Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся. Устно составьте с ними предложения

  1. НЕМНОГО  ИСТОРИИ СЛАЙД  № 8

В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».

  1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА  СЛАЙД № 7

- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

- Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/

  1. ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ  - ИСКЛЮЧНИЯМИ. СЛАЙД №9

- Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.

Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц!»

- Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:

- Какие условия написания  буквы И после Ц вы узнали?

- Когда пишется буквы Ы после Ц?  

     IV.   ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель:

- Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие  листы. Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания

1.РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 10

2.ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ СЛАЙД № 11

3. ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ  СЛАЙД № 12

4. БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД № 13 – 14

Ц..ферблат                        Проказниц..

Ц..тировать                       Революц..я

Ц..плячий                          Ц..клон

Лекц..я                               Ц..ганские

Синиц..н                            Акц..я

5. ПРОВЕРЬ СЕБЯ СЛАЙД № 15

6. ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ СЛАЙД № 16


А)Ра..писание

Бе..болезненный

Во..стание

И..парение

 Б)Р..стение

Прор..сли

Отр..сль

Выр..щенный

В)Ра..брелись

Ра..таял

Бе..полезно

..делать

Г)Ц..тата

Ц..пячий

Лекц..я

Ц..клоп

7. ИГРА «ЭРУДИТ» СЛАЙД №17

Составьте слово

Прилетел (приставка)

Земля        (корень)

Вилять      (суффикс)

Решаешь   (окончание)

Светится   (постфикс)

- составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.

/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./

8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ   СЛАЙД № 18

1.В свои висячие дворц..  летят хозяева скворц.. .

2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!

3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.

4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.

5. Отец привез детям гостинц.. .

6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.

9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ СЛАЙД № 19

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

           А) ц..рк;   Б) делегац..я;  В) ц..ганочка;  Г) ц..фра.

2.  Укажите слово, в котором в корне пишем И:

           А) ц..кнуть;                        Б) ц..новка;

           В) ц..плёночек;                  Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

          А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

          Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ СЛАЙД № 20

1. Составьте текст  из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму  «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.

 2. Упражнение  698.

VI. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ   ПОШУШУКАЕМСЯ» СЛАЙД № 21

Я понял, что…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Методическая разработка урока русского языка "Тема Буквы и-ы после ц"

Класс  6Предмет  русский языкТема  Буквы и-ы после цЦели:Предметные- познакомить обучающихся с орфограммой «Буквы ы-и после ц»- формировать умение применять орфограмму в зависимос...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Конспект к уроку русского языка по теме "О-Е после шипящих и Ц в различных частях слова"

  На данном уроке реализуется ряд общедидактических принципов.   Принцип научности: языковые явления преподнесены с точки зрения современного состояния лингвистической науки, отс...

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа

Предлагается информационный и дидактический материал, задания  для организации самостоятельной работы пятиклассников в условиях дистанционного обучения....