Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (база)
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

     Рабочая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для 10-11 классов автор Н.Г.Гольцова // Гольцова Н.Г. Прогамма курса «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 16 с.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., испр.

     и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.

2) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 112 с.

3) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. -  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 216 с.

4) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие / Под  ред. проф.

     Н.Г.Гольцовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 280 с..

5) Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд.. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 336 с.

6) Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – 2-е изд..

     -    М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 96 с.

 

 

  Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_p_po_rus_yaz_10_klass.doc278 КБ

Предварительный просмотр:


Департамент образования Администрации города Ноябрьска





Муниципальное общеобразовательное учреждение



«Средняя общеобразовательная школа №8»





«Рассмотрено»                                                                      «Согласовано»                                                                          «Утверждаю»



на заседании методического                                                 Заместитель директора по                                                         Директор МОУ СОШ№8



объединения учителей                                                           УВР__________________                                                          _____________________



русского языка и литературы



Протокол №________                                                            от «____» сентября  2009 года                                                  от «____» сентября 2009 года



от «____» сентября 2009 года





Руководитель методического



объединения:_____________







Рабочая программа



по русскому языку



для 10а,в  классов



1 час в неделю (всего 35 часов)











                                                                                                                                                                     Составитель: учитель русского языка



                                                                                                                                                                     и литературы  МОУ СОШ №8



                                                                                                                                                                     Калашникова Виктория Александровна

















2009-2010 уч.г.




Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку для 10а класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для 10-11 классов автор Н.Г.Гольцова // Гольцова Н.Г. Прогамма курса «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.- 4-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 16 с.

    Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

1) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., испр.

     и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.

2) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах. 10-11 классы. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 112 с.

3) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10-11 классы. -  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 216 с.

4) Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие / Под  ред. проф.

     Н.Г.Гольцовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 280 с..

5) Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – 5-е изд.. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 336 с.

6) Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – 2-е изд..

     -    М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 96 с.

  Программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

    Программой предусмотрено проведение:

- контрольных работ – 3;

    Рабочая программа имеет цели обучения:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
  4. обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  5. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

        На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

  1. приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
  2. овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;
  3. формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;
  4. освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

    Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

        Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме итогового теста в формате ЕГЭ.

Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения русского языка ученик должен

знать / понимать

  1. связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  2. смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  3. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  4. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  2. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  3. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
  3. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  4. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  5. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  2. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  3. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. совершенствования коммуникативных способностей; РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ К РЕЧЕВОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ, межличностному общению, сотрудничеству;
  5. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Сравнительный перечень дидактических единиц (тем) содержания обучения

В примерной программе основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения

В программе курса «Русский язык» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. Гольцовой Н.Г.

В учебнике Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А.

Русский язык 10-11 классы

10 класс

В учебнике Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В., Мищериной М.А

Русский язык 10-11 классы

11 класс

10 класс

Русский язык в современном мире. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в кругу языков народов России. Формы существования русского национального языка. Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Функциональные стили, разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. использование нормативных словарей.

Введение

    Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительности русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

    Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

    Русский язык как один из мировых языков.

    Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

    Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

    Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Слово о русском языке (вступительная статья)

Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Лексика, заимствованная русским языком из других языков, особенности ее освоения. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения. Выбор из синонимического ряда нужного слова с учетом его значения и стилистических свойств.

Лексика. Фразеология. Лексикография

    Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

    Слово и его значение.

    Однозначность и многозначность слов.

    Изобразительно-выразительные средства русского языка.

    Омонимы и их употребление.

    Паронимы и их употребление.

    Синонимы и их употребление.

    Антонимы и их употребление.

    Происхождение лексики современного русского языка.

    Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

    Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

    Лексикография.

Слово и его значение .

Однозначность и многозначность слов.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Омонимы и их употребление.

Паронимы и их употребление.

Синонимы и их употребление.

Антонимы и их употребление.

Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.

Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Лексикография.

Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы. Роль орфоэпии в устном общении. Основные нормы современного литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных. Произношение некоторых грамматических форм. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств. Нормы ударения в современном русском языке. Допустимые варианты произношения и ударения.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

    Основные понятия Фонетики, графики, орфоэпии.

    Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор.

Звуки и буквы.

Фонетический разбор.

Морфемика и словообразование

    Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.

    Морфемный разбор слова.

    Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари.

    Словообразовательный разбор.

    Основные способы формообразования в современном русском языке.

Состав слова.

Морфемный разбор слова.

Словообразование.

Словообразовательный разбор.

Формообразование.

Орфографические нормы. Разделы русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Морфология и орфография

    Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

    Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания.

    Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

    Чередующиеся гласные в корне слова.

    Употребление гласных после шипящих.

     Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э,Е,Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.

    Правописание звонких и глухих согласных.

    Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

    Правописание двойных согласных.

    Правописание гласных и согласных в приставках..

    Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

    Употребление Ъ и Ь.

    Употребление прописных букв.

    Правила переноса слов.  

Принципы русской орфографии.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих.

Употребление гласных после Ц.

Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках..

Приставки ПРЕ- и ПРИ-.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв.

Правила переноса слов.  

Грамматические и орфографические нормы

Части речи

Имя существительное

    Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных.

    Морфологический разбор имен существительных.

    Правописание падежных окончаний имен существительных. Варианты падежных окончаний.

    Гласные в суффиксах имен существительных.

    Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное

    Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. переход прилагательных из одного разряда в другой.

    Морфологический разбор имен прилагательных.

    Правописание окончаний имен прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на –ий.

    Правописание суффиксов имен прилагательных.

    Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Имя числительное

    Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. особенности употребления числительных разных разрядов.

    Морфологический разбор числительных.

    Склонение имен числительных.

    Правописание имен числительных.

    Употребление имен числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных.

Местоимение

    Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений.

    Морфологический разбор местоимений.

    Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ТЫ и ВЫ. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.

Глагол

    Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования  и функционирования. Категория времени глагола. Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола.

    Морфологический разбор глаголов.

    Правописание глаголов.

Причастие как особая форма глагола. Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий.

    Морфологический разбор причастий.

    Образование причастий.

    Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

    Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

    Морфологический разбор деепричастий.

Наречие

Наречие как часть речи. Разряды наречий.

    Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.

Слова категории состояния

Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на –о, -е и кратких прилагательных ср.р.ед.ч.

   Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог

Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов.

    Морфологический разбор предлогов.

    Правописание предлогов.

Союзы и союзные слова

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

    Морфологический разбор союзов.

    Правописание союзов.

Частицы

    Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц.

    Морфологический разбор частиц.

    Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие

    Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.

    Морфологический разбор междометий.

    Правописание междометий.

    Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Имя существительное как часть речи.

Морфологический разбор имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных.

Гласные в суффиксах имен существительных.

Правописание сложных имен существительных.

Имя прилагательное как часть речи.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Правописание окончаний имен прилагательных.

Правописание суффиксов имен прилагательных.

Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.

Правописание сложных имен прилагательных.

Имя числительное как часть речи.

Морфологический разбор числительных.

Склонение имен числительных.

Правописание имен числительных.

Употребление имен числительных в речи.

Местоимение как часть речи.

 Морфологический разбор местоимений.

Правописание местоимений.

Глагол как часть речи.

Морфологический разбор глаголов.

Правописание глаголов.

Причастие как глагольная форма.

Морфологический разбор причастий.

Образование причастий.

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Деепричастие как глагольная форма.

Морфологический разбор деепричастий.

Наречие как часть речи.

Морфологический разбор наречий.

Правописание наречий.

Слова категории состояния

Морфологический разбор слов категории состояния.

Предлог как служебная часть речи.

Морфологический разбор предлогов.

Правописание предлогов.

Союз как служебная часть речи. Союзные слова.

Морфологический разбор союзов.

Правописание союзов.

Частицы.

Морфологический разбор частиц.

Правописание частиц.

Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление.

Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова.

Морфологический разбор междометий.

11 класс

Принципы русской пунктуации.

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим.

Знаки препинания в конце предложений; знаки препинания внутри простого предложения; знаки препинания между частями сложного предложения; знаки препинания при передаче чужой речи; знаки препинания в связном тексте.

Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности.

Пунктуационные нормы.

Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста.

Основные особенности устной и письменной речи. Развитие умений монологической и диалогической речи в разных сферах общения. Диалог в ситуации межкультурной коммуникации.

Взаимосвязь языка и культуры. Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Языковая норма и ее особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические нормы русского литературного языка.

Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Осуществление выбора наиболее точных языковых средств в соответствии со сферами и ситуациями речевого общения.

Функциональные стили (научный, официально-деловой, публицистический), разговорная речь и язык художественной литературы как разновидности современного русского языка.

Язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка. Основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка.

Текст и его место в системе языка и речи.

Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

    Основные понятия синтаксиса и пунктуации.

Основные синтаксические единицы.

Основные принципы русской пунктуации.

Пунктуационный анализ

    Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

    Предложение

    Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

    Простое предложение

    Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

    Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

    Синонимия разных типов простого предложения.

    Простое осложненное предложение

    Синтаксический разбор простого предложения.

    Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных  членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

    Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

    Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

    Параллельные синтаксические конструкции.

    Знаки препинания при сравнительном обороте.

    Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

    Сложное предложение

    Понятие о сложном предложении.

    Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

    Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

    Период. Знаки препинания в периоде.

    Синонимия разных типов сложного предложения.

    Предложения с чужой речью

    Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

    Употребление знаков препинания

    Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

   

КУЛЬТУРА РЕЧИ

    Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

    Правильность речи.

    Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфографические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

    Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

    Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

    Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

СТИЛИСТИКА

    Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

   Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль.

    Особенности литературно-художественной речи.

 

    Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

    М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов

Основные принципы русской пунктуации.

Словосочетание

Виды синтаксической связи.

Понятие о предложении. Классификация предложений.

Виды предложений по цели высказывания.

Виды предложений по эмоциональной окраске.

Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Распространенные и нераспространенные предложения.

Полные и неполные предложения.

Тире в неполном предложении.

Соединительное тире. Интонационное тире.

Простое осложненное предложение.

Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях.

Знаки препинания при однородных  членах, соединенных неповторяющимися союзами.

Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Обособленные и необособленные определения.

Обособленные приложения.

Обособленные обстоятельства.

Обособленные дополнения.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными.

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Период. Знаки препинания в периоде.

Сложное синтаксическое целое и абзац.

Способы передачи чужой речи.

Знаки препинания при прямой речи.

Знаки препинания при диалоге.

Знаки препинания при цитатах.

Сочетание знаков препинания.

Факультативные знаки препинания.

Авторская пунктуация.

Язык и речь.

Правильность русской речи.

Типы норм литературного языка.

О качествах хорошей речи.

Научный стиль.

Официально-деловой стиль.

Публицистический стиль.

Разговорный стиль.

Художественный стиль.

Анализ текста.

М.В.Ломоносов, А.Х.Востоков, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, Я.К Грот, А.А.Шахматов, Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов

Сравнительный анализ показал полное соответствие  авторской программы  Гольцовой Н.Г.  и учебника  Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.,

Мищериной М.А. Русский язык. 10-11 классы Примерной программе  среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень).

Литература, контрольно-измерительные материалы:

  1. Иванова С.Ю. ЕГЭ. Русский язык. Сборник. Типовые тестовые задания: учебно-методическое пособие / С.Ю.Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 215 с. (Серия «ЕГЭ. Сборник»)
  2. Цыбулько И.П. ЕГЭ 2008. Русский язык. Тренировочные задания / И.П. Цыбулько, С.И.Львова, В.А.Коханова. – М.: Эксмо, 2008. – 120 с.
  3. Малюшкин А.Б., Крамаренко Г.М. Русский язык. ЕГЭ – 2008: Тренировочные типовые задания с ответами. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
  4. Русский язык: реальные тесты и ответы. – Сергиев Посад: ФОЛИО, 2008. – 268 с. – (Единый государственный экзамен – 2008)
  5. Единый государственный экзамен 2008 : Контрол. измерит. материалы: Рус. яз. / В.И.Капинос (рук.), С.И.Львова, Л.И.Пучкова и др.; М-во образования РФ. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2008. – 128 с.
  6. ЕГЭ 2008. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.-сост. И.П.Цыбулько, В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.Ю.Бисеров, Ю.Н.Гостева, В.В.Львов, И.Б.Маслова, Н.В.Соколова. – М.: Эксмо, 2008.- 384 с.
  7. Меркин Б.Г., Смирнова Л.Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и справочные материалы. Тесты. – 3-е изд., испр. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 432 с.
  8. Огай О.Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.- 64 с. (Готовимся к ЕГЭ)
  9. Русский язык и культура речи. Нормы русского литературного языка: Учебное пособие / Под ред. проф. О.В.Загоровской. – Воронежский госпедуниверситет, 2004. – 243 с.
  10. Загоровская О.В., Григоренко О.В. Русский язык: Пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. В 2-х частях. Воронеж: Издательство «Научная книга», 2004. – 167 с.
  11. Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе. Пособие для подготовки к ЕГЭ / Серия «Егэ». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 192 с.

Учебно-тематический план

№ урока

Тема

Количество часов

В том числе:

Изложения, сочинения

Контрольные работы

1

Слово о русском языке

1

2-7

Лексика. Фразеология. Лексикография.

6

1

8-9

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

2

10-11

Морфемика и словообразование.

2

12-35

Морфология и орфография.

24

12-17

Орфография

6

1

18-19

Имя существительное как часть речи

2

20-21

Имя прилагательное как часть речи

2

22-23

Имя числительное как часть речи

2

24

Местоимение как часть речи

1

25

Глагол как часть речи

1

26

Причастие как глагольная форма

1

27

Деепричастие как глагольная форма

1

28

Наречие как часть речи

1

29

Слова категории состояния

1

30

Предлог как служебная часть речи

1

31

Союз как служебная часть речи

Союзные слова

1

32-33

Частицы

2

34

Междометия как особый разряд слов

1

35

Контрольная работа

1

1

                                                        Итого:

35

3

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 10а классе

№ п/п

Дата, план/факт

Тема, тип урока, форма проведения

Элемент содержания

Требования к уровню достижений

Контрольно-оценочная деятельность

Домашнее задание

Средства обучения

Иметь представление

Знать

Уметь, иметь опыт, применять на практике

Вид

Форма

*

демонстрации

*

Интернет-ресурсы, средства мультимедиа

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Слово о русском языке

Урок усвоения новых знаний

Функции языка в современном мире; происхождение русского языка; литературный язык как высшая форма существования языка; нормированность литературного языка; функциональные стили русского языка.

Иметь представление: об основных функциях языка в современном мире; об истоках русского языка; о том, почему литературный язык является высшей формой языка; об основных функциональных стилях  русского языка;

Знать: основные функции языка в современном мире; истоки русского языка; почему литературный язык является высшей формой языка; основные функциональные стили русского языка;

Уметь: рассказать об основных функциях языка в современном мире; доказать, почему литературный язык является высшей формой языка; аргументировано охарактеризовать основные функциональные стили русского языка.

Назвать имена ученых, которые внесли свой вклад в развитие науки о языке (лингвистики). (М.В.Ломоносов, Ф.И.Буслаев, В.И.Даль, В.В.Виноградов, С.И.Ожегов и др.)

Индивидуально подготовить доклад об одном из ученых.

Раздел 1

Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов + 1 час к.р.)

2

Лексика. Слово и его значение

Повторительно-обобщающий урок

Лексика – один из разделов науки о языке; основные понятия лексики; слово и его лексическое значение; многозначные и однозначные слова.

Иметь представление: о том, что изучается в разделе Лексика, каковы основные понятия лексики

Знать: основные понятия лексики; как отличить многозначное слово от однозначного.

Уметь: работать с толковым словарем; употреблять в речи нужное по смыслу значение многозначного слова; дать толкование лексического значения слова; определять лексическое значение слова по толковому словарю; соотносить слово и его лексическое значение.

1. Подготовить связный рассказ на тему «Слово и его лексическое значение» (параграф 1-2), выделить в нем вступление, основную часть, заключение, подобрав иллюстративный материал (примеры).

2.

Толковые словари Ожегова, Ушакова, Словарь иностранных слов.

3

Изобразительно-выразительные средства языка

Повторительно-обобщающий урок

Общее понятие изобразительно-выразительных средств языка; лексические изобразительно-выразительные средства языка: тропы (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, перифраза).

Иметь представление: об основных лексических изобразительно-выразительных средствах  языка и их отличительных чертах.

Знать: основные лексические изобразительно-выразительные средства языка и их отличительные черты.

Уметь: находить в художественной речи тропы и объяснять их роль в создании художественного образа; употреблять в своей речи основные лексические средства выразительности.

Повторить параграф 3, выполнить упражнения 9,10,11 (по заданию).

Таблица изобразительно-выразительных средств языка

4

Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы

Повторительно-обобщающий урок

Омонимы и их особенности; паронимы и их особенности; синонимы, их основные типы; антонимы, их основные типы.

Иметь представление: об омонимах и их особенностях; о паронимах и их особенностях; о синонимах, их основных типах; об антонимах и их основных типах

Знать: определение омонимов, омографов, омофонов, омоформ; определение паронимов; какие группы слов называются синонимами; какие группы слов называются антонимами.

Уметь: различать омографы, омофоны и омоформы; уметь дать толкование лексического значения паронимов; правильно употреблять паронимы в речи; находить в предложенных текстах синонимы и антонимы; определять роль синонимов и антонимов в тексте.

Параграфы 4-7. Выполнить упражнения 15,16,19 (по заданию); упражнения 21, 22, 29 (устно); упражнение 26 (письменно).

Словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.

5

Происхождение лексики. Лексика общеупотребительная и имеющая ограниченную сферу употребления

Повторительно-обобщающий урок

Лексика исконно русская и заимствованная; происхождение исконно русской лексики; пути появления в языке заимствованных слов; старославянизмы – особый пласт ранних заимствований, признаки старославянизмов, особенности стилистической окраски старославянизмов; понятие об общеупотребительной лексике и лексике, имеющей ограниченную сферу употребления; диалектизмы; профессионализмы; жаргонизмы.

Иметь представление: о происхождении исконно русской лексики; о путях появления в языке заимствованных слов; о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики; основные группы слов по сфере их употребления в речи; какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке.

Знать: о происхождении исконно русской лексики; о путях появления в языке заимствованных слов; о старославянизмах как особой группе заимствованной лексики; основные группы слов по сфере их употребления в речи; какие причины вызывают ограниченное употребление слов в русском языке.

Уметь: логически верно и полно рассказать о происхождении лексики русского языка; опираясь на толковый словарь, разъяснять значение иноязычных слов; употреблять в речи заимствованные слова; находить в тексте слова общеупотребительные, диалектные и профессиональные; избегать в собственной речи жаргонных слов и выражений.

Творческая работа по вариантам

(изложение- миниатюра/ сочинение-миниатюра)

Параграфы 8,9,10. Упражнения 32,33,34 – подготовиться к словарному диктанту. Упражнения 35,36 (письменно). Упражнения 40,41 (по заданию).

Толковые словари Ожегова, Ушакова, Словарь иностранных слов.

6

Фразеология. Лексикография

Повторительно-обобщающий урок

Фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.

Иметь представление: о фразеологических оборотах; об основных источниках появления фразеологизмов; о значении основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи; об основные типах словарей русского языка

Знать: определение фразеологических оборотов; основные источники появления фразеологизмов; значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи; основные типы словарей русского языка.

Уметь: объяснять значение устойчивых оборотов речи; пользоваться справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации.

Словарный диктант

Задание по группам.

1.Слово и его значение. Многозначные слова.

2.Изобразительно-выразительные средства  русского языка.

3.Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы.

4.Происхождение лексики современного русского языка. Устаревшие слова и неологизмы.

5.Фразеология и лексикография.

Используйте вопросы и задания для повторения на стр.32.

Фразеологический словарь.

«Крылатые слова» Ашукин, Ашукина

7

Контрольная работа (тест)

Урок контроля

Тест в формате ЕГЭ

Уметь решать тест в формате ЕГЭ.

Стартовый

Тест в формате ЕГЭ

Раздел 2

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

8

Звуки и буквы

Повторительно-обобщающий урок

Фонетика – один из разделов науки о языке; понятие звука и буквы; процессы чередования гласных и согласных звуков; фонетический разбор слов.

Иметь представление: об основных характеристиках гласных звуков; об основных характеристиках  согласных звуков; о том, чем различаются звук и буква; какие буквы звуков не обозначают; какие буквы и в каких случаях обозначают два звука; о существовании чередований звуков; о порядке фонетического разбора слов.

Знать: определение фонетики; основные характеристики гласных звуков; основные характеристики согласных звуков; чем различаются звук и буква; какие буквы звуков не обозначают; какие буквы и в каких случаях обозначают два звука; о существовании чередований звуков; порядок фонетического разбора слов.

Уметь: соотносить графическое написание слова и его фонетическую транскрипцию; объяснять фонетические процессы, отраженные или не отраженные в графическом написании слова.

Параграф 13. Упр.49 (списать, сделать фонетический разбор 4 слов по выбору).

Дать характеристику гласных и согласных звуков в словах: предметы, теряли, постепенно, ослабевало, свистнула, встрепенулась.

Таблицы по фонетике

Схема фонетического разбора слова

9

Орфоэпия.

Повторительно-обобщающий урок

Орфоэпия как раздел науки о языке; нормы произношения гласных и согласных звуков.

Иметь представление: об орфоэпии как разделе  науки о языке; о  нормах произношения гласных и согласных звуков

Знать: что изучает орфоэпия; что называется орфоэпической нормой; какие нормы произнесения существуют для гласных звуков; какие произносительные нормы существуют для согласных звуков.

Уметь: соблюдать орфоэпические нормы в обыденной речи.

Параграф 14. Упражнение 53, вопросы и задания для повторения на стр.40.

Орфоэпический словарь

Раздел 3

Морфемика и словообразование (2 часа)

10

Состав слова

Повторительно-обобщающий урок

Морфемика как раздел науки о языке; состав слова; слова и морфемы; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова, особенности, классификация, способы выделения в слове; сущность и порядок морфемного разбора слова.

Иметь представление: о морфемике как разделе  науки о языке; о составе слова; об аффиксах словообразующих и формообразующих; об основе слова, особенностях, классификации, способах выделения в слове; о сущности и порядке морфемного разбора слова.

Знать: как называется наука, изучающая части слова и способы образования новых слов; название и особенности основных морфем русского языка; какая часть слов называется основой; какие части слова могут входить в состав основы; признаки производной и непроизводной основы; признаки простой и сложной основы; порядок морфемного анализа слова.

Уметь: находить значимые части слова; определять их роль в слове; находить основу слова; давать характеристику основы слова; уметь выполнять морфемный разбор слова; различать процессы слово- и формообразования.

Ответить на вопросы на стр.47,49. Упражнение 64 (по заданию). Упражнение 69 (по заданию).

Таблицы по словообразованию

Схема морфемного разбора слов

11

Словообразование. Формообразование

Повторительно-обобщающий урок

Сущность словообразования; основные способы словообразования в русском языке; различие между однокоренными словами и формами одного и того же слова; сущность формообразования, основные способы формообразования в русском языке.

Иметь представление:

об основных способах словообразования в русском языке; о различии между однокоренными словами и формами одного и того же слова; о сущности формообразования, об основных способах формообразования в русском языке.

Знать: основные способы образования слов в русском языке; основные виды словообразовательных словарей; порядок словообразовательного разбора слова.

Уметь: определять, каким способом образовано анализируемое слово; различать морфологические и неморфологические способы образования слов; выполнять словообразовательный разбор предложенных к анализу слов; пользоваться словообразовательным словарем для уточнения способа образования слова.

Параграфы 15,16,17. Упражнения

Вопросы и задания для повторения на стр.58.

Таблицы по словообразованию

Схема морфемного разбора слов

Раздел 4

Морфология и орфография (22 часа + 2 часа к.р.)

12

Принципы русской орфографии

Повторительно-обобщающий урок

Особенности морфологии как одного из разделов науки о языке; сущность и значение орфографии; правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; правописание чередующихся гласных в корне слова.

Иметь представление: о сущности и значении орфографии; о правописании безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением; о правописании чередующихся гласных в корне слова.

Знать: какие вопросы изучаются в курсе морфологии; предмет изучения орфографии; правила правописания безударных гласных в корне слова.

Уметь: узнавать и осознавать в слове правописное затруднение, связанное с написанием безударных гласных (опознавательный этап); определять условия выбора верного написания (выборочный этап); на основании правила делать выбор написания (этап решения орфографической задачи).

Повторить параграф 20 (1-4). Упр.96 (устно), упр.104 (по заданию).

13

Употребление гласных после шипящих и ц. Буквы э, е,  ё и сочетание йо

Повторительно-обобщающий урок

Традиционные написания гласных после шипящих; правописание гласных о/ё после шипящих и ц в корнях слов; правописание гласных о/е/ё после шипящих и ц в окончаниях слов; правописание букв о/е/ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи. Употребление гласных после ц; употребление букв э/е/ё и сочетания йо в различных морфемах.

Иметь представление: о правописании гласных о/е/ё после шипящих и ц в окончаниях слов; о правописании букв о/е/ё после шипящих и ц в суффиксах слов различных частей речи.

Знать: состав слова; части речи; употребление гласных после шипящих и ц; употребление букв э, е, ё и сочетаний йо в различных морфемах.

Уметь: распознавать морфемы в словах; определять часть речи; правильно писать гласные после шипящих и ц; правильно употреблять гласные э, е, ё и сочетание йо в различных морфемах.

Словарная работа

Повторить параграфы 21,22,23. Упр.116

Таблицы по орфографии

14

Правописание звонких и глухих, непроизносимых и двойных согласных

Повторительно-обобщающий урок

Звонкие и глухие согласные; непроизносимые согласные; двойные согласные.

Иметь представление: о звонких и глухих согласных; о непроизносимых согласных; двойных согласных.

Знать: правописание звонких и глухих согласных; правописание непроизносимых согласных; правописание двойных согласных.

Уметь: находить в словах звонкие и глухие, непроизносимые и двойные согласные; правильно писать указанные орфограммы в словах.

Словарная работа

Параграфы 24-25. Упр. 130,133,135,136. Подготовка к словарному диктанту.

Таблицы по орфографии

15

Правописание гласных и согласных в приставках

Повторительно-обобщающий урок

Приставки, пишущиеся в соответствии с морфологическим принципом; приставки, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; написание приставок, зависящее от ударения и от значения.

Иметь представление: о приставках, пишущихся в соответствии с морфологическим принципом; о приставках, правописание которых определяется фонетическим принципом орфографии; о написании приставок, зависящем от ударения и от значения.

Знать: правописание приставок, зависящее от значения; правописание приставок, основанное на фонетическом принципе; правописание приставок, основанное на морфологическом принципе.

Уметь: правильно писать приставки в словах.

Словарный диктант

Параграфы 26,27,28. Упр.150(письменно).

Таблицы по орфографии

16

Употребление ъ и ь. Употребление прописных букв. Правила переноса

Повторительно-обобщающий урок

Функции твердого и мягкого знаков; строчные и прописные буквы; правила переноса.

Иметь представление: о функции твердого и мягкого знаков; о строчных и прописных буквах; о правилах переноса.

Знать: функции ъ и ь; правила переноса слов; в каких случаях пишется прописная буква, а в каких – строчная.

Уметь: правильно переносить слова; определять функции ъ и ь и в соответствии с этим правильно писать слова; различать строчные и прописные буквы.

Параграфы 29,30,31.

Упр. 162,164 (по заданию); вопросы и задания для повторения на стр.104.

Таблицы по орфографии

17

Контрольная работа (тест)

Урок контроля

Тест в формате ЕГЭ

Уметь решать тест в формате ЕГЭ.

Итоговый за 1 п/г

Тест в формате ЕГЭ

Части речи

18

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний

Повторительно-обобщающий урок

Лексико-грамматические разряды; род и число имен существительных; склонение; правописание падежных окончаний.

Иметь представление: о лексико-грамматических разрядах имен существительных; о  роде и числе имен существительных; о склонении; правописании падежных окончаний.

Знать: лексико-грамматические разряды имен существительных; род, число, падеж и склонение имен существительных; правописание падежных окончаний имен существительных.

Уметь: делать морфологический разбор имен существительных; не ошибаться в написании падежных окончаний имен существительных; выбирать нужный вариант падежных окончаний в речи.

Словарный диктант

Параграфы 32,33. Упр. 174 (весь класс), упр. 175 или 176 (по выбору).

Таблицы по орфографии

19

Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Суффиксы –ек/-ик, -енк/-инк, -ец/-иц, -ичк/-ечк, -оньк/-еньк, -ышк/-юшк, -чик/-щик имен существительных; слитные и дефисные написания сложных имен существительных.

Иметь представление: о правописании суффиксов имен существительных; о правилах написания сложных имен существительных.

Знать: правописание суффиксов имен существительных; правила написания сложных имен существительных.

Уметь: правильно писать суффиксы имен существительных; делать верный выбор в пользу слитного или дефисного написания имен существительных.

Параграфы 34,35. Упр.193 (подготовиться к словарному диктанту), упр.194. Ответить на вопросы для повторения и обобщения  на стр.126.

Таблицы по орфографии

20

Имя прилагательное как часть речи. Правописание окончаний имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Качественные, относительные и притяжательные прилагательные; сравнительная и превосходная степени имен прилагательных; полные и краткие формы имен прилагательных; переход имен прилагательных из одного разряда в другой; склонение качественных и относительных прилагательных.

Иметь представление: о лексико-грамматических разрядах прилагательных; о склонении качественных и относительных имен прилагательных.

Знать: определение имени прилагательного; лексико-грамматические разряды прилагательных; склонение качественных и относительных имен прилагательных.

Уметь: делать морфологический разбор имени прилагательного; правильно писать окончания имен прилагательных.

Словарный диктант

Параграфы 36,37. Упр.205,206.

Таблицы по орфографии

21

Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных

Повторительно-обобщающий урок

Суффиксы –к-/-ск-, -ев-/-ив-, -лив-/-чив-, -ов-/-оват-/-овит-, -инск-, -оньк-/-еньк-, -ан-/-ян-, -ын-/-ин-, -ен-/-енн-/-онн- имен прилагательных; слитные и дефисные написания сложных имен прилагательных.

Иметь представление: о правописании суффиксов имен прилагательных;

Знать: правописание суффиксов имен прилагательных; правописание –н- и –нн- в суффиксах имен прилагательных; правописание сложных имен прилагательных.

Уметь: мотивировать свой выбор при написании н и нн в именах прилагательных; отличать сложные имена прилагательные, пишущиеся через дефис, от словосочетаний наречие + прилагательное, пишущихся раздельно.

Параграфы 38,39,40. Упр.218,221. Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Имя прилагательное» на стр. 143.

Таблицы по орфографии

22

Имя числительное как часть речи. Склонение и правописание имен числительных

Повторительно-обобщающий урок

Имена числительные количественные, порядковые, собирательные; простые, сложные, составные. Склонение имен числительных; слитные, дефисные и раздельные написания имен числительных.

Иметь представление: об именах числительных количественных, порядковых, собирательных; простых, сложных, составных, о склонении имен числительных; слитных, дефисных и раздельных написаниях  имен числительных.

Знать: определение имени числительного; разряды и виды имен числительных; правописание имен числительных; склонение имен числительных.

Уметь: делать морфологический разбор имени числительного; склонять имена числительные; правильно писать имена числительные.

Фронтальный опрос

Выборочный диктант

Параграфы 41,42,43. Упр227.

Таблицы по орфографии

23

Употребление имен числительных в речи

Повторительно-обобщающий урок

Особенности употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных, числительных полтора, два, три, четыре.

Иметь представление: об особенностях употребления числительных один, оба/обе, собирательных числительных, числительных полтора, два, три, четыре.

Знать: особенности употребления в речи числительных один; оба/обе; полтора, два, три, четыре; собирательных числительных.

Уметь: правильно употреблять в речи имена числительные.

Параграф 44, упр.230; вопросы и задания для повторения и обобщения по теме на стр.151.

Таблицы по орфографии

24

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

Повторительно-обобщающий урок

Местоимения личные, возвратные, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные; правописание местоимений.

Иметь представление: о лексико-грамматических разрядах местоимений; об особенностях изменения местоимений; о правописании местоимений.

Знать: лексико-грамматические разряды местоимений; особенности изменения местоимений; правописание местоимений.

Уметь: делать морфологический разбор местоимения; правильно употреблять местоимения в речи; правильно писать местоимения; склонять местоимения.

Фронтальный опрос

Индивидуальная работа по карточкам

Параграфы 45,46, упр.238,239 (устно). Вопросы для повторения на стр.157.

Таблицы по орфографии

25

Глагол как часть речи. Правописание глаголов

Повторительно-обобщающий урок

Инфинитив; категория вида (совершенный и несовершенный); переходность/непереходность; возвратные глаголы; категория наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); категория времени; спряжение; правописание глаголов.

Иметь представление: об инфинитиве; категории  вида (совершенный и несовершенный); переходности/непереходности; возвратности глаголов; категории наклонения (изъявительное, повелительное, сослагательное); категории времени; спряжении; правописании глаголов.

Знать: определение глагола; грамматические категории глагола; образование глагола; правописание глагола.

Уметь: делать морфологический разбор глагола; правильно писать личные окончания глагола; правильно писать суффиксы глагола; употреблять ь в глагольных формах, если это необходимо.

Параграфы 47,48, упр.248,256,258. Вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Глагол» на стр.169.

Таблицы по орфографии

26

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий

Повторительно-обобщающий урок

Причастия действительные и страдательные; переходность/непереходность, возвратность/невозвратность, вид, время, род, число, падеж.

Иметь представление: о причастиях действительных и страдательных; о переходности /непереходности, возвратности/невозвратности, виде, времени, роде, числе, падеже причастий

Знать: определение причастия; разряды по значению; признаки глагола и прилагательного; образование причастий; правописание причастий.

Уметь: находить вид и залог причастий; различать причастия и отглагольные прилагательные; правильно писать суффиксы причастий.

Теоретический опрос

Индивидуальная работа по карточкам

Параграфы 49,50,51, упр.262,267, вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Причастие» на стр.178.

Таблицы по орфографии

27

Деепричастие как глагольная форма

Повторительно-обобщающий урок

Деепричастия несовершенного и совершенного вида; совмещение признаков глагола и наречия.

Иметь представление: о деепричастиях, об их разрядах по значению, о способах образования деепричастий

Знать: определение деепричастия; разряды по значению; признаки глагола и наречия; способы образования.

Уметь: находить деепричастия в тексте; различать деепричастия совершенного и несовершенного вида; правильно употреблять деепричастия в речи, избегая стилистических ошибок; правильно ставить знаки препинания при деепричастных оборотах.

Словарный диктант

Параграф 52,

упр. 275, вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Деепричастие» на стр.182.

Таблицы по орфографии

28

Наречие как часть речи. Правописание наречий

Повторительно-обобщающий урок

Наречия обстоятельственные (времени, места, условия, причины, цели) и определительные (качества, количества и образа действия); гласные на конце наречий, наречия на шипящую, отрицательные наречия; слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Иметь представление: о разрядах по значению наречий, о степени сравнения наречий , об их правописании

Знать: определение наречия; разряды по значению; степени сравнения; правописание наречий.

Уметь: определять разряд по значению; образовывать степени сравнения; правильно писать наречия.

Параграфы 53,54, упр.286, вопросы и задания для повторения и обобщения по теме «Наречие» на стр.190.

Таблицы по орфографии

29

Слова категории состояния

Повторительно-обобщающий урок

Состояние человека, окружающей среды, оценка действий.

Иметь представление: о словах категории состояния

Знать: определение слов категории состояния; морфологический разбор слов категории состояния.

Уметь: находить слова категории состояния в речи; различать слова категории состояния, наречия и краткие прилагательные.

Словарный диктант

Параграф 55, упр.291.

Вопросы для повторения на стр.192.

Служебные части речи

30

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов

Повторительно-обобщающий урок

Предлоги простые и сложные, производные и непроизводные; отношения пространственные, временные, причинные, целевые.

Иметь представление: о предлогах и их разрядах, о правописании производных предлогов

Знать: определение предлога; какие отношения выражаются с помощью предлогов; виды предлогов по структуре и по происхождению; правописание предлогов.

Уметь: отличать предлоги от других частей речи; грамотно писать предлоги.

Словарный диктант

Фронтальный опрос-беседа

Параграфы 56,57, упр.301

Таблицы по орфографии

31

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Правописание союзов

Повторительно-обобщающий урок

Союзы, союзные слова, союзы производные и непроизводные, простые и составные, сочинительные и подчинительные.

Иметь представление: о союзах, союзных словах и способах их разграничения

Знать: определение союза; виды союзов по происхождению, по структуре и по значению; синтаксическую функцию союзов; правописание союзов.

Уметь: делать морфологический разбор союза; различать союзы и союзные слова; правильно писать союзы.

Параграфы 58,59, упр.306.

Таблицы по орфографии

32

Частицы как служебная часть речи. Правописание частицы не и ни. Их значение и употребление

Повторительно-обобщающий урок

Частицы восклицательные, вопросительные, указательные, усилительные, уточняющие, отрицательные, формообразующие; раздельное и дефисное написание частиц.

Иметь представление: о частицах, их разрядах по значению, о нормах правописания частиц

Знать: определение частицы; разряды по значению; правописание частиц.

Уметь: определять значение частицы; правильно писать частицы.

Теоретический опрос

Параграфы 60, 61, 62, упр.309. Повторить служебные части речи: предлог, союз, частицу.

Таблицы по орфографии

33

Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи

Повторительно-обобщающий урок

Слитные и раздельные написания частиц не и ни.

Иметь представление: о правописании частиц не и ни с различными частями речи.

Знать: правописание частиц не и ни с различными частями речи.

Уметь: находить орфограмму; безошибочно определять части речи; сделать правильные выбор в пользу слитного или раздельного написания частиц не и ни.

Теоретический опрос по теме «Союзы. Частицы. Предлоги»

Параграф 63, упр.318. Вопросы и задания для повторения на стр.211.

Таблицы по орфографии

34

Междометия как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

Повторительно-обобщающий урок

Эмоциональность, экспрессивность, интонация.

Иметь представление: о типах междометий, об их правописании и пунктуационном оформлении

Знать: определение междометия; типы междометий; правописание и пунктуационное оформление междометий.

Уметь: находить междометия в тексте; различать междометия и звукоподражательные слова; правильно писать сложные междометия; ставить знаки препинания при междометиях.

Проверочная самостоятельная работа

Подготовиться к контрольной работе. Вопросы и задания для повторения на стр.213. упр.321.

35

Контрольная работа (тест)

Урок контроля

Тест в формате ЕГЭ

Уметь решать тест в формате ЕГЭ.

Итоговый

Тест в формате ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (база)

Рабочая программа по русскому языку 11 класс (база) составлена в соответствии со Стандартом по программе А.И.Власенкова. Курс рассчитан на 34 часа. Рабочая программа состоит из 9 разделов....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...