Урок развития речи с использованием картины И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Герасина Татьяна Александровна

Уроки развития речи с использованием картин И.Э. Грабаря "Февральска лазурь"
Научить детей работать с разными видами словарей, развить ассоциативное мышление.
Цели:
1) рассмотреть речетворческую глубину слова «берёза»
2) описать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
3) подготовиться к самостоятельной творческой работе
4) развить воображение учащихся, ассоциативное мышление, творческие способности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechetvorcheskaya__glubina_slova.docx526.34 КБ

Предварительный просмотр:

                   РЕЧЕТВОРЧЕСКАЯ  ГЛУБИНА СЛОВА

Уроки развития речи

Разработчик -  учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №5 г.Ржева

Герасина Т.А

Урок 1.

ТЕМА    Речетворческая глубина слова «берёза» ( с использованием картины

                И.Э. Грабаря « Февральская лазурь»)

Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «берёза»;

            2) описать картину И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

            3) подготовиться к самостоятельной творческой работе;

            4) развить воображение учащихся, ассоциативное мышление, творческие            

                способности учащихся.

Ход урока

Сегодня мы будем работать над творческим осмыслением слова БЕРЁЗА по следующим аспектам

                                                         лексическое

                       

               перцептивное                    Б Е Р Ё З А                 индивидуально-авторское

                  ассоциативное                                                  мифологическое

                                                      художественное

1. Работа со словарями

Лексическое значение по толковому словарю

БЕРЁЗА – лиственное дерево с белой ( реже тёмной ) корой и с сердцевидными листьями.

                    ( Однозначное, переносного значения нет, в фразеологических оборотах не

                      используется)

Перцептивное значение -  значение, связанное с конкретно- чувственным восприятием того, что обозначает слово. «Наполнить слово цветом, звуком, запахом, характером.

   Например

ЦВЕТ – зелёный, изжелта-зелёный, жёлтый. Белый с тёмными пятнами.

ЗВУК – шорох, шелест, шёпот, стон, убаюкивание,звон, эхо.    

ЗАПАХ – лёгкий, пьянящий, свежий, запах дождя, клейких листочков,дурманящий, прелый.

ХАРАКТЕР – очаровывающий, родной, волнующий, захватывающий, неугомонный, весёлый, игривый, свободный.

Индивидуально-авторское – образное значение слова.  

   Например

БЕРЁЗА

  1. русская красавица
  2. напоминает о родине,родных местах
  3. игривая и весёлая
  4. девушка с длинной зелёной косой
  5. весёлая девчушка с новыми серёжками
  6. невеста в белом наряде зимой

Ассоциативное значение ( слова-реакции на это слово)

Что бы вы сказали собеседнику, чтобы дать понять, что речь идёт о БЕРЁЗЕ, когда само слово употреблять нельзя, и те слова, которые уже были сказаны о ней.

   

 Например

- украшение домов на Троицу

- шелест листвы, белый ствол

- кудрявые ветки, серёжки

- память о родине, символ России

- любимое дерево Есенина

- есть в каждой русской деревне

- отдых, тихий шорох листьев, роща

- печаль, кладбище, скамейка, склонённые ветви над могилой

Мифологическое значение ( по мифологическому словарю или другим источникам)

*готовит отдельный учащийся – д/з

В русской культурной традиции БЕРЁЗА – самый любимый «древесный символ. Позитивное восприятие берёзы ( с этимологической точки зрения берёза – «дерево со светлой белеющей корой «, слово возводиться к индоевропейскому прилагательному со значением «светлый, белый, блестящий») связано с отношением человека к белому цвету как символу света ( в берёзовых рощах всегда светло, берёза – солнцелюбивое дерево), как символу чистоты, непорочности. С другой стороны, белый цвет для славян-язычников – цвет траура. С этим могли быть связаны поверья о том, что души умерших переселяются в берёзы. Во время праздника, связанного с почитанием умерших и весенней земледельческой обрядностью (Семик), дома и дворы украшали ветками берёзы – «семицким», «семиковым» деревом. Ещё одно объяснение наименования слова БЕРЁЗА принадлежит Б.А. Рыбакову, который гипотетически связывает существительное берёза с этимологическим гнездом оберегать, берег. Историк аргументирует  свою гипотезу сакральной функцией этого  дерева в жизни древних славян: берёза – обязательная принадлежность летних молений о дожде.

Художественное (образное) значение слова определяется в художественном тексте.

2.          РАБОТА В ГРУППАХ с текстом

Задание: понаблюдайте за поведением слова БЕРЁЗА в художественных текстах.

Даются 3 текста

ТЕКСТ 1

       Бродя по открытым проталинам в оживающей тундре, я попал в целую  «берёзовую рощу». Под моими ногами, ища защиты от холода, стелились по земле крошечные полярные берёзки. Высота деревьев едва достигала десяти-двенадцати сантиметров, однако это были  настоящие берёзы с надувшимися весенними почками, готовыми распуститься.

        Я с трудом выдернул из земли крепко державшееся корнями, покрытое почками корявое деревцо и положил в сумку. Дома я поставил дерево в бутылку с водой, и через несколько дней в тепле почки стали доверчиво распускаться. Из них показались сложенные гармоникой зелёные нежные листочки, и всё растеньице вдруг оживилось.

Это была настоящая весенняя берёзка с крошечными круглыми и зазубренными листочками величиной с крылышко мухи. Деревцо пахло обыкновенной берёзой, и этот знакомый запах весны особенно напоминал родину, детство, распускающийся лес и любимую мною весеннюю охоту.

                                                                            ( И. Соколов-Микитов).

ТЕКСТ 2

       Май – это месяц первой зелени, первых цветов, первых весенних гроз.

       Передо мной – молодой берёзовый лес, умытый дождём. Он ещё голый, без листьев. Стволы берёзок тонкие, белые, а ветви лиловые. На концах ветвей серёжки висят, а на серёжках сверкают капли дождя. Снизу от влажной земли пар поднимается, плывёт над поляной. А воздух тёплый, влажный , и пахнет сырой землёй, горечью набухших берёзовых почек. Кругом по деревьям птицы поют: зяблики, овсянки, скворцы, дрозды. Вдали кукушка кукует. Все певцы на свой манер стараются.

         Будто в сказке, с каждой минутой прямо на моих глазах  лес распускался и зеленел. Набежал ветерок, качнул мохнатые нежно-зелёные ветви берёзок, и я вдруг услышал лёгкий, едва уловимый шум, похожий на сдержанный шёпот, первый шум молодой листвы.

           Тот , кто любит природу, сразу поймёт меня. Поймёт и оценит – что значит услышать в лесу первый зелёный шум.

                                                                                               ( Г. Скребицкий).

ТЕКСТ 3

    О Родина! В неярком блеске

  Я взором трепетным ловлю

  Твои просёлки, перелески –

  Всё, что без памяти люблю:

       И шорох рощи белоствольной,

  И синий дым в дали пустой,

            И ржавый крест над колокольней,

       И низкий холмик со звездой…

Мои    обиды  и   прощенья

Сгорят, как старое жнивьё.

  В тебе одной – и утешенье,

 И исцеление  моё.                              

                                                                                  (А. Жигулин).

3. Работа с картиной И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

          А теперь обратим внимание на то, как передал свою любовь к берёзе И.Э. Грабарь.

Картина «Февральская лазурь» - гимн России, гимн белоствольным берёзам, гимн синему февральскому небу.

История создания картины

        Эту картину художник написал в Подмосковье в 1904 году. Вот что рассказывал живописец об истории создания этого полотна:

«Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В то необычайное утро природа праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу. Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостному по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять, Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба…»

Художник решает писать открывшийся перед ним пейзаж непременно снизу. Для этого он вырыл в глубоком снегу траншею и поместился в ней вместе с холстом и мольбертом.

«Февраль стоял изумительный, вспоминал потом художник. – Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд, без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину целиком на натуре»

         В «Февральской лазури» поэзия пробуждающейся весны раскрывается в тончайшей цветовой гармонии.

        Словесное рисование (можно подготовить ответ учащегося заранее)

    На переднем плане изображена БЕРЁЗА, так удивившая живописца солнечным февральским утром. <…>

        Вопрсы и задания  к классу:

  1. Опишите, какие оттенки цвета использовал художник.
  2. Используйте в своём описании имена прилагательные, встречающиеся в воспоминаниях художника.
  3. Какое своё  название вы бы дали картине?
  4. Подготовьте устный рассказ по картине «Февральская лазурь», началом которого может быть краткое изложение истории создания полотна. Постарайтесь так рассказать о картине, чтобы даже тот, кто никогда её не видел, мог мысленно представить себе великую картину Грабаря.

         

  Домашнее задание: написать сочинение

«Почему русские так возвеличивают берёзу»

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с использованием картины А.А Рылова "Зелёный шум"

Цели: 1) рассмотреть речетворческую глубину слова «ветер» 2) описать картину И.Э.Грабаря «Зелёный шум» 3) подготовиться к самостоятельной творческой работе 4) развить воображение учащихся, ассоциа...

Урок развития речи. Сочинение по картине О.Яновской "Ждут"

Урок развития речи ставит своей целью подготовить учащихся к написанию сочинения по картине. На слайдах презентации представлены сведения о художнике, словарная работа, материал для сочинения....

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Урок развития речи. Сочинение по картине К.Ф.Юона "Мартовское солнце"

Описываем картину К.Ф.Юона "Мартовское солнце", при этом учимся использовать безличные предложения....

Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова "Летом".

Уроки развития речи (сочинения-описания по картине) - уроки творчества. Это одни из самых сложных и самых интересных уроков русского языка в моей практике. Сложных в плане подготовки, интересных...

Презентация к уроку развития речи (сочинение по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь")

Данная презентация призвана помочь учащимся 5 классов развить навыки создания текста на основе впечатлений....

Урок развития речи. Сочинение по картине С.Григорьева "Вратарь" (технологическая карта урока)

Тип урока. Урок развития речиДидактическая цель урока: создать условия для развития речи учащихся средствами личностно - деятельностно - коммуникативной технологии и ИКТ.Цели урока по содержаниюОбразо...