Сочинение-описание по теме "Дождь" (конспект урока русского языка в 5 классе)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Долгодворова Ольга Сергеевна
Тема: сочинение-описание по теме «Дождь». Цель: создание условий для формирования коммуникативной, речевой и языковой компетенции учащихся. Тип урока: развитие речи. Задачи: 1. Повторить особенности художественного, разговорного и научного стилей языка; 2. Развивать связную устную и письменную речь; 3. Воспитывать эстетические чувства. Оборудование: классная доска, цветные мелки, кассета с записью (Ф.Шопен. Капли дождя), магнитофон, поощрительные жетоны в виде тучки (отметка «5») и капельки (отметка «4»), нарисованное на ватмане облако. Подготовка урока: по краям доски развешиваются детские рисунки на тему «Дождь». Посередине доски записаны глаголы: идет, шумит, шуршит по листьям, капает, моросит, накрапывает, льет (как из ведра), хлещет, стучит, барабанит, струится, стекает, зачастит, хлынет, зарядит, сеет (как из сита). Запись закрывается нарисованной на ватмане тучей. Вверху рисуется солнце, сбоку – радуга, из тучи идет дождь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Вступительное слово учителя.

III. Сообщение темы и определение задач.

IV. Подготовительная беседа.

V. Самостоятельная работа.

VI. Стили речи.

VII. Письменная работа

Стилистический эксперимент.

VIII. Редактирование сочинений.

IX. Написание сочинений на чистовиках.

- Отгадайте загадку:

Меня часто просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут. (Дождь).

- Именно о нем мы сегодня будем вести разговор.

- Произнесите слово дождь тихо и погромче. С какими представлениями оно у вас связано? Какие мысли, чувства возникают, когда вы слышите или произносите это слово?

- Послушайте музыку Ф.Шопена «Капли дождя», подумайте, каким композитор представлял себе дождь, когда писал музыку. Попробуйте сами придумать другое название этому музыкальному произведению.

- Конечно, вам случалось попадать под дождь. Вспомните стихи о дожде.

Вдруг застал нас дождик

Вдалеке от дома.

Мы спешили скрыться под мохнатой елью.

Не было конца тут страху и веселью.

(Ф.Тютчев)

- Послушайте ещё отрывки из стихотворений известных поэтов и подумайте, о дожде какого времени года говорится в них.

На земле – дождик и слякоть.

Не знаешь о чём горевать.

И скучно, и хочется плакать,

И некуда силы девать.

(А. Блок)

Проплясал, проплакал дождь весенний.

Капли жемчужные, капли прекрасные,

Как хороши вы в лучах золотых,

И как печальны вы, капли ненастные,

Осенью чёрной на окнах сырых.

(С. Есенин)

- Внимательно послушайте ещё одно стихотворение С. Кирсанова. О каком дожде говорится здесь?

Дождь.

Зашумел сад, и грибной дождь застучал в лист,

Вскоре стал мир, как эдем, свеж и опять чист.

И глядит луч из седых туч в зеркала луж –

Как растёт ель, как жужжит шмель, как блестит уж.

О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить,

Все кусты ждут – дай ветвям жить, дай цветам пить,

Приложи к ним световой луч, миллион линз,

Загляни в грунт, в корешки трав, разгляди жизнь.

Загляни, луч, и в мою глубь, объясни – как

Смыть с души пыль, напоить сушь, прояснить мрак.

Но прошёл дождь и ушёл в лес громыхать гром

И, в слезах весь, из окон вдаль смотрит мой дом.

- Объясним некоторые слова.

Грунт – почва, земля (из 4 значений по словарю С.И.Ожегова выбираем это).

Эдем – синоним слова рай.

- Про какой дождь говорят грибной?

- В тексте есть прямое обращение к грибному дождю? О чём просят дождь?

- Как вы понимаете строчку

О грибной дождь, протяни вниз хрусталя нить?

- Ещё раз прочитаем последнюю строчку стихотворения. Как вы думаете, почему про дом сказано, что он в слезах весь?

- Подберите определения-прилагательные к слову дождь.

- Запишем в тетради художественные определения (эпитеты) и просто определения: летний, весенний, осенний, сильный, мелкий – крупный, ливень, спорый, частый – редкий, проливной, затяжной, обложной, как из ведра, холодный – теплый, короткий, небольшой, кратковременный, несильный, моросящий, изморось.

- Подберите глаголы к слову дождь (последующая запись в тетради).

- Подберите синонимы к слову дождь. Они сделают речь более точной и разнообразной.

- Записываем в тетради: ливень, дождик, дождичек, изморось.

- Каким местоимением можно заменить в предложении слово дождь? 

- Опишите устно весенний, летний и осенний дождь.

- В каких стилях вы описали дождь? (художественный и (или) разговорный).

- Чем отличаются друг от друга художественный и разговорный стили?

- А сейчас вспомним, в чём особенность научного стиля. Прочитаем о дожде в энциклопедическом словаре.

       Дождь – жидкие атмосферные осадки, выпадающие из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; при меньшем размере осадки называют моросью.

- Напишите сочинение-миниатюру (можно в стихах или в виде загадки). Тема по выбору учащихся.

Весенний дождь за моим окном.

Осенний дождь в моем саду (дворе).

Летний дождь во время прогулки.

- В своем сочинении используйте определения, эпитеты, синонимы и глаголы, которые уже записаны в тетради и которые вы видите на доске.

- Какие глаголы подходят к описанию «грустного» дождя? (Шуршит, шелестит, струится, капает). Сами эти слова уже передают звуки дождя (несколько раз полушепотом произносится каждое слово).

- А если вы захотите передать чувство радости? (барабанит, пляшет и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...