"Деепричастие как часть речи" Урок-исследование.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

На данном уроке учащиеся в результате исследования самостоятельно определяют основные признаки деепричастия как части речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie_deeprichastie_kak_chast_rechi.rar1006.04 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Самохина Марина Гавриловна

учитель русского языка

МОУ «Серпейская средняя общеобразовательная школа»

«Деепричастие как часть речи»

(урок – исследование)

Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

                     

                   Тема: « Деепричастие как часть речи».

 

  Тип урока: урок изучения нового материала.

  Форма урока: урок-исследование.( 2 слайд)

  Средства обучения: презентация;  раздаточный материал, учебник.

  Цель урока:  дать учащимся понятие о деепричастии как части речи.

  Задачи:  

  1. формировать умение находить деепричастия в тексте, определять его  морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении;
  2. помочь учащимся выяснить роль деепричастий в художественном тексте,
  3. формировать умение правильно употреблять деепричастия в предложении;
  4. развивать познавательный интерес учащихся, воспитывать внимательное  отношение к слову.

 

Ход урока.

 1.Организационный момент.

 2.Организация восприятия новой темы:

Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.(Один учащийся записывает предложение на доске)

           (Н.Гоголь)

Записать предложение и выполнить задание:

    - укажите в предложении все части речи;

    - по каким признакам вы их определяете?

 Задача учащимся. ( 3 слайд)

     Сегодня на уроке вы должны будете по названным  признакам опознать новую часть речи, выяснить её морфологические признаки и роль в предложении.

 3. Изучение нового материала.

     А) Исследование текста.( Работа в парах). (4 – 5 слайд)

    Карточка № 1.

     Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.

                                                                          ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)  

   

   Задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.

Выпишите их.

  1. Задайте к этим словам вопросы.
  2. Найдите слова, к которым они относятся.
  3. Что обозначают?
  4. На какие части речи похожи?
  5. Определите у новой части речи  признаки этих частей речи.
  6. Определите синтаксическую роль в предложении.
  7. Это самостоятельная часть речи или служебная?

( по ходу выполнения заданий учащимися идет запись выводов на экране, 6 слайд)

Вывод: итак, мы получили определение деепричастия как части речи.

            ( Проговаривание определения  учащимися).  

Б) Лингвистический эксперимент.  ( 7 – 8 слайд)

 Карточка № 2.

    Задание:

    - прочитайте тексты;

    - сравните их;

    - какова роль деепричастий в тексте.

 

Остап, сняв шапку, всех поблагодарил  казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.

Остап снял шапку, всех  поблагодарил

казаков – товарищей за честь,  не стал отговариваться ни молодость,

ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.

( В случае затруднения возможно обращение к упражнению 160 .)

 В)  Индивидуальное задание ( сообщение учащегося)
Деепричастие.
Деепричастие произошло от двух слов: дее (как в словах, дееспособность, деятель, деятельный и т.д.) + причастие.
Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно, как ПРИЧАСТНОСТЬ К ДЕЙСТВИЮ.
В предложении деепричастие – это как бы добавочное действие глагола, а не грамматический признак. Эта форма похожа на наречие, так как не изменяется. Деепричастие иногда даже называют ОТГЛАГОЛЬНЫМ НАРЕЧИЕМ.
Деепричастия, как и наречия, украшают глагол, дополняют его другими действиями, как бы «ДОРИСОВЫВАЮТ ДВИЖЕНИЕ».

Вывод:  ( 9 слайд)деепричастие дополняет, дорисовывает движение, делает текст гораздо  живописнее.

Обратите внимании. Это важно.

   !       Основное действие, обозначенное глаголом – сказуемым, и добавочное действие,  обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу ( предмету).

  4. Закрепление изученного материала.

  1. Выполнение упражнений:

            упражнение 161.

  1. Употребление деепричастий в тексте ( 10 слайд)

  1. Давайте познакомимся со стихотворением Роберта Саути «Лодорский водопад» и попробуем определить, с какой целью использовал деепричастия автор.

 

- Прочитайте текст (один ученик читает вслух)

- Сколько предложений в этом тексте?

- Почему же мы называем это предложение текстом?

- Как вы думаете, почему для изображения водопада было использовано так много деепричастий? Для чего они нужны в речи?

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струяс.,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа разливаясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре,-

Так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

                                             (Р. Саути «Лодорский водопад»

                                                     в переводе А Шмульяна)

  1. РР   Вниманию учащихся представлена фотография с видом Серпейска.( 11 слайд)

Задание:

1 вариант: ( для слабых учащихся)

 записать деепричастия, которые можно использовать при описании местности на фотографии.

2 вариант: ( для сильных учащихся)

 записать предложения по фотографии, включив в них деепричастия. Можно составить текст.

Примечание: задание сориентировано на сильных и слабых учащихся, но вариант задания дети выбирают самостоятельно.

  5. Обобщение и систематизация  изученного на уроке.

      Цифровой диктант:  согласны ли вы, что…… ( согласен – 1,

 не согласен – 0)

Согласны ли вы, что..

  1. деепричастие – это самостоятельная часть речи;
  2. деепричастие образовано от наречия;
  3. деепричастие бывает совершенного и несовершенного вида;
  4. деепричастие изменяется;
  5. в предложении является обстоятельством;
  6. обозначает добавочное действие.

Ответ: 101011 ( 11 слайд)

  6. Домашнее задание: (12 слайд)

п. 26; составить текст на тему «Зима в Серпейске» (не менее 7 предложений), включив деепричастия.

  7. Подведение итогов, выставление оценок. (13 слайд)

                          Использованные источники

1. Русский язык: учеб.для 7 кл. общеобразоват. учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Т.Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М.Шанский. – 30-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

2. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ В.Я.Коровина. - М.Просвещение, 2010.

Сайты интернета:

  1. http://www.slovopedia.com/
  2. http://www.liveinternet.ru
  3. http://images.yandex.ru

                                  Пояснительная записка

Исследование на уроке помогает формированию у учащихся понятия о деепричастии как части речи в процессе осмысления ими речевых функций данной части речи. Сочетание таких методов и приемов , как наблюдение, эвристическая беседа и слово учителя обобщающего характера, а также проблемная ситуация, разрешаемая в ходе лингвистического эксперимента, представляется оптимальным, поскольку на продуктивном уровне учащиеся приобретают знания о признаках деепричастия, осмысливают их важность для передачи мысли.

                                        Приложение

Раздаточный материал для учащихся:

    Карточка № 1.

     Он шел, а биение сердца становилось сильнее, сильнее при одной мысли, что увидит её опять. И дрожали молодые колени. Пришедши к возам, он совершенно позабыл, зачем пришел: поднёс руку ко лбу и долго тер его, стараясь припомнить, что ему нужно делать… В полной уверенности, что он найдет вдоволь саламаты в казанах… отправился к кашевару… Заглянувши в них ( казаны), он изумился, видя, что они пусты.

                                                                          ( Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)  

      Задания:

  1. Прочитайте текст.
  2. Найдите в тексте слова, которые являются неизвестной для вас частью речи.

Выпишите их.

  1. Задайте к этим словам вопросы.
  2. Найдите слова, к которым они относятся.
  3. Что обозначают?
  4. На какие части речи похожи?
  5. Определите у новой части речи  признаки этих частей речи.
  6. Определите синтаксическую роль в предложении.
  7. Это самостоятельная часть речи или служебная?

Карточка № 2.

    Задание:

    - прочитайте тексты;

    - сравните их;

    - какова роль деепричастий в тексте.

 

Остап, сняв шапку, всех поблагодарил  казаков – товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.

Остап снял шапку, всех  поблагодарил казаков – товарищей за честь,  не стал отговариваться ни молодость,ни молодым разумом, так как знал, что время военное и не до того теперь, а тут же повел их прямо на кучу и уж показал всем, что недаром выбрали его в атаманы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе. Деепричастие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе  7 вида. Разнообразные задания, игровые моменты. Работа с кластером очень успешно себя зарекомендовала именно в классах ККО....

Урок русского языка с использованием ЭОР по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе

В папке представлен план-конспект урока русского языка по теме "Деепричастие как часть речи" в 7 классе с использованием электронных образовательных ресурсов...

Деепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. С. МаршакДеепричастие как часть речи. Понятие о деепричастии. Урок в 7 классе.Беседина Т.ПУчитель русского языка и литературы. МКОУ «СОШ ...

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...

Тема урока: Деепричастие как часть речи. Глагольные свойства деепричастия. Наречные признаки деепричастия.

Цель урока: дать понятие о деепричастии как о части речи; показать связь деепричастий с глаголами и наречиями; развивать практические навыки...