Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку по теме

В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon primenenie_ikt_tehnologiy.doc220.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

                              «Развивающемуся обществу нужны современно

                                   образованные, нравственные люди, которые

могут самостоятельно принимать ответственные

решения

в ситуации выбора, прогнозируя их возможные

последствия, способны к сотрудничеству,

отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за

судьбу страны» (из Концепции модернизации

Российского образования ).

Современная цивилизация   вступила в эпоху информатизации -период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего своевременного знания во всех общественно значимых областях человеческой деятельности. Под влиянием процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура - информационное общество. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации и роботизации всех отраслей производства и управления, радикальными изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение информационной деятельности. В связи с этим изменяются требования к современному образованию.

Система образования реализует социальный заказ. Сегодня социальный заказ системам образования всех стран мира - воспитание информационно грамотного человека. Современное образование - это такое образование, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Основной задачей учебного процесса становится: формирование креативности, умения работать в команде,

проектного мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности, способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста.

Я работаю в сельской малокомплектной школе . Благодаря национальному проекту «Образование» за последний год в школе произошло много радостных перемен: получили грант, закупили компьютеры, СД с учебными программами, энциклопедиями, справочниками, наглядные пособия,  появился выход в Интернет. В кабинете информатики восемь современных компьютеров. Сельская малокомплектная школа имеет свои минусы: малочисленность (узкий круг общения), удаленность от культурно-просветительских благ цивилизации, многие семьи имеют достаток ниже прожиточного минимума. Из шестидесяти трех учащихся только у троих есть дома компьютер. Перед нами стоит трудная задача: как-то компенсировать все эти недостатки, выполнить социальный заказ, чтобы наши ученики, окончив школу, не чувствовали своей ущербности, обделенности только потому, что росли в деревне и учились в сельской школе.

Я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучение истории развития ИКТ
  2. Изучение методической литературы по данному вопросу
  3. Знакомство с опытом учителей, применяющих ИКТ
  4. Изучение учебных программ
  5. Поиск эффективных способов применения ИКТ в своей деятельности.

Планируемый результат: адаптация ребенка к жизни в современном обществе.

Основная часть

Информатизация общества характеризуется прогрессивно нарастающим использованием информационной техники. Это проявляется и в образовании, как результат - большое количество литературы по информационным технологиям обучения. Еще нет четкой устоявшейся терминологии. Можно встретить «новые информационные технологии в обучении», «современные информационные технологии обучения», «НИТ образования», «технологии компьютерного обучения», «ЭКССТО - электронно-коммуникативные системы, средства и технологии обучения» и др. Что такое технология!

По М. Маркову «технология - это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путем разделения его на систему последовательных взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности». Любая научно и практически обоснованная технология характеризуется следующими признаками:

  1. разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
  2. координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
  3. однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

А что же такое педагогическая технология? «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов). Г.К.

Селевко предлагает для технологии обучения, использующей компьютер, термин «компьютерная технология» и выделяет три её варианта:

I        - как «проникающая » технология (применение компьютерного
обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических
задач);

II        - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых
данной технологии частей;

III        - как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным
прцессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на
применение компьютера).

Цели технологии

  1. Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  1. Подготовка личности «информационного общества».
  1. Дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить.
  2. Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
  1. Концептуальные положения
  1. Обучение - это общение ребенка с компьютером.
  2. Принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка.
  3. Диалоговый характер обучения.
  4. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения.
  5. Взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект - объект, субъект - субъект, объект -субъект.
  1. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы.
  1. Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
  2. Неограниченное обучение: содержание, его интерпретация и приложения как угодно велики.
  1. Средствами информационно-коммуникативных технологий называют программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники, а также современные средства и системы информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации. К ним относятся компьютеры, компьютерные сети, устройства ввода-вывода информации, средства манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных компьютеров, средства и устройства на базе технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», современные средства связи, системы искусственного интеллекта, программные комплексы и др.
  2. Из всех перечисленных средств особое значение имеют программные средства (ПС) учебного назначения - это ПС, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология её изучения, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Они предназначаются для использования в учебно-воспитательном процессе, при подготовке и переподготовке кадров сферы образования, в целях развития личности обучаемого, интенсификации процесса обучения.
  3. Использование ПС учебного назначения ориентировано:
  1. на решение определенной учебной проблемы, требующей ее изучения и/или разрешения, - проблемно-ориентированные ПС;
  2. на осуществление некоторой деятельности с объектной средой (например, с системой подготовки текстов, базой данных и др.) -объектно-ориентированные ПС;
  3. на осуществление деятельности в некоторой предметной среде (в идеале со встроенными элементами технологии обучения) -предметно-ориентированные ПС.
  1. Эти ПС можно использовать
  1. как отдельные программы, обеспечивающие часть урока или весь урок, несколько уроков;
  2. как пакеты программ, обеспечивающие тему учебного предмета, раздел или курс компьютерной поддержкой;
  3. как практикумы, обеспечивающие определенную программу практических занятий учебного курса;
  1. -        как компонент «компьютерного курса».
    Образовательные средства ИКТ можно классифицировать по ряду
  2. параметров:
  3. а)        По решаемым педагогическим задачам:
  4. •        средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учеб
    ники,
  5. обучающие системы, системы контроля знаний);
  6. •        средства практической подготовки (задачники, практикумы,
    виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования,
  7. тренажеры);
  1. вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
  2. комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
  1. б)        По функциям в организации образовательного прогресса:
  1. информационно-обучающие (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
  2. интерактивные (электронная почта, электронные телеконференции);
  3. поисковые (каталоги, поисковые системы).
  1. в)        По типу информации:
  1. электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (учебники, учебные пособия, задачники, тесты, словари, справочники, энциклопедии, периодические издания, числовые данные, программно-и учебно-методические материалы);
  2. электронные и информационные ресурсы с визуальной информацией (коллекции: фотографии, портреты, иллюстрации, видеофрагменты
  3.  процессов и явлений, демонстрации опытов, видеоэкскурсии, статистические и
  1. динамические модели, интерактивные модели: предметные лабораторные
  2. практикумы, предметные виртуальные лаборатории; символьные
  3. объекты:
  4. схемы, диаграммы);
  5. •        электронные и информационные ресурсы с аудиоинформацией (зву козаписи выступлений, музыкальных произведений, звуков живой и
    неживой природы, синхронизированные аудиообъекты);
  6. •        электронные и информационные ресурсы с аудио- и видеоинформацией
    (аудио- видеообъекты живой и неживой природы, предметные экскурсии);
  7. •        электронные и информационные ресурсы с комбинированной
    информацией (учебники, учебные пособия, первоисточники, хрестоматии,
    задачники, энциклопедии, словари, периодические издания).
  8. г)        По формам применения ИКТ в образовательном процессе:
  1. урочные;
  2. внеурочные
  1. д)        По форме взаимодействия с обучаемым:
  1. технология асинхронного режима связи - «offline» (оперативная электронная переписка, телеконференция, заказ и рассылка необходимого материала из электронных банков информации);
  2. технология синхронного режима связи - «оnline» (форум, чат, поиск информации в Интернет; установка собственных ресурсов в Глобальной сети).
  1. Можно выделить несколько аспектов использования различных обра зовательных средств ИКТ в малокомплектной сельской школе.
  2.  1. Мотивационный аспект. Применение информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе школы может усилить потребности старшеклассников в получении образования,
  3. поскольку создаются условия для:
  4. •        максимального учета индивидуальных образовательных
  5.  возможно стей
  6. и потребностей старшеклассников;
  1. широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня их общеобразовательной подготовки;
  2. удовлетворения образовательных потребностей старшеклассников в углубленном изучении определенных областей знаний;
  3. раскрытия творческого потенциала учащихся (участие в дистанцион ных
  1. образовательных проектах, конкурсах, олимпиадах и т.д.)
  1. расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет;
  2. освоения современных информационных технологий.
  1. 2.        Содержательный аспект. Возможности информационно-коммуникативных технологий могут быть использованы при построении содержания профильного обучения в сельской школе и, прежде всего, при реализации элективных курсов, направленных либо на «поддержку» основных профильных предметов, либо на внутрипрофильную
  2. специализацию обучения и построение индивидуальной образовательной траектории. Это курсы, которые учащиеся выбирают в соответствии со своими интересами. В сельской школе трудности в реализации этих курсов связаны с организацией их освоения (курс выбирает один ученик), отсутствием кадров, готовых к их проведению, возможностей финансирования. Одним из вариантов преодоления этих трудностей может стать использование школой возможностей дистанционного обучения, заказ дистанционных учебных курсов, предлагаемых заочными школами и образовательными центрами в сети Интернет.
  3. 3. Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ре сурсы могут быть использованы в качестве учебно-методического сопровож дения общеобразовательных и профильных учебных дисциплин. Учитель может применять различные образовательные средства ИКТ при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала ит.д. Например, электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией могут быть использованы при объяснении нового материала, в качестве основы для подготовки дифференцированного раздаточного материала на уроке. Ресурсы с визуальной, аудиоинформацией могут включаться в объяснение учителя на уроке, а также использоваться при организации самостоятельной работы учащихся. Компьютерные тесты и тестовые задания могут применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний. Кроме того, учитель может использовать разнообразные электронные и информационные ресурсы при проектировании учебно-методического комплекса авторского элективного курса.
  4. 4.        Организационный аспект. Информационно-коммуникативные техно-
  5. логии могут быть использованы в различных вариантах организации про фильного обучения в сельской школе:
  1. при обучении каждого учащегося по индивидуальной программе на основе специального индивидуального плана;
  2. при создании в школе профильных групп (внутри класса) и профильных классов;
  3. при реализации межшкольной дифференциации (открытие профильных классов сборного состава учащихся).
  1. Для малокомплектной сельской школы, удаленной от культурно-образовательных центров, с ограниченным кадровым ресурсом, наиболее приемлемым вариантом является организация профильного обучения на основе межшкольной дифференциации, которая может осуществляться через заочные формы профильного обучения с использованием информационно - коммуникативных технологий.
  2. 5.        Контрольно-оценочный аспект. Основным средством контроля и
  3. оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный, рубежный, итоговый. Целью входного контроля является оценивание исходной подготовленности обучаемого по предмету, то есть степени владения им знаниями, требуемыми для успешного освоения курса. Промежуточный контроль представляет собой тест, состоящий из 5-10 компактных заданий, реализуемых непосредственно после изучаемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения. Рубежный проводится по итогам изучения темы, раздела курса.
  4. Итоговый контроль предусматривается в конце изучения и покрывает его
  5. содержание в целом. Его результаты служат основой для аттестации
  6. обучаемого.
  7. Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в
  8. интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и
  9. в режиме оffline (используется электронный или печатный вариант теста;
  10. оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над
  11. ошибками).
  12. Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и
  13. оценки образовательных достижений учащихся приобретает особую
  14. актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче
  15. ЕГЭ.
  16. Варианты использования образовательных средств ИКТ в деятельности учителя. 1. Традиционный тип урока с использованием ИКТ
  17. Учитель использует ИКТ для решения традиционных образовательных задач на уроке. В данном варианте учитель может использовать в качестве учебно-методического сопровождения курса как различные электронные
  18. издания на СД - носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели, деловая графика и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы (при условии подключения к сети Интернет). Эти материалы могут использоваться учителем при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
  19. На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях.
  20. При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видео фрагменты, видеоэкскурсии), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, символьные объекты, проектируя их на большой экран с помощью LCD-проектора. При этом существенно меняется технология объяснения - учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами. При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, справочниками, словарями, задачниками и т.д. На этом этапе могут использоваться и фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения учителю целесообразно заранее на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде. Например, учащийся с низким уровнем подготовленности к изучению данной темы получает распечатку, содержащую максимум информации по данной теме со сформулированными учителем вопросами и заданиями: прочитать, записать, кратко законспектировать по данному плану, найти в тексте подтверждение чему-то, привести примеры из текста или придумать самостоятельно на основе прочитанного и т.д. Более подготовленному ученику учитель может дать краткую информацию или информацию с пропусками, предложить восполнить пробелы, сформулировать вопросы для других учащихся с целью проверки или углубления и расширения полученных знаний. Аналогичную работу можно организовать и в группах. Класс разбивается на группы на основе выделенных признаков (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Каждая группа получает соответствующее задание.
  21. Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или
  22. дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем). Применение ИКТ возможно при подготовке и проведении учителем не традиционных форм урока. Например, мультимедийная школьная лекция. Для этого учитель готовит к уроку для демонстрации на экране: наименование разделов выступления, основные тезисы; неподвижные и подвижные иллюстрации (в том числе фотографии, видеоряд, динамические компьютерные модели, мультипликацию). Продумывает поддержку выступления в форме цитат, изображения и звука. Выступление учителя обязательно должно содержать ссылки на используемые электронные ресурсы, источники информации в Интернет, которые затем могут быть использованы учащимися в самостоятельной работе. Выступление учителя в дальнейшем может быть напечатано, представлено в форме аудио- или видеозаписи, размещено в сети Интернет на школьном сайте (если таковой имеется).
  23. 2. Внеурочная деятельность в компьютерном классе. Внеурочная деятельность в компьютерном классе предполагает органи зацию самостоятельной работы учащихся по изучаемому курсу, выполнение домашнего задания, осуществление самоконтроля, создание учебного проекта и др.
  24. Самостоятельная работа может быть связана с поиском и изучением дополнительной информации по курсу (например, подготовка к докладу); оформлением результатов выполнения домашнего задания (составление на компьютере схем, таблиц, графиков; подготовка звукозаписи, видеозаписи). Для формирования навыков самостоятельной обработки учебной и научной информации, ее анализа и обобщения, учителю необходимо организовать поиск и сбор информации учащимися на различных электронных носителях, в сети Интернет: составить список информационных средств по запросу учащегося; указать сайты, на которых размещена информация по соответствующей теме; оказать помощь в поиске, анализе, оценке и обработке информации. Организация самостоятельной работы учащихся с помощью ИКТ по зволяет максимально индивидуализировать образовательный процесс. Учитель разрабатывает задания с учетом образовательных потребностей обучающегося, например, в углубленном изучении какой-либо предметной области или подготовки к поступлению в вуз.
  25. Для осуществления самоконтроля усвоенных знаний учитель может предложить старшеклассникам самостоятельно пройти тесты на самооценку , решить головоломки, игровые ситуации с применением полученных знаний. Включение учащихся в проектную деятельность создает условия для широкого применения ИКТ. Под учебным проектом обычно понимается учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, связанная с решением какой-либо актуальной проблемы. Как правило, проекты выходят за рамки одного учебного предмета и носят межпредметный или надпредметный характер. В проекте может принять участие один учащийся, группа учащихся из одного класса, разных классов и даже из разных школ или регионов. В последнем случае проекты можно проводить с использованием электронной почты, телеконференций. На первом этапе определяется проблема проекта, его цели и задачи, формулируется гипотеза решения проблемы. Основная поисковая исследовательская деятельность может осуществляться с помощью информационных технологий: работа с удаленными базами данных, поиск информации по ключевым словам, запросы информации у партнеров по проекту, проведение социологических опросов и т.д. Когда материал собран и проанализирован, учащиеся переходят к оформлению результатов и подготовке защиты проекта. На этом этапе можно предложить школьникам использовать мультимедийную презентацию, сопровождаемую анимацией, звуко- и видеозаписями. Специфика деятельности учителя, сопровождающего проектную деятельность учащихся заключается в следующем:
  26. •        помогает учащимся определить цели и задачи, которые предполага ется
  27. решить в ходе их исследовательской деятельности;
  1. определяет предмет информационного поиска для учащихся в соответствии с темой, проблемой проекта;
  2. знакомится с фондами электронных и информационных ресурсов, составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми
  1. учащиеся могут воспользоваться в ходе их проектной деятельности;
  1. продумывает возможную поисковую стратегию (этапность поиска информации с обозначением промежуточных результатов) и круг информационных средств;
  2. в ходе практической поисковой деятельности учащихся оказывает им всевозможную помощь в поиске информации, ее обработке, консультирует,
  1. если возникает необходимость, по оформлению результатов проекта и его представления с помощью средств ИКТ.
  2. Необходимо отметить, что эффективность организации внеучебной деятельности учащихся с помощью образовательных средств ИКТ во многом определяется возможностями самой школы в создании медиатеки. В медиатеке могут быть сосредоточены все возможные в условиях школы источники и средства массовой информации:
  3. библиотека, фонотека, видеотека, компьютерный центр с выходом в Интернет. В медиатеке создаются оптимальные условия для поиска и творческого применения информации в самостоятельной познавательной деятельности учащегося во внеурочное время, для подготовки учителя к урокам, для выполнения учебно-исследовательских проектов, для приобретения навыков ориентации в безграничном море информации. 3. Самостоятельная работа учащихся с электронными и информационными ресурсами.
  4. Этот вариант предполагает, что традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными и информационными ресурсами по выбранному курсу (например, ребенок в силу каких-то причин не может посещать уроки). В этом случае учитель на первом занятии определяет цели и задачи курса, характеризует его содержание, раскрывает методику организации занятий, объясняет требования к аттестации по курсу, осуществляет входное тестирование, по результатам которого готовит индивидуальную программу. Далее ученик самостоятельно работает с рекомендуемыми учителем электронными и информационными ресурсами, выполняет задания учителя, осуществляет писк дополнительной информации. При этом обучающийся сам выбирает способ и темп освоения изучаемого материала.
  5. Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать его более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого, это неоспоримый факт. Но не следует думать, что с появлением компьютера и проектора в классе произойдет чудо. В образовании чудес не бывает.
  6. Применение ИКТ связано с овладением учителем электронно-коммуникативными системами. Встает вопрос о повышении информационной культуры и учителя, и учащихся. От них требуется овладение новыми знаниями и умениями, особый стиль мышления, обеспечивающие им необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующие достойное место в информационном обществе.
  7. Интернет в современной школе
  8. Интернет все более активно входит в нашу жизнь. Для большинства молодежи он стал привычным и удобным средством получения информации и общения. Умение извлекать и использовать информационные ресурсы «всемирной паутины» крайне необходимо современному учителю, однако очень важно уметь внедрять и продуктивно использовать Интернет-технологии в учебном процессе.
  9. Злободневность их освоения педагогами связана с тем, что применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок и компьютеров, мощные потоки информации и рекламы оказывают все более значительное влияние на воспитание подрастающего поколения, восприятие им окружающего мира. Изменяются любимые герои, игры и увлечения детей и подростков. И педагог должен в своей работе учитывать особенности информационной среды, в которой живут их воспитанники.
  10. Очень важно научить детей осваивать и правильно использовать огромные объемы информации, организовать процесс обучения так, чтобы он увлекал школьников, они могли видеть и оценивать результаты своего труда. Для решения этой проблемы необходимо соединять традиционные методы обучения с использованием современных информационных технологий, в том числе и Интернет. Многие педагоги на практике убедились, что включение в их профессиональный арсенал Интернет-технологий, активное использование информационных ресурсов и возможностей всемирной сети в процессе обучения делают его более эффективным.
  11. В 2005 году стартовал проект «Информатизация системы образования», реализуемый Национальным фондом подготовки кадров. Его цель - создание условий для информатизации школ, системного внедрения и активного использования информационных и коммуникативных технологий, ориентации системы образования на вхождение в глобальное информационное пространство. Проект рассчитан на пять лет и реализуется по трем направлениям:
  12. •        Учебные материалы нового поколения
  1. Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования
  2. Создание системы межшкольных методических центров
  1. Информатизации уделяется первостепенное внимание и в Федеральной целевой программе. В рамках этой программы осуществляется ряд проектов по созданию электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предметам основного общего и среднего образования.
  2. Направления внедрения Интернет-технологий в учебный процесс
  3. целесообразно выделить наиболее перспективные пути использования ресурсов всемирной сети в школе. Интернет используется как средство:
  4. •        Обеспечения взаимодействия учителя и ученика,
  1. Взаимообмена идеями, информацией, материалами между педагогами и учениками,
  1. Методического обеспечения,
  1. Организации самостоятельной деятельности в системе «ученик-компьютер»
  1. Управления.
  1. Рассмотрим некоторые из этих направлений.
  2. Использование Интернет-технологий для создания творческого проекта предоставляет возможности интеграции нескольких дисциплин учебного плана с событиями нашей повседневной жизни, проблемами экологии, социальной сферы и другими. Возможна работа как индивидуально, так и в группах, когда класс делится на несколько подгрупп, и каждая готовит проект по отдельным разделам определенной темы. На защите проекта каждая подгруппа представляет результаты своего исследования одноклассникам. В ходе работы над проектом учащимся приходится перерабатывать большое количество информации, в результате они глубоко и системно ориентируются в изученной проблеме, результаты работы предъявляют на компьютере в виде презентации,web-сайта, буклета, видеоролика.
  3. С появлением Интернета учащиеся и педагоги получили возможность познакомиться с лучшими творческими работами несравненно большего числа школьников, создавать web -сайты своих школ, находить адреса других образовательных сайтов и разнообразную полезную информацию для уроков, размещать объявления о школьных мероприятиях и пользоваться ими. Чтобы использовать эти возможности, при подготовке к уроку учителю необходимо проанализировать электронные информационные ресурсы, отобрать необходимый материал, структурировать и оформить их на электронных и бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по различным направлениям обучения, размещенный во всемирной сети.
  4. При изложении нового материала ан уроке учитель может использовать предметные коллекции - иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты изучаемых процессов и явлений, демонстрация опытов, видеоэкскурсии, а также динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран, комментируя эту информацию и при необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями, примерами.
  5. Возможно использование Интернет-технологиями для форм урока, таких как школьная мультимедийная лекция. Можно также предложить провести урок в форме виртуальной лаборатории или виртуальной экскурсии, организовать виртуальные экскурсии на природу или в научно-исследовательский институт, музей, на промышленное предприятие.
  6. Если кто-нибудь из учащихся пропустил учебный раздел по болезни, не понял часть изученных вопросов, он может воспользоваться дистанционной поддержкой, найти нужный раздел, получить консультацию.
  7. С введением профильного обучения возрастает роль дистанционных курсов. Учащемуся предоставляется возможность выбрать нужный ему курс для самостоятельного изучения. Полный доступ к учебным курсам при работе с такими ресурсами предоставляется, как правило, только зарегистрированным пользователям, проходящим дистанционное обучение. Однако практически во всех таких курсах предусмотрен свободный доступ к отдельным содержательным компонентам, позволяющим ознакомиться с особенностями организации дистанционного обучения и специализированными учебными материалами.
  8. Число учителей, использующих Интернет-технологии, увеличивается с каждым днем. Коллеги общаются между собой и по электронной почте, и в чатах, и на форумах, создают совместные проекты. Органы управления образованием также публикуют в Интернете новости, отчеты, нормативные и другие документы, отражающие деятельность и развитие системы образования в отдельных регионах России.
  9. Многие учителя, совместно с основным ведут еще и электронный журнал. В нем, так же как и в обычном, традиционном, фиксируются темы уроков, домашние задания, отсутствующих, ставят оценки. Затраты времени на ведение электронного журнала не столь уж велики, и многие, кто использует его, ощутил преимущества, которые дают современные информационные технологии. К примеру, программа  Ехсеl подскажет учителю, кто из его учеников давно не отвечал, выведет средний баллMicrosoft Excel  каждого учащегося и класса в целом за любой период времени, будь то неделя, месяц, четверть, полугодие или учебный год, определит количество пропущенных уроков. А если эту форму руководство школы внедрит во всем учебном заведении, электронные журналы всех классов всегда будут под рукой. Директор школы и завучи смогут оперативно контролировать и анализировать ход выполнения учебной программы, посещаемость и успеваемость. И если требуется, столь оперативно принимать меры, вносить необходимые коррективы. А с созданием локальной школьной сети и подключением ее к Интернет и родители смогли бы контролировать успеваемость и посещаемость своих детей, узнавать о полученных ими
  10. домашних заданиях и всех мероприятиях, которые планируются в школе, а также обо всех формах внеурочной деятельности в школе и многом другом. Использование электронных журналов с эффективным использованием возможностей локальной школьной сети могли бы сэкономить немало драгоценного рабочего времени учителей, которое педагог сегодня вынужден тратить на составление бумажной документации.
  11. Вполне очевидно, что со временем электронные журналы будут вытеснять традиционные, но это произойдет не так скоро, как хотелось бы. Причин тому много, перечислим главные:
  1. Недостаточная компьютерная грамотность учителей
  2. Нежелание некоторых из них использовать в учебном процессе информационные технологии и современные компьютерные средства
  3. Не у всех учителей есть компьютеры на рабочих местах и дома, далеко не всех школах предусмотрено время для самостоятельных занятиях в компьютерных классах
  4. Локальная школьная сеть есть далеко не в каждой школе

Жизнь показала, что Интернет-технологии стимулируют развитие интеллектуальных способностей, предоставляют немыслимые ранее возможности получения дополнительной информации быстро и в удобное для работы время. Однако не стоит забывать, что Интернет -лишь средство. Формы, методы и результаты его использования зависят от педагога. Надо учитывать и то, что всемирная сеть, к превеликому сожалению, засорена информацией сомнительного свойства, которая может не только ввести учащихся в заблуждение, но и навести вред их психике, нравственному здоровью . Поэтому использовать Интернет на уроках школьники должны под контролем учителя, который может предложить детям те ресурсы, которые необходимы для учебы, и следить за их использованием.

Таким образом, применение Интернет-технологий в современной школе отнюдь не ограничивается наличием выхода во всемирную сеть. Все более важным становится умение творчески, эффективно применять огромные возможности Интернет в учебном процессе. Сегодня уже всем ясно, что всемирная сеть обладает необъятным и постоянно растущим потенциалом, предоставляет все более обширные и разнообразные возможности для повышения качества образования. Учитель выступает главным координатором процесса внедрения Интернет-технологий в школе. Это довольно сложный механизм, для управления которым нужны знания и навыки пользования компьютерной техники, умение

продуктивно работать с информацией и постоянно совершенствовать свою квалификацию.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Доклад " Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка"

Отчет для аттестации на высшую категорию о  применении современных образовательных технологий с примерами  из практики учителя русского языка и литературы...

Применение блочно-модульной технологии на уроках русского языка

Данная  технология  базируется на деятельностном и личностно ориентированном  подходе, опирается на теорию развивающего обучения.   Модульное занятие позволяет...

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Повышение мотивации обучения.Развитие познавательной активности учащихся..Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке у урокам...

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"

Выступление на методическом объединении по теме "Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка"...

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы (Из опыта работы)

Практика проведения уроков с использованием информационно-компьютерных технологий  показала их преимущество по совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации ...