Урок русского языка в 7 классе по теме:"Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок по теме "Предлог как часть речи" разработан для обучающихся в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_predlog_kak_chast_rechi.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

  7 класс.

Тема урока: «Предлог как часть речи».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

     Знать о предлоге как о служебной части речи, его роли в словосочетании и предложении; об отсутствии их перед глаголами, деепричастиями, наречиями.

    Уметь: отличать предлоги от омонимичных им приставок; писать с существительными, прилагательными, местоимениями, числительными, причастиями.

     Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, таблица-домик «Предлоги», грамконструктор, кроссворд «Шарады».

Ход урока.

I.Организационный момент урока.

Сообщение темы, целей и плана урока.

II. Изучение новой темы.

На доске:

 

НАШ ДЕВИЗ:

ВСЕГДА ВПЕРЁД!

НАШИ ЛУЧШИЕ ПРЕДЛОГИ:

ЧЕРЕЗ, СКВОЗЬ И ПОПЕРЁК!

   Для работы на уроке нам понадобится интерактивная доска, на которой будут открываться новые задания при каждом правильном ответе.

(На доске цифры от 1 до 3 – это варианты ответов. При правильном выборе ответа карточка на доске переворачивается, и учащиеся приступают к выполнению задания с обратной стороны – 1.1,1.2 и т.д.).

   Начинаем работу со «Старта» и заканчиваем «Финишем».

(Оформление интерактивной доски)

СТАРТ

1.Найдите строчку со служебными частями речи:

-1-под, через, прямо

-2-мы, на, из

-3-из-за,около, в

6.Найдите словосочетание, в котором употреблен предложный падеж

-1- говорить про сражение

-2- находиться с другом

-3- думать об уроках

7.Найдите ошибку в написании слов

-1- влево, вокно, вдруг

-2- слева, при том, потому что

-3- вправо, из- за горы, не берег

ФИНИШ

12.Найдите строчку, в которой пропущены буквы Е:

-1- р..альный, чемп..он

-2- п..риод, р..зиденция

-3-эп..демия, гал..рея

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

2.С помощью каких слов можно восстановить предложение? Голубыми небесами великолепными коврам, блестя солнце, снег лежит.

-1-с помощью предлогов

-2-с помощью союзов

-3-с помощью части

5.Расшифруйте «Киндер- сюрприз».

Лихо помнит…ся а добро век не забывает…ся. Себя губит кто других не любит.

Условие: Последняя точка +17.

-1-клад

-2- Кузя

-3- крот

8.Найдите пословицу, в которой есть предлог и слово с такой же приставкой.

-1- Человек в деле познается

-2- Овес к лошади не ходит

-3-Язык до Киева доведет

11. «Третий лишний»

-1- по, в течение, у

-2- за, под, около

-3- в связи с, к, через

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

3.Для чего служит предлог?

-1-связывает однородные члены

-2-связывает слова в словосочетании

-3-связывает части сложного предложения

4.Предлог в переводе с греческого обозначает:

-1-перед словом

-2-вместо слова

-3- после слова

9.Найдите строчку, в которой есть предлог

-1- Вокруг стояла тишина

-2-Всё вокруг радовалось новому дню

-3-Туристы расположились вокруг костра

10.В каком словосочетании предлог выражает временные отношения?

-1-приехать под вечер

-2-приехать для переговоров

-3-не приехать из-за болезни

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1.Найдите строчку со служебными частями речи:

-1-под, через, прямо

-2-мы, на, из

-3-из-за,около, в

1.1.Ответ правильный, а теперь внимание, взаимопроверка домашнего задания упр. 284.

2.С помощью каких слов можно восстановить предложение? Голубыми небесами великолепными коврам, блестя солнце, снег лежит.

-1-с помощью предлогов

-2-с помощью союзов

-3-с помощью частиц

2.1. Орфографическая минутка. Объяснить условия выбора орфограмм и постановку знаков препинания.

(Не)найти н..как предлог

Ра…казать вам (про) предлог.

Так ра…кажем просто так,

Что он дела..т и как.

(В)предложени..  (на) служб..

(С)падеж..м всегда он (в)дружб…,

(На) него показ..вает

И слова все связ..вает.

3.Для чего служит предлог?

-1-связывает однородные члены

-2-связывает слова в словосочетании

-3-связывает части сложного предложения

3.1. Работа по учебнику. На странице 132 прочитайте научное определение предлога.

Вывод: предлог- это служебная часть речи, которая связывает слова в словосочетании, то есть выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.

4.Предлог в переводе с греческого обозначает:

-1-перед словом

-2-вместо слова

-3- после слова

4.1. Интересные сведения о предлогах. Выступление заранее подготовленных учеников.

  1. Предлог -  в переводе с греческого, обозначает «перед словом». Их немного, около двухсот, но по частоте употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения).
  2. В некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся, например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: туй вылын- «дороге на» (туй- «дорога», «вылын»- на).
  3. В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся, например: Будапештбен- «в Будапеште» (бен- это предлог).

- Возможны ли такие случаи в русском языке?

5.Расшифруйте «Киндер- сюрприз». Посчитать количество букв между знаками. Ключ- порядковый номер в алфавите).

 Лихо помнит…ся а добро век не забывает…ся. Себя губит кто других не любит.

Условие: Последняя точка +17.

-1-клад

-2- Кузя

-3- крот

5.1.(Рассказ домовенка Кузи (мультимедиа). Дополнительные сведения о предлогах).

-Привет, Настасья! – Что делаешь?

-Русский учу.

-И что там сегодня по русскому?

-Предлоги.

-Предлоги. Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!

-Во- первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря на- это тоже предлоги, а вон какие длинные, а во- вторых, ты бы, Кузя, лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить.

-Да я,… к ней больше… ни за что…  никогда…

(Кузя плачет).

-Что с тобой, Кузенька?

-Настя, ты не представляешь, лучший друг… Обманул, надул, облапошил.                    ( Протягивает листок).

ТЕЛЕГРАММА: Жди четверг билет куплю вокзале встречай пантелеймон.

-Сегодня все утро ждал, - ни поезда , ни Пантелемона.

-Подожди, а где твой друг живет?

-В деревне. Ночь езды на поезде.

-Значит, завтра приедет.

-Как завтра, здесь же ясно написано: жди четверг билет куплю..

-Нет, Кузенька. Не «в четверг», а «на четверг» билет куплю,  на вокзале встречай. Значит, твой друг приедет завтра с утра.

-Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать?

-Нет, Кузя, просто телеграммы обычно передаются без предлогов.

-Да, выходит, предлоги- не такая уж бесполезная вещь. Я из- за них сегодня все утро на вокзале проторчал.

6.Найдите словосочетание, в котором употреблен предложный падеж

-1- говорить про сражение

-2- находиться с другом

-3- думать об уроках

6.1. Составить с двумя из данных предлогов словосочетания и определить падеж. Слова для словосочетаний: дорога, дом, картина, окно, лужок, девочка, солнышко.

Вместе с окончанием вечно заодно,

На падежной службе числятся давно.

Через, про, по, над,

Из-за, перед, при.

Сколько их предлогов, -

Только посмотри.

Вывод: предлоги вместе с падежными окончаниями выражают отношения существительных к другим словам и пишутся со словами раздельно.

7.Найдите ошибку в написании слов

-1- влево, вокно, вдруг

-2- слева, при том, потому что

-3- вправо, из- за горы, не берег

7.1. Миша читает приключенческую повесть. Ему встретилось такое место в книге:

«Три месяца находился узник в сыром и мрачном подвале. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей».

- Откуда же там взялись кости? – думает Миша. Потом он сообразил, что во всем виноват корректор, который пропустил в тексте ошибку. Какую?

8.Найдите пословицу, в которой есть предлог и слово с такой же приставкой.

-1- Человек в деле познается

-2- Овес к лошади не ходит

-3-Язык до Киева доведет

8.1. Угадайте слово.

-Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?

 (с-о-с-на)

-Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за)

А из двух? (К-от)

-Из каких четырех предлогов можно составить название важной велосипедной принадлежности, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?            (на- с- о- с)

9.Найдите строчку, в которой есть предлог

-1- Вокруг стояла тишина

-2-Всё вокруг радовалось новому дню

-3-Туристы расположились вокруг костра

9.1. По значению предлоги делятся на разряды: пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.  (Домик)

                                                       ПРЕДЛОГИ

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ:

В, НА, ИЗ-ЗА, ПОД, ОКОЛО,

ВОКРУГ, К, НАД

Обойти вокруг дома

ПРИЧИННЫЕ:

ПО, ОТ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ,

 ИЗ-ЗА, ЗА

Дрожать от холода

ЦЕЛЕВЫЕ:

ДЛЯ, РАДИ, НА

Работать на благо города

ВРЕМЕННЫЕ:

ЧЕРЕЗ, К, ДО, С, ПЕРЕД,

В ТЕЧЕНИЕ

Позвонить через месяц

ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ:

С, БЕЗ, В, ПО

Встретить с удивлением

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ:

О, ОБ, ПРО, С, ПО,

НАСЧЁТ

Говорить о деле

ПРОСТЫЕ

СОСТАВНЫЕ

10.В каком словосочетании предлог выражает временные отношения?

-1-приехать под вечер

-2-приехать для переговоров

-3-не приехать из-за болезни

10.1. Класс выполняет упражнение 278 (1 группа- временные отношения, 2 группа- причинные отношения, 3 группа- пространственные отношения)

Индивидуальное задание

Распределите карточки (в домике) по разрядам:

-Достать из- под кровати (пространственное отношение)

-Вернуться к вечеру (временное отношение)

-Задержаться из-за снегопада (причинное отношение)

-Остановиться для отдыха (целевое отношение)

-Переводить без словаря ( образа действия)

-Обедать с друзьями (дополнительное отношение)

Обратите внимание, что один и тот же предлог может относиться к разным разрядам. Как вы думаете, почему?

-Потому  что эти предлоги многозначные.

11. «Третий лишний»

-1- по, в течение, у

-2- за, под, около

-3- в связи с, к, через

Предлоги, состоящие из одного слова, называются простыми, предлоги, состоящие из двух и более слов, называются составными.

11.1. Грамконструктор (2 бригады). Составить предложение и определить значения предлогов.

-Иностранные гости побывали в загородной резиденции президента (пространственные отношения).

-В течение первого периода игры спортсмены добились хороших результатов (временные отношения).

(На обратной стороне доски)

Период- промежуток времени, в течение которого что- нибудь происходит (период расцвета культуры, инкубационный период)

Резиденция- местопребывание правительства, высокопоставленного лица.

12.Найдите строчку, в которой пропущены буквы Е:

-1- р..альный, чемп..он

-2- п..риод, р..зиденция

-3-эп..демия, гал..рея

12.1.Кроссворд «Шарады»

1

*

*

П

2

*

*

Р

*

*

*

3

*

*

*

Е

*

*

4

*

*

Д

*

5

*

*

Л

6

*

О

*

*

7

*

*

*

Г

1.К букве П два предлога прибавляй,

А потом в тарелку наливай. (С-у-п)

2.Предлог и головы ветвистое украшенье

Укажут путь без промедленья. (До-рога)

3.Раз предлог, два предлог.

За столом сидит едок.

Что он делает, узнайте

И курей туда сажайте. (На-с-ест).

4.Первый слог- предлог,

Второй- положительный ответ,

А в целом ничего мокрее нет. (В-о-да)

5.Перед Л предлог поставим,

А его пастись отправим. (Во-л)

6.Предлог плюс нота

И полная свобода. (Во-ля)

7.Если предлог и широкий овраг сложить,

Можно часть слова получить. (С-лог)

Закрепление изученного материала.

Тест.

1.В какой строчке предлог употреблен неправильно?

А) предупредить об опасности.

Б) предупредить от опасности.

В) находиться на заседании.

Г) присутствовать на заседании.

2.В какой строчке указаны только дополнительные предлоги?

А) около, из- под, к, про.

Б) о, об, насчёт, про.

В) в течение, из- за,  по, от.

Г) насчёт, вследствие, благодаря, про.

3.Какой предлог является многозначным

А) из – за

Б) ради

В) насчёт

Г) про

4.Предлог в предложении употребляется рядом с …

А) прилагательным

Б) существительным

В) глаголом

Г) наречием

5.Укажите предлог, который может употребляться с существительным в творительном падеже?

А) под

Б) на

В) в

Г) около

1

2

3

4

5

А

А

А

А

А

Б

Б

Б

Б

Б

В

В

В

В

В

Г

Г

Г

Г

Г

Проверка теста с помощью ключа.

III. Подведение итогов урока.

Оценивание работы класса и отдельных учащихся.

IV.Задание на дом.

 Учебник М.Т. Баранова. Стр.133, упр.288 (прочитать текст, определить стиль, основную мысль текста, составить план; списать, выделить предлоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Предлог как часть речи".

Урок получения новых знаний с последующим практическим закреплением изученного материала....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог как часть речи"

Урок разработан по технологии проблемного обучения, в технололгической  карте урока показана деятельность обучающихся на уроке, формируемые УУД....