Авторская программа элективного курса комплексный анализ текста
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Материалы элективного курса необходимы при подготовке к ЕГЭ части В. (Задание В8.) - работа над выразительными средствами речи (эпитет, метафра, гипербола, литота. ) , а также  при написании сочинений части С (тема, проблематика текста).  В части А при выполнении заданий А27- А30. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_elektiv_kurs2012.doc295 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                      «Согласовано»                                                     «Утверждено»

Руководитель ШМО                             заместитель директора по УР                           директор

 ________/Гатина Р.Б/              МБОУ «Среднекирменская СОШ»         МБОУ «Среднекирменская СОШ»                Протокол №____ от                              __________/ Искандарова Г.В./                          ___________/ И.М.Ибрагимов/

«_____»  августа 2011г.                         «_____»  августа 2011г                                  приказ № ___ от   «___»  сентября 2011г  

 

РАБОЧАЯ  АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса «Комплексный анализ текста»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ

                                       Мардановой Алсу Шамиловны

                                   по русскому языку для 11 класса

 

2011-2012учебный год.

Пояснительная записка

Настоящая авторская  образовательная, рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста» в 11 классе разработана на основе  учебного  плана  МБОУ «Среднекирменская СОШ»  Мамадышского муниципального  района  на 2011-2012  учебный год (утвержденный  приказом директора  № 70/11 от 29.08.2011 года),расширенного изучения отдельных тем по комплексному анализу текста . Календарно-тематический план ориентирован на использование материалов научно-популярного журнала для старшеклассников «Русский язык и литература для школьников»  (Москва, ООО «Школьная пресса») Учебный план рассчитан на 1 час в неделю, в итоге получается  34 часа в год., для учащихся 11 класса.

На изучение элективного курса по русскому языку  по учебному плану  МБОУ «Среднекирменская СОШ» ,составленному  на основе базисного  учебного плана  на 2011/2012  учебный год, утвержденного  приказами МО и Н РТ  от 02.08 2011  № 3934/11 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов на 2011/2012 учебные годы  для образовательных  учреждений  РТ, реализующих  программы начального и основного  общего образования», № 3933/11»Об утверждении базисного  учебного плана  на 2011/2012  учебные годы  для образовательных  учреждений РТ, реализующих программы  среднего( полного) общего образования», на изучение которого отводится 1 час в неделю,34 часа в год. В связи с совпадением с праздничными датами  программа будет выполняться  за 33 часа за счет уплотнения  изучаемого материала

.

Актуальность  разработки и новизна  рабочий программы  элективного курса заключается в  том, материалы используются при подготовке к ЕГЭ, при выполнении части С, при написании сочинения  (определение темы и основной мысли текста, при раскрытии проблемы , прокомментирование   проблемы, выявление авторской позиции, аргументы из художественного произведения и из читательского опыта., согласие и несогласие с автором, заключительная часть  сочинения).

 Социализация спроса рабочий программы  заключается в том, что учащимся нужны шаблоны, модели , готовые сочинения- образцы при выполнение части С.

Форма объединения  учащихся  и материальна техническая база : элективный курс «Комплексный анализ текста», материалы из  журналов «Магариф», научно-популярный журнал  для старшеклассников «Русский язык  и литература для школьников».(Москва, ООО «Школьная пресса»).,интернет материалы, тексты для анализа по вариантам ФИПИ.

Программа рецензирована  кандидатом  педагогических  наук , начальником  отдела дополнительного образования НИСПТР Г.И  Исакаевой.

Результаты экспериментальной работы  по освоению  программы : подготовка учащихся к ЕГЭ.

Отзывы специалистов: программа актуальная на сегодняшний день тем,  так как  в данную образовательную  программу  включены  все темы  при работы над текстом , при подготовке к ЕГЭ (учитель русского языка и литературы  Искандарова Г.В).

 Основная цель обучения русскому языку в общеобразовательном  учебном заведении состоит в формировании коммуникативной  компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры учащихся - обучение текстовой деятельности. Основной целью курса является развитие навыков анализа, оценка текстов, на основе этого построение самостоятельного коммуникативно-мотивированного высказывания, развивать умения исследовать текст.  

Ключевая проблема  языкового образования  школьников- проблема формирования  коммуникативной компетенции. Один из путей развития коммуникативной культуры  учащихся – обучение текстовой деятельности. Современное обучение русскому языку  должен строиться на основе текста  и вокруг текста. Теоретической основой для формирования умений ,необходимых для овладения различными видами  чтения( изучающим, ознакомительным просмотровым и поисковым),умений анализировать смысловую структуру текста, видеть особенности  стиля художника слова и умений создавать  вторичные тексты должны стать систематизированные речеведческие  знания базовых понятий теории текста и знакомство с разными видами анализа.

Одним из средств совершенствования  речи учащихся старших классов должно стать овладение умениями комплексного анализа текста. Элективный курс завершается выполнением контрольной работы (комплексный анализ текста).

                                             

Цели элективного курса:

-формирование коммуникативной компетенции уч-ся

-развивать умений и навыков  учащихся  анализировать различных типов текстов  

-использование интерактивных техник и приемов обучения

-обучение текстовой деятельности уч-ся.

- научить  анализировать лексическую структуру  текста и ассоциативно- смысловые  элементы  текста.

-развивать ассоциативное и образное мышление

Задачи элективного курса:

- дать необходимые знания по теории текста и видам его анализа

-овладение умениями анализа текстов

-овладение систематическими этапами анализа текста

-овладение навыками работы в группе, творческого воображения уч-ся.

Перечень знаний ,умений ,навыков погодам обучения:

1.Ученик должен знать и уметь к началу элективного курса (планированный результат)

 

-уметь определить текст как речевое произведение

-уметь определить признаки текста (смысловая законченность ( целостность) и информативность , грамматическая завершенность (связность).

-уметь определить  тему  и основную мысль текста, заголовок текста

- уметь членить текст на смысловые части

-уметь определить микротему,  составить простой план текста

-уметь определить средства связи  предложений в тексте ( повтор слов, синонимы и местоимения)

-уметь сжато  пересказывать текст, сохраняя его строение  и используя  простейшие способы  связи  предложений

-уметь конструировать концовку текста

-уметь анализировать  и  строить тексты ,связывая предложения с помощью цепной связи

-уметь анализировать  и строить тексты ,соотнося  предложения по смыслу и синтаксической структуре(параллельная связь)

-уметь связывать предложения в тексте  с помощью  местоимений, глаголов, наречий, союзов).

2.Ученик должен знать и уметь  к концу элективного курса( планируемый результат)

-уметь анализировать смысловую структуру текста.

-уметь видеть особенности стиля художника слова.

-уметь создавать вторичные на основе речеведческих знаний базовых понятий теории текста

-уметь определять  стиль и жанр текста

-уметь определять способы и средства  связи предложений в текстах разных типов речи

-уметь исследовать текст на основе творческих заданий.

-уметь выявлять  стилевые признаки текста: лексические, морфологические , синтаксические, композиционные.

-уметь составлять цитатный , сложный план к тексту

-знать основные признаки текста

-знать формальную связность, относительную  завершенность высказывания

-знать актуальное членение предложений в тексте

-знать синтаксические средства связи предложений и абзацев текста

Любовь, красота, душа- это именно те слова, которые должны освещать человеку путь. Как важно довести их до души ребенка.

                                                                                                                                     Н.М.Верзилин.

Есть  трудности , но их я не боюсь.

Забот по крышу –но....никогда не каюсь.

Волненье  будет-только улыбнусь.

Я жить люблю! И для детей стараюсь!

 

Учитель- человек, который может сделать трудные вещи легкими.

                                                                                  Ралф Эмирсон,  

                                                    американский философ ХIХ века.

                 

Анкетные данные участника  районного  конкурса « Авторские программы элективных курсов.»

Фамилия, имя, отчество Марданова Алсу Шамиловна.

 

Место работы , должность, муниципальное общеобразовательное  учреждение : МБОУ «Среднекирменская  СОШ» учитель русского языка и литературы.

        

Образование, специальность по диплому  высшее , Казанский государственный  педагогический университет , филологический факультет, 1998 г, учитель русского языка и литературы.

Педагогический стаж  19 лет.

Квалификационная категория, год присвоения  первой квалификационной категории -2009

Участие в различных  профессиональных конкурсах: районный  конкурс открытых уроков « План проведения урока по подготовке к ЕГЭ», районный конкурс авторских программ (элективный курс  по русскому языку)., Всероссийский конкурс для учителей « Лучший урок письма» ,открытый педагогический форум  «Новая ш

Проблема учителя-предметника « Подготовка учащихся к ГИА посредством  повышения компетентности учителя.».

Тематический учебный план  элективного курса

План.

Факт

Общее кол-во часов

№ по темам

Тема

Характеристика видов деятельности уч-ся

Планируемый результат

3.09

1

1

Текст как речевое произведение. Признаки текста(целостность, связность)

Работа над теоретическим материалом

Уметь определять текст как речевое произведение

10.09

2

1

Тема и основная мысль текста. Заголовок текста. Членение текста на смысловые части .Микротема

Работа по определению основной мысли текста

Уметь определить тему и основную мысль текста

17.09

3

1

Ключевые слова текста(2 часа)

Работа над текстом по выделению ключевых слов

Уметь найти ключевых слов текста

24.09

4

2

Роль ключевых слов в ходе комплексного анализа текста

Определить роль ключевых слов текста.

Уметь определить роль ключевых слов текста

1.10

5

1

Виды смысловых связей в тексте. Виды цепной связи: лексический повтор.( 2 часа)

Работа по выделению смысловых связей в тексте(лексический повтор) при  комплексном анализе.

Уметь выделить лекс. повторов в тексте

8.10

6

2

Виды смысловых связей : синонимичная замена, использование местоимений.

Работа по выделению синонимичных замен ,использование местоимений при комплексном анализе текста.

Уметь использовать синонимичную замену, местоимений при анализе текста.

15.10

7

1

Типы речи: Рассуждение  и его структура .(2 часа)

Анализ текстов рассуждения, выделять тезис ,доказательство, вывод при комплексном анализе текста

Уметь составлять тексты- рассуждения.

22.10

8

2

Типы речи. Рассуждение, его разновидности. Виды рассуждений

Работа над текстами рассуждения при комплексном анализе текста(тексты по указанию учителя)

Уметь формулировать тезис, делать выводы.

29.10

9

1

Абзац, его роль в тексте. Абзацное членение текста.(2 часа)

Работа по выделению абзацев, определить роль абзаца при комплексном анализе текста

Уметь членить текст на абзацы ,строить абзац.

12.11

10

2

Структура абзаца: зачин (начало) разработка  или развитие мысли ,концовка (конец).

Работа над структурой абзаца при комплексном анализе текста.(текст по указанию учителя)

Уметь устанавливать связь между абзацами.

19.11

11

1

Простой и  тезисный  план текста. ( 2 часа)

Составление простого и тезисного плана на основе конкретных текстов (тексты по указанию учителя).

Уметь составить простой и тезисный план текста.

26.11

12

2

Назывной план . План- опорная схема.

Составление назывного плана, плана- опорную схему на основе конкретных текстов (тексты по указанию учителя).

Уметь составить назывной план, план- опорную схему.

3.12

13

1

Синтаксические средства связи предложений в тексте( побуд  ,вопр, воскл предложения.). (2 часа)

Работа по нахождению синт средств связи предл в тексте(на основе конкретных текстов).

Уметь определять способы и средства связи предл в текстах разных типов речи.

10.12

14

2

Синтаксические  средства связи предложений в тексте( обст. места и времени, вводные слова).

Работа  по нахождению обст места и времени ,вводных слов при анализе текста

Уметь определять способы и средства связи предл в тексте разных типов речи.

17.12

15

1

Изобразительно-выразительные средства в тексте. Лексические средства .Языковые и поэтические метафоры.(5 часов)

Работа по нахождению языковых и поэтических метафор.

Уметь найти языковые и поэтические метафоры.

24.12

16

2

Изобразительно-выразительные средства в тексте. Лексические средства.( контекстные синонимы, оценочная лексика.

Работа над лексическими средствами текста (на основе конкретных текстов).

Уметь анализировать лекс. средства текста

14.01

17

3

Изобразительно- выразительные средства в тексте. Синтаксические средства( риторический вопрос, риторическое обращение ,восклицание).

Работа над синтаксическими средствами  текста (на основе конкретных текстов).

Уметь анализировать синт средства текста.

21.01

18

4

Изобразительно-выразительные средства в тексте. Синтаксические средства ( инверсия, парцелляция, тавтология).

Работа над  синтаксическими средствами текста( на основе конкретных текстов).

Уметь анализировать синт средства текста

28.01

19

5.

Изобразительно-выразительные средства в тексте. Фонетические средства( звукопись, аллитерация.)

Работа над фонетическими средствами текста(на основе конкретных текстов).

Уметь анализировать фонетические средства текста.

4.02

20

1

Функционально-смысловые типы речи, их структура(текст описание).(2 часа)

Работа над текстами описания(текст по указанию учителя).

Уметь анализировать тип речи – описание.

11.02

21

2

Функционально-смысловые типы речи, их структура ( повествование).

Работа над текстами  повествования (текст по указанию учителя).

Уметь анализировать текст повествование.

18.02

22

1.

Пунктуационный анализ текста (знаки препинания в бессоюзном сложном предложении) текста( 2 часа)

Работа по постановку зн преп отд предл текста (предложения для анализа по указанию учителя).

Уметь расставить зн преп в БСП текста

25.02

23

2

Пунктуационный анализ текста( знаки препинания В ССП

, СПП).текста

Работа по постановку зн преп отд предл текста (предложения по указанию учителя).

Уметь расставить зн преп в ССП,СПП текста.  

3.03

24

1

Цитаты в тексте . Роль цитат в тексте.( 2 часа)

Работа по определению цитат в тексте, их роль в тексте (текст по указанию учителя).

Уметь цитировать отдельные предложения текста.

10.03

25

2

Цитаты. Способы цитирование в тексте.

Работа по определению способов цитирование  в тексте.(текст по указанию учителя).

Уметь определить способов цитирования в тексте            

17.03

26

1

Развитие мысли в тексте. Актуальное членение предложений в тексте.( 2 часа)

Работа по определению развитии мысли в тексте (на основе конкретного текста) при анализа текста.

Уметь определить развитие мысли в текстах.

 7.04

27

2

Тема и рема в предложении. Способы сцепления предложений –цепная и параллельная связь .Средства связи предложений.

Работа по определению темы и ремы в предложениях конкретного текста.

Уметь определить тему и рему в    предложениях текста

14.04

28

1

Роль словарной работы при анализе текста

Работа по определению значения непонятных слов текста (текст по указанию учителя).

Уметь вести сл.работу при анализе текста

21.04

29

1

Основные виды переработки текста.(основные признаки текста.).

Работа по защиту мини-исследований по темам(темы указываются конкретно учителем)

Уметь защищать мини-исследований  самих уч-ся.

28.04

30

1

Способы и средства  связи между частями текста

Работа по средствам связи между частями текста (текст конкретно указывается учителем).

Уметь определять средства связи  между частями текста

5.05

31

1

Виды сокращения текста( план, тезисы, выписки).

Работа по сокращению текста (на основе конкретного текста).

Уметь сокращать текст

12.05

32

1

Сопоставительный анализ текстов

Работа по сопоставлению текстов (тексты указываются учителем)

Уметь сопоставить тексты

19.05

33

1

Повторение пройденного материала за год

Работа по комплексному анализу текста(на основе конкретных текстов)

Уметь анализировать текст в целом

24.05

34

Итоговая контрольная работа по теме « Комплексный анализ текста).

Индивидуальная работа учащихся по текстам .

Уметь анализировать текст в целом.

                       

Содержание элективного курса (34 часа)

                                   

Количество часов                                            

              Содержание программы

Виды организации  деятельности учащихся

 групповая

индивидуальная

1

Текст как речевое произведение. Признаки текста( смысловая законченность ( целостность) и  информативность, грамматическая завершенность(связность).

         +

1

Тема и основная мысль текста .Заголовок текста. Членение текста на смысловые части. Микротемы.                                                          

           +

2

Ключевые слова текста, их роль в тексте

             +

2

Виды смысловых связей в тексте Виды цепной связи :лексический повтор, синонимическая замена, использование местоимений

          +

2

Типы речи. Рассуждение и его структура. и разновидности

           +

             +

2

Абзац ,его роль в тексте. Абзацное членение текста .Структура абзаца.

            +

              +

2

Простой и тезисный план текста. Назывной план. План -опорная схема.

            +

2

Синтаксические средства связи( вопросительные, побудительные, восклицательные предложения ,обстоятельства места и времени, вводные слова

               +

5

 Изобразительно-выразительные средства  текста( фонетические, лексические,  синтаксические средства и тропы)

         +

              +

2

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение

          +

                +

2

Пунктуационный анализ текста.

          +

                +

2

Цитаты и способы цитирования при анализе текста

           +

2

Развитие мысли в тексте .Актуальное членение предложений в тексте. Тема и рема в предложениях текста Способы сцепления предложений в тексте.

                +

1

Роль словарной работы при анализе текста

          +

               +

1

Основные виды переработки текста

          +

               +

1

Способы и средства связи между частями текста

           +

                +

1

Виды сокращения текста

           +

               +

1

Сопоставительный анализ текстов

           +

               +

1.

Повторение пройденного материала за год

            +

           

                             

Используемая литература

1. Журнал «Русский язык и литература  для школьников».(Москва, ООО, Школьная пресса), .№ 1,5,4,2,3,2009,2010,2011 год.

2.Г.Т.Егораева. Русский язык. Подготовка к выполнению части (С).Москва. «Экзамен» .2010 год.

3.Русский язык. В примерах и комментариях.    .Издательство « Магариф»2009

4.Тексты из художественных произведений (фрагменты текстов).

5.Комплексный анализ текстов о рабочих  профессиях ( электросварщик, фрезеровщик, слесарь-ремонтник,  прядильщица, повар), статья  Светланой  Петуховой,  №5,2010 г ,журнал « Русский язык и литература для школьников».

 

Контрольная работа по комплексному анализу текста

1.Тексты из произведений (отрывки) художественной литературы .Типы заданий : определить тему, основные мысли текста, предложите свои варианты названия отрывка, определить стиль, тип речи, найти языковые средства, осуществляющие  связь между предложениями, подобрать синонимы и антонимы, охарактеризовать особенности синтаксического строя текста, какие орфографические  правила можно подтвердить примерами из текста, производить разбор словосочетаний, ,указать стилистически окрашенные слова, выполнить разные виды разбора,  объяснить орфограммы и пунктограммы, объяснить значение некоторых слов.

               Используемая литература(при выполнении контрольной работы).

1.Материалы из журнала  «Русский язык и литература для школьников».2007 год №2,4,5,6,7,8,9,10.

2.Анализ художественного текста.5.11 классы. Волгоград.  Издательство « Учитель».2008 год.

Представление.

на участника  районного конкурса «Авторские программы  элективных курсов.», учителя русского языка и литературы МБОУ «Среднекирменская СОШ» Мамадышского муниципального района РТ Мардановой А.Ш.

 Марданова Алсу  Шамиловна  работает в данной школе  с 1992 года , имеет высшее образование, закончила в 1998 году русско-татарское отделение филологического факультета Казанского государственного  педагогического университета по специальности  «Учитель русского языка и литературы». Стаж педагогической работы 19 лет. Имеет первую квалификационную категорию. Курсы повышения учителей  русского языка и литературы  прошла  при институте  развития образования по теме «Повышение профессионального  мастерства  учителя, как условие повышения качества образования по русскому языку и по литературе». Работает над проблемой «Подготовка учащихся к ГИА  посредством  повышения  компетентности учителя».

 Марданова А.Ш. имеет  высокую теоретическую подготовку, в совершенстве владеет базовым компонентом содержания преподаваемого предмета, знаниями по смежным дисциплинам. Уровень теоретических знаний позволяет учителю  вести  преподавание на различных уровнях. Владеет и применяет в практической деятельности элементы  современных педагогических  технологий, элементы технологий педагогики развития личности, информационно-компьютерной технологии, элементы здоровьесберегающей технологии. Ее уроки отличаются  умением  конкретно, доступно, наглядно преподнести  программный материал. Они продуктивны, заслуживают внимания тем, что учитель  самостоятельно разрабатывает и применяет новые методы преподавания русского языка и литературы. Дифференцированный подход  к учащимся  в процессе обучения позволяет учителю повысить уровень их знаний, лучше подготовиться к практической деятельности. Уровень подготовки  обучающихся соответствует требованиям государственного образовательного стандарта. Учащиеся Мардановой А.Ш.  ежегодно добиваются 100% успеваемости 49,9% качество знаний по предмету.

Алсу Шамиловна успешно  и активно участвует в методической работе школы и района.  Проводит открытые уроки для учителей зоны, района, охотно делится накопленным опытом работы. За последние три года ею были проведены открытые уроки  по темам  «Русский язык и здоровье». «Союзы при однородных  членах». Л.Н.Толстой «Война и мир» урок- презентация с применением  компьютерных технологий, открытый урок по современной литературе С.В.Лукьяненко «Мой папа-антибиотик». Педагогическое мастерство учителя проявляется в умении тесно связывать преподавание с внеурочной работой. Продуманно, содержательно  проводит она литературные вечера, диспуты, недели русского языка и литературы. Классный час на тему «Цветы в литературе», интеллектуальная игра » Последний герой литературы 2011 года», «Умники и умницы», заочная экскурсия «Литературные места России».

 Алсу Шамиловна  руководит кружком « Исключительный русский.», который посещают учащиеся 9,10,11 классов, работает по авторской программе, утвержденной директором школы, кружок посещают 15 учащихся. Тематика кружковой работы включает вопросы изучения деловых бумаг, вопросы подготовки к ЕГЭ, решение КИМов, кружковцы занимаются  изучением изобразительно-выразительных средств языка произведений художественной литературы. На занятиях  кружка ведутся такие формы работы, как выполнение КИМов, выполнение тестов, игры на сообразительность, вопросы-загадки, викторины, кроссворды, олимпиадные задания. Алсу Шамиловна  является заведующим кабинетом русского языка и литературы. Творческая лаборатория  учителя русского языка  и литературы соответствует  современным требованиям. Имеются  сменные стенды. « К уроку», « Готовимся к ЕГЭ», « Деловые бумаги». Имеется картотека. Учителем собрана

                                                         

богатая  творческая лаборатория: все необходимое для проведения результативных уроков:  карточки, раздаточный материал, перфокарты,  игровые словарики,  опорные конспекты,  тесты по каждой теме. В творческую лабораторию учителя входят также разработки уроков, внеклассных мероприятий, папки с творческими работами учащихся,  разработки самого учителя по проблеме. Она успешно ведет работу по профильному обучению. Ведет элективные курсы «Русская пунктуация» и «Комплексный анализ текста» Разработала авторские программы по профильному обучению «Лексика и лексикография», « Изобразительно-выразительные средства языка произведений художественной литературы».

Марданова Алсу Шамиловна ведет активную работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ.

Алсу Шамиловна  активно участвует в различных конкурсах профессионального мастерства  районного и  республиканского уровня и имеет результаты. Она является участником районной научно-практической конференции «Мой след в науке», разработала авторскую программу  элективного курса « Изобразительно-выразительные средства языка произведений художественной литературы», « Лексика и лексикография», «Роль образа Дома в произведениях художественной литературы». Ее ученики ежегодно участвуют  на различных конкурсах сочинений, проектных работ по предмету, успешно готовит учащихся на  зональные и районные олимпиады, которые занимают призовые места.

Марданова Алсу Шамиловна является классным  руководителем  10 класса. Сумела воплотить дружный коллектив. Имеются портфолио каждого ученика в классе, активно ведет работу по подготовке к ЕГЭ, успешно работает  по профориентации учащихся. Класс активный в проведении общешкольных мероприятий.

Учитель имеет хорошие  организаторские способности, стремится к  совершенствованию, развитию коммуникативной культуры.

Марданова  Алсу Шамиловна  является добрым, требовательным педагогом, пользуется  уважением среди коллег, родителей, учащихся.

                                       

        Директор школы                                                                             /Ибрагимов И.М./

        Заместитель директора по учебной работе                                       /Искандарова Г.В./

 

МБОУ «Среднекирменская СОШ»

Авторская образовательная программа элективного курса :

« Комплексный анализ текста»

Выполнена учителем русского языка и литературы 1 квалификационной категории МБОУ «Среднекирменская СОШ»   Мардановой А.Ш.

РТ.Мамадышский муниципальный район РТ ,МБОУ «Средекирменская СОШ», Гагарина 37.

Год представления программы 2011-2012 год.

(для 11 класса)

Тексты для практической работы при работе над текстом.

Дорогие ребята!

Я предлагаю вам упражнения  для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Эта  подготовка будет  проводиться на основе  работы  с текстами о труде , о профессиях. Надеюсь , что вы осознанно , с учетом  потребностей  общества  выберете пути  продолжения  образования.  Выбор  профессии  в жизни каждого человека –важное  и ответственное  решение, оно во многом  определяет  весь его  жизненный уклад. Еще известный  русский педагог К.Д.Ушинский говорил6 « Если вы удачно  выберете  труд и вложите  в него  всю  свою душу , то счастье само вас отыщет».

Текст 1. Электросварщик.

 

Электросварщика  ручной сварки   можно увидеть  издали  на любой  стройке- склоненная  фигура  человека  над ослепительно ярким  пламенем  дуги. Это поистине  кудеснику, « сшивающий» из разрозненных кусков металла  стройную  конструкцию. О  его знаний , умений,  добросовестности  зависят прочность  и долговечность  сварного  изделия.

 Ручная  дуговая  сварка  применяется  при монтаже  металлоконструкций  и трубопроводов , где  преобладают короткие  швы  и трудно  применять  сварочные  автоматы  и полуавтоматы , а также  в производстве , где изделия  редко  повторяются  и где,  как правило , механизация с автоматизацией себя не  оправдывают.

Электросварщику ручной  сварки  необходимы прочные знания по физике, химии, черчению, а также  по электронике и материаловедению. Квалифицированный сварщик  знает  устройство  и принцип  действия  сварочного  оборудования, виды  и обозначения  сварочных  швов,  умеет  хорошо  ориентироваться  в технологии, может замечать  отклонения в процессе  сварки и быстро  их устранять.

 Специфика  работы  требует  физической закалки, выносливости, потому что  часто  приходится  сохранять  неудобную позу  до полного  сгорания электрода( в местах обрыва  сварки  чаще всего возникает  дефекты.

Прошло много лет  с тех пор , как была  в 1802 г. Получена  электрическая дуга , примененная русским  изобретателем  Н.Н. Бенардосом  для  сварки металла. И теперь ручная  сварка живет, совершенствуется , находит  широкое применение.

  1. Как можно озаглавить текст?
  2. К какому  стилю  и типу речи относится?
  3. О чем вас  заставляет  задуматься этот текст? Какие   выводы необходимо сделать ?
  4. Как вы понимаете  значение  слова «кудесник» во 2-ом предложении?
  5. Как называется  это средство выразительности ? Для чего  оно служит?
  6. Найдите  предложения с однородными  членами , с обособленными  определениями. Для чего  их использует автор ?
  7. Определите вид  сказуемого в предложении « Электросварщику ручной сварки…».
  8. Объясните  правописание  НН в слове « примененная».
  9. Подберите  синонимы  к слову « добросовестность».  

                             

                                                     

Текст 2.Фрезеровщик.

Слово «фреза» - французского  происхождения. Оно обозначает  многолезвийный режущий  инструмент , с помощью которого  можно  обрабатывать  металл и другие  твердые  материалы.  От названия  инструмента  и произошли  слова  фрезерование, фрезеровщик.

 Способ  фрезерования  зародился  давно, еще в 6 веке. Эскиз  будущей  фрезы был представлен  знаменитым  Леонардо  да Винчи : он нарисовал  ее в виде круглого  вращающегося напильника с расположенными  по окружности  резцами. А прадедушкой  фрезерного  станка  был  простейший  сверлильный станок, Первые фрезерные  станки  были  построены  в 1818 году, и лишь  к концу 19 столетия  стали  появляться  станки, близкие  по конструкции  к современным.

 Фрезерные  изделия  можно  встретить  практически  повсюду: и в  атомном  ледоколе , и в реактивном  самолете , и в мотоцикле , и в обыкновенном  велосипеде.

 Работа современного  фрезеровщика  отличается  большим разнообразием , и тем она  интересна  и привлекательна для  молодежи.  На  фрезерном  станке,  как считают  сами рабочие , можно делать  чудеса.  Ведь фреза  имеет  много лезвий. , поэтому  ее зубья  входят в обрабатываемый металл плавно , осторожно.

 Работает  фрезеровщик  по чертежам  и технологическим  картам, а  для их чтения необходимо владеть  запасом  специальных  технических  знаний.  Такие  школьные  предметы,  как математика , геометрия, физика,  черчение, способствуют  успешному  обучению  данной профессии в профтехучилище и затем помогают  работнику овладевать вершинами  своего дела.

Успешной работе  фрезеровщика , кроме  технических знаний , слесарных  умений и наладочных  навыков, помогают некоторые психологические  свойства личности. Прежде всего –это  увлеченность  техникой , интерес к станочной  профессии, стремление  постоянно  совершенствовать свои профессиональные  знания.

 

  1. Озаглавьте текст
  2. К какому  стилю  и типу речи  он относится ?
  3. Какие  средства  связи  использованы  между предложениями  в тексте?

А)лексический повтор

Б)однотематическая лексика

В)местоимения

Г)антонимы

4) Выпишите  из текста  слова, которые  являются  средством выражения  отношения, оценки.

5)Объясните  постановку знаков препинания  в предложении  «Фрезевные изделия  можно  встретить  практически  повсюду..».

6) Есть  ли в этом  тексте « специальные» слова»?

7)Найдите в тексте  бессоюзные  сложные предложения.

8)Во 2-м абзаце  найдите  слово с чередующейся  гласной  в корне слова. Объясните правописание  этого слова .

Текст 3. Слесарь-ремонтник.

В процессе  различных  металлорежущих  станков  происходит естественное  изнашивание  деталей и механизмов.  Помимо  естественного  износа  возможны  поломки  аварийного характера. Для  того  чтобы  имеющийся на предприятии огромный парк  станков  и механизмов  находился  в исправном  состоянии и эффективно  работал, необходима специальная служба. Представителями  этой службы и являются  слесари- ремонтники.

 Они выполняют  несколько  видов  ремонта  металлорежущих  станков:  текущий , капитальный  и планово- предупредительный. Цель  текущего  ремонта- устранить возникшую неисправность . заменить  поврежденную  деталь.  Если  же повреждена  базовая деталь , неисправность  которой  оказывает  влияние  на работу  других деталей, узлов  и механизмов., то в этом  случае  необходим  капитальный ремонт. Здесь  ремонтнику  помогают  знания основ теории  машин и механизмов, теоретической  механики  и сопротивления  материалов, основ электротехники и гидродинамики. Словом, необходим  комплекс  инженерных  знаний и умений.

  Слесаря  можно сравнить   с врачом : простукивая  и прослушивая  «больного» , технический доктор  может услышать  характерный шум  или стук  в работе  двигателя  станка  и сделать  соответствующее  заключение  о причине  «Болезни» , а также  определить  ее местонахождение.

 Очень важно  для слесаря  умение логически мыслить . Ведь чем   сложнее устройство  станка или  агрегата, тем больше  может  быть  различных причин, вызывающих то или иное  нарушение его  работ ,следовательно , тем  труднее  поставить верный диагноз .Поэтому  слесарь должен  понимать  логику работ механизма.

Эту профессию можно порекомендовать  тем юношам , кто любит  труд  и не боится  физической  нагрузки,  кто пытлив  и вдумчив , кому  нравится  разбираться  в строгой логике  работ механизмов,  кто обладает  наблюдательностью и вниманием.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите  стиль и тип реи. Какова главная мысль текста ?
  3. Укажите  средства выразительности , которые используются в тексте. Для его они  служат?
  4. Укажите  средства  связи между предложениями.
  5. В каком значении употребляется в 1-м  предложении слово  процесс?

А)деятельность

Б)исполнение

В)произведение

Г)обработка

  1. В последнем  абзаце найдите слова, в которых происходит  при произношении оглушение.
  2. Определите  способ связи  в словосочетании, мыслить  логически.
  3. Укажите  вид  придаточных  предложений, которые встретились в тексте.
  4. Найдите в толковом словаре  значение слова  гидродинамика.

 

   Текст4. Прядильщица.

Прясть , то есть  изготовлять  пряжу, люди научились еще в глубокой  древности. Это  требовало большого  терпения и искусства. Не  случайно  у многих народов мира  сохранились легенд  и миф, в которых  рассказывается  о сверхъестественном  возникновении искусства прядения. Так, по египетским легендам , секрет  прядения открыла  людям богиня  Изида. По греческим  мифам , начало  текстильного  искусства  исходит от богини мудрости  Афин Паллад.

 В самом нале люди  пряли  вручную сам примитивным образом . позднее появилось рунное  веретено- деревянный , а иногда  каменный заостренный стержень. Это значительно  ускорило прядение.

  Появление  руной прялки, на которой  веретено приводилось в движение шнуром от колеса  с ручным  приводом,  было большим достижением, так как частота  вращения веретена , а

следовательно , и  производительность  значительно  увеличивались. Несколько  позднее прялку  стали  изготовлять с ножным  приводом веретена.

     В середине  18 века  была  изобретена  прядильная  машина.

     В ем  же состоят обязанности  прядильщица ?В процессе  работ  прядильщица обеспечивает питание  машин лентой или  ровницей, снимает намотанные  бобин пряжи или початки с веретен, ликвидирует возникшие  обрыв нити, ровни и пряжи , производит  истку , смазку  , ведет наблюдение за рабочими  приспособлениями.

 С помощью  кондиционеров в прядильном  производстве  автоматически регулируется температура и влажность воздуха, проводится рациональное  общее и местное  освещение.

Какими профессиональными качествами  должна  обладать  прядильщица? Конечно  же ей необходим  физическая выносливость , острое зрение , наблюдательность, гибкость  рук и чувствительность пальцев.

  1.  Озаглавьте текст.
  2.  К какому типу  и стилю  реи он относится?
  3. То особенно  в нем  вам запомнилось?  С какой  елью  используется  сообщение  о египетских легендах.?
  4. Объясните  значения слов ровница , бобин, початки, К какому словарю  в будете обращаться?
  5. Найдите  предложения с вводными словами . то выражают  вводные  слова?
  6. Сколько  грамматических  основ можно выделить в предложении Появление  руной  прялки,  на которой….?
  7. Замените  словосочетание  «каменный  стержень», построенное  на основе  связи  согласование, синонимам  словосочетанием  со связью управление.  Напишите получившееся словосочетание.
  8. Объясните  орфограмм  в словах  деревянный, каменный, заостренный.

    Текст 5. Повар.

В детском саду и в школе , в доме  отдыха  и на заводе, на борту океанского лайнера  и в  просторах  космоса –всюду  люди  пользуются  услугами  предприятий общественного питания.

Старая  русская пословица гласит: добрый повар  стоит доктора.  Действительно , повару,  как и врачу , нельзя быть  равнодушным.  Ведь  от того , как накормить человека, зависят и его здоровье, и настроение,  и производительность труда.  А это еще  такая профессия, которая  требует постоянного  поиска, творческой фантазии, потому то  надо  приятно  удивлять  посетитель  каждый  раз, когда  он заходит в столовую, кафе, ресторан.

 К основным  типам  предприятий общественного питания  относятся  фабрики, рестораны, столовые , закусочные, буфет, кулинарии.

 То же ходит  в обязанности повара? В основном  это следующие  операции:  прием сырья и его  переработка, хранение продуктов, приготовление  холодных закусок, горячих блюд,  мучной впеки, оформление  блюд для раздачи,  раздать их.

 

 Современные  кухни ресторанов  и больших  столоваях оборудован электропечками, набором  различных машин  для обработки  продуктов, холодильными камерами. Их  и кухнями- то трудно назвать. Скорее они напоминают фабрике ,цеха.    

MTэто дело -готовить пищу.? Сейчас  в сфере  общественного питания  работают  и мужчин, которые не только не уступают  в мастерстве  женщинам, но зачастую  и превосходять их в умении.

 Кому же  можно порекомендовать  профессию повара ?  Прежде всего  тем юношам  и девушкам , которые  любят готовить, проявляя при этом  выдумку и фантазию. Не зря опытные  повара говорят :  Работа у нас  такая- доставлять  людям радость. А иначе заем  в повара идти?.

   1)_ Озаглавьте текст

   2 ) Определите  стиль и тип реи.

3)Какова главная мысль текста?

4) Подберите  синоним к слову  удивлять?

5) Найдите в тексте  предложение  с придаточным  определительным .

6)Сколько  звуков  в словах  проявляя и детском.

7) Найдите  предложение , где есть обособленное  обстоятельство. Для  его он служит?

8) Какие средства  языковой  выразительности  используются в тексте., автору  передать не только  мысли, но и  чувства, эмоциональную оценку?

9)Найдите  в тексте относительное местоимение. Укажите его роль.

Каждая профессия  предъявляет  свои требования  к человеку, который решил  ею владеть.

На непременным условием  успешной  деятельности  являются  профессионализм, терпение, вдержка, трудолюбие, физическая закалка. Квалифицированные рабочие  очень нужны, страна ждет  от молодых  творческого  вдохновенного труда.

                                 

Рецензия

на элективный курс  по русскому языку «Комплексный анализ текста»,

  разработанную учителем русского языка и литературы  первой квалификационной категории

МБОУ «Среднекирменская СОШ»

                    Мардановой Алсу Шамиловны

Представленный элективный курс  рассчитан на 35 часов  и предназначен для учащихся 11 классов,

изучавших русский язык на базовом уровне.

В структурном отношении в программе представлены :

           - пояснительная записка,

           -определены цели и задачи курса,

           -определены требования к выработке умений и навыков учащихся,

           -представлена содержание элективного курса,

           -разработан учебно-тематический  план

            -представлен список используемой и рекомендуемой  литературы для учащихся.

Рецензируемая программа «Комплексный анализ текста» направлена  на решение проблемы обучения школьников на старшей ступени общего образования.

Актуальность и важность  программы « Комплексный анализ  текста» не вызывает сомнений ,т.к она  содействует созданию условий для реализации обучающимися своих интересов, способствует и дальнейших планов после школы.

Программа элективного курса представляет  собой ориентир  для решения проблем  обучения старших классов ,удовлетворяя запросы учащихся ,нуждающихся  в изучении русского языка на повышенном уровне ,дополняя базовую программу.

Особый интерес и практическую значимость в данной программе в том, что ,обучаясь по данной программе ,учащиеся углубляют  умения, навыки в области русского языка.

Главной целью программы данного курса  является развитие интересов и склонностей ,учащихся к русскому языку.

Элективный курс включает такие важные темы «Ключевые слова текста», «Синтаксические средства связи предложений в тексте», « Изобразительно-выразительные средства в тексте», « Функционально –смысловые типы  речи, их структура»,которые позволяют глубже изучать курс русского языка  и предлагают подготовку учащихся к ЕГЭ.

Данную программу можно использовать и при подготовке  учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Таким образом, данная программа  способствует требованиям к составлению элективных курсов и может реализовать в жизни при устранении указанных недостатков..

Рецензент Мухамадеева Ю.С. ,методист высшей квалификационной категории МУ «ИМЦ»

Мамадышского муниципального района РТ

Рецензия обсуждена и утверждена на заседании  районного Совета по экспертизе  педагогических инноваций  при МУ «ИМЦ»  Мамадышского  муниципального района ( протокол №1 от 17.09 2011 г). .

 

   

Перечень необходимого оборудования, инструментов  и материалов  для реализации  

          программы в расчете  на объединение  обучающихся

1.Тексты о профессиях для комплексного анализа текста- 5 штук

2. Карточки с заданиями (определить тип и стиль речи)-5 штук

3.Интернет ресурсы ( план работы над текстом)- 5 штук.

4.Карточки-шаблоны (по определению ключевых слов текста )- 5 штук.

5.Интерактивная доска (по практической части )- 1 штук (на класс).

6.Тексты худ . произведений -5 штук.

7.Шаблоны сочинений( как сформировать вступительную часть сочинения )-5 штук.

8..материалы для он лайн тестирования по ноутбуку -1 штук( на класс).

9.Таблица изобразительно-выразительных средств речи- 5 штук.

10.Тексты для контрольных(практических работ для анализа)-5 штук.

                   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "Комплексный анализ текста" для 11 класса

Элективный курс «Комплексный анализ текста»  предназначен для  учащихся 11 класса и рассчитан на 17 часов.     В рамках курса осуществляется взаимосвязь теории и практики...

программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Программа элективного курса для обучающихся 11 класса,  рассчитана на 34 часа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективный курс «Комплексный анализ текста» 9 класс

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» предназначена для учащихся 9 класса, рассчитана на 17 часов. Курс опирается на знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процес...

Программа элективного курса "Комплексный анализ текста"

Предметом курса, адресованного учащимся 10-11 классов, является практика комплексного анализа художественного текста (литературных произведений малой формы, эпизодов, отдельных глав, стихотворений)....

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»

Рабочая программа элективного курса «Комплексный анализ текста»...

Программа элективного курса «Комплексный анализ текста» 9 класс

Содержание программы рассчитано на учащихся с разными учеб­ными возможностями, т.к. комплексный анализ текста может включать в себя различные по сложности задания. Программа имеет практическую нап...