Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока русского языка (6 класс) по теме

Материал содержит конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pril._obobshch.urok_.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Балакина Нина Константиновна

                                      МОУ Починковская СОШ

Обобщающий урок по русскому языку в 6-м классе по теме

«Имя прилагательное»

Цель урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме: “Имя прилагательное”.

Задачи урока:

  1. проверить прочность усвоения темы,
  2. закрепить орфографический навык правописания сложных случаев имён прилагательных; 
  3. продолжать развивать аналитико-синтетическую деятельность учащихся;
  4. развивать коммуникативные способности учащихся; 
  5. вырабатывать ответственность за выполненную работу;
  6. продолжать формировать культуру учебного труда и взаимопонимание.

Ход урока

Оформление записей в тетрадях. (сл. 1)

(Сл.2)

Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

Почему урок я начала с этого стихотворения?

Учитель: – Почему эта часть речи имеет такое странное название? Кто является ее вечным спутником? Что обозначает прилагательное? (Сл3)

1. предмет
2. признак
3. действие

– Назовите правильное утверждение: Имя прилагательное – это часть речи, которая:

1. не изменяется
2. спрягается
3. склоняется.

- Что значит склоняется?

- Укажите неверное утверждение (Сл.4):

1. Имя прилагательное обозначает признак предмета.
2. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
3. Все прилагательные имеют степени сравнения.
4. В предложении обычно бывают определениями.

- А теперь дайте полное определение имени прилагательного.

- Сегодня на уроке мы повторим трудные орфограммы, изученные по теме, а в конце урока вас ждет проверочный тест.

- От чего зависит написание окончаний имён прилагательных?

Выписать № словосочетаний, рядом записать буквы, под которыми даны правильные варианты ответа. (Сл.5)

А

Б

В

1. В летн… ночь
2. Колюч… ежа
3. В свеж… воздухе
4. На горяч… песке
5. От жарк… солнца
6. Ранн… утро
7. У больш… дуба

ею
иво
ом
им
ова
ие
ова

юю
его
ем
ем
ого
ее
ого

ию
иго
им
ом
ово
ии
ога

«Проверь себя». (Сл. 6) Учащиеся оценивают себя.

- Что нового об имени прилагательном вы узнали в этом году?

- Что такое степень сравнения?

- Назовите степени сравнения, которые могут быть у прилагательного.

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы ученики должны хлопнуть в ладоши и исправить ошибку:

Строгий – строгайший;
Добрый – добрейший;
Тихий – тихайший;
Храбрый – храбрейший;
Глубокий – глубокайший;
Богатый – богатейший;
Высокий – высочайший;
Редкий – редкайший;
Вечерний – вечернейший;
Верблюжий – верблюжайший.

Учитель. О каких прилагательных пойдет речь дальше, вы узнаете, прослушав стихотворение. (Сл. 7)

В сказке девочка жила.
Как она была мила!
Как она была мала!
Как она была умна!

- О какой девочке идет речь?

- О каких прилагательных сейчас будем говорить?

- Что знаем о синтаксической роли кратких прилагательных?

Учитель.  –Что надо знать о правописании кратких прилагательных с основой на шипящий?  

 Графический диктант. (Сл. 8) В случае затруднения можно вспомнить правило, воспользовавшись ссылкой «правило».

Стричь, горяч, горечь, туч, рожь, схож, нищ, хорош, сушь, нож.

Проверка:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ь

ь

ь

ь

Учитель. -  Продолжаем разговор о кратких прилагательных.
– Правописание каких суффиксов прилагательных связано с краткой формой?

 Когда же пишется суффикс –к-, а когда –ск-?

Учитель. - Выпишите слова, где надо писать суффикс -ск- -I в.; -к- - II в.(сл. 9)

Немец…ий
Француз…ий
Белорус…ий
Дерз..ий
Турец…ий
Матрос…ий
Ткац…ий
Сибир…ий
Уз…ий
Рус…ий
Июнь…ий
Низ…ий
 

Учитель. (Сл.10) О какой орфограмме идёт речь? Что вам известно о правописании н и нн в прилагательных?
– Все ли отражено в данной схеме.

Учитель. Запишите, объясняя графически, сколько н пишется в словах:

Песчаный берег, целинный урожай, глиняный горшок, юный герой, оловянный солдатик, комариный укус, безветренный день, чугунный рельс, кожаный портфель, соломенная крыша, деревянный стол, звериный взгляд.

Итоги урока. Выводы.

- Что вам понравилось?

- Какие трудности испытывали?

- Какие бы вы сделали выводы о том, какую роль играют прилагательные в речи?

(Все разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Именно они способны сделать нашу речь живописной. Без них речь бедна и невыразительна. Мир без прилагательных теряет краски, размеры, запахи, звуки – становится серым, однообразным).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок...

Обобщающий урок по теме "Имя прилагательное"

Материал содержит конспект урока...

Обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Презентация для проведения обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Имя прилагательное"...

Конспект урока "Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"

урок по русскому языку в 5 классе на тему "Обобщающее повторение темы "Имя прилагательное"...

Урок английского языка. «Степени сравнения прилагательных. Обобщающий урок». 3 класс.

Представленный материал содержит коспект урока и презентацию к нему....

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...