Обобщающие уроки по теме "Имя прилагательное" в 5 классе (с презентацией)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Белышева Валентина Васильевна

Материал включает разработку двух уроков обощения знаний по теме "Имя прилагательное" в 5 классе и тест для проврки знаний по данной теме с ответами и нормами оценок

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obobshchayushchiy_urok_po_teme_imya_prilagatelnoe.zip361.76 КБ

Предварительный просмотр:

Белышева Валентина Васильевна

Учитель русского языка и литературы

МКОУ Михайловской СОШ

Чулымского района

Новосибирской области

Тема: Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» (с презентацией)

5 класс

Материал рассчитан на два урока обобщения знаний по теме и урок контроля знаний по теме (Тест – Приложение 1).

Цель урока:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
  2. Развитие речи, внимания, памяти.

Задачи: повторить в течение урока материал по темам:

  1. Роль прилагательного в тексте;
  2. Морфологические признаки прилагательного;
  3. Синтаксическая функция прилагательного;
  4. Согласование прилагательных с существительными;
  5. О – Ё в окончаниях прилагательных после шипящих и Ц;
  6. Грамматические особенности кратких прилагательных;
  7. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями

Ход урока:

Этапы урока

Примечания

1.

Прилагательное как часть речи

Сл. 3,4

Сл.5

Задание: Отгадайте загадки. Ответьте на вопрос: какая часть речи указывает в этих загадках на признаки предметов, по которым можно отгадать сам предмет?

  1. Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный.
  2. В тёмной темнице сидит красная девица, зелёная коса на улице.

Задание:

Дайте определение имени прилагательного как части речи

1) Арбуз: алый, сахарный, зеленый, бархатный.

2) Морковь: красная, зеленая. Это имена прилагательные

Имя прилагательное -

- самостоятельная часть речи

- обозначает признак предмета (по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам,... )

- отвечает на вопросы Какой? Каков?  Чей?

2.

Роль прилагательного в тексте

Сл. 6,7

Отгадайте, о какой птице идет речь.

Какие прилагательные помогают понять это?

… по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царем всей водяной или водоплавающей птицы.

Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеею, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей гладкой поверхности воды. (По С. Аксакову.)

Выпишите из текста прилагательные, которые обозначают:

  1. цвет;
  2. отношение автора к предмету описания.

Величавой (осанке), водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами), с черным (носом), черными (лапами), с длинною, гибкою, красивою (шеей), прекрасен.

Величавый, прекрасен водяной, водоплавающей (птицей), белый, с блестящими, прозрачными, небольшими (глазами),                                      

Сл.8

Задание: Запишите предложения, вставив прилагательные к выделенным существительным.

Было _____, _____ утро… Помню ____, ____ сад, помню _____ аллеи, тонкий аромат _____ листвы и запах антоновских яблок, запах меда и _____ свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются _____ голоса и скрип телег.

Сл.9

Вопрос: 

Какова роль имени прилагательного в речи?

Помогает точнее описывать предмет, обозначает признак предмета по форме, размеру, цвету, времени, пространству, свойствам, качествам, помогает выразить отношение к описываемому предмету.

3.

Согласование имени прилагательного с существительным

Сл.10

Задание:

Какие грамматические значения выражают следующие окончания прилагательных?

Докажите примерами и запишите их.

Образец: -ая, -яя – ж. род, ед. ч., им. п. – большая (книга), синяя (тетрадь).

-ое, -ее – …         -ого, -его – …

-ые, -ие – …          -им, -ым – …

-ый, -ий – …  -ую, -юю – …

Задания на карточках:

Вариант 1. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными.  Определите их падеж.

Маленьк.. остров в лесу. Пахнет дымом, прошлогодн.. листьями. Пока таскаем мешки, луна из красн.. пятака превращается в золот.. монету. Вдоль тропинки к темн.. одинок.. дому загораются желт.. огоньки. Это ива при лунн.. свете зажгла фонари крупн.. пушист.. цветов.                                                                                                               (В. Песков.)

Вариант 2. Допишите окончания прилагательных, согласуя прилагательные с существительными.  Определите их падеж.

Солнце только поднялось из-за верхушек огромн… соснов… бора и осветило просторн..  болото. Оно поросло част… березняком. Вся земля покрыта мягк… зелен… мхом, а на бугорке цел… заросли черники. Нагнешь кустик и рвешь одну спел… чернику за другой.                                                                         (По Г Скребицкому.)

4.

Синтаксическая роль имени прилагательного

Сл.11

Задание: 

Выписать грамматические основы предложений. Сделать вывод о синтаксической роли прилагательных.

У сороки - белобоки по бокам пёрышки совсем белые.  А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у неё хвост. Он длинный, прямой. Перья на нём зеленоватые. Сорока – птица нарядная, ловкая, подвижная.

Перышки белые.

Голова, крылья, хвост черные.

Хвост красив.

Он длинный, прямой.

Перья зеленоватые.

Сорока- птица.

(выступает в роли сказуемого, а также определения – в последнем предложении)

5.

Грамматические особенности кратких прилагательных

Сл.12

Вопрос:                                                                                    

Чем отличаются краткие прилагательные от полных?

Задание: Образуйте от полных прилагательных краткие формы мужского и женского рода. Запишите их, расставляя ударение. Подчеркните беглую е в краткой форме мужского рода.

Образец. Бедный – беден, бедна.

Бледный, близкий, вкусный, властный, вредный, холодный, добрый, грозный, страшный, интересный.

Различаются окончанием

Изменяются по родам и числам, не склоняются.

6.

Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Сл.13

Задание: Расскажите о правописании мягкого знака в кратких прилагательных с основой на шипящую.

Задание: Образуйте краткую форму прилагательных, подчеркните орфограмму.

Хороший, дремучий, похожий, горячий, могучий, свежий, неуклюжий, колючий, пахучий.

Мягкий знак не пишется

7.

Правописание букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.

Сл.14

Задание: Расскажите о правописании букв О - Е после шипящих в окончании прилагательных.

Задание: Записать словосочетания, объяснить и графически обозначить орфограмму.

На свеж..м воздухе, к старш..му брату, в больш..м дремуч..м лесу, по горяч..му следу, у могуч..го дуба, в колюч..м кустарнике, в чуж..м доме.

Под ударением – О

Без ударения - Е

8.

Подведение итогов урока. Выставление оценок

В течение урока ученики получали за ответы жетоны-смайлики красного и голубого цвета.

9.

Развитие речи

Сл.15

Задание: Написать сочинение – миниатюру «Зимний лес»

Фото на слайде

10.

Контрольный тест по теме «Имя прилагательное»

Приложение 1.

Тест по теме «Имя прилагательное»  

5 класс

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает:

А) признак предмета;         Б) действие предмета;       В) признак признака.

2. Имя прилагательное отвечает на вопросы

А) кто?  что?              Б) какой? чей?                В) что делать? что сделать?

3. Имя прилагательное изменяется (найдите неверное утверждение):

А) по родам;       Б) по временам;        В) по числам;        Г) по падежам.

4. Краткие имена прилагательные изменяются:

А) по родам;        Б) по падежам;          В) по числам.

5. Словосочетанию весенний день соответствует схема

         х                                                     х                               х

А) прилаг.+ сущ.           Б) прилаг. + сущ.          В) сущ.+сущ.

6. Краткие имена прилагательные в предложении являются:

А) определениями;        Б) дополнениями;            В) сказуемыми.

7. Краткие имена прилагательные есть в предложении:

А) Короткие каникулы быстро пролетели;

Б) Коротки дни зимой;

В) Иглы у ели короткие.

8. В предложении Новая грамматическая тема очень трудна.  краткое прилагательное является:

А) определением;          Б) сказуемым;           В) дополнением.

9. Мягкий знак не пишется в словах:

А) мяч…        Б) хорош…         В) рож…      Г) с крыш…

10. Прилагательное большой в Родительном падеже имеет окончание

А) – им           Б) – ого         В) – ем

11. Прилагательные мужского и среднего рода в творительном падеже, единственном числе имеют окончание

А) –ом, -ем       Б) - им, - ом        В) –ым, -ем       Г) –им,-ым

12. Прилагательные мужского и среднего рода в предложном падеже имеют окончание

А) –ом,-ем        Б) –им,-ом          В) –ым,-ем        Г) –им,-ым

13. Установите соответствие:

1) ж.р.,ед.ч.,И.п.              а)большой                                д) летним

2) м.р.,мн.ч.,Р.п.              б) умная                                   е) об утреннем

3) ср.р.,ед.ч.,Т.п.              в)глубокого                            ж) маленьким

4) ж.р.,мн.ч.,Д.п.              г) хороших                              

 14. Краткая форма прилагательного могучий

А) могучь        Б) могуч         В) могучи

15. Краткая форма прилагательного хороший

А) хорош         Б) хорошь            В) хороша

16. Род и число прилагательного в словосочетании сосна высока

А) ед.ч., ср.р.        Б) мн.ч., ср.р.         В) ед.ч., ж.р.          Г) ед.ч., ср.р.

17.  Какие окончания нужно дописать (выберите столбец а), б), в), г) с правильными окончаниями)?

                                                                         а          б          в          г

летн__   утром                                               им       им       им       ем

на горяч__   песке                                         ем        им      ем        им

от осенн__   листвы                                      ий        ей       ей        ем

от жарк__   солнца                                       ого       ова     ого       ова

18. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено кратким прилагательным

А) Перелетные птицы улетели на юг.

Б) Деревья жмутся друг к другу, скрипят на ветру.

В) Рыжая шерстка лисенка была густа и мягка.

Г) Ночь светлая и морозная.

№ задания

Правильный ответ

Количество баллов

1.

А

1

2.

Б

1

3.

Б

1

4.

А, В

2

5.

Б

1

6.

В

1

7.

Б

1

8.

Б

1

9.

А, Б, Г

3

10.

Б

1

11.

Г

1

12.

А

1

13.

1Б;    2Г;    3Ж,Д;    4Ж,Д

6

14.

Б

1

15.

А

1

16.

В

1

17.

В

1

18.

В

1

26

«5»  -  26 – 25 б

«4»  -  24 – 19 б

«3»  -  17 – 13 б

«2»  - менее 13

Источники:

  1. Компакт-диск «Дидактический и раздаточный материал. Русский язык 5-7 классы (карточки)», издательство «Учитель», 2010
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя. – М. Просвещение, 1992
  3. Фото «Зимний лес» (из личного архива)
  4. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/test-po-teme-imya-prilagatelnoe-6-klass 
  5. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/pedagogicheskii-test-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa-po-teme-imya-pril 
  6. http://lib.repetitors.eu/russkiy/73-2009-12-14-06-38-33/1610----q-q 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок - повторение в 9 классе по теме "Решение уравнений" с использованием презентации.

Цель урока: создание условий для представления учащимися целостной картины темы "Решение уравнений".Задачи: Повторить виды уравнений и способы их решения, способствовать восполнению существующих пробе...

Презентация к обобщающему уроку математики в 6 классе по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"

Презентация к уроку содержит обобщающие материалы по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел", простейшие неравенства с модулем. Урок построен по мотивам сказки-мультфильма "Али...

Презентация - Тесты к обобщающему уроку ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы".

Данная презентация является хорошим методическим материалом при подготовке и проведении обобщающего урока ОБЖ в 8 классе по теме "Пожары и взрывы". Желаю успехов!...

Презентация к обобщающему уроку геометрии в 7 классе по теме "Треугольники"

Представленная компьютерная презентация обеспечивает наглядность и экономию времени на уроке. План-конспект урока загружен отдельным файлом....

учебная презентация обобщающего урока физики в 8 классе

Мы все являемся активными потребителями электроэнергии.В наших домах, школах, офисах появляется всё большее количестворазличных электрических приборов – работают телевизоры и компьютеры,закипают...

Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"

Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...

Презентация к обобщающему уроку биологии в 5 классе по т. "Ткани животных"

Данная презентация может быть использована на обобщающем уроке по теме "Ткани животных", а также при контроле знаний и закреплении изученного ранее. В презентации даны задания на определение тканей, с...