Эти многоликие слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Мигаль Римма Алексеевна

Тема:«Эти многоликие слова»

Тип учебного занятия:урок закрепления знаний по теме: «Лексика»

Вид учебного занятия:собеседование, практикум

Методы и приемы:

  • объяснительно-иллюстративные методы (работа с тестом, рассказ, беседа, кроссворд);
  • методы стимулирования познавательного интереса (занимательное содержание, познавательно-развивающие вопросы);
  • методы эмоционального стимулирования (похвала, доброжелательное выслушивание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon migal_urok.doc80.5 КБ
Office presentation icon migalprezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt230.5 КБ

Предварительный просмотр:

1

Тема урока

Эти многоликие слова

2

Тип урока

Урок закрепления знаний

3

Вид учебного

занятия

Собеседование, практикум

4

Цели

  1. вторичное осмысление уже известных знаний;
  2. выработка умений и навыков по их применению;
  3. создать на уроке ситуации, в которых учащиеся осознанно могли бы применить имеющиеся знания

5

Логика учебного занятия

  1. мотивация;
  2. актуализация ведущих знаний и способов действий;
  3. конструирование образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях;
  4. самостоятельное применение знаний;
  5. контроль;
  6. рефлексия

6

Оборудование

Раздаточный материал (тест, кроссворд, карточки – задания), слайдовая презентация

Этапы урока

  1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя уч-ся на восприятие материала.
  2. Этап подготовки учащихся к активному, сознательному усвоению нового материала

ТЕСТ

Задание: выделите правильный ответ.

A.        Что такое лексика?

  1. Лексика - это наука о языке.
  2. Лексика - это наука о слове.
  3. Лексика - это совокупность всех слов языка.

Б.  Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»?

  1. Предложение.
  2. Звук.
  3. Слово.

B.        Чем отличается слово от других единиц языка?

  1. Оно служит наименованием действий.
  2. Оно служит наименованием предметов, признаков и дей ствий.
  3. Оно служит наименованием предметов.

Г. Дайте определение омонимам.

  1. Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию.
  2. Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинако вые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лекси ческому значению.
  3. Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написа нию, но разные по лексическому значению.

Д. Дайте определение синонимам.

  1. Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения.
  2. Синонимы - это слова, противоположные по значению.
  3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга от тенками лексического значения и употреблением в речи.

Ж. Что такое антонимы?

  1. Антонимы - это слова одной и той же части речи с проти воположным лексическим значением.
  2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одина ковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лек сическому значению.
  3. Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значе ние.

Ответ должен быть записан на доске в следующем виде: А-3;Б-3;В-2;Г-2;Д-3;Ж-1.

  1. Этап применения знаний и способов действий

1)Беседа. Работа с текстом.

Учитель. А что такое язык?

Сообщение ученика: Язык - это когда один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже пони маете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) человек выражает свои мысли и передает их другим. И это про исходит благодаря языку.

Лев Успенский в своей замечательной книге «Слово о сло вах» пишет: «Язык - удивительное орудие, посредством которо го люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мыс ли. Не случайно у многих народов два предмета, ничем не по хожих один на другой, - мясистый подвижный орган вкуса, по мещающийся во рту, и человеческая способность говорить и по нимать собеседника - издавна именуются одним и тем же сло вом  

Учитель. По поводу языка высказывались многие ученые, писатели. Вот слова некоторых из них. Вы можете записать в тетради те, которые вам понятны.

1.        Язык - инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо
им владеть. (М. Горький.)

2.        ... русский язык - один из богатейших языков в мире, в
этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский.)

3.        Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь
распускающийся цвет всей его духовной жизни... (К.Д.Ушин-
ский.)

Затем учитель предлагает послушать текст «Язык» и отве тить на вопросы:

- Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего пет на свете, а в другом утверждает, что язык - это самое худшее, что есть на свете?

Как понять это противоречие?

Учитель. Вот что говорил по этому поводу великий Л. Н. Толстой: «Слово - дело великое. Великое потому, что сло вом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить враж де и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет лю дей».

Учитель.  А сколько слов в русском языке?

Учитель. Обратите внимание, ребята! Интересные числа!

В 17 томном словаре современного русского литературного языка дается 120480 слов.

Словарь произведений А. С. Пушкина состоит из 21 тысячи слов.

Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование, -из 12 тысяч слов.

А словарь младшего школьника 10-12 лет - 3600 слов!

Учитель. Обратите внимание, ребята, на высказывание П. В. Гоголя: «Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмери мость его и изловить чудные законы его...»

2)Работа в группах.

На доске - критерии оценки:

«5» баллов - ответ грамотный;

«4» балла - есть одна неточность;

«3» балла - 2 неточности;

и «0» баллов - 3 и более неточности или группа вообще от казывается от защиты ответа.

1-я группа.

Задание1: Раскрыть значение слова дом - в отрывке. Как называются такие слова?

Тот дом без крыши, без угла,

                        Согретый по-жилому,

Твоя хозяйка сберегла  

За тыщу верст от дома.

А. Т. Твардовский

Задание 2:Указать в каждой паре предложений слова, одинаково зву чащие, но с разными значениями. Как называются такие слова?

  1. Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. (А. С. Пушкин.) - Лекции - очень важный вид обучения.
  2. Мы пошли на вал, возвышение, образованное природой и укрепленное частоколом. (А. С. Пушкин.) - Отец усовершенст вовал коленчатый вал.

3.        Тракторы перепахивали пар. - Пар выбивался из-под
крышки кастрюли.

     2-я группа.

Задание1: Объяснить значение словосочетаний в контексте.
Сердечный человек - ...        Глухой старик - ...

Сердечный прием - ...        Глухой голос - ...

Сердечная мышца - ...        Глухой переулок - ...

Задание2: В каждой паре пословиц указать синонимы. Какими частями речи они выражены?

1. Когда едешь в путь, осторожен будь. - Всякая дорога вдвоем веселей. 2. Я к нему оком, а он боком. - Свой глаз - алмаз. 3. Что испек, то и кушай. - Чем больше ешь, тем больше хочется.

3-я группа.

Задание1: Определить значение слова разбить в предло жениях.

1. Петя разбил себе нос. 2. Туристы разбили палатку. 3. Раз били врага наголову. 4. Лесоводы разбили участок.

Задание 2:

Отгадать загадки. Указать антонимы.

Я антоним к слову «лето»,        Я антоним к слову «смех»,

В шубу снежную одета,        Не от радости утех -

Хоть люблю мороз сама,        Я бываю поневоле

Потому что я ... (зима).        От несчастья и от боли,

От обиды, неудач. Догадались? Это... (плач).

3)Решаем кроссворд.

Кроссворд по теме «Лексика»

1

2

3

4

5

6

7

Задание: Попробуйте заполнить горизонтальные строчки антонимами к указанным ниже словам, а в вертикальном столб це вы прочтёте общее название таких слов.

1. Горький. 2. Начинать. 3. Буря. 4. Рыхлый. 5 Трудолюби вый. 6. Короткий. 7. Свет.

IV.Этап подведения итогов

V. Этап информации о домашнем задании. Домашнее задание 3 ступеней: сложное, средней сложно сти, легкое.

Сложное задание.

1. Записать предложение, расставить знаки препинания. 2. Найти и выписать слово, употребленное в переносном значении - мета фору. 3. Подобрать к нему синонимы.

Речевая культура человека это зеркало его духовной куль туры писал В. А. Сухомлинский.

Задание средней сложности.

Записать слова, которые соответствуют следующим лекси ческим значениям:

  1. Договор между двумя или несколькими лицами.
  2. Точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.

3.        Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты,
нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям
получились слова.

  1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
  1. Группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках.

Несложные  задания.

Подобрать синонимы, в которых вторые буквы уже простав лены:

Главный   -  ..с  

Мощный  - ..и  

Иностранный  -..н

Смышленый -..о

Занимательный - ..н

Грязный  - ..и

Короткий - ..м

Скорый -..ы

VI. Этап рефлексии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эти многоликие слова (обобщающий урок по теме: «Лексика» в 5 классе) Мигаль Римма Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Слайд 2

Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. М.Горький Человеческое слово стрелы острее. (пословица)

Слайд 3

ТЕСТ Задание: выделите правильный ответ. A . Что такое лексика? 1. Лексика - это наука о языке. 2. Лексика - это наука о слове. 3. Лексика - это совокупность всех слов языка. Б. Какая единица языка изучается в разделе «Лексика»? 1. Предложение. 2. Звук (речи). 3. Слово. B. Чем отличается слово от других единиц языка? 1. Оно служит наименованием действий. 2. Оно служит наименованием предметов, признаков и действий. 3. Оно служит наименованием предметов.

Слайд 4

Г . Дайте определение омонимам. 1.Омонимы - это слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию. 2.Омонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению. Д. Дайте определение синонимам . 1.Синонимы - это слова, обозначающие одно и то же, но имеющие разные лексические значения. 2. Синонимы - это слова, противоположные по значению. 3. Синонимы - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Ж. Что такое антонимы? Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. 2. Антонимы - это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению. 3.Антонимы - это слова, имеющие одно лексическое значение

Слайд 5

Ключи к тесту А - 3; Б – 3; В – 2;Г – 2; Д – 3; Ж - 1

Слайд 6

ПИСАТЕЛИ О ЯЗЫКЕ Язык – инструмент, необходимо хорошо Знать его, хорошо им владеть. М. Горький … русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В.Г.Белинский

Слайд 7

Критерии оценки «5» баллов - ответ грамотный «4» балла – есть одна неточность «3» балла – две неточности «0» баллов – три и более неточности или отказ группы от ответа

Слайд 8

КРОССВОРД 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 9

КРОССВОРД 1 С Л А Д К И Й 2 К О Н Ч А Т Ь 3 З А Т И Ш Ь Е 4 П Л О Т Н Ы Й 5 Л Е Н И В Ы Й 6 Д Л И Н Н Ы Й 7 Т Е М Н О Т А

Слайд 10

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Вопросы, рассмотренные на сегодняшнем занятии для меня … Самым интересным на занятии для меня было …. Самым неинтересным на занятии для меня было …. Я как практик хочу … Я научился …. Теперь бы я хотел еще узнать … Мне понравилось …. Мне не понравилось …. Я считаю полезным … Я был бы рад … Я хотел бы Вам сказать … Самым скучным на занятии было … Я все время злился, потому что … Я был бы рад, если бы … Я буду вспоминать о …

Слайд 11

СПАСИБО ЗА УРОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоликий Грозный

Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут  о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...

"Чума XXI века - Многоликий герпес"

Презентация по теме " Вирусы - герпес". Можно использовать не только как учебный материал, но и  в качестве профилактики заболевания....

Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»

Внеклассное мероприятие  по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...

ЭТИ МНОГОЛИКИЕ СЛОВА

Цели:- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;-создать на уроке ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознан...

Эти многоликие слова

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Лексика и фразеология". Урок проводится в виде игры «Счастливый случай». Учащиеся распределяются на две команды. В каждой команде есть «глава семьи», т.е. консульта...

Эти многоликие слова

Открытый урок разработан для учащихся 8 класса. Он не привязан к определенной теме и может быть проведен в качестве урока развития речи в рамках раздела "Культура речи". Данная разработка со...