Эти многоликие слова
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Открытый урок разработан для учащихся 8 класса. Он не привязан к определенной теме и может быть проведен в качестве урока развития речи в рамках раздела "Культура речи". Данная разработка содержит работу с разными группами слов ( диалектизмы, неологизмы) и  направлена на формирование у учащихся чувства любви и гордости за русский язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_eti_mnogolikie_slova.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Эти многоликие слова…

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Открытый урок по авторской программе под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова М.; учебник русский язык 8 класс под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.

Автор разработки:

 Шанина Ю.С.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Карлинская средняя школа»

2018 год

Цель урока: Обобщить знания по изученным ранее понятиям лексики, провести языковое исследование.

Задачи:

- обучающие:

- активизация знаний, полученных учащимися ранее,

- формирование системных представлений о лексике;

-развивающие:

- совершенствование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций;

-воспитательные:

- развитие умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями,

- привитие интереса и любви к родному языку,

- формирование навыков контроля и самоконтроля.


Тип урока:

- урок обобщения и систематизации знаний по ранее изученным понятиям

Планируемые результаты:

Предметные: научиться определять значение слова, прямое и переносное значение слов, определять часть речи по грамматическим признакам, систематизировать знания по теме.

Метапредметные:

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы , связи и отношения.

Личностные: формирование познавательного интереса.

Материально-техническое обеспечение: 

компьютер, мультимедийный проектор, колонки.

Ход урока.

  1. Оргмомент. Представление. Урок развития речи. Урок –исследование.  ЛИСТЫ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ!

  1. Актуализация знаний.

В этом году на уроках русского языка вы начали говорить о синтаксисе.  А о каких синтаксических единицах вы говорили?

 - словосочетание, предложение, текст.

А можно  ли отнести слово к синтаксической единице? Аргументируйте ответ. Синтаксис изучает связи слов, поэтому слово не …

Изучением слова занимается лексика. Дайте определение этого понятия. А как вы думаете, нужно ли вам сейчас говорить о словах, если вы все о них уже изучили?

Может, вам помогут сделать выводы слова известного поэта Вадима Шефнера. (Слайд 2, 3)

Есть слова - словно раны, слова - словно суд, -
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

 Слова Виктора Владимировича Виноградова

Ответы. Вывод: слова – живые существа. Да и вообще язык - развивающееся явление. Вот именно наблюдениями  над этим мы сегодня и займемся.

 

  1. Без слов не бывает языка, слову свойственно свое, особое, индивидуальное значение – лексическое. Черное мы не назовем белым, трамвай – автобусом… Но слова имеют и грамматическое значение – каждое слово является какой-то частью речи.

Посмотрите на отрывок из произведения нашей с вами современницы, писательницы Людмилы Петрушевской. (слайд 4)

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:

— Калушата! Калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.

Почему не все ясно в сказке? (нет лексического значения). И с точки зрения лексики это не слова, а набор звуков и букв. Но в целом смысл текста понятен. Чем это объяснить? (есть грамматическое значение слов). На какие части речи похожи слова по своему строению? (на глаголы, существительные, прилагательные, наречия). Давайте дадим грамматическую характеристику слова по напушке.  РАБОТА В ЛИСТАХ. Проверка.

Род, число, одуш., нариц., падеж, склонение

Оцените себя на этом этапе урока.

  1. А что вы скажете о следующих словах (слайд 5): рукотерник, окаяшка, талина, нырок, скрыня, выползина, серпень? Вам понятны эти слова? (

Посказка: выбрать одно значение из трех. (индивидуальные карточки)  А почему теперь вы поняли, что означают эти слова? (СЛАЙД 6)

А кто-нибудь знает слова, которые используют только жители Ульяновска и Ульяновской области? Как они будут называться?

кулёма, пырять, шеметом, творило, умалеть, збрёха, дрожалка, курмыш, манарка… запишите эти слова и найдите их значение. Возможно, ваши родители помогут вам в этом. (слайд 7)

РАБОТА В ЛИСТАХ. Оцените себя на этом этапе урока.

Рефлексия: для чего я показала вам эти слова?

 Ответы.

Вывод: наш русский язык очень богатый, красивый, благозвучный и понятный для всех носителей языка.

  1. Но, к сожалению, в настоящее время в РЯ появилась одна тенденция (возможность тех или иных событий развиваться в данном направлении; склонность). Я думаю, вы сейчас поймете, о чем я. (слайд 7)

Пример диалога.

- прива!

- ДД!

 - ты идешь к Пете на ДР?

- яп. ЗЫ. там же Гоша будет  

- лол. Лан, давай завтра обсудим насчет поездки.

- ок. спок.

- спс. Взаимно.

- нзчт.

Вам понятно, о чем в этом диалоге идет речь?

Вы используете похожие слова в своем общении подобные слова?  А откуда эти слова берутся? А как вы думаете, хорошо это или плохо? А почему люди используют такие слова?

На самом деле нет ничего плохого в использовании данных слов. Но часто люди, пользующиеся подобной лексикой, не умеют исходные слова писать… кроме того, такие слова бездушны и не смогут передать всю силу эмоций.

Посмотрите, пожалуйста, насколько некрасива, безлика и равнодушна может стать исповедь человеческой души…

Звучит музыкальный отрывок из романса А. Ахматовой «Мне нравится, что вы больны не мной…» (на экране таблица сравнения, слайд 8)

Спс те и сердцем и рукой.
За то,что ты меня-не зная сама!-
Так лаф :за мой ночной покой
За редкость встреч у падика ночами.
За твой игнор и не-гулянья вечерами.
За солнце не у нас над бошкамм.
За то,что ты сопливишь-увы!-не мной,
За то,что я сопливю-увы!-не тобой.

Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня — не зная сами! —
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас на головами,
За то, что Вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не Вами.

Какой вариант вам нравится больше? Почему? Обоснуйте свой ответ.

Помните, что вы оставите своим потомкам наследие, часть которого будет занимать и ваше словесное творчество. Ваши мысли должны быть понятны вашим внукам и правнукам. Иначе в нем не будет смысла….

Язык .
С благоговеньем прикасайся 
К тому, чем ты вооружён, 
Твори светло и упивайся 
Безбрежным русским языком 

Воздушно лёгок, сочен, вкусен, 
Суров и нежен, многолик, 
Во всех мелодиях искусен 
Наш удивительный язык. 

Ему к лицу и термин узкий, 
И междометный вздох, и клич, 
Гордись, что понимаешь русский, 
Старайся глубину постичь. 

Смешно и грустно слышать, право, 
Как невежд целая рать 
К заморским «ингам”, „экшн” и “вау” 
Его, кряхтя, хотят прижать.
Сергей Скачко

 

(слайд 9)

Не страшно под пулями мертвыми лечь, 
Не горько остаться без крова,- 
И мы сохраним тебя, русская речь, 
Великое русское слово. 
Свободным и чистым тебя пронесем, 
И внуками дадим, и от плена спасем, 
Навеки. 
А.А.Ахматова 

Итоговая рефлексия.

Как вы думаете, какова была цель  сегодняшнего урока?

- Еще раз показать величие и красоту РЯ

- Показать интересные языковые случаи

- Призвать к чистоте и сохранению языка.(слайд 10)

В нашем пусть не самом легком, но самом замечательном русском языке более 400 000 тысяч слов. И я желаю Вам жить по наказу Анны Ахматовой, чтобы наши потомки никогда не вернулись к тому времени, когда человек общался посредством нескольких десятком слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоликий Грозный

Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут  о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...

"Чума XXI века - Многоликий герпес"

Презентация по теме " Вирусы - герпес". Можно использовать не только как учебный материал, но и  в качестве профилактики заболевания....

Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»

Внеклассное мероприятие  по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин.  Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...

Эти многоликие слова

Тема:«Эти многоликие слова» Тип учебного занятия:урок закрепления знаний по теме: «Лексика» Вид учебного занятия:собеседование, практикум Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные методы (р...

ЭТИ МНОГОЛИКИЕ СЛОВА

Цели:- обобщить изучаемый материал по теме «Лексика»;- закрепить знания, умения, навыки по изучаемой теме;-создать на уроке ситуации, в которых учащиеся проявили бы себя как личность: могли бы осознан...

Эти многоликие слова

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Лексика и фразеология". Урок проводится в виде игры «Счастливый случай». Учащиеся распределяются на две команды. В каждой команде есть «глава семьи», т.е. консульта...