Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку
материал по русскому языку (11 класс) по теме

Кудрявцева Светлана Петровна

В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chast_a_v_.docx474.45 КБ

Предварительный просмотр:

                             НОРМЫ УДАРЕНИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МИНИМУМ,

                          подлежащий проверке на Едином государственном экзамене

А

Августовский

агЕнт, агЕнтство

акрОполь

алкогОль

алфавИт

анАлог

анАтом

апострОф

арбУз

аристокрАтия

атлЕт

Атлас (карты)

атлАс (ткань)

афЕра

аэропОрты

апокАлипсис

Б

баловАть, балОванный

бАнты

баржА и бАржа

бАрмен

безУдержный

без Умолку

берЁста

библиогрАфия

блокИровать

бомбардировАть

бралА, брАли, брАло

брАлся, брАлось

бралАсь

бытиЕ

бюрокрАтия

В

вдовствО

вЕрба

вероисповЕдание

вЕчеря

(с) ветвЕй

ветеринАрия

вИдение

видЕние

включЁнный

включЁн

включенА, включенО

включенЫ, включИт

вралА, врАли, врАло

водопровОд

впилАсь, впилИсь

временщИк

втрИдешева

втрИдорога

Г

газирОванный

газопровОд

гастронОмия

гЕнезис

гладИльный

госпитАльный

гофрировАть

гофрирОванный

гротЕсковый

грУшевый

гумнО

гУсеница

гУся (Р.п. от гусь)

гусЕй

гуслЯр

Д

дефИс

дворянИн

джентельмЕн

джИнсы, джинсОвый

(много) дирЕкторов

дружнА дрУжны

дИскант

диспансЕр

добЫча

догналА, догнАло

договОр

докумЕнт

долбИть, долбИшь

долблА, долблИ

донЕльзя

досУг

доскА (В.п. дОску)

мн.ч. дОски, досОк,

доскАм

дОсуха

доЯр

дрАтва

дрЕвко

дремОта

духовнИк

Е

еретИк

Ж

жалюзИ

ждалА, ждАли

жерлО

З

забелЁнный

завИдно

завсегдАтай

зАговор

задОлго

заЁм

заИндеветь

закУпорить

зАмкнутый

замУжество

зАнятый, зАнят

занятА

заострЁнный

засАхарить

заселЁнный

засорЁнный

звонИть, звонИшь

звонИт, звонИм

звонЯт, позвонИт

зевОта

зерО

знАмение

зубчАтый

И

Ивовый

игОрный

Издавна

Изредка

Изжелта-красный

изувЕр

иноплемЕнный

инсУльт

Искра

исповЕдание

испЁкший

Исподволь

Иссиня-чёрный

истЕкший (год)

истерИя

исчЕрпать

К

кАмбала

каталОг

кАшлянуть

каучУк

квартАл

киоскЁр

киломЕтр

кладовАя

клЁкот

клЕить

клялА-клялАсь

клЯло-клялОсь

кожУх

коклЮш

коллЕдж

коллЕж

колОсс

кОмпас

кОрмленый

кормЯщий

корЫсть

костюмирОванный

крапИва

красИвейший

красИвее

кремЕнь

крестьЯнин

кренИться

кУдри, кудрЕй

курЕнь

кУхонный

Л

лаврОвый(лист,венок)

лАвроывая (роща)

лазОревый

лассО

лгалА, лгАло, лгАли

лОкоть, лОктя

ломОта

М

мальчикОвый

малЯр

маркировАть

медикамЕнты

мЕльком

мЕнеджмент

мессИя

мещанИн

мизантрОп

мизЕрный мизЕрность

модЕрн

мусоропровОд

мытАрство

мЫтарь

мЯкиш

Н

навЕрх

наделИт

надОлго

намЕрение

наОтмашь

нарОст

начАть, началА

нАчал, нАчали

началсЯ

нАчатый, нАчат, начатА

неизречЁнный

некролОг

немотА

неправА, непрАвы

нефтепровОд

никчЁмный

новорождЁнный

О

обеспЕчение

обетовАнный

облегчИть

обменЁнный

ободрИть

обострИть

общО

одноврЕменно и

одновремЕнно

одолжИть

омоложЁнный

опЕка

оперИться

опломбировАть

ополОснутый

оптОвый

освЕдомить

осЕдлый

осуждЁнный

отключИт

откУпорить

Отрочество

П

паралИч

партЕр

пЕня(штраф)

пЕтля, из пЕтли

пепелИще

пЕрчить

планЁр

планИровать

плЕсневеть

плЕшина

пломбировАть

побасЁнка

побелЁнный

подбодрИть

подОгнутый

подОлгу

поедОм (есть)

подОлгу

поржАветь

пОрты

поутрУ

пОхороны, на похоронАх

предвосхИтить

премировАние

премирОванный

премировАть

придАное

приговОр

призЫв

призывнИк

принУдить

прибЫвший

приведЁнный

привезЁнный

принуждЁнный

принЯвший, но

прИнятый

прИнял-принялА

приободрИть

приручЁнный

проведЁнный

прОдан-проданА

прозорлИвый

простолюдИн

простынЯ, на простынЯх

проторЁнный

психопАтия

пулОвер

Р

разлИв, но: на рОзлив

разминУться

разОгнутый

разОмкнутый

ракУшка

рАкурс

раскУпорка

раскУпорить

распланИровать

рассредотОчение

ревЕнь

ремЕнь

ретировАться

ржАветь

рысИстый

рыхлИть

С

санитарИя

сантимЕтр

свЁкла

сиротА (сирОты)

скОльких

скреплЁнный

слИвовый

славянИн

слОган

сметлИвый

снАдобье

соболЕзнование

согбЕнный

сОгнутый

созЫв

сосредотОчение

срЕдства

стАтус

статУт

стАтуя

стеногрАфия

столяр

строчнАя (буква)

сУдно

Т

тамОжня

танцОвщик (-ца)

творОг и твОрог

тЕплится

тиранИя

толИка

тОрты

тОртов

тЕфтели

тОтчас

трубопровОд

тУфля

У

убыстрИть

углубИть

углублЁнный

украИнский

умЕрший

упрОчение

услАла

устыжЁнный

утЁрший

усугубИть

Ф

факсИмиле

фарфОр

феЕрия

фенОмен и феномЕн

флангОвый

флюорогрАфия

фОрзац

Х

хозЯева

хАос (стихия)

хаОс (беспорядок)

ходАтайство, ходАтай

холЁный

христианИн

Ц

цЕнтнер

цемЕнт

цыгАн

цепОчка

цеховОй

Ч

чЕрпать

чИстильщик

Ш

шАрф, шАрфа (-ы)

шассИ

шинЕль [нэ]

шофЁр

шпрИцы, со шпрИцем

Щ

щавЕль

щегольскИ

щепА

(из) щелЕй

Э

зкзальтирОванный и

экзальтИрованный

экипирОванный

экипировАть

Экскурс

экспЕрт

электропрОвод

эмалировАть

эпилЕпсия

Ю

юрОдивый

Я

Ягодицы

языкОвая (колбаса)

языковОе (явление)

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

морфологические способы

1. Приставочный (образуются слова той же части речи)

ЗАбежать — бежать (глагол употребляется без приставки), АНТИгерой — герой, РАСпрекрасный — прекрасный, НИчего — чего, ПОСЛЕзавтра - завтра

*более продуктивен для глаголов

2. Суффиксальный 

царИть — царь, безысходнОСТЬ - безысходный , кожАНый — кожа, беспокойнО (нар.) - беспокойный, разгадаННый — разгадать, записываЯ — записывать, сознаНИ[j]е - сознать

*наиболее продуктивен для существительных

**суффиксальным способом образуются:

          а) существительные с суфф. -ниj-, -ениj-, -тель-, -ость-;

          б) глаголы несовершенного вида с -ива-(-ыва-) - от глаголов совершенного вида;

          в) причастия и деепричастия;

          г) большинство наречий на -О-\-Е- (от прилагательных).

3. Приставочно-суффиксальный

ЗАкруглИть — круглый, ПЕРЕносИЦа — нос, ПРИморСКий — море, ПО-моЕМУ — мой

*самый продуктивный для наречий: ПО-дружескИ — дружеский; НабелО — белый

**существительные типа Забайкалье, Заволжье, Приэльбрусье, Полесье и т.п. образованы при помощи приставки и суффикса -j-: ЗАречь[j]е — река

4. Бессуффиксный (с помощью нулевого суффикса (аффикса))

*данным способом образуются только имена существительные от прилагательных и глаголов, сохраняя значение признака/ действия (как предмета):

синь — синий, чернь — чёрный, нечисть — нечистый, защита — защищать (т\\щ), взрыв — взрывать, бег — бежать, привал — привалить(ся), выход — выходить

5. Сложение

     а) целых слов: кафе-бар, плащ-палатка;

      б) части основы с целым словом: турпоход, сбербанк;

      в) производящих основ: пароход, завхоз;

      г) начальных букв (аббревиация): СНГ, МГУ, БДТ

      д) с одновременным присоединением суффикса: черноморец

НО: живописНый — живопись (суффиксальный способ образования)

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

Переход слов из одной части речи в другую

Из какой части речи

В какую часть речи

Пример(оразующее)

Пример(образованное)

1. Прилагательное  

существительное

Рабочий инструмент

Рабочий на стройке

2. Числительное

прилагательное

Первый год жизни

Первый ученик(лучший)

3. Числительное

частица

Он приехал один

Один (только) дед не вышел

4. Причастие

прилагательное

Подтянутые резервы

Подтянутый вид

5. Причастие

существительное

Наказанный ребёнок

Увёл наказанного

6. Деепричастие

наречие

Читал, стоя на сцене

Читать стоя неудобно

7. Деепричастие

предлог

Ушёл, благодаря за помощь

Выполнил благодаря  его помощи

8. Наречие

предлог

Он шёл впереди

Он шёл впереди отряда

ВАРИАНТ 1

Глагол, причастие, деепричастие

1. Укажите глаголы совершенного вида

1) вталкивать   2) просмотреть   3) ночевать   4) уговорить

2. Ь пишется в слове (-ах):

1) хорошо работает..ся   2) надо готовит..ся   3) придёт..ся бежать   4)легко дышит..ся

3. Укажите глагол (-ы) I спряжения

1) рассмотреть   2) высидеть   3) постелить   4) растаять

4. И пишется в глаголах

1) прогон..т   2) сяд..т   3) подкле..т   4) раста..т

5. Е пишется в глаголах

1) посе..л   2) выуч..л   3) завис..л   4) обезденеж..л (за год)

6. А (Я) пишется в глаголах

1) старики леч..тся   2) колосья щекоч..тся   3) грешники ка..тся   4) обои не кле..тся

7. В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется буква И

Выпиш(1)те из текста слова с пропущенными буквами. Когда выпиш(2)те, скаж(3)те мне или подним(4)те руку.

1) 1          2) 1, 2          3) 2, 3          4) 1, 2, 3,4

8. Укажите глагол (-ы) с суффиксом  -ова-

1) совет..вал   2) команд..вал   3) проповед..вал   4) узн..вал

9. Укажите причастие(-я) с суффиксом   -ащ-(-ящ-)

1) бор..щийся за свободу  2) стел..щийся туман  3) стро..щийся дом  4) кол..щиеся шипы

10. Укажите причастие(-я) с суффиксом   -ем-

1) колебл..мый   2) завис..мый   3) движ..мый   4) уважа..мый

11. Укажите причастие(-я), в суффиксах которых нужно писать Е

1) скле.. нные листы  2) замеш..нное тесто 3) задерж..нная книга 4) замеш..нный в историю

12. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Дорога лома(1)ой линией свернула на занесё(2)ое снегом озимое поле. Кони уменьшили свой беше(3)ый бег и через минуту стали как вкопа(4)ые.

1) 1          2) 2, 3          3) 3,4          4) 1, 3

13. Укажите правильное продолжение предложения

Пройдя в самый конец двора,..

  1. хозяин открыл одну из дверей каменного сарая.
  2. мною овладел страх.
  3. мне хотелось побыть наедине.
  4. хозяин будет разочарован увиденным.

14. В каком варианте придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?  

      1) Туман держался долго, пока не нашлась какая-то сила, которая подняла его наверх.

      2) Старуха снова смотрела на солнце на стене, к которому липли последние мухи.

      3) Высоко оценивая жизненные блага, которые свалились на неё, она боялась их  

потерять.

  1. Детская клиника, которая существовала при лаборатории, в летние месяцы обыкновенно сворачивалась.

ВАРИАНТ 1

Имя существительное

    1.  Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1)дрессированное шимпанзе  2) быстрый пони 3) красивый тюль  4) ночной Сочи

2. Укажите род выделенного существительного

Профессор начала лекцию.            

1) женский   2) мужской   3) средний    4.) общий

  1. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква  И?
  1. о решении.., в племен.., на ветк..
  2. о злодее.., в повест.., на площад..
  3. на ладон.., к Мари.., к матер..
  4. в Япони.., в лице.., в ущели..

  1. В каком ряду все слова пишутся без  Ь на конце

1) шарж.., массаж.., бреш..           3) коллаж.., ткач.., туч..

      2) ёрш.., полчищ.., фальш..           4) мощ.., вещ.., вош..

5.   Укажите слово(-а) с буквой Ё на месте пропуска

      1) ноч..вка   2) груш..вка   3) кош..лка   4) реч..нка

6. Укажите существительное(-ые) с суффиксом   -ЕЦ-

    1) владел..ца   2) письм..цо   3) страдал..ц   4) здань..це

7. В каком слове (в каких словах) на месте пропуска пишется буква  Е?

   1) виш..нка   2) умн..чка   3) врем..чко   4) спал..нка

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

   1) после заморозков  2) мягкая тапка  3) пять килограммов помидор  4) песни грузин

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

   1) опытные бухгалтера2) приняли диспетчеры 3) приглашены директора 4) выдал ордера

10. Укажите существительные с окончанием  -ЫМ в творительном падеже ед. числа

   1) поворот дороги за Пушкин..м                          3) фильм с Чарли Чаплин..м

   2) зачитываюсь Есенин..м                                     4) восхищаюсь Уитмен..м

11. Укажите способ образования слова ВОЕННЫЕ в данном предложении

      Андрей увидел, как из узких вагонных дверей с неудобными ступенями какие-то женщины в белых халатах, военные в бушлатах и сапогах и просто люди в тёмных ватниках выносили детей и клали тут же у рельсов на землю.

12. Из данного предложения выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса)

    Степь затихла, и только где-то у реки слышался тихий разговор незнакомых мне людей, явно не чужих в  этих  местах.

13. Укажите способ образования слова СОМНЕНИЕ в данном предложении

      Меня мучили разнообразные сомнения по поводу происходящего.

ВАРИАНТ  1

Имя прилагательное

  1. Укажите качественное прилагательное.

1. шёлковый (костюм)   2. гусиный (клюв)  3. чёрное (платье)   4. январский (день)

  1. Укажите относительное прилагательное.

1. сложное (решение)    2. стальная (воля)  3. папин (шарф)  4. посудомоечная (машина)

  1. Укажите притяжательное прилагательное

1. лисья (нора) 2. металлическая (деталь)3. подземный (переход) 4. воспитанный (ребёнок)

  1. Из данных предложений выпишите прилагательное, употреблённое сравнительной степени сравнения

Прогулочный катер успел отойти в море ещё дальше, а шёл прямо, как будто направлялся в Турцию. Слева выступала часть побережия пошире, ранее скрытая горой, и хотя сам обширнейший берег не был виден в кромешной тьме, появились огни.

  1. Из данных предложений выпишите прилагательное, употреблённое в превосходной степени сравнения

Пейзаж нам более всего дорог потому, что он вернее изображает природу, в нем отражается впечатление художника, его личное отношение к природе, тонкое понимание её красоты. Лучшие художники-пейзажисты всем своим творчеством подтвердили правоту Репина в этом споре.

  1. Из данного предложения выпишите прилагательное(-ые), перешедшее(-ие) в существительное(-ые).

Со времён Васильева русский пейзаж будил в людях благородное чувство любви к родной земле, неожиданно открывая прекрасное в обыденном и тем самым помогая человеку стать «лучше, добрее и здоровее». А разве не в этом состоит главная цель искусства?

  1. Укажите пример с грамматической ошибкой.

1. его голос звонче                                3. у него более худшие результаты

2. её работа интереснее других            4. моя сестра больна гриппом

  1. В каком прилагательном пропущена буква И ?

1. сестриц_ны вещи                               3. в осенн_м лесу

2. бледнолиц_й подросток                    4. сильнейш_ми игроками

  1. В каком прилагательном пишется суффикс -СК-?

1. низ_ий     2. турец_ий    3.скольз_ий      4. матрос_ ий                                        

  1. В каком прилагательном пишется -НН-?

1. безымя_ый    2. саза_ий                                    3. ветре_ый     4. серебря_ый                                            

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

Величестве(1)ая картина открылась его взору: серебря(2)ая лента реки, листве(3)ый лес по правому берегу, песча(4)ый обрыв слева, сверху необыкнове(5)о чистое небо.

1. 2,3,4         2. 1,3,5          3. 2,4             4. 2,5

  1. Укажите прилагательное, в суффиксе которого надо писать букву Е.

1. участл_вый      2. гуттаперч_вый        3. милост_вый        4. глин_стый

  1. Укажите прилагательное, в суффиксе которого нодо писать букву И.

1. эмал_вый         2. дожд_вой                 3. совестл_вый       4. многоотрасл_вой

  1. Укажите прилагательное, которое пишется через дефис.

1. внешне(торговые) операции              3. мало(симпатичный) человек

2. общественно(полезный) труд            4. шарико(подшипниковый) комбинат

 

ВАРИАНТ 1

МЕСТОИМЕНИЕ

  1. Из данного предложения выпишите все местоимения.

Вся история авиации убеждает, что в ней нет и никогда не может быть полной удовлетворённости достигнутым, что процесс совершенствования непрерывен и обязателен, а следовательно, лётчику должно быть чуждо состояние покоя и уверенности в том, что он сделал всё возможное.

  1. Из данного предложения выпишите определительное(-ые) местоимение(-я).

Военное руководство России осознавало всю необходимость воздействия на неприятеля внезапно и на значительном удалении от расположения своих войск, оперативно вести разведку, выполнять многие другие задачи, которые предназначены для авиации.

     3.     Из данных предложений выпишите относительные местоимения.

Нам представляется, что изменение летательных аппаратов будет зависеть от того, какие задачи будут возлагаться на авиацию и насколько интенсивно будут совершенствоваться технологии самолётостроения... Те технологии, которые разрабатываются и используются в военной авиации, могут использоваться при строительстве гражданских самолётов.

     4.      Какое утверждение верно.

Именно лётчик , выполняющий боевое задание, учебно-тренировочный полёт или иную задачу, фокусирует в своей деятельности труд всех других специалистов, которые, хотя и трудятся на земле, но делают всё необходимое для успеха полёта.

                        1) В предложении пять местоимений.

                        2) Иную, других — определительные местоимения.

                        3) Которые, всё — относительные местоимения.

                        4) Своей — притяжательное местоимение.

     4.     Какое утверждение неверно?

Лётный труд сложен, напряжён, опасен, но он прекрасен, увлекателен, только он дает возможность увидеть, узнать, почувствовать то, что увидеть и узнать в земных условиях просто невозможно.

                        1) Только — частица.                                  3) Что — союз.

                         2)То — указательное местоимение.         4) Просто — частица.

     5.   В каком ряду во всех словах пишется буква И?

                        1) н..кому предложить; н.. с кем не советовался

                        2) меня н..что не беспокоило; н..что иное его не тревожило

                        3) это н..кто иной, как лётчик первого класса; н..кого не виню

                        4)н..кого не задел; н..чего переживать

    6.    В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?

                       1) (кое) кто; (ни)кто; каой (либо)             3) кто (то); (ни) что иное

                       2) (не) кто иной, как...; (кое)с кем           4) (ни)у кого; чего (то)

    7.   Укажите пример с ошибкой в употреблении местоимения.

                      1) Группа курсантов сдала все зачёты и просила проэкзаменовать их досрочно.

                      2) Он шёл в хвосте эскадрильи, а сзади него пристроился самолёт-разведчик.

                      3) В России в 1885 году по проекту А.Ф.Можайского был создан первый                                                        

                         аэроплан, благодаря ему человек смог подняться в воздух.

                      4) Для человека, пришедшего в авиацию, полёты становятся смыслом жизни, и

                          нет для него ничего трагичнее, как потеря этих жизненных ориентиров.

                                                                                                                                                                                                                           СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

           ВАРИАНТ 1

1.     Укажите способ образования слова ПОДРОБНОСТЬ в данном предложении.

 Каждая земная подробность оставляет на себе частичку твоего внимания.

2.    Из данных предложений выпишите прилагательное, употреблённое в значении существительного (существительное, образованное переходом из прилагательного).

   Археология, дешифровка письмён, антропология и другие науки, с помощью которых мы узнаём о событиях прошлого, играют и будут играть большую роль в нашей жизни. Сто лет назад непревзойдёнными считались памятники искусства Древней Греции и Древнего Рима. Ныне искусствоведы гораздо выше ставят шедевры более ранних эпох.

3.        Из данных предложений выпишите слово(-а), образованное(-ые)   бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

  Сказки К.И.Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они будят те добрые и чистые чувства, без которых немыслима… детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще: взрыв чувств вызовет ответную волну, и читатель простит непростоту, лишние слова…простит во имя общего направления мысли   

 

4.         Укажите способ образования слова ВООБРАЖЕНИЕ в данном   предложении.

 Воображение как психический процесс присущ человеку, хотя его зачатки свойственны и животным.

5.         Укажите способ образования слова НАСТОЯЩЕМУ в данном предложении.

 Будем праздновать эту святую дату (День Победы) с уважением к прошлому Отечества и с надеждой и с надеждой, что уже следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы.

6.        Из данного предложения выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

 …И пошла лучиться, дробиться душа, не скудея, не истощаясь от такого дробления, но всё же не сосредотачиваясь от многих точек к одной, как это бывает, когда остаёшься один на один с бездонным небом.

  1. Укажите способ образования слова НЕДАЛЕКО в данном предложении

                 Было это примерно в семь часов вечера в центре города, недалеко от

                      дома, где живу.

  1. Из данних предложений выпишите слово, образованное бессуффиксным (с помощью нулевого суффикса) способом

                   Скромный провинциальный учитель рисования заметил растущий сквозь красноярский асфальт яркий росток. Дальнейшее можно сравнить именно с внимательным уходом садовника за редким цветком.

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ВАРИАНТ 2

1.    Из данного предложения выпишите слово(-а), образованное(-ые)                 бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и всё теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.

               2.   Из данных предложений выпишите причастие, употреблённое в значении существительного (существительное, образованное переходом из причастия).

И все, кроме неподвижного прокуратора, проводили взглядом Марка Крысобоя, который махнул рукою арестованному, показывая, что тот должен следовать за ним.

Крысобоя вообще все провожали взглядами, где бы он ни появлялся, из-за его роста, а те кто видел его впервые, из-за того ещё, что лицо кентуриона было изуродовано: нос его некогда был разбит ударом германской палицы.

             3.   Из данных  предложений выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

Выведя арестованного из-под колонн в сад, Крысобой вынул из рук легионера, стоявшего у подножия бронзовой статуи, бич и, несильно размахнувшись, ударил арестованного по плечам. Движение кентуриона было небрежно и легко, но связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги.

           4.    Укажите способ образования слова бесшумно в данном предложении.                              

Простучали тяжёлые сапоги Марка по мозаике, связанный пошёл за ним бесшумно, полное молчание настало в колоннаде...

          5.   Укажите способ образования слова удивление в данном предложении. 

Удивление выразилось на лице секретаря, сгорбившегося над низеньким столом …

         6.    Из данных предложений выпишите слово, образованное сложением основ.

Она [мысль] улетела, а тоска осталась необъяснённой, ибо не могла же её объяснить мелькнувшая как молния мысль и тут же погасшая какая-то короткая другая мысль: «Бессмертие... пришло бессмертие...» Чьё бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила похолодеть его на солнцепёке.

        7.    Из данных  предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

Пилат объяснился. Римская власть ничуть не покушается на права духовной местной власти, первосвященнику это хорошо известно, но в данном случае налицо явная ошибка. И в исправлении этой ошибки римская власть, конечно, заинтересована.

       8.     Укажите способ образования слова осуждённый в данном предложении.  

Показалось смутно прокуратору, что он чего-то не договорил с осуждённым, а может быть, чего-то не дослушал.

                                 Г Р А М М А Т И Ч Е С К И Е    О Ш И Б К И

     

               ВИД   ОШИБКИ

     

                       ПРИМЕРЫ

             Ошибка в образовании слова

«Рано списывать книгу по беспригодности».

«Автор выступает против подданнического поведения».

«Это было время негласности».

«Взятничество», « подскользнуться», «заместо», «впоймал».

                Ошибочное образование

                формы существительного

 «…является кладезью знаний»;

«крема», «троп» (вместо тропов),

«турков»; «павших солдатов».

                Ошибочное образование

                формы прилагательного

«Это делает жизнь проще, а также наиболее комфортной».

«У людей появились занятия более увлеченнее, чем чтение книг».

«Хужее»; «более лучше»;

«самый прекраснейший»

    Ошибочное образование формы

    числительного

«Это мнение двух мужчин».

«В тысячу  девятьсотом году»;

«двоих девушек»

   Ошибочное образование

    формы местоимения

«Нашим родителям читали книги ихние родители».

«Кое-которые из людей так считают».

 «В обоих книгах», «кое в каких», «всяко».

    Ошибочное образование

    формы глагола

«Так считают многие выдающие люди».

«Страшно попасть под  едящую машину».

«Рассказуется», « воспитует», «стрельнул»; «пошли» (вместо пойдемте); «чисть», «убираюсь» (вместо убираю).

       Нарушение согласования

«Я не согласен с точкой зрения автора, излагавшуюся в тексте»

     

      Нарушение управления

«..мало информации получаю с книги и смотрю в компьютер»;

 «Вместо книги предпочитают более современные искусства».

«Автор показывает, что происходит благодаря машин, сравнивая это с чудом».

«Смеются с него»; «согласно  мнения автора»; «благодаря скорочтения».

         Нарушение связи между

         подлежащим и сказуемым

«Я с моей семьей отмечаем праздники».

«Много поколений читало  эти книги».

       

          Нарушение способа

          выражения сказуемого

«Люди становятся злые».

«Он умный, талантливый и удачлив».

        Ошибки в построении предложения

         с однородными членами

«Мы любим и гордимся своей Родиной». «Эта книга научила меня смелости, мужеству и помнить павших».

      Ошибки в построении предложения

      с причастным оборотом

«Написанная книга великим писателем производит большое впечатление»

      Ошибки в построении предложения

      с деепричастным оборотом

«Глядя на книжную, полку, на тебя нахлынут воспоминания».

«Написав об этом, передо мной встают

страницы книги».

     Смешение прямой и косвенной речи

«Автор говорит нам, что я очень люблю

 природу родного края».

          Нарушение границ предложения

«В своем рассуждении автор широко использует художественно-выразительные средства. Такие,  как ряды однородных членов».

«А также противопоставление и сравнение. Где автор книгой восхищается как лучшим другом».

«Я с этим не согласен. Так как мой

личный опыт показывает другое».

   Ошибки в построении сложноподчиненного      «Книга – верный друг человека, которая

    предложения        нуждается в читателе»!

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

морфологические способы

1. Приставочный (образуются слова той же части речи)

ЗАбежать — бежать (глагол употребляется без приставки), АНТИгерой — герой, РАСпрекрасный — прекрасный, НИчего — чего, ПОСЛЕзавтра - завтра

*более продуктивен для глаголов

2. Суффиксальный 

царИть — царь, безысходнОСТЬ - безысходный , кожАНый — кожа, беспокойнО (нар.) - беспокойный, разгадаННый — разгадать, записываЯ — записывать, сознаНИ[j]е - сознать

*наиболее продуктивен для существительных

**суффиксальным способом образуются:

          а) существительные с суфф. -ниj-, -ениj-, -тель-, -ость-;

          б) глаголы несовершенного вида с -ива-(-ыва-) - от глаголов совершенного вида;

          в) причастия и деепричастия;

          г) большинство наречий на -О-\-Е- (от прилагательных).

3. Приставочно-суффиксальный

ЗАкруглИть — круглый, ПЕРЕносИЦа — нос, ПРИморСКий — море, ПО-моЕМУ — мой

*самый продуктивный для наречий: ПО-дружескИ — дружеский; НабелО — белый

**существительные типа Забайкалье, Заволжье, Приэльбрусье, Полесье и т.п. образованы при помощи приставки и суффикса -j-: ЗАречь[j]е — река

4. Бессуффиксный (с помощью нулевого суффикса (аффикса))

*данным способом образуются только имена существительные от прилагательных и глаголов, сохраняя значение признака/ действия (как предмета):

синь — синий, чернь — чёрный, нечисть — нечистый, защита — защищать (т\\щ), взрыв — взрывать, бег — бежать, привал — привалить(ся), выход — выходить

5. Сложение

     а) целых слов: кафе-бар, плащ-палатка;

      б) части основы с целым словом: турпоход, сбербанк;

      в) производящих основ: пароход, завхоз;

      г) начальных букв (аббревиация): СНГ, МГУ, БДТ

      д) с одновременным присоединением суффикса: черноморец

НО: живописНый — живопись (суффиксальный способ образования)

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЙ

Переход слов из одной части речи в другую

Из какой части речи

В какую часть речи

Пример(оразующее)

Пример(образованное)

1. Прилагательное  

существительное

Рабочий инструмент

Рабочий на стройке

2. Числительное

прилагательное

Первый год жизни

Первый ученик(лучший)

3. Числительное

частица

Он приехал один

Один (только) дед не вышел

4. Причастие

прилагательное

Подтянутые резервы

Подтянутый вид

5. Причастие

существительное

Наказанный ребёнок

Увёл наказанного

6. Деепричастие

наречие

Читал, стоя на сцене

Читать стоя неудобно

7. Деепричастие

предлог

Ушёл, благодаря за помощь

Выполнил благодаря  его помощи

8. Наречие

предлог

Он шёл впереди

Он шёл впереди отряда

В4                                             Односоставные предложеня

Среди данных предложений найдите сложное, в состав которого входят два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

(1)Ему сказали на это, что за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью. (2)А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

(3)Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. (4)Всем даже страшно стало, все поняли, на какое одиночество он обрекал себя. (5)У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и ему не надо было ничего этого.

Среди предложений, данных в задании 1, найдите неполное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

Среди предложений, данных в задании 1, найдите односоставное(-ые) неопределённо-личное(-ые) (простое(-ые) или входящее(-ие) в состав сложного). Напишите номер(-а) этого(-их)  предложения(-й).

Среди данных предложений  найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого  предложения.

(1)И ушли, оставив его. (2)Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе чёрными точками плавали могучие орлы. (3)В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. (4)Так с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. (5)И вот он ходит, ходит повсюду... (6)Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! (7)Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего... (8)Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. (9)И нет ему места среди людей... (10)Вот как был поражён человек за гордость!

 

Среди предложений, данных в задании 3, найдите односоставное(-ые) определённо-личное(-ые) (простое(-ые) или входящее(-ие) в состав сложного). Напишите номер(-а) этого(-их)  предложения(-й).

Среди данных предложений  найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого  предложения.

(1)Я смотрел на неё и думал: «Сколько ещё сказок и воспоминаний осталось в её памяти?» (2)И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.

(3)Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей всё крепче. (4)Я прикрыл её старое тело и сам лёг на землю около неё. (5)В степи было тихо и темно. (6)По небу всё ползли тучи, медленно, скучно... (7)Море шумело глухо и печально.

Назовите виды односоставных  предложений, входящих в данное сложное. (Запишите их по порядку их расположения в предложении).

Ночь, на берегу запели, и шума волн не слышно было за голосами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...

Материалы для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Материалы для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ представляют собой рекомендации к написанию сочинения, а также для проведения практикумов тексты и готовые к ним сочинения 15.1,15.2, 15.3....

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация....