Материалы для подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Материалы для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ представляют собой рекомендации к написанию сочинения, а также для проведения практикумов тексты и готовые к ним сочинения 15.1,15.2, 15.3.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_sochinenie.docx43.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЭ по русскому языку

(учимся писать сочинение)

Материалы к сочинению на ОГЭ

Перед написанием сочинения подумайте над таким вопросами:

-Какой человек написал этот текст?

-Как он относится к миру, к людям?

-Над какими вопросами предлагает задуматься?

-В каких словах выражена главная мысль текста?

-Какие средства выразительности использует для создания зрительных образов?

-Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать определенные мысли и чувства?

Помните, что для успешного написания сочинения на ОГЭ нужно понимать основную мысль текста, уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного, устанавливать авторскую позицию, выражать свое отношение к проблеме текста, формулировать свою позицию и логически последовательно излагать свою точку зрения.

Выполняя задание 15.2, нужно в сочинении привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации используем только предложенный текст. Для формулирования тезиса внимательно прочитайте текст, разделите его на структурные части (микротемы), в каждой карандашом подчеркните предложение, выражающее главное суждение. Иногда может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной мысли. Надо грамотно представить понимание смысла указанного фрагмента. Используем клише:

-Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста…

-Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в указанном фрагменте, заключается в том, что…

-В указанной фразе автор выражает мысль о том, что…

Нужно помнить, что пересказывать текст и анализировать его – разные вещи. Пересказ не проверяется!

Клише основной части:

-Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

-Эту мысль можно подтвердить примером из текста. Обратимся к предложению…

Вывод не должен противоречить тезису и аргументам.

-Мы пришли к выводу, что…

-Делая вывод из выбранных нами доказательств,…

-Подводя итог вышесказанному, можно сказать…

Помните: автор идет от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли.

План написания сочинения

Сочинение 15.1

1.Автор(фамилия) утверждает(цитата).

2.Конечно же,  ученый (писатель, лингвист)прав(поясняем смысл высказывания)

3.Эти мысли можно подтвердить примерами из текста. Во-первых, (так), в предложении…

4.Во-вторых,(кроме того), в предложении…

5.Таким образом,(итак, в заключение хочется сказать)…(пересказываем тезис другими словами)

Сочинение 15.2

1. Смысл данной фразы(фрагмент текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагменты тексты)… Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2. Во-первых  (так),в предложении… автор говорит: «…».Это значит, что…

3. Во-вторых, в предложении… автор пишет (замечает, утверждает): «…» Это свидетельствует о том, что…

4. В заключение хочется сказать о том, что…

Сочинение 15.3

1.Слово… следует понимать как…Далее комментируем свое определение.

2.Яркий пример(дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.)представлен в тексте…(фамилия автора). Так в предложении… автор говорит: «…». Это свидетильствует о том, что…

3.Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить герой произведения (книги, кинофильма)

                                             Текст

(1)Встречи с этими людьми вот уже в четвёртый раз происходили у меня примерно в одно и то же время у начала довольно крутой каменистой тропы, сбегающей к морю. (2)На обычном и весьма потрёпанном «Орлёнке» катился симпатичный пацан лет десяти, а впереди на прекрасном велосипеде восседала его мама.

(3)У этой круто уходящей вниз каменистой тропы она неловко сходила с велосипеда и неуклюже начинала семенить по осыпи.

(4)Мальчишка застывал наверху.

(5)И всякий раз повторялась одна и та же сцена.

(6)— Слезай... — даже не оборачиваясь, начинала твердить мать. (7)— Слезай сейчас же! (8)Дальше мы идём пешком.

(9)— Ну, мамочка... (10)Можно, я съеду? — просительно тянул мальчишка.

(11)— Мамочка...

(12)И он приводил неоспоримый технический аргумент:

(13)— У меня же тормоза хорошие...

(14)— Слезай с велосипеда... — ровным голосом продолжала мать, глядя вниз, чтобы не подвернуть ногу. (15)— Это опасная, крутая тропа. (16)Дальше ты должен идти пешком...

(17)Я понимал, как мальчишке хотелось съехать, как хотелось испытать себя! (18)Но он, видимо, очень любил свою мать и был весьма дисциплинированным сыном. (19)Он мучительно сопел, снедаемый тайным желанием испытать себя на спуске, который, наверное, казался ему головокружительным цирковым аттракционом. (20)Он горестно вздыхал и начинал спускаться следом за молодой женщиной. (21)Мелкие камешки чугунного цвета, подымая сухую белую пыль, струйками сыпались из-под его кроссовок.

(22)— А ты прилично ездишь... — сказал я ему однажды. (23)— У меня есть идея! (24)Давай сегодня после обеда встретимся на тропе. (25)С велосипедом.

(26)Я тебя подстрахую...

(27)— Ну, давай! — сказал я, когда мы встретились в назначенное время. (28)— Только сначала, для первого раза, не слишком разгоняйся.

(29)Я встал на тропе в единственном по- настоящему опасном месте, чтобы перехватить мальчишку в случае чего. (30)Махнул ему рукой — он ринулся вниз.

(31)Первый спуск, как того и следовало ожидать, оказался неудачным. (32)В крутом вираже мальчишка не удержался и с разгона примчался в заросли прибрежной ежевики.

(33)То, что он сначала принял за кровь, пропахав на спине приличное расстояние в кустарнике, оказалось просто спелым ягодным соком...

(34)— Ничего... (35)В море отмоешь... — утешил я его, помогая выбраться на тропу, и полувопросительно добавил: (36)— Давай снова?

(37)Он кивнул и начал карабкаться к повторному старту; поцарапанный нос его отчаянно задрался вверх.

(38)На втором спуске велосипед попал в желобок, заполненный гравием, колёса буксанули, и мальчишка вылетел из седла через голову.

(39)Замазав слюной ссадины на локтях и колене, он снова упрямо полез вверх.

(40)При новом лихом спуске — с ветерком, с воплем — велосипед, словно вздыбленный всадником мустанг, затормозил на узкой полоске галечного пляжа...

(41)Славный мальчишка был горд и счастлив неописуемо....

(42)Мы отмыли в море наши боевые шрамы, выстирали запылённую одежду. (43)Домой по тропе, которая уже не казалась такой крутой и опасной, мы подымались вместе. (44)Одной рукой я придерживал на плече «Орлёнка», а другой — обнимал узкие, но крепкие и горячие плечики. (45)А потом мальчишка улыбнулся и взял меня за руку своей твёрдой ладошкой. (46)И мы пошли дальше, держась за руки. (47)И я гордился тем, что со мной рядом шёл настоящий мужчина.

(По Л. Куклину)

Сочинение 15.1

М. Горький писал: « Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». С этим высказыванием нельзя не согласиться, ведь наречие – это  одна из самых точных, глубоких и выразительных частей речи. Именно наречия служат для того, чтобы описать конкретное действие, то, как в точности оно было совершено, с какими чувствами, эмоциями, переживаниями. В свою очередь это помогает понять и характер героя, его внутренний мир и то, как этот герой умеет переживать определённые события.

Обратимся к тексту. Так, в предложениях 19 и 20 Л.Куклин использует два очень образных наречия «мучительно» и «горестно», тем самым создавая чувство напряженности, сильного желания и, конечно же, большой целеустремлённости маленького мальчишки. Мальчик был достаточно дисциплинированным и любил свою мать, но ему так хотелось испытать себя, испытать прежде всего силу и стойкость нрава. Мы ярко представляем себе мальчишку, внутренне разбитого неисполнением своего тайного желания. Это в особенности подчёркивает наречие «горестно».

А в предложении 41 Куклин описывает то, насколько был горд и счастлив своему, возможно, первому и главному успеху. Для него было настолько важно преодолеть себя, преодолеть сопротивление мамы, проявить самостоятельность и внутреннюю стойкость, что это было невозможно описать словами. Так метко это подчеркивает наречие «неописуемо».

Таким образом, наречия, выражая признак действия, выступают в роли эпитетов. Такие наречия эмоционально окрашивают, уточняют и конкретизируют описание определённой картины. Без использования наречий была бы потеряна экспрессия и точность авторских характеристик.


Текст

(1)Мы любили свой двор. (2)В нём никогда не было скучно. (З)Были у нас игры и

собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу.(5)Неизвестно, кто

придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания

собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал:

(7)— Сыграем в красавицу?(8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из

седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее

знала, что ей придётся выходить на круг и быть красавицей.

(10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у неё был

широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие

грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не

замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался

хороший человек, а некрасивым — дрянной.(12)Нинка была стоящей девчонкой — мы

выбирали красавицей её.(13)Когда она выходила на середину круга, по правилам

игры, мы начинали «любоваться» — каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах

слова.(14)— У неё лебединая шея, — заученно говорил один.(15)Другой

подхватывал:(16)— У неё коралловые губы и жемчужные зубы...(17)— У неё золотые

кудри и атласная кожа...(18)— У неё глаза синие, как море, и соболиные

брови...(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она

видела себя красавицей.(20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей

Нинки нет.

(21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился

новенький.(22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка

приблизилась к новенькому и сказала:(24)— Когда играют в красавицу, всегда

выбирают меня.(25)— Почему тебя? — удивился новенький.(26)— Разве ты

красивая?(27)У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали ещё

заметнее.(28)— А меня выбирают.(29)— Очень глупо, — сказал новенький.(30)С

появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он

заходил в булочную — она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных

дверей. (32)Она и утром обречённо поджидала его у подъезда и шла за ним до

школы.(33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда

обнаружил это, очень рассердился.

(34)— Не смей ходить! — крикнул он Нинке.(35)— Ты бы лучше посмотрела на себя

 в зеркало!(З6)Нинка знала только то зеркало, которым были для неё мы, когда играли в

красавицу. (37)Она верила нам, а этот тип разбил наше зеркало, и вместо живого,

весёлого, доброго появилось холодное, гадкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни

пристально взглянула в него — и зеркало убило красавицу.(39)Но мы тогда не

понимали этого и ломали себе голову: что это с ней? (40)Мы не узнавали свою

подружку: она стала чужой и непонятной.

(41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой

квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни:

(43)— Иди к нам, Нинка! (44)Она не шла. ( 45)Потом мы увидели, как к Нинке

подошла её мать и уговаривала Нинку уйти.(46)Наконец ей удалось увести девчонку из-

под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка.

(47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала:(48)—

Посмотри на меня. (49)— Я, по-твоему, красивая?

(50)Нинка удивлённо посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или

некрасивой?(51)— Я некрасивая, — жёстко сказала Нинкина мать. (52)— И ничего

страшного. (53)Счастье приходит не только к красивым.(54)Нинка прижалась к матери

и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале

такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка

совершенно другим, спокойным голосом сказала:

(57)— Мама, давай с тобой сыграем в красавицу.

(58)— Глупости!

(59)— Нет, нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду

говорить.

(62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить

знакомые слова из нашей игры, которые мы до приездановых жильцов дарили ей:

(63)— Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя

длинные золотистые волосы и коралловые губы...

(65)Сквозь гудящий ветер, сквозь пронизывающий холод живой, тёплой струйкой

текли слова, заглушающие горе:

(66)— У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы...

(67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу...

(По Ю. Яковлеву)

       Сочинение 15.2

Юрий Яковлев приглашает читателей во двор своего детства. Нинку, стоящую девчонку, чаще других выбирают в игре  красавицей. А после того, как ее обидел новенький мальчик, она поняла, как горько и больно чувствовать себя некрасивой. Всем нужно внимание, ласка и забота. И некрасивым тоже – им, может быть, еще больше.

    Обратимся к тексту. Нинка, хороший человек, как ее характеризовали ребята, вдруг после злобных слов новенького: «Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало!» - вдруг стала «чужой и непонятной». Жизнь, веселость, озорство как будто покинули ее. Зеркало, злое, гадкое, убило красавицу.

А когда девочка взглянула на мать - некрасивую женщину, она поняла: надо  дарить родным людям радость, заботу, внимание. Поэтому она предлагает матери сыграть в красавицу. Ведь так важны «слова, заглушающие горе». Они позволяют жить спокойно и уверенно.

Ю.Яковлев учит быть милосердным, человечным. Только среди добрых людей вырастает добрый, понимающий человек с открытой душой. Такими, наверное, были друзья его детства.


Текст

(1)В первый тёплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошёл на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства.

(2)Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, медленно разворачивая тёмные крылья над голыми осинами, на школьном дворе возбуждённо кричали мальчишки, и весенняя земля пахла пасхой.

(3)Я проголодался и зашёл в сельмаг, купил колбасы и сухарей и пошёл к роще на берегу канала.

(4)На опушке под берёзами стоял в выжидающей позе серо-коричневый кудрявый барбос. (5)Он уже знал, что у меня колбаса, будто ему позвонили из магазина и сказали, и теперь он дрожал всеми кудрями, или мне это только показалось, а он просто стоял, скучая, среди вечной природы и ждал, твёрдо зная, что кого-то дождётся.

(6)Увидев меня, кудряш сошёл с тропинки в сторону и пошёл следом за мной на кривых терпеливых ногах. (7)Я оглянулся, и он остановился и сконфуженно помигал: «Ничего, что я за тобой увязался?» (8)Я пошёл дальше, и он за мной. (9)Я снова оглянулся, и он снова остановился, и тут мы глянули друг другу в глаза и поняли, что знакомы друг с другом вечно.

(10)— Тришка, — сказал я, — Тришка, так тебя зовут?

(11)Он махнул ушами: «А не всё ли равно, зови как хочешь».

(12)И теперь мы двинулись рядом, как старые-старые приятели.

(13)Он забегал вперёд, шуршал в кустах, нюхал какие-то следы и, взвизгивая радостно-деловито, возвращался назад: «Можно, кажется, всё в порядке».

(14)Я сел на скамейку у воды, развернул пакет, а он уселся в вежливом отдалении и так неназойливо, как бы наедине со своими собственными мыслями, облизывался вне всякой связи с моей колбасой.

(15)Я глянул ему в глаза — он отвёл их, он не хотел быть нахалом.

(16)Я кинул ему кусок колбасы — он тут же её проглотил, сел и, облизываясь, умильно глядел на меня. (17)Я подмигнул ему, и вдруг он подскочил: «Что ты, ты неправильно меня понял», и зашёл мне за спину и сел там тихонько.

(18)Я всё время чувствовал его за спиной, и кидал ему туда кусочки колбасы, и слышал, как он, шурша в прошлогодних листьях, находит их и жуёт.

(19)Наконец я кинул ему целлофановую шкурку, он и её проглотил, потом полетел пакет, он попридержал его лапой, основательно вылизал и бросил ветру, а потом взглянул на меня и улыбнулся.

(20)Я встал и пошёл, и он за мной. (21)Теперь у меня уже не было колбасы, и не пахло колбасой, он это видел, чувствовал и знал лучше всех на свете, он шёл рядом, и мы поглядывали друг на друга, и оба были довольны.

(22)Вдали зашумела идущая обратным рейсом шустрая «Ракета». (23)Я пошёл через мостик к маленькой пристани, а он, оставшись по ту сторону мостика, стоял на крепких кривых своих лапах и сквозь курчавую, свисавшую на глаза шерсть долго глядел мне вслед — друг мой, брат мой...

(По Б. Ямпольскому)

Сочинение 15.2

Текст Б. Ямпольского заканчивается словами: «Я пошёл через мостик к маленькой пристани, а он… долго глядел мне вслед – друг мой, брат мой…» .На мой взгляд, речь идёт о том , что рассказчик настолько сблизился с псом, что назвал его не просто приятелем, а другом. Возможно, человек был одинок, и в «кудрявом барбосе» он  увидел « родную душу», доброжелательную, ненавязчивую.

Попробую доказать справедливость своего суждения. В предложении 17 автор говорит: «… он подскочил: «Что ты, ты неправильно меня понял», и зашёл мне за спину и сел там тихонько». Пёс не требовал еды, но вился вокруг человека , не напирал, он скромно и дружелюбно сидел в сторонке, давая понять, что благодарен за полученное.

Ещё одним доказательством служит предложение 21 : «Теперь у меня уже не было колбасы, …, он это видел, чувствовал и знал лучше всех на свете, он шёл рядом , и мы поглядывали друг на друга, и оба были довольны». То есть, псу уже не было важно наличие колбасы, он был верен человеку, который накормил, составил компанию и стал ему как будто другом. Именно поэтому он следовал вместе с рассказчиком. Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что взаимное доверие, преданность, некая любовь сделали рассказчика и пса друзьями.


Текст.

(1)Мальчик сидел в самолёте и не отрываясь смотрел в окно. (2)Из кабины вышел лётчик и сел рядом с мальчиком. (3)Мальчик оглянулся. (4)Теперь рядом с ним сидел интересный человек. (5)Ему хотелось с ним поговорить. (6)Лётчик это понял. (7)Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело, и он привычно спросил: 

- (8)Нравится?

-  (9)Очень, - ответил мальчик. 

- (10)Мечтаешь тоже, видно, в лётчики? 

- (11)Я люблю рисовать, - ответил мальчик. - (12)Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов. (13)У первого под хоботом клыки. (14)Это вожак. (15)А вон облако-кит. (16)Очень красивый хвост. 

(17)Мальчик посмотрел на лётчика, увидел, что тот улыбается, и замолчал. (18)Ему стало стыдно, что он рассказывает взрослому человеку, да к тому же ещё лётчику, про каких-то облачных слонов и китов. 

(19)Мальчик уткнулся в окно. 

(20)Лётчик тронул его за плечо: 

- (21)Здоово у тебя работает фантазия. (22)Действительно, до чего эти облака походят на слонов! (23)Ловко ты подметил. 

- (24)Мне мама купит в Москве краски, и я буду рисовать, - сказал мальчик. - (25)Смотрите, а вон земля! (26)Она похожа на мозаику - есть такая детская игра. 

(27)Лётчик посмотрел на землю. (28)Сколько он летал, а ничего этого не видел. (29)Ему даже стало немножко обидно: столько раз пролетал мимо всяких там слонов и ничего этого не замечал. (30)Он с восхищением посмотрел на этого худенького мальчика. 

(31)Небо для него всегда было только местом работы, и он привык его оценивать с точки зрения пригодности для полёта: низкая облачность плохо для посадки, высокая облачность отлично для полёта, грозовая опасно. (32)А земля для него была местом посадки, где можно было отдохнуть в ожидании следующих полётов. 

(33)Через несколько минут мальчик увидел, что им навстречу, полыхая молниями и грохоча, летит большая свинцовая туча. 

(34)Между тем в самолёте сразу стало темно. (35)Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой. (36)Самолёт развернулся и пошёл вдоль тучи. (37)При этом взгляд лётчика на секунду встретился со взглядом мальчика. (38)Неожиданно и слишком легкомысленно для такого опасного момента лётчик подумал: «Интересно, на что похожа эта грозовая туча?»

(39)Это продолжалось пять минут или даже меньше, и потом совсем рядом появилась земля, и самолёт покатил по твёрдой бетонной дорожке. 

- (40)Вы сейчас куда? - спросил лётчик у матери мальчика в зале прилёта. 

- (41)Нам надо на симферопольский самолёт, он улетает через два часа. 

- (42)Два часа? - переспросил мальчик. - (43)Может быть, мы успеем купить краски. 

- (44)Ты же видишь, какая погода? - сказала мать. (45)Сейчас дождь, и, следовательно, ты можешь простудиться. (46)Краски купим на обратном пути. 

(47)Мальчик ничего не ответил. 

- (48)Ну, будь здоров! - сказал лётчик мальчику. - (49)Рад был познакомиться. 

(50)Когда мальчик с матерью стояли в очереди, чтобы сесть в симферопольский «Ту-104», когда мальчик уже забыл про краски и нетерпеливо ждал своей очереди, вдруг перед ними появился лётчик. 

(51)Они минуту помолчали. (52)Мальчик не знал, откуда здесь вдруг появился лётчик, но чувствовал, что всё это неспроста. 

- (53)Вот тебе краски. (54)Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее. 

(55)Лётчик протянул мальчику длинную деревянную коробку. 

- (56)Бери, бери и рисуй! 

(57)И ушёл обратно к аэропорту, сутулый, большой. (58)Он ушёл, а мальчик, прижимая к груди коробку красок, поднялся в самолёт, чтобы покрыть расстояние в тысячу километров, познать высоту и современную скорость полёта и ещё раз посмотреть на землю сверху, чтобы увидеть её как-то по-новому. (По В. Железникову

Сочинение 15.1

Виктор Владимирович Виноградов писал: «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности, переживаниях, о настроении». С этим нельзя не согласиться, ведь авторы художественных произведений нередко прибегают к использованию прилагательных, как к самой изобразительной части речи, наделенной особой способностью воссоздавать яркий образ предмета, нужный нам для понимания того, что именно хотел автор сказать о нём. Стоит лишь ввести прилагательное в художественный текст, как сразу речь преображается, становится более яркой, образной и выразительной.

Обратимся к тексту. Так, в предложении 33 Железников Владимир Карпович использует образное прилагательное «свинцовыё», тем самым создавая картину тяжелой, огромной тучи, которая «надвигалась на самолёт» и наводила страх и ужас на пассажиров. Мы зримо представляем себе эту опасную картину, тем самым понимая насколько здорово работает детская фантазия.

А в предложении 54 и 55 Владимир Железников рисует символичный для мальчика образ коробки с красками, используя для этого прилагательные, описывающие их форму и цвет. Для лётчика было настолько важно подарить мальчику как можно больше красок : «синих, красных, лазурных…», лишь бы оставался ребенком, видящим всю красоту этого мира.

Таким образом, прилагательные служат для образной и эмоциольной окраски текста, рисуя чёткие и конкретные образы, которые в свою очередь помогают нам, читателям, проникнуть в смысл данного произведения.


Текст

(1)У Гени от рождения было неладно с ногами, и он ходил странной, подскакивающей походкой.

(2)Он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней. (3)И воздух, и земля — всё было разбухшим и переполненным, а особенно голые деревья, готовые с минуты на минуту взорваться мелкой блестящей счастливой листвой.

(4)Геня стоял посреди двора, радуясь теплу.

(5)Первый ком земли упал рядом с мальчиком, брызги грязи тяжело шлёпнулись на лицо.

(6)Второй комок попал в спину, а третьего он не стал дожидаться, пустился вприпрыжку к своей двери. (7)Вдогонку, как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

— Генька хромой, сопли рекой!

(8)Он оглянулся: кидался Колька Клюквин, кричали девчонки, а позади них стоял тот, ради которого они старались, — враг всех, кто не был у него на побегушках, кто его не боялся, — ловкий и бесстрашный Женька Айтыр.

(9)...Вечером, когда Геня спал, мать и бабушка долго сидели за столом.

(10)— Почему? (11)Почему они его всегда обижают? — горьким шёпотом спросила, наконец, бабушка.

(12)— Я думаю, надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, — ответила мать.

(13)— Ты с ума сошла, — испугалась бабушка, — это же не дети, это бандиты.

(14)— Я не вижу другого выхода, — хмуро отозвалась мать.

(15)Накануне дня рождения мать сказала Гене, что устроит ему настоящий праздник.

(16)— Позови из класса кого хочешь и из двора, — предложила она.

(17)— Я никого не хочу. (18)Не надо, мама, — попросил Геня.

(19)Вечером мать вышла во двор и сама пригласила ребят.

(20)К четырём часам на раздвинутом столе стоял мелко нарезанный винегрет, жареный картофель с селёдкой, были испечены румяные пирожки с рисом.

(21)Геня старался не думать о том, как сейчас в его дом ворвутся враги... (22)Казалось, что он совершенно поглощён своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

(23)Он был мастером этого бумажного искусства. (24)Тысячи дней своей жизни Геня проводил в постели. (25)Болезни он терпеливо переносил, загибая уголки и расправляя сгибы бумажных листов, придумывая много удивительных вещей...

(26)Гости пришли ровно в четыре, всей гурьбой. (27)Белёсые сестрички поднесли большой букет жёлтых одуванчиков. (28)Прочие пришли без подарков. (29)После обеда мать предложила:

Давайте поиграем в фанты.

(30)Она объяснила, как играть, но оказалось, что ни у кого нет фантов. (31)Айтыр положил на стол недоделанный Геней бумажный кораблик и приглушённо сказал:

Это будет мой фант.

(32)Геня придвинул его к себе и несколькими движениями завершил постройку.

(33)— Геня, сделай девочкам фанты, — попросила мать, принесла и положила на стол бумагу.

(34)Геня, взяв лист, мгновение подумал и сделал продольный сгиб...

(35)Детские головы склонились над столом.

(З6)Лодка... кораблик... кораблик с парусом... стакан... солонка... хлебница... рубашка...

(37)Он едва успевал сделать последнее движение, как готовую вещь немедленно выхватывала ожидающая рука.

(38)Все забыли и думать про игру. (39)Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили. (40)Такое чувство он испытывал только во сне.(41)Он был счастлив. (42)Они восхищались его чепуховым талантом, которому сам он не придавал никакого значения. (43)Он словно впервые увидел их лица: они были совершенно не злые...

(44)Айтыр распустил кораблик и пытался сделать заново, а когда не получилось, подошёл к Гене и, впервые в жизни обратившись к нему по имени, попросил:

— Гень, посмотри-ка, а дальше как...

(45)Мать мыла посуду, улыбаясь и роняя слёзы в мыльную воду.

(46)Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

(По Л. Улицкой)

Сочинение 15.3

Талант – это природная одарённость индивидуальная способность человека к чему-либо, которая может проявиться в различных сферах деятельности. Талантливые люди находят отраду душе, занимаясь любимыми делом.

Так, в произведении «Бумажная победа» мальчик по имени Геня был наделён талантом. Несмотря на свои физические проблемы, он занимался любимым делом – складывал из газеты кораблики. Его соседи и одноклассники, пришедшие к нему на день рождения, всегда смеялись и издевались над мальчиком. Но талант Гени помог расположить их к нему. Все восхищались его – чепуховым талантом; которому он не придавал никакого значения.

Возьмём пример из жизни. Великий пианист и композитор Людвиг ванн Бетховен потерял слух в молодости. Но несмотря на это , он писал наполненные глубокими чувствами произведения. Композитор был полон сил и музыкальных идей. Его талант не умер с потерей слуха, а наоборот рвался наружу, и Бетховен впечатлял слушателей своей игрой, вырывал сильные и яркие эмоции. С помощью своего дара он украсил историю человечества.

Таким образом, истинный талант человека рвётся наружу, и его всегда заметят окружающие.


Материалы к сочинению на ОГЭ

Перед написанием сочинения подумайте над таким вопросами:

-Какой человек написал этот текст?

-Как он относится к миру, к людям?

-Над какими вопросами предлагает задуматься?

-В каких словах выражена главная мысль текста?

-Какие средства выразительности использует для создания зрительных образов?

-Какие лексические и синтаксические средства использует автор, чтобы передать определенные мысли и чувства?

Помните, что для успешного написания сочинения на ОГЭ нужно понимать основную мысль текста, уметь создавать собственное письменное высказывание на основе прочитанного, устанавливать авторскую позицию, выражать свое отношение к проблеме текста, формулировать свою позицию и логически последовательно излагать свою точку зрения.

Выполняя задание 15.2, нужно в сочинении привести толкование анализируемого отрывка – это и будет тезис. Для аргументации используем только предложенный текст. Для формулирования тезиса внимательно прочитайте текст, разделите его на структурные части (микротемы), в каждой карандашом подчеркните предложение, выражающее главное суждение. Иногда может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов, но на самом деле рассматриваются отдельные стороны главной мысли. Надо грамотно представить понимание смысла указанного фрагмента. Используем клише:

-Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста…

-Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в указанном фрагменте, заключается в том, что…

-В указанной фразе автор выражает мысль о том, что…

Нужно помнить, что пересказывать текст и анализировать его – разные вещи. Пересказ не проверяется!

Клише основной части:

-Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

-Эту мысль можно подтвердить примером из текста. Обратимся к предложению…

Вывод не должен противоречить тезису и аргументам.

-Мы пришли к выводу, что…

-Делая вывод из выбранных нами доказательств,…

-Подводя итог вышесказанному, можно сказать…

Помните: автор идет от мысли к словам, а читатель - от слов к мысли.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по Русскому языку

В папке собраны материалы из разных источников: интернет, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебные пособия....

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...

Онлайн – проект «Веб-Грамотей тренажёр орфографии русского языка» как средство повышения качества подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели и задачи, стоящие перед  образованием. Приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика...

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация.

Материалы для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку.Анализ текста И.С.Тургенева "Воробей" для учащихся 8-9 классов.Презентация....