Композиция текста
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка для 5-6 класса с использованием технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompoziciya_teksta.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия№3» г. Юбилейный МО

Кафедра гуманитарных предметов

Технология развития критического мышления

Модельный урок  

по русскому языку

по теме «Композиция текста»

6 класс (новая тема)

(Городское методическое объединение. Обмен опытом)

Богданова Наталия Николаевна

Егорова Любовь Анатольевна

Попова Елена Васильевна

2011 год

Урок  в 6 классе по теме «Композиция теста» (новая тема)

Используемые стратегии: нарушение логической цепочки, толстые и тонкие вопросы, ложные и верные утверждения, инсерт (маркированное чтение), совместный поиск, РАФТ (мини-сочинение).

Цели: 1) знакомство с правилами построения текста;

2) повторение основных сведений о тексте;

3) формирование умений работать в группах;

4) развитие устной и письменной речи;

5) воспитание бережного отношения к языку.

Задачи: 1) закрепить знания о тексте и его строении;

2) совершенствовать творческие способности детей;

3) развивать логическое мышление;

4) развивать связную речь;

5) воспитывать внимательность в выборе языковых средств при составлении текста .

  1. Стадия вызова осуществляется при помощи приёмов нарушение логической цепочки, толстые и тонкие вопросы, ложные и верные утверждения. На этой стадии ставится задача не только активизировать и заинтересовать учащихся, но и вызвать имеющиеся знания (или создать ассоциации) по данному вопросу.

При помощи приёма нарушение логической цепочки ученики создают текст из данных предложений (Приложение 1). Данная работа активизирует деятельность учащихся, заставляет включиться в работу. Попутно идёт повторение уже пройденного материала при помощи приёма толстые и тонкие вопросы : 

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Что такое идея?

Чем тема отличается от идеи?

После этого ученикам предлагается выписать из текста слова с пропущенными буквами и объяснить орфограммы.

Приём ложные и верные утверждения вновь привлекает внимание учащихся, заставляет включиться в работу:

Верно ли, что тема данного текста – каждое слово имеет своё лексическое значение?

Верно ли, что идея данного текста – слово обладает великой силой?

                                 

  1. Стадия осмысления предполагает восприятие, переработку и соотнесение информации с уже имеющимися знаниями (работа в группах по 4 человека). На данной стадии используется приём инсерт (маркированное чтение). При чтении текста ученики соотносят имеющиеся знания с новыми: делают метки, например: V – знаю, + - узнал.

Начинается этот этап с задания разбить уже знакомый текст на абзацы. Далее работа продолжается с теоретическим материалом параграфа приёмом инсерт (маркированное чтение). После работы с текстом ученики отвечают на вопрос «Что нового узнали из текста?»                                           

                                               

  1. На стадии рефлексии ученики должны показать умение пользоваться присвоенными знаниями, интерпретировать их и творчески перерабатывать.

Применение полученных знаний на практике отрабатывается приёмом совместный поиск и приёмом РАФТ (мини-сочинение).

Приём совместный поиск: необходимо из данных предложений (нарезок на отдельных ленточках бумаги) составить текст, сразу выделяя в нём композиционные части. Можно взять 2 текста, чтобы они повторялись в группах. Проверка может происходить следующим образом: каждая группа читает свой текст. Они могут получиться разные. Можно группам, которым достался другой текст, предложить выбрать лучший. Сильным ученикам, быстрее справившимся с заданием, можно предложить задание определить тему и идею текста. (Задания смотрите в Приложении 2) Данной работой учащиеся закрепляют знания по тексту и его композиции.

 Завершается данный этап выполнением упражнения 199 учебника (досочинить текст, соблюдая композицию текста, тему и идею). Урок завершается применением приёма РАФТ. Дети создают мини-сочинение по данному упражнению (Приложение 3).

Приложение 1

1. В…ликое потому, что словом можно соед…нить людей,

словом можно и раз…ед…нить их. (2)

2. Слово – дело в...лик…  . (1)

3. Б…регись от такого слова, которое раз…ед…ня…т людей.(4)

4. Словом можно служить любви, словом же можно

служить ненавист… и вр…жд… .(3)

Приложение 2.

Текст 1.

  1. Каждый берёт из книг то, что ему нужно, что хочется.

2. Мальчишка, мечтающий всё понять, вычитывает мысли мудрецов.

3. Старик, усталый, увидевший всё своими глазами, вспоминает над книгой горячие и тревожные чувства молодости.

4. Юноша, застенчивый до слёз, читает про отважных рыцарей и сжимает руку под столом, как будто в руке меч.

5. Книга – бездонный колодец.

6. Идут разные люди, пьют, вздыхают облегчённо, а  колодец всё полон.

Текст 2.

1. Что может быть священнее имени матери!

2. Человек, ещё не сделавший ни шагу по земле и только начинающий лопотать, неуверенно и старательно складывает по слогам «ма-ма».

3. Хлебороб, довольный урожаем ржи и пшеницы, благодарно произносит: «Спасибо, кормилица-мать…»

4. Солдат, идущий в атаку на врага, кричит: «За Родину мать!»

5. Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери.

6. С именем этим связано и само понятие жизни.

Приложение 3

Бобры

Зачин. Из всех диких зверей, которых мне доводилось видеть и наблюдать. Самые диковинные и умные звери, несомненно, бобры.

Основная часть

 Концовка. Я не сомневаюсь, что умный и трудолюбивый бобёр, как и многие другие животные, мог бы стать человеку близким другом.

                Барсук

Зачин. Когда-то барсуков много водилось в наших русских лесах. 

Основная часть

Концовка. Барсук стал в наших лесах очень редким животным. Совсем уничтожить этого зверя нетрудно.


Этапы урока

Цели этапа

Приёмы

Цели приёмов

Вызов

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- актуализация знаний

- нарушение логической цепочки

- тонкие и толстые вопросы

- верные и ложные утверждения

- активизация деятельности каждого ученика

- развитие логического мышления

- повторение знаний

Осмысление

- организация активного восприятия нового материала

- получение новой информации

- установление связей  с уже изученным материалом

- инсерт

- повторение уже известного материала

- осмысление нового материала

- соотнесение материала с уже известной информацией

Рефлексия

- обобщение и систематизация приобретённых знаний

- присвоение новых знаний

- обобщение на уровне личных впечатлений

- совместный поиск

- РАФТ (написать мини-сочинение)

- применение знаний на практике

-  развитие логического мышления

- обобщение на уровне личных впечатлений

Приложение 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАКАТ. Текст и изображение как элементы композиции.

Текст и изображение как элементы композиции плаката....

Создание арт-композиции "Спектакль на столе. Декорации"_текст

Подготовка к уроку по созданию арт-композиции...

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)

Учебный материал для подготовки к написанию изложений и сочинений (работа над композицией текста)...

Текст и изображение как элементы композиции

Разработка урока по ИЗО 7 класс...

"Композиция текста: кольцевая, линейная, инверсионная"

Данный урок в образовательной программе 11 класса  с русским языком обучения входит в раздел «Текст. Стили  и типы речи».  Уникальность представленного урока в том, чт...