Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Чернова Энзе Асгатовна

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska._5_rus_kldoc.doc242 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I.  Пояснительная записка

      Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основании следующих документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучения.
2.  Программы
средней общеобразовательной школы « Русский язык.  5-11 классы татарских школ». Авторы – составители: Л.З. Шакирова, Н.Н.Фаттахова, Р.Ю. Закирова, З.Ф.Юсупова. Программа допущено МО РТ.

Издательство «Магариф», Казань, 2003 г.

3. Учебного плана МБОУ «Бурдинская СОШ».      

      Количество часов -140, в неделю - 4 часа. (35 уч. нед.)

     

   Согласно учебному плану для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы общего образования, на изучение русского языка в 5 классе отводится 105 часов , то есть 3 часа в неделю.

    В программе средней школы “Русский язык.  5-11 классы татарских школ” на изучение русского языка в 5 классе  отводится 170 часов , то есть 5 часов  в неделю.

    В соответствии с учебным планом МБОУ «Бурдинская СОШ» рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) выделен из компонента образовательного учреждения. В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала.

     Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. При составлении рабочей программы в последовательность изучения тем внутри раздела «Фонетика. Графика. Культура речи», «Текст» внесены незначительные изменения в соответствии с учебником.

    Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.

    В программе соблюдены принципы преемственности и системности. В 5 классе учащиеся, опираясь на знания, полученные в 1-4 классах, совершенствуют навыки и умения по разделам «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика. Графика»,  «Орфоэпия и орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология». При изучении материалов учитывается особенности родного языка школьников и возможности учащихся.

     

РАЗДЕЛ II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цели и задачи:

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку,  сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
  3. освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах ,основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  4. формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  5. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

  Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной,языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

    Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка  в различных сферах и ситуациях  общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.

   Языковая и лингвистическая компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, общих сведений о лингвистике, овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

   Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения, национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами  русского речевого этикета.

Рабочей программой предусмотрено изучение следующих разделов:

(распределение часов по темам)

Содержание

Кол-во часов

по программе общ. школ.

Кол-во часов

по рабочей программе

Примечание

1

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь.

2 ч.

1ч.

-1

Объединение тем.

2

Повторение изученного в 1-4 классах.

4 ч.

2ч.

-2 ч.

Объединение тем. (имя существительное, имя прилагательное, глагол – 1 ч.)

3

Текст.

26 ч.

23 ч.

-3 ч.

Объединение тем.

Часы рассредоточены в соответствии с изучаемым материалом.

4

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.  + Текст. (15 ч.)

18 ч.

18 ч.

Изменен порядок (по учеб.) изучения некоторых тем в разделе «Текст». Это дает возможность повторить и закрепить знания по разделу.

5

Лексика. Культура речи +  

Текст (1 ч.).

5 ч.

5 ч.

-

6

Фонетика. Графика. Культура речи.

8 ч.

8 ч.

-

7

Орфоэпия и орфография. Культура речи.

8 ч.

8 ч.

-

8

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

8 ч.

8 ч.

-

9

Морфология. Орфография.

Части речи. Культура речи.

Имя существительное и его употребление в речи.  + Текст (1ч.)

14 ч.

10 ч.

-4 ч.

Объединение тем.

10

Глагол и его употребление в речи. + Текст (5)

36 ч.

26 ч.

-10 ч.

Объединение тем.

11

Практическое усвоение основных значений падежей.

+ Текст (1 ч.)

16 ч.

13 ч.

-3

Объединение тем.

13

Местоимение и его употребление в речи.

5 ч.

3 ч.

-2 ч.

Объединение тем.

14

Имя прилагательное и его употребление в речи.

10 ч.

6 ч.

-4

Объединение тем.

15

Наречие и его употребление в речи.

5 ч.

4 ч.

-1

Объединение тем.

16

Повторение изученного за год.

5 ч.

5 ч.

-

всего

170 ч.

140 ч.

30 ч.


РАЗДЕЛ III. Основное содержание программы

Язык - важнейшее средство человеческого общения. Общение (устное и письменное). Язык и речь. (1 ч.)

      I. Роль языка в жизни человека и общества. Язык- важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения  информации.

Речь  как способ общения  людей. Формы речевого  общения (устная и письменная речь).

Речь диалогическая и монологическая. Речь  разговорная и книжная.

II. Умения:

- обосновывать значение языка как важнейшего средства общения;

- раскрывать особенности  устной и письменной форм  речи;

- разграничивать  диалогическую и монологическую речь;

- создавать короткие диалоги и монологи  в целях решения коммуникативной задачи (по заданной теме и ситуации);

- воспроизводить содержание прослушанного и прочитанного.

Повторение изученного в I- IV классах. (2 ч.)

      I. Звуки и буквы. Произношение и правописание слов  с безударными  гласными  в корне. Произношение и правописание слов с звонкими и глухими  согласными. Произношение и правописание  слов с мягкими  и твердыми согласными. Произношение слов с согласными ж, ш, ч, щ.

     II. Совершенствование:

- произношения трудных для учащихся- татар звуков в составе слов  и предложений;

- правописания слов  с проверяемыми гласными и согласными.

I. Состав  слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс.

II. Умение выделять в словах окончание и основу; корень, приставку и суффикс.

Часть речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.

Умения определять основные признаки имен  существительных, прилагательных, глаголов и пользоваться  этими  знаниями  при  построении предложений и связной речи.

Текст. (23 ч.)

Текст как речевое произведение. Признаки текста ( смысловая законченность ( целостность) и информативность, грамматическая  завершенность (связность).

       Тема  и основная мысль текста. Заголовок текста. Членение текста на основные части. Микротемы. Простой план текста. Средства связи  предложений в тексте (повтор слов, синонимы, местоимения).

Умения:

- определять тему и основную мысль текста;

- подбирать заголовок, отражающий  тему и основную мысль;

- членить текст на смысловые  части и составлять  простой план в форме повествовательных и вопросительных предложений;

- определять средства связи предложений в тексте.

I. Типы речи. Различие типов речи в зависимости  от содержания текста: повествование, описание, их основные признаки.

II. Умения:

- определять в тексте тип речи;

- устанавливать композиционные особенности текстов повествование и описание;

- сжато пересказывать текст, сохраняя его строение и используя  простейшие способы связи предложений;

-конструировать концовку текста;

-писать  повествовательные и описательные изложения по данной теме.

I.Понятие о рассказе, об особенностях его структуры.

II. Умение составлять рассказ по теме, сюжетным картинкам.

Формулы этикета: приглашение, приветствие, поздравление и благодарность.

Умения использовать  в устной и письменной речи формулы этикета.

Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (18 ч.)

 I. Слово и словосочетание. Главная и зависимая  часть словосочетания.  Связь слов в словосочетании: связь зависимой   части с главной.

II. Умения:

- вычленять  словосочетания  из предложений;

- ставить вопросы от главного слова к зависимому;

- устанавливать смысловую и грамматическую связь между  главным и зависимым  словами;

- составлять и употреблять  в речи  именные, глагольные и наречные словосочетания  в составе  предложения;

- производить  синонимическую замену  словосочетаний (листья осени - осенние листья)

I. Предложение. Отличие предложения от словосочетания. Виды предложений по цели высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.  Восклицательные и невосклицательные предложения. Интонация и порядок слов  в восклицательных предложениях.  Логическое ударение. Восклицательный знак  в конце  повествовательных и побудительных предложений.

II. Умения:

- правильно интонировать повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения;

- употреблять в речи  предложения, различные по цели высказывания, выделяя  логическим ударением нужные по смыслу слова.

I. Предложения нераспространенные и распространенные. Главные члены предложения. Подлежащее. Выражение подлежащего существительным или местоимением. Связь  зависимых слов с подлежащим.

Сказуемое. Выражение  сказуемого глаголом, существительным. Согласование сказуемого с подлежащим в числе, лице и  роде.

Умения:

- устанавливать грамматическую основу предложений;

- употреблять в устной и письменной речи предложения с подлежащими, выраженными собственными, нарицательными существительными мужского, женского, среднего рода и местоимениями (в единственном и множественном числе);

-  употреблять предложения со сказуемыми- глаголами  в настоящем, прошедшем и будущем времени;

I. Второстепенные члены предложения. Определение, обстоятельства, дополнение.

II. Умения:

- находить в предложении второстепенные члены, ставить к ним вопросы;

- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с дополнениями, выраженными  существительными и личными местоимениями в разных падежных формах ( с предлогом и без предлога);

- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями и существительными с предлогами;

- употреблять в устной и письменной речи распространенные предложения с определениями, выраженными прилагательными и местоимениями(притяжательными, указательными);

I. Предложения с однородными членами( с союзами и без союзов). Сказуемые – глагол при однородных подлежащих . Запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и.

II. Умения:

- интонационно правильно употреблять в устной речи предложения с однородными членами и ставить знаки препинания на письме;

-  правильно согласовывать сказуемое – глагол с однородными подлежащими;

- переводить с родного на русский язык предложения со сказуемым – глагол при однородных подлежащих;

I. Обращение. Знаки препинания при обращениях.  Интонация и пунктуация предложений с обращениями

II. Умения:

- употреблять в устной и письменной речи предложения с обращениями;

- соблюдать  речевой этикет в разговоре с собеседником.

I. Простые и сложные предложения. Связь простых предложений в составе сложного. Наличие двух или нескольких грамматических основ как признак сложного предложения. Запятая между простыми предложениями в сложном предложении и, а, но, что, чтобы, где, когда, который.

II. Умения:

- различать простое предложение с однородными членами, соединенными одиночным союзом и, и сложное предложение с союзом и ;

- ставить запятую в сложных предложениях с союзами и, а, но;

- составлять простейшие сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;

- употреблять в правильной форме который(Картина, которая ….Рассказ, который….).

I.Предложения с прямой речью. Их интонация. Знаки препинания в предложениях со словами автора перед прямой речью и после неё.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II.Умения:

- правильно произносить и интонировать предложения с прямой речью, стоящей перед словами автора и после них;

- ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью;

- переводить с родного на русский язык предложения с прямой речью, правильно расставляя знаки препинания.

Лексика. Культура речи.

I.Лексика как раздел науки о языке. Словарное богатство русского языка. Словари: толковые, двуязычные (русско-татарский, татарско-русский). Слово и его  лексическое значение. Однозначные  и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

II.Умения:

- пользоваться толковыми  и  двуязычными словарями;

- определять лексическое и грамматическое значение слова;

-  находить в словарях однозначные и многозначные  слова;

- определять значение многозначного  слова в контексте;

- употреблять в речи  в свойственном им значении.

I. Синонимы ( языковые и контекстуальные). Словари синонимов. Синонимы как средство  связи  предложений в тексте.

II.Умения:

- использовать в связной речи синонимы для более точного и образного  выражения  мыслей;

Раскрывать оттенки значения синонимов с помощью словосочетаний и предложений;

- пользоваться  словарем синонимов;

- использовать синонимы как средство межфразовой связи в тексте.

I. Антонимы(языковые и контекстуальные). Роль антонимов в художественном произведении,  в пословицах, загадках.

II.Умения:

- подбирать и использовать антонимы в связной  речи;

- пользоваться словарем антонимов.

Повторение и систематизация изученного.

Фонетика. Графика. Культура речи.

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи, их смыслоразличительная функция. Гласные и согласные звуки.

II. Умения:

- устанавливать значение звуков в образовании слов;

- различать гласные  и согласные звуки.

I. Гласные звуки, их произношение.

II. Умения:

- различать на слух  и правильно  произносить  гласные  звуки  в составе слов, словосочетаний и предложений;

- различать  звуки [ы] -[и ] ( был – бил), [у] -[о] (поле – пуля).

1. Согласные звуки, их произношение

II. Умения:

- различать  на слух  и правильно  произносить  согласные  звуки   в составе слов, словосочетаний и предложений;

- различать согласные звуки ] и ], правильно произносить [с] и [ц] ( свет,ц[ы]ркуль, скворец);

-  правильно произносить звуки]-  [ча]й, [ш]-  ш[ы]л, [ш'] - [ч'аш'а].

I. Графика как раздел науки о языке. Звуки и буквы. Алфавит. Правильное название букв алфавита.

II. Умения:

- правильно соотносить  в словах звуки и буквы;

- пользоваться порядком  букв в алфавите и правильно называть гласные и согласные буквы при графическом анализе слов, в составе сложносокращенных слов.

I.Слог. Неслоговой звук. [й](са-ра-и – са-рай).

II. Умение выделять слоги в словах.

Ударение. Ударные и безударные слоги. Разноместность и подвижность ударения в русском языке (на´чал – начала´- на´чали) Ударение как средство различения слов (за´мок- замо´к) и форм  одного слова (смотри´те – смо´трите).Буква Ё под ударением (ёлка, идём )

Умения:

-  определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения  при изменении слова в пределах парадигмы;

- употреблять в речи  формы  слов в соответствии  с акцентными нормами  русского языка.

Звуковые значения букв е,ё,ю,я. Буквы е,ё,ю,я для обозначения двух звуков  в начале  слова и после гласных (ель- [йэ ]ль, ёжик- [йо ]жик, юрта-[йу ]рта, яма - [йа ]ма; змея - зме[йа ],поел- [йэ ]л, поём - по[йо]м, поют - по[йо ]т.

Умения:

- правильно читать  произносить слова с буквами е,ё,ю,я.

-обозначать на письме сочетания  звука [й] с гласными звуками [э],[о],[у],[а]одной буквой е,ё,ю,я.

I. Звонкие и глухие согласные. Согласные  парные  и непарные по глухости – звонкости.

II. Умение различать  на слух  и правильно произносить  звонкие и глухие  согласные в составе слов, словочетаний и предложений.

Твёрдые и мягкие согласные. Парные твердые  и мягкие согласные. Твёрдые [ж],[ш],[ц]и мягкие [ч],[ш],[й], не имеющие парных звуков.

Умения:

- различать на слух и правильно  произносить  твёрдые и мягкие  согласные  в составе слов, словосочетаний и предложений

           -пользоваться орфографическим и орфоэпическим сло варем.

Орфоэпия и орфография. Культура речи.

I. Правописание гласных после шипящих (жир, щука, шить, чудо).

II. Умение произносить и обозначать на письме гласные а, и, у после шипящих ж, ш, ч, щ и употреблять их в речи.

I.        Безударные гласные в корне слова, проверяемые (приме
рять
мерить) и не проверяемые ударением (винегрет, пес
карь),
их правописание.

      II. Умения:

    -произносить и писать слова с безударными гласными в корне слова;

    - подбирать проверочные слова (однокоренные) или изме нять форму слова;

     - пользоваться орфографическим словарем.

I. Обозначение мягкости согласных на письме. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных (конь [кон']). Буквы е, ё, к», я для обозначения мягкости согласных (мяч [м'ач], люк — [л'ук].

II. Умения:

- правильно писать слова с мягкими согласными и обо значать их мягкость при помощи букв ь и е, ё, ю, я;

- различать двойную роль букв е, ё, ю, я (для обозначения двух звуков и мягкости согласных).

I. Произношение и правописание сочетаний согласных чк, чн, нч, нщ, рщ.

 II. Умение правильно произносить и писать слова с сочета ниями чк, чн, нч, нщ, рщ (ночка, ночной, кончить, каменщик, сварщик).

   I. Произношение и правописание звонких и глухих соглас ных. Озвончение (косьба ко[з']ба, вокзал во[г\зал) и оглу шение (зуб — зу[п], ложка ло[ш]ка, варежка варе[ш]ка) согласных.

 П. Умения:

- произносить и правильно писать слова со звонкими и глухими согласными (проверяемыми и непроверяемыми);

-подбирать проверочное (однокоренное) слово или изме нять форму слова.

Буквы и и ы после ц.

  II. Умения:

-произносить и правильно писать буквы и и ы после ц;

-соотносить правописание букв и и ы с морфемным стро ением слова.

I. Непроизносимые согласные.

II. Умение правильно произносить и писать слова с непроиз носимыми согласными.

I. Удвоенные согласные.

II. Умение правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными (дрожжи, металл, программа, тонна, терраса, шассе).

I. Буквы ъ и ь, не обозначающие звуков.
II.
Умения:

-правильно произносить и писать слова с разделительным ь (семья, вьюга, платье, ружье, соловей соловьи) и ъ (съел, объ единение, изъян);

-соотносить правописание ъ с морфемным строением слова.

I. Фонетический разбор слова.

II. Умение производить устный и письменный фонетиче ский разбор слов.

Повторение: звуко-буквенный анализ слов; воспроизведение орфографических правил; нахождение в словах орфограмм; уме ние правильно писать слова с изученными видами орфограмм; умение находить и исправлять орфографические ошибки.

    Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.  

I. Морфемное строение слова. Морфема - минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). Изменение и образование слов (формы одного и того же слова и однокоренные сл.).

Основа и окончание. Основа слова как выразитель лекси ческого значения слова. Окончание как изменяемая морфема и как средство для образования форм слова и связи между сло нами в словосочетании и предложении. Нулевое окончание.

II. Умения:

-находить в словах морфемы;

-выделять в слове окончание и основу;

-определять, какое грамматическое значение выражает окончание.

Корень - главная и обязательная часть слова. Смысловая общность однокоренных (родственных) слов.

II. Умения:

- выделять в слове корень;

различать однокоренные слова и формы одного и того же олова. Умение подбирать к  данным словам однокоренные;

      - различать слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют разное значение    

         (вода, водитель)

I. Буквы о и ё после шипящих в корнях слов (шорох шо рохи, шёпот шептать).

II. Умение правильно писать буквы о и ё после шипящих в корнях слов.

I. Правописание безударных гласных в корнях слов (повто рение).

П. Умение правильно писать в корне слова безударные глас ные (проверяемые и непроверяемые).

I. Приставка. Образование слов с помощью приставок. Смысловое значение приставок. Одинаковые по звучанию при ставки и предлоги.

П. Умения:

-выделять в словах приставки;

-определять смысловое значение приставки и подбирать слова с такой же приставкой;

-образовывать слова с приставками и переводить их на родной язык;

-разграничивать приставки и предлоги (пошел и прошел по улице);

-употреблять антонимичные приставки (приехал уе хал);

-переводить с русского на родной язык слова с антонимичными приставками (вошел — керде, вышел чыкты).

I. Правописание гласных и согласных в приставках, не из меняющихся  на  письме  в  зависимости  от  произношения (за, над- (надо-),   под- (подо-), на-, в- (во-), до-, про- и др.). Буквы з и с на конце приставок (взлететь, вспомнить).

П. Умения:

-правильно произносить и писать слова с приставками;

-произносить и писать слова с сочетаниями согласных на стыке морфем: сш (сшивать), сч (считка, разносчик).

I. Суффикс. Образование слов с помощью суффиксов. Смыс ловое значение наиболее употребительных суффиксов: обозна чение людей по роду занятий, по профессии (-чик, -щик, -ник, -тель), обозначение лиц женского пола (-к, -ниц, -иц), обозна чение лиц по месту жительства (-ич, -ец), уменьшительно-лас кательные (-к-, -ик, -ок, -оньк-, -еньк-, -ышк-, -чик).

II. Умения:

-выделять в словах суффиксы;

-определять смысловое значение суффикса и подбирать слова с таким же суффиксом;
-образовывать слова с помощью указанных суффиксов и употреблять их в речи.

Морфемный разбор слова. Морфемные словари.

      II. Умения:

  1. производить устный и письменный морфемный разбор слова;
  2. пользоваться словообразовательными словарями.

 Морфология и орфография. Части речи. Культура речи

Имя существительное н его употребление в речи.

I. Имя существительное как часть речи. Значение, основные грамматические признаки и синтаксическая роль имени су ществительного.

П. Умения:

-употреблять существительные в предложении в роли подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства и обращения;

-использовать лексический повтор существительного для связи предложений в тексте.

I. Существительные, обозначающие одушевленные (названия людей и животных) и неодушевленные предметы (повторение).

II.Умения:

  - различать одушевленные и неодушевленные существительные по семантическим и  грамматическим признакам(по  форме винительного падежа множественного числа и винительного падежа единственного числа существительных мужского рода);

- ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, насекомых.

I. Существительные собственные и нарицательные. Боль шая буква в именах собственных.

II. Умения:

- правильно употреблять в письменной речи собственные имена существительные: в географических (материков, гор, океанов, морей, рек, стран), астрономических (Марс, Сатурн, Венера) названиях; в названиях улиц, площадей, исторических событий, праздников; в названиях журналов, газет, книг, картин, кино фильмов, литературных и музыкальных произведений;

-использовать кавычки в собственных наименованиях;

-правильно произносить русские фамилии, имена, отчества.

I. Род имен существительных. Существительные женского рода на -а (-я) и с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный): вода, земля, речь, тетрадь.

Существительные мужского рода с нулевым окончанием (с основой на твердый, мягкий согласный, а также на -й): ко лос, ячмень, урожай. Существительные мужского рода с оконча ниями -а (-я): папа, дядя.

Существительные среднего рода на -о (-е). Существительные женского и мужского рода с нулевым окончанием (с основой на мягкий согласный и твердые ж, ш). Разграничение существительных типа ночь и луч, вещь и борщ. Буква ь после шипящих в конце существительных.

 II. Умения:

-определять род существительных по значению, форме именительного и родительного падежей, по суффиксам: -арь, -тель — муж. рода; -ость — жен. рода; -ство — ср. рода;

-употреблять существительные всех трех родов в сочета нии с прилагательными, глаголами прошедшего времени;

-правильно писать и произносить существительные типа дочь, луч;

-активизировать в речи употребление существительных мужского рода с суффиксами -тель, -чик, -щик, -ник, ец, -ист и соотносительных слов женского рода с суффиксами -ниц(а), -иц(а), -к(а) со значением лица.

I. Число имен существительных. Образование множественного числа существительных мужского и женского рода с по мощью окончания -и (-ы): ученик-ученики, книга книги, газета газеты; мужского и среднего рода с помощью окончаний -и (-ы), -а (-я): словарь — словари, алфавит алфавиты, лес леса, учитель учителя, озеро озера, море моря. Произ ношение и правописание окончаний -и (-ы) у существительных множественного числа после шипящих и. ц: врач врачи, вещь вещи, боец бойцы. Образование форм множественного числа существительных типа сын — сыновья, муравей муравьи.

II.        Умение образовывать формы множественного числа су ществительных и употреблять их в устной и письменной речи. Повторение и систематизация изученного.

Глагол и его употребление в речи.

I. Глагол как часть речи. Значение, морфологические при знаки, синтаксическая роль.

     II. Умение употреблять глаголы с учетом их смыслового зна чения (глаголы речи, мысли, называющие трудовые процессы и т. д.) в роли сказуемого, согласуя их с подлежащим в лице и числе, а в прошедшем времени и в роде.

I. Неопределенная форма глагола (инфинитив). Суффиксы инфинитива -ть, -ти. Глаголы, оканчивающиеся на -чь. Основа инфинитива. Правописание -ться (-чься) в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.

II. Умения:

-определять инфинитив по форме и вопросам;

-устанавливать связь глагола в инфинитиве с другими сло вами в предложении;

-составлять словосочетания и предложения с глаголами и форме инфинитива;

-употреблять словосочетания с глаголом в неопределен ной форме для выражения значений: начала — продолже ния — конца действия (начал, продолжил, кончил писать), желательности, необходимости, долженствования {надо, нужно, должен писать), возможности / невозможности действий (можно, нельзя писать), желания (хотел, мечтал писать), просьбы, совета (просил, велел писать);

-различать возвратные глаголы и употреблять их в речи,

 Значение, грамматические признаки и употребление гла голов движения.

II. Умения:

-устанавливать основные лексические значения глаголов движения и дифференцировать их по способу перемещения;

-употреблять бесприставочные глаголы движения в составе предложений и текстов.

I. Глаголы с приставками. Основные лексические значении однокоренных глаголов с разными приставками. Группировка  глаголов, имеющих одинаковые приставки, по лексико-семан тическому признаку (например, глаголы совершенного вида, обозначающие начало действия: закричал, затрещал, заплакал, замахал, зазеленел).

II. Умения:

  1. образовывать глаголы с различными приставками и объ яснять их лексическое значение;
  2. употреблять глаголы с приставками, вносящими в них новое лексическое значение.

I.        Виды глагола. Общее значение вида. Глаголы совершен ного вида, показывающие, что действие доведено до качествен ного предела (его невозможно продолжить), до результата, и
глаголы несовершенного вида, показывающие действие в его
течении, повторяемости.

Понятие о видовой паре. Глаголы совершенного вида с при ставками, вносящими лишь видовое значение (делал сделал). Глаголы несовершенного вида с суффиксами -ыва- (-ива-).

II. Умения:

  1. употреблять глаголы совершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий, доведенных до предела (Я прочитал книгу и решил задачу);
  2. употреблять глаголы несовершенного вида в предложени ях и текстах для выражения действий в их течении, длитель ности и регулярной повторяемости.

I. Сочетаемость глаголов несовершенного вида с обстоятель ствами, указывающими на процесс, длительность, повторяе мость его действия (всегда, весь день, все утро, каждый час). Сочетаемость глаголов совершенного вида, показывающих дове дение действия до качественного предела, с обстоятельствен ными словами (вдруг, сразу, неожиданно).

И. Умение сочетать глаголы несовершенного и совершен ного вида с обстоятельствами в предложениях и тексте.

1. Глаголы несовершенного вида для выражения одновременности действия. Глаголы совершенного вида для выраже ния последовательности действия.

II. Умение соотносить видо-временные формы глаголов-ска зуемых как средство межфразовой связи.

I. Времена глагола. Настоящее время. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам.

II.        Умение образовывать и употреблять в предложениях и текстах глаголы настоящего времени единственного и множест венного числа.

Будущее время. Разграничение форм будущего сложного несовершенного и будущего простого совершенного вида. Образование форм будущего времени. Противопоставление основ в формах настоящего времени несовершенного и будущего про стого совершенного вида.

II. Умения:

  1. употреблять в предложениях и текстах глаголы будущего сложного несовершенного вида и    

     будущего простого совершен ного вида, согласуя их с подлежащим в лице и числе;

  1. переводить с русского на родной язык предложения с глаголами настоящего и будущего (простого) времени, соотно сительными по виду ( делаю сделаю, решаю решу).

I, Спряжение глаголов. Противопоставление основ в формах настоящего времени несовершенного вида и будущего простого совершенного вида. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжений. Образование личных форм от не определенной формы глаголов несовершенного и совершенного вида. Правописание мягкого знака в глаголах настоящего и будущего простого времени во 2-м лице единственного числа.

Чередование согласных при спряжении глаголов (писать пишу, возить вожу).

II. Умение произносить и писать личные окончания глаголов I и II спряжения, составлять предложения и тексты, упо требляя глаголы настоящего и будущего времени во всех лицах единственного и множественного числа.

  1. Прошедшее время. Изменение глагола прошедшего вре мени по родам и числам. Противопоставление в неопределен ной форме основ несовершенного и совершенного вида, обра зование от них форм прошедшего времени. Глаголы прошед шего времени мужского рода без суффикса  (нести — нес, чеши вез).
  1. Умения:

-согласовывать глаголы-сказуемые в прошедшем времени с подлежащими, выраженными существительными мужского, женского и среднего рода, личными местоимениями 3-го лица;

-образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени (решить решил, решила, решило, решили; реша ть   - решал, решала, решало, решали);

-употреблять в предложении и тексте глаголы прошед шего времени несовершенного и сов. вида;

-уместно использовать повтор глаголов-сказуемых для связи предложений в тексте;

-соотносить в тексте видо-временные формы глаголов-сказуемых как средство межфразовой связи;

-образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени;

-употреблять в речи глаголы-синонимы (шел, шагал, брел; объяснил, разъяснил, пояснил) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов;

-соблюдать правильное ударение в глаголах типа: на-чать начал, начала; понять понял, поняли.

I. Не с глаголами.

II. Умение употреблять не с глаголами в устной и пись менной речи (раздельное и слитное написание в случаях, когда глаголы без не не употребляются). Повторение и систематизация изученного.

Практическое усвоение основных значений падежей.

  1. Именительный падеж.

II. Умения:

-употреблять в тексте существительные в именительном падеже в роли подлежащего, сказуемого и обращения;

-использовать повтор существительных при построении текста.

 Предложный падеж с предлогами о (об), в, на.

II. Умение употреблять в тексте существительные в пред ложном падеже с предлогом на для обозначения места (на теплоходе), с предлогом в для обозначения места (в трамвае), с предлогом о (об) для обозначения предмета речи и мысли (о герое, об отце).

I. Винительный падеж без предлога и с предлогами в, на, за, под, через.

II.        Умение употреблять в тексте существительные в вини тельном падеже: без предлога для обозначения предмета, на который направлено действие (Я читаю книгу); с предлогом в для обозначения места (поехал в город); с предлогом на для обозначения места (на площадь); с предлогами за, под, через для обозначения места (сел за стол, встал под навес, переехал через реку),

I. Дательный падеж без предлогов и с предлогами к, по.

 II. Умение употреблять в тексте существительные в датель ном падеже: без предлога для обозначения лица или предмета, для которого совершается действие (Грамоту вручили учите лю); с предлогами к, по для обозначения места (подошел к памятнику, идет по дороге).

I. Творительный падеж без предлога и с предлогами с (со), под, над, за, перед.


ности (жить с братом); с предлогами под, над, за и, перед для обозначения места (под окном, над морем, за домом, перед шкафом).

I. Родительный падеж без предлога и с предлогами от, с, из, до, около, у.

    II. Умение употреблять существительные в родительном же: без предлога для обозначения принадлежности (книга, сёcтры), отсутствия предмета (нет ежа); с предлогами от, с, из, до для обозначения места (отъехали от вокзала, скатились с горы, вышел из школы, доехал до города); с предлогами около, у для обозначения места (стоит около сада, постоял у дерева).

I. Имена существительные множественного числа в тех же падежных значениях, в которых выступают существительные единственного числа.

II.        Умение употреблять в тексте имена существительные в различных падежах единственного и множественного числа без предлогов и с предлогами. Повторение и систематизация изученного.

Местоимение и его употребление в речи. (3 ч.)

I.        Личные местоимения. Роль личных местоимений в пред ложении. Изменение местоимений 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа. Изменение местоимений3 - го лица единственного и множественного числа. Буква н в местоимениях 3-го лица после предлогов. Личное местоиме ние как средство связи предложений в тексте.

II. Умения:

-употреблять личные местоимения в именительном падеже в роли подлежащего, в косвенных падежах - в роли дополнения;

-согласовывать в роде и числе глаголы-сказуемые в про шедшем времени с подлежащими, выраженными личными местоимениями 3-го лица;

-        употреблять личные местоимения 3-го лица ед. и мн.
числа как средство межфразовой связи,

Повторение и систематизация изученного.

Имя прилагательное и его употребление в речи. (6 ч.)

I. Имя прилагательное как часть речи. Значение, основные морфологические признаки и синтаксическая функция прила гательных в предложении (повторение).

II. Умение употреблять прилагательные в предложении в ро ли определения и сказуемого.

 Изменение имен прилагательных по родам и числам. Склонение имен прилагательных с твердой и мягкой основой. Прилагательные в связной речи.

II. Умения:

  1. согласовывать в тексте прилагательные с существитель ными в роде, числе и падеже;
  2. правильно писать гласные в падежных окончаниях при лагательных;
  3. использовать прилагательные в связной речи.

Наречие и его употребление в речи. (4 ч.)

I. Понятие о наречии. Синтаксическая функция наречия в предложении. Произношение и правописание наиболее упо требительных наречий. Наречие как средство связи предло жений в тексте.

II. Умения:

-употреблять в речи словосочетания и предложения с об стоятельствами, выраженными наречиями, отвечающими на вопросы где? куда? откуда?;

-произносить и писать наиболее употребительные наречия;

-употреблять наречие как средство межфразовой связи в качестве общего второстепенного члена для нескольких предложений.

Повторение и систематизация изученного.

Повторение изученного за год. (5 ч.)


РАЗДЕЛ IV. Планирование контроля на учебный год

Тема раздела

Кол-во часов

Типы контроля

Контр. диктанты

сочинения

изложения

тестирование

1

Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь.

1ч.

-

-

-

-

2

Повторение изученного в

 1-4 классах.

2ч.

-

-

-

-

3

Текст.

23 ч.

4

Синтаксис и пунктуация. Культура речи.  + Текст. (15 ч.)

18 ч.

1

2

3

3

5

Лексика. Культура речи +  

Текст (1 ч.).

5 ч.

1

Контрольная работа

6

Фонетика. Графика. Культура речи.

8 ч.

1

1

7

Орфоэпия и орфография. Культура речи.

8 ч.

1

8

Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи.

8 ч.

1

9

Морфология. Орфография. Части речи. Культура речи.

Имя существительное и его употребление в речи.  + Текст (1ч.)

10 ч.

1

1

Глагол и его употребление в речи. + Текст (5)

26 ч.

1

2

1

4

Практическое усвоение основных значений падежей. + Текст (1 ч.)

13 ч.

1

2

Местоимение и его употребление в речи.

3 ч.

Имя прилагательное и его употребление в речи.

6 ч.

1

Зачёт.

Наречие и его употребление в речи.

4 ч.

1

Повторение изученного за год.

5 ч.

1

3

всего

140 ч.

5

5

5

18

По четвертям:

Виды контроля

В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Тесты

18

3

3

5

7

Контр. диктанты

5

1

1

1

2

Сочинения

5

2

-

1

2

Изложения

5

2

1

2

-


Контрольные работы

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Диктанты.

1

24

Контрольный диктант по теме

"Главные и второстепенные члены предложения".

1

12.10

2

50

Контрольный диктант по теме

«Фонетика».

1

06.12

3

66

Контрольный диктант по теме

«Орфоэпия и орфография».

1

17.01

4

107

Контрольный диктант по теме

«Глагол».

1

04.04

5

137

Итоговый контрольный диктант.

1

30.05

Контрольные работы

1

41

Контрольная работа по теме «Лексика».

1

21.11

2

131

Зачёт по теме « Имя прилагательное».

1

21.05

Сочинения.

1

9

№1 Сочинение-описание картины И.И.Левитана

 «Золотая осень»

1

16.09

2

29

30

№2 Сочинение-описание картины А.А.Пластова

 «Первый снег»

2

21.10

24.10

3

91

92

№3 Сочинение по картине  художника Ф.П.Решетникова  «Опять двойка».

2

29.02

02.03

4

105

106

№4  Сочинение-описание по репродукции картины  А.К.Саврасова  «Грачи прилетели».

2

02.04

03.04

5

114

№5 Устное сочинение-описание интерьера.

1

17.04

Изложения.

1

16

№1 Изложение. (упр. 122.)

1

28.09

2

27

№2   Изложение. (упр. 151)

1

18.10

3

35

№3 Изложение. «Догадливая белка»

(упр. 165)

1

09.11

4

77

№4  Изложение (сборник изложений)

1

06.02

5

101

№ 5 Изложение. (упр.549)

1

19.03


РАЗДЕЛ V. Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

  В результате  изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  1. основные единицы языка и их признаки;
  2. смысл понятий: речь устная и письменная, диалог и монолог, ситуация речевого общения, стили языка, текст;
  3. основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
  4. основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка.

К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. опознавать основные единицы языка,определять их особенности;
  2. различать разговорную речь,стили речи;
  3. определять тему,основную мысль текста,его структуру и языковые особенности;
  4. выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов и словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
  5. соблюдать орфоэпические, лексические, стилистические,правописные нормы русского литературного языка, нормы русского речевого этикета;
  6. разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения – синтаксически;
  7. составлять простые и сложные предложения;
  8. разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
  9. пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
  10. соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного.

ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

  1. ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.

              аудирование и чтение

  1. понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе;
  2. читать тексты разных стилей и жанров, использовать разные виды чтения.

               говорение и письмо

  1. пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
  2. создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
  3. вести диалог на бытовые , учебные, социокультурные темы, диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
  4. осуществлять основные виды информационной переработки текста (план,конспект);
  5. переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы.

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания роли русского языка в жизни человека и общества, роли русского языка как национального языка русского языка ,как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения
  2. приобщения к русской и мировой культуре
  3. получения знаний по другим учебным предметам
  4. развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности
  5. официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах, социальной адаптации

РАЗДЕЛ VI Учебно-методические обеспечение.

Учебник:

Л.З. Шакирова, Л.Д.Умарова.

«Русский язык», 5 класс

Казань, изд. «Магариф», 2005 г.

Для учителя:

1.  Л.З. Шакирова,

«Русский язык в 5 классе»

Казань, изд. «Магариф», 2008 г.

  2. Шакирова Л.З., Сабаткоев Р.Б.

   “Методика преподавания русского языка.”

    С.-Петербург:филиал изд-ва   “Просвещение” (Казань,Магариф), 2003

3.  Г.А.Богданова

 «Уроки русского языка в 5 классе»

Москва, «ГенжерВАКО», 2006 г.

4. М.К.Бакеева

«Преподавание русского языка в нерусских общеобразовательных учреждениях»

Казань, изд. «Раннур», 2000 г.

5. Книги «Подготовка к ГИА»

 Для учащихся дополнительно:

1. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян.

«Русский язык. 5 класс.»

Москва, «Просвещение», 2008 г.
2. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова

«Русский язык» справочные материалы

Москва, «Просвещение», 1987 г.

3. Л.З. Шакирова.

“Русская речь. 5 класс.”

Казань, изд. «Магариф», 2005 г. 

Электронные средства обучения

1. «Фраза»

2. Дидактические и раздаточные материалы по русскому языку.

3.  Репетитор по русскому языку.

Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:

1. Сборники диктантов для 5–7 классов.

2. Тексты изложений.

3. Таблицы, схемы.

4. Сборник тестов для 7 класса.

         5. Справочники и словари.

         6. Книги по подготовке к ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка и рабочая программа. Русский язык. 5 класс

Рабочая программа по русскомй языку по учебнику М.М. Разумовской с элементами углубления....

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....

Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...

пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах

Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе...

Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...