пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Пояснительная записка по русскому языку в 8,9 классах в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_russkomu_yazyku_89_kl.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

              Данная программа  предусмотрена для обучающихся ГКОУ СО  «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».

             В коррекционной (специальной) школе для учащихся с ОВЗ программа по русскому языку  учитывает особенности познавательной деятельности детей.   Обучение  направлено на разностороннее развитие личности учащихся, носит элементарно-практический характер,  способствует их умственному развитию, социальной адаптации и интеграции в жизнь.

            Согласно Учебному плану 2014 – 2015 учебного года на изучение русского языка отводится следующее количество часов:

Период

Количество часов

8 класс

9 класс

Неделя

4ч.

3ч.

1 четверть

32ч.

24ч.

2 четверть

30ч.

23ч.

3 четверть

38ч.

30ч.

4 четверть

30ч.

24ч.

Год

130ч.

101ч.

            Продолжительность занятия 40 минут.  Курс имеет оценочную (5-балльную) систему прохождения материала.

            Рабочая программа составлена на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида для 5-9 классов под редакцией В. В. Воронковой. 

Содержательный минимум образования

в 8, 9 классе

           Звуки и буквы.  Овладение учащимися правописанием значимых частей слова и различных частей речи.

           Слово. Формирование навыков правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне  слова и приставке). 

           Части речи.  Формирование навыков грамотного письма. Выработка практических навыков  устной и письменной речи – обогащение и активизация словаря.

           Предложение.  Формирование у школьников навыков построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения; закрепление орфографических и пунктуационных навыков.

          Связная речь.  Формирование навыков связной письменной речи, а именно, развитие фонематического слуха и правильного произношения, обогащение и уточнение словаря.  Формирование умений и навыков работы с деформированным текстом, с изложением и сочинением, а также навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении заявления, расписки и др.).

           Цель обучения:  развитие речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности обучающихся для дальнейшей  их интеграции  в общество.

            Цель обучения реализуется через составляющие качества образования  (предметно – информационную, коммуникативно – деятельностную,  ценностно – ориентационную).

СОСТАВЛЯЮЩИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

1.Предметно - информационная:

-обобщение знаний учащихся о частях речи, их значение; главных и второстепенных членах предложения;  

-систематизация знаний о наиболее распространённых правилах правописания слов;

-коррекция умений правописания значимых частей слова и различных частей речи;

-актуализация умений и навыков правильного произношения;

-формирование умений и навыков работы с деформированным текстом;

-систематизация умений и  навыков построения простого и сложного предложения.

-формирование умений правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2.Деятельностно - коммуникативная: 

- развитие коммуникативно - деятельностных качеств (умение вести монолог, диалог);

-коррекция словесно-логического мышления (умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, обобщать);

- формирование умений и навыков владения звукобуквенным анализом;

- развитие навыков связной устной и письменной речи;

-коррекция высших психических функций учащихся.

3.Ценностно - ориентационная:

-формирование осознанного понимания роли  русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-формирование эмоциональной отзывчивости;

-воспитание нравственно-эстетических, этических качеств личности;

-воспитание гуманного отношения к человеческой личности;

-развитие способности осознавать своё место, роль и предназначение в жизни.

-формирование осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

-воспитание нравственно-патриотических и гражданских  качеств личности.

Специальной задачей обучения  является коррекция речи и мышления обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Компетенции:

  1. Предметные

1.1. Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения практических задач:

-овладение учащимися основными видами речевой деятельности: аудированием (слушанием), чтением, говорением, письмом и основами культуры устной и письменной речи;

- формирование умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся;

- овладение учениками различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета, в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- совершенствование умений и навыков создания текстов различного характера в соответствии с основными требованиями программы.

1.2.Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции реализуются в процессе решения познавательных и практических задач: 

- освоение учащимися знаний о языке как знаковой системе и  общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;    

-овладение учащимися основными нормами русского литературного языка;

- обогащение лексического запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование у учащихся способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;

- обучение учащихся умению пользоваться орфографическим словарем.

1.3.Культуроведческая компетенция:

- осознание учащимися языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка;

- владение нормами русского речевого этикета, культурой  общения.

2.Общепредметные:

-воспитание учащихся средствами данной учебной дисциплины;

-развитие и коррекция высших психических функций;

-обучение умению самостоятельно использовать язык  как средство общения;

-формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и общения;

-повышение уровня культуры коммуникации при взаимодействии с окружающими;

-формирование умения самостоятельно получать и передавать информацию.

3. Ключевые

3.1. Деятельностно-коммуникативные способность ученика  выполнять устную и письменную коммуникацию с целью быть понятным, умение сотрудничать, работать в группе, идти на компромисс. 

3.2. Социальные – способность, готовность  ученика брать на себя ответственность, быть активным в принятии решения и урегулировании конфликтов.

     А) Социально-трудовая:

-продуктивно сотрудничать;

-действовать в социуме;

-осознание себя и своего места в обществе.

Б) Культура личностного самосовершенствования: 

- способность к ценностно-смысловой ориентации;

- способность к рефлексии (самопознание, оценка, контроль, эмоциональная регуляция, развитие).

В) Ценностно-смысловая:

-понимать и воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль;

-способность принимать человека как высшую ценность;

- способность к освоению механизмов самоопределения в разных ситуациях учебной и иных видов деятельности;

-целевая и смысловая установка своим поступкам и действиям;

-принимать решение.

           3.3.Информационно-методологические:

А) Учебно-управленческая: умение внимательно слушать и воспринимать информацию.

В) Учебно-логическая: критически относиться  к развитию общества, занимать сторону в дискуссиях, умение высказывать свою точку зрения.

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Социально-правовая (человек и общество, человек- человек):

-демократический стиль общения учителя с учащимся;

-развитие чувства ответственности за сохранение духовного, культурного потенциала России и региона;

-развитие чувства ответственности за сохранение книг;

-воспитание чувства гордости за родной язык, культуру речи;

- воспитание чувства патриотизма за Родину и др.;

3. Информационно-методологическая (человек и информация): знания на уроке, словарная работа и др.

4. Экологическая (человек и природа).

5. Культура здоровья (человек и здоровье):

А)Валеологический подход (физический и психический уровень):

-Благоприятный климат в кабинете (требования СанПиН).

-Физическое состояние учащихся (здоровье).

-Доброжелательная психологическая обстановка, которая во многом зависит от демократического стиля общения педагога с учащимися и реализации принципов гуманизации.

Б) Пропаганда ЗОЖ.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

8 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

-части речи, использовать их в речи;

-наиболее распространенные правила правописания слов.

 Учащиеся должны уметь:

-писать текст под диктовку, применять правила проверки написания слов;

-разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

-различать части речи;

-строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

-писать изложение;

-оформлять деловые бумаги;

-пользоваться словарем;

-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную мысль);

-читать тексты разных стилей и жанров;

-извлекать информацию из различных источников, включая СМИ; пользоваться словарями, справочной литературой;

-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);

-создавать тексты различных стилей и жанров (реферат, письмо, расписку, заявление);

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

-адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-соблюдать в практике речевого общения основные, элементарные, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-соблюдать нормы русского речевого этикета.

9 КЛАСС

   Учащиеся должны знать:

- части речи, использовать их в речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;       

 -разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;                                                                                                                                    - различать части речи;                                                                                                             - строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;                                                                     - писать изложение,  сочинение;                                                                                                 - оформлять деловые бумаги;                                                                                                            - пользоваться школьным орфографическим словарем;

-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему, основную мысль);

-читать тексты разных стилей и жанров;

-извлекать информацию из различных источников, включая СМИ;

-воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение);

-создавать тексты различных стилей и жанров (реферат, письмо, расписку, заявление);

-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

-соблюдать в практике речевого общения основные, элементарные, произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

-соблюдать нормы русского речевого этикета.

              Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

-увеличения словарного запаса;

-использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.  

 

       

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА

РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТА

Технологии обучения

  1. Современное традиционное обучение (классно –урочное, лекции, зачёты).
  2. Дифференцированное обучение.
  3. Педагогика сотрудничества.
  4. Проблемное обучение.
  5. Личностно – ориентированное обучение.
  6. Игровое обучение.

Принципы обучения

  1. Общепедагогические:

Принципы гуманизации:

-принцип индивидуализации – построение содержания и выбор методов обучения и воспитания, которые являются адекватными возрастным и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям всех учащихся;

-принцип персонификации – отказ от ролевых «масок».  Адекватное включение элементов личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий), высказывание своей точки зрения и принятие чужой;

-принцип проблематизации – актуализация и стимулирование тенденции ученика к личностному росту. Создание условий для совершенствования ребёнком нравственных поступков для самостоятельной постановки и разрешение учащимися познавательных проблем и задач;

-принцип диалогизации – личностно-равноправные позиции педагога и учащегося (позиция сотрудничающих людей).

Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.

2. Специальные принципы изучения русского языка:

Общеметодические принципы:

-экстралингвистический;

-функциональный;

-структурно – семантический;

-межуровневых и внутриуровневых связей;

-нормативно – стилистический;

-исторический.

В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы:

 Принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. 

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.       

Виды и формы контроля

Виды:

  1. Вводный
  2. Тематический
  3. Рубежный
  4. Итоговый

Формы:

1.Зачёт.

2.Контрольная работа. Проверочная работа. Самостоятельная работа.

3.Тест.

4.Кроссворд.

5.Сочинение.

6.Изложение.

7.Сообщение.

8. Деловое письмо.

   ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

       Программа: 

Программа по русскому языку для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 8 вида под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Владос , 2011. – С. 223.

      Учебники:

1. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык 8 класс. – М.: Просвещение, 2010. –  С. 263.

2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык  9 класс. – М.: Просвещение, 2006. –  С. 263.

Методические пособия:

      1.Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной      (коррекционной) школе – М.: Владос, 1999. - С. 198.

  1. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2002. - С. 115.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006. - С. 122.
  3. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 2006. С. 178.
  4. Зикеев А.Г. Работа над лексикой в начальных классах специальных (коррекционных) школ. – М.: Академия. – 2002. - С. 101.
  5. Комарова С.В. Формирование речевой коммуникации учащихся   специальных (коррекционных) школ VIII вида на уроках развития речи. – М.: Просвещение, 2005. - С. 98.
  6. Комарова С.В. К вопросу о коммуникативном подходе в развитии речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью //Коррекционная педагогика. – 2005. – № 1.
  7. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004. - С. 118.
  8.  Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. – М.: Владос, 2003. – С. 150.

Дополнительная литература

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка. – М.: Просвещение, 2002. – С.89.
  2. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка // Начальная школа. 2005. - №10.
  3. Пилипчук Л.В. К урокам письма // Начальная школа. 2005. - №10.
  4. Рудакова В.П. Работа над ошибками – важное звено в системе обучения русскому языку // Начальная школа. 2006. - №6.
  5. Тяжелова М. Г. Приёмы личной заинтересованности школьников в изучении русского языка // Начальная школа. 2007. - №11.
  6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Практическое пособие по развитию речи. – М: Просвещение, 2007. – С. 175.
  7.  Якубовская Э.В.,  Аксенова А.К. Дидактические игры на уроках русского языка  вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2005. – С. 127.

Нормативно-правовые  документы:

  1.  Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г.  № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ».  
  2. Закон Свердловской области  от 15. 07. 2013 г.  № 78 –ОЗ  «Об образовании в Свердловской области».  
  3. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании). (Принят государственной Думой 16.10.2012г. № 273).
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.13. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  5. Устав государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат»,  2011г.
  6. Учебный план ОУ.
  7. Годовой учебный календарный график.
  8.  Расписание уроков.

ОБОРУДОВАНИЕ

1.Дидактический материал:

-таблицы и плакаты по основным разделам грамматики;                                          - карточки с грамматическими заданиями;                                                                       -карточки со словарными словами;                                                                                     -карточки с алгоритмами правил;                                                                                            -карточки для обратной связи;                                                                                                 -раздаточные тексты для контрольного списывания;                                                                  -карточки с индивидуальными заданиями по работе над фонемами;                                    -раздаточный материал для работы над связной речью;                                                    -карты-схемы  работы над текстом;                                                                                      -карточки для логопедической зарядки;                                                                                -карточки с кроссвордами;                                                                                                    - коррекционные упражнения;                                                                                               - задания и упражнения на развитие высших психических функций;                               - упражнения на здоровьесбережение;                                                                                 -задания и упражнения на развитие артикуляционного аппарата;                                     -занимательный материал по орфографии и синтаксису;                                                        -электронные носители с уроками русского языка;                                                              -репродукции с картин русских художников;                                                                                -сюжетные картины;                                                                                          

-иллюстрации;                                                                                                                         - фонограммы музыкальных произведений для творческих работ;                                        

- персональный компьютер, интерактивная доска, медиатека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса.

Пояснительная записка по русскому языку для 5 класса (татарских школ) состоит из 6 разделов....

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ.. школы).

Пояснительная записка по русскому языку для 7 класса татарских школ. Состоит из 6 частей....

Пояснительная записка по русскому языку для 11 класса. По учебнику Н.А.Андрамоновой.

Рабочая программа по русскому языку для 11класса составлена на основании следующих документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта для школ с родным (нерусским) языком обучени...

КТП для 2-3 кл. Пояснительная записка ФГОС английский язык

Календарно-тематическое планирование 2-3 кл. ФГОС Английский язык...

Пояснительная записка по русскому языку в 5 классе

Данная рабочая программа предназначена для учителей, работающих по ФГОС (учебник Т.А. Ладыженской)...

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5-м классе по учебнику М.М.Разумовской, В.И.Капинос и др.

Пояснительная записка к программе по русскому языку в 5 классе по учебнику  М.М.Разумовской, В.А.Капинос и др....