Пробный экзамен по русскому языку в форме ГИА
тест по русскому языку (9 класс) по теме

 

Вариант 5

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите,  что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения—не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

 

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.

 

(1)          «Вижу дым!» (2) Между прочим, эти тревожные слова долетают на Землю  с каждого космического корабля, потому что космонавты  часто видят  на зеленом бархате леса, страшные черные пятна дыма : горит тайга Сибири и Дальнего Востока, пылают джунгли Африки, сельва Южной Америки…(3) То, что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, на самом деле—ад кромешный: ревет, бушует смертоносная стихия, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы, гибнет все живое.

(4) По сигналу тревоги в тайгу, к месту бедствия, едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, вооруженные топорами и лопатами; на помощь мчатся транспортёры  с солдатами; летят вертолеты и самолеты с пожарниками—десантниками , с бригадами МЧС. (5) Летучие пожарные команды обрушивают сверху на огонь из громадных  самолетных баков потоки воды, огнетушительную пену. (6) Затем, приземлившись, сбросив с себя парашюты, пожарники—десантники принимаются…закладывать в грунт взрывчатку. (7) Грохот, пламя, летят комья земли, кругом щепки от деревьев… (8) Казалось бы, к чему все это? (9) Без того лес гибнет! (10) Но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы. (11) Теперь ясно: взрывы- то эти полезные, противопожарные. (12) И в самом деле, доберется огонь до развороченной земли и остановится, так как дальше ему хода нет!

(13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мертвая гарь и что еще не скоро зазеленеют на пожарище первые деревца.

(15) А кто виноват? (16) Из-за кого беда? (17) Виноваты в пожарах прежде всего люди, прибывающие в некогда дикие, непролазные чащи. (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непотушенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от сварки или от порвавшихся проводов. (20) Да мало ли что ещё…

(21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины—мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

(По Р. Кошурниковой)

 

 

Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7  даны 4 варианта ответа, из которых только  один правильный. Ответы на задания А1—А7  обведите кружком.

 

А1.          Какая мысль не отражена  в прочитанном тексте?

1)            Беспечность человека—главная причина гибели лесов.

2)            Судьба рек во многом зависит от леса: они мелеют и пересыхают, если гибнет лес.

3)            На месте пожара в лесу на много-много лет остается мертвая гарь.

4)            Космонавты часто видят из космоса страшные черные пятна дыма на нашей планете.

 

А2.          Какая общая мысль объединяет прочитанный текст и прослушанный тексты?

1)            Лес—национальное богатство, его надо беречь прежде всего от огня.

2)            Наша страна богата лесами разных видов.

3)            Лес дарит человеку не только материальные блага, но  и свою красоту.

4)            Лес—источник самого целебного воздуха.

                А3.        Какая мысль выражена в первом абзаце текста (предложения 1 -3)?

1)            Существуют специальные космические корабли для проведения наблюдений за очагами возгораний на Земле.

2)            Наша планета окутана дымом пожаров.

3)            Чаще всего пожары возникают в Сибири и на Дальнем Востоке.

4)            Лесные пожары значительно трудней ликвидировать в засушливую погоду.

А4.           В  каком значении употреблено слово гарь в предложении 14?

1)            Мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.

2)            Выгоревшее или выжженное место в лесу.

3)            Лес, поваленный бурей.

4)            Место, заросшее бурьяном.

А5.                В каком варианте ответа содержание второго предложения является следствием того, о чем говорится в первом?

1)            (9) Без того лес гибнет! (10) но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы.

2)            (13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много—много лет останется мертвая гарь.

3)            (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непогашенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от электросварки или от  порвавшихся проводов.

4)            (21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные.

А6.            Выберите верное продолжение ответа: почему последний абзац текста начинается словами «беспечность человека—вот главная причина беды»?

В последнем абзаце текста автор…

1)            Подчеркивает, что причиной многих экологических бед на планете являются зияющие дыры.

2)            Отвечает на вопрос, который был задан ему в интервью.

3)            Высказывает свои сомнения в том, что можно сохранить жизнь на нашей планете.

4)            Подводя итог своим размышлениям, формулирует основную мысль, подчеркивая тем самым серьезность поднятой проблемы.

А7.          Укажите предложение, в котором использована метафора.

1)            2

2)            4

3)            6

4)            17

 

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Какое слово из предложений 15-24 имеет значение «открытый, обнаженный»? напишите это слово.

Ответ:__________________________________________

В2. Из предложений 21-24 выпишите все однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ:_________________________________________

В3. Из предложений 13-19 выпишите слова, в которых правописаниеприставки зависит от ее значения.

Ответ:_________________________________________

В4. Из предложений 18-23 выпишите причастие, в котором правописание НН объясняется тем, что оно имеет зависимое слово.

Ответ:_________________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. 

Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Между прочим, (1) эти тревожные слова долетают на Землю с каждого космического корабля, (2) потому что космонавты очень часто видят внизу, (3) на зеленом бархате леса, (4) страшные пятна дыма: горит тайга Сибири и Дальнего Востока, (5) пылают джунгли Африки, (6) сельва Южной Америки… То, (7) что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, (8) на самом деле - ад кромешный…По сигналу тревоги в тайгу, (9) к месту бедствия, (10) едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, (11) вооруженные лопатами и топорами…

Ответ:________________________________________

В6. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все тире. Выпишите цифру, обозначающую тире между частями сложносочиненного предложения.

                То, что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, на самом деле--(1) ад кромешный: ревет, бушует  огненная стихия, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы.

Но вот отгремели взрывы—(2) и через тайгу пролегли широкие канавы.

Потушили пожар—(3) это хорошо.

Беспечность человека—(4) вот главная причина беды.

Ведь мы не просто касаемся паутины—(5) мы оставляем в ней зияющие дыры.

Ответ:___________________________________

В7. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.

Виноваты прежде всего люди, (1) прибывающие в некогда дикие, (2) непролазные чащи. Тут и геологи, (3) и дорожники, (4) и электрики, (5) и строители, (6) и лесорубы, (7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей, (8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок, (9) небрежно брошенная спичка, (10) тлеющий костер, (11) искра от электросварки, (12) или от порвавшихся проводов.

Ответ:_______________________________________

В8. Замените словосочетание беспечность человека (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________________

В9. Выпишите грамматические основы предложения 13.

Ответ:_______________________________________

В10. Среди предложений 1-10 найдите предложения снеоднородными определениями. Напишите номер этого предложения.

Ответ:________________________________________

В11. Среди предложений 4-12 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 22.

Ответ:_______________________________________

В13. Среди предложений 5-13 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ:______________________________________

В14. Среди предложений 11-19 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_____________________________________

 

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1. или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1. или С2.2.

С2.1. Как известно, в современном интернет—общении активно высказывается мысль о том, что при письменном общении знаки препинания  можно не использовать, так как это не мешает взаимопониманию. Кроме того, употребление пунктуационных знаков требует дополнительных усилий при использовании клавиатуры, что замедляет процесс письма. Как вы относитесь к этой точке зрения? Выскажите свое мнение по этой проблеме в сочинении—рассуждении «нужно ли использовать знаки препинания в интернет—общении?»

                Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте еще раз текст Р. Кошурниковой. В своем сочинении приведите два  примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

С2.2. Напишите сочинение—рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «беспечность человека—вот главная причина экологических потрясений».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_5.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 5

Часть 1


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.


С1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите,  что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения—не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2


Прочитайте текст и выполните задания А1-А7.


  1. «Вижу дым!» (2) Между прочим, эти тревожные слова долетают на Землю  с каждого космического корабля, потому что космонавты  часто видят  на зеленом бархате леса, страшные черные пятна дыма : горит тайга Сибири и Дальнего Востока, пылают джунгли Африки, сельва Южной Америки…(3) То, что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, на самом деле—ад кромешный: ревет, бушует смертоносная стихия, падают столетние деревья, обезумев от страха, мечутся в дыму звери и птицы, гибнет все живое.

(4) По сигналу тревоги в тайгу, к месту бедствия, едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, вооруженные топорами и лопатами; на помощь мчатся транспортёры  с солдатами; летят вертолеты и самолеты с пожарниками—десантниками , с бригадами МЧС. (5) Летучие пожарные команды обрушивают сверху на огонь из громадных  самолетных баков потоки воды, огнетушительную пену. (6) Затем, приземлившись, сбросив с себя парашюты, пожарники—десантники принимаются…закладывать в грунт взрывчатку. (7) Грохот, пламя, летят комья земли, кругом щепки от деревьев… (8) Казалось бы, к чему все это? (9) Без того лес гибнет! (10) Но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы. (11) Теперь ясно: взрывы- то эти полезные, противопожарные. (12) И в самом деле, доберется огонь до развороченной земли и остановится, так как дальше ему хода нет!

(13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много-много лет останется мертвая гарь и что еще не скоро зазеленеют на пожарище первые деревца.

(15) А кто виноват? (16) Из-за кого беда? (17) Виноваты в пожарах прежде всего люди, прибывающие в некогда дикие, непролазные чащи. (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непотушенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от сварки или от порвавшихся проводов. (20) Да мало ли что ещё…

(21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные. (23) Ведь мы не просто касаемся паутины—мы оставляем в ней зияющие дыры. (24) За растения и животных некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с нами населяют нашу прекрасную планету…

(По Р. Кошурниковой)


Задания А1—А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А7  даны 4 варианта ответа, из которых только  один правильный. Ответы на задания А1—А7  обведите кружком.


А1.             Какая мысль не отражена  в прочитанном тексте?

  1. Беспечность человека—главная причина гибели лесов.
  2. Судьба рек во многом зависит от леса: они мелеют и пересыхают, если гибнет лес.
  3. На месте пожара в лесу на много-много лет остается мертвая гарь.
  4. Космонавты часто видят из космоса страшные черные пятна дыма на нашей планете.

А2.                Какая общая мысль объединяет прочитанный текст и прослушанный тексты?

  1. Лес—национальное богатство, его надо беречь прежде всего от огня.
  2. Наша страна богата лесами разных видов.
  3. Лес дарит человеку не только материальные блага, но  и свою красоту.
  4. Лес—источник самого целебного воздуха.

        А3.        Какая мысль выражена в первом абзаце текста (предложения 1 -3)?

  1. Существуют специальные космические корабли для проведения наблюдений за очагами возгораний на Земле.
  2. Наша планета окутана дымом пожаров.
  3. Чаще всего пожары возникают в Сибири и на Дальнем Востоке.
  4. Лесные пожары значительно трудней ликвидировать в засушливую погоду.

А4.           В  каком значении употреблено слово гарь в предложении 14?

  1. Мелкие, сыпучие остатки от сгорания каменного угля.
  2. Выгоревшее или выжженное место в лесу.
  3. Лес, поваленный бурей.
  4. Место, заросшее бурьяном.

А5.                    В каком варианте ответа содержание второго предложения является следствием того, о чем говорится в первом?

  1. (9) Без того лес гибнет! (10) но вот отгремели взрывы—и через тайгу пролегли широкие канавы.
  2. (13) Потушили пожар—это хорошо. (14) Плохо только, что теперь здесь на много—много лет останется мертвая гарь.
  3. (18) Тут и геологи, и дорожники, и электрики, и строители, и лесорубы, да и просто вездесущие туристы. (19) А где много людей, там обязательно обнаружится непогашенный окурок, небрежно брошенная спичка, тлеющий костер, искра от электросварки или от  порвавшихся проводов.
  4. (21) Беспечность человека—вот главная причина беды. (22) А наш мир так же сложен и уязвим, как паутина: стоит коснуться одной паутинки, как непременно дрогнут все остальные.

А6.            Выберите верное продолжение ответа: почему последний абзац текста начинается словами «беспечность человека—вот главная причина беды»?

В последнем абзаце текста автор…

  1. Подчеркивает, что причиной многих экологических бед на планете являются зияющие дыры.
  2. Отвечает на вопрос, который был задан ему в интервью.
  3. Высказывает свои сомнения в том, что можно сохранить жизнь на нашей планете.
  4. Подводя итог своим размышлениям, формулирует основную мысль, подчеркивая тем самым серьезность поднятой проблемы.

А7.          Укажите предложение, в котором использована метафора.

  1. 2
  2. 4
  3. 6
  4. 17

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1-В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.


В1. Какое слово из предложений 15-24 имеет значение «открытый, обнаженный»? напишите это слово.

Ответ:__________________________________________

В2. Из предложений 21-24 выпишите все однокоренные слова с чередующейся безударной гласной в корне.

Ответ:_________________________________________

В3. Из предложений 13-19 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от ее значения.

Ответ:_________________________________________

В4. Из предложений 18-23 выпишите причастие, в котором правописание НН объясняется тем, что оно имеет зависимое слово.

Ответ:_________________________________________

В5. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые.  ВвввввывыВыпишите

Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве. 

Между прочим, (1) эти тревожные слова долетают на Землю с каждого космического корабля, (2) потому что космонавты очень часто видят внизу, (3) на зеленом бархате леса, (4) страшные пятна дыма: горит тайга Сибири и Дальнего Востока, (5) пылают джунгли Африки, (6) сельва Южной Америки… То, (7) что на космической фотографии выглядит невинными черными пятнами, (8) на самом деле - ад кромешный…По сигналу тревоги в тайгу, (9) к месту бедствия, (10) едут грузовики с добровольцами из ближайших поселков и деревень, (11) вооруженные лопатами и топорами…

Ответ:________________________________________

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Пробный экзамен по русскому языку в форме ГИА

Вариант 11Часть 1При выполнении заданий этой части  в банке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте  знак «Х» в клеточку, номер которой  соответствует...

Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ОГЭ. Тренировочные задания.

Данный материал будет полезен учителям , работающим в 9 классах, так как девятиклассникам тоже предстоит сдавать итоговую аттестацию в новой форме. Предлагаемые мной варианты помогут выработать навыки...

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ.

Урок- подготовка к обязательным государственным экзаменам по русскому языку в форме ОГЭ с применением материалов регионального компонента...

Пробный экзамен по русскому языку в 8 классе

Пробный экзамен по русскому языку в 8 классе...

Программа по русскому языку в 9 классе «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме»

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена по русскому языку в новой форме (ГИА...

Участие в пробных экзаменах по русскому языку обучающихся 9-х классов

Участие в пробных экзаменах по русскому языку обучающихся 9-х классов...