Проект на уроке русского языка "Имена нашего класса"
творческая работа учащихся по русскому языку (5 класс) по теме

О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека, знали ещё наши предки. Каково значение твоего имени, почему тебя так назвали, каков смысл вложен в твоё имя –  эти вопросы были поставлены в начале работы над проектом. В ходе исследования дети узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_imena_nashego_klassa.doc99 КБ
Office presentation icon imena_nashego_klassa.ppt401 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа на уроке русского языка

Панова Галина Александровна, Куксенок Галина, Остахий Вероника.

Руководитель: Панова Г.А.

Тема: «Что в имени тебе моем?...»

Образовательное учреждение: МОУ «Кривошеинская СОШ», с.Кривошеино, Томская область

Используемые медиаресурсы: текстовый редактор WORD, мастер создания презентаций Power Point.

Имена выражают природу вещей.

                                                        П.А.Флоренский.

Тип проекта – творческий, информационный.

Краткосрочный.

                                                                

        Актуальность. О том, что существует связь между именем, характером и судьбой человека, знали ещё наши предки. Каково значение твоего имени, почему тебя так назвали, каков смысл вложен в твоё имя –  эти вопросы были поставлены в начале работы над проектом. В ходе исследования дети узнавали историю своего рода, потому как многие носят имена своих бабушек, дедушек, дядей и теть. Было проведено анкетирование, в ходе которого выявились такие результаты. 80% детей не знают историю своего имени, а 20% знают поверхностно. Как и почему назвали так их, они не знают. Вот и актуальной оказалась тема, выдвинутая для учителей  в работе с детьми. Пятиклассники глубже узнали историю своей семьи. Ведь мы мало говорим о семейных ценностях, не формируем их.

        В 70 годы 20 столетия были проведены такие исследования: какие имена носят на территории РСФСР. 26% женского населения носило три имени: Александра, Анна, Мария. 18% приходится ещё на 15 имен: Анастасия, Антонина, Валентина, Вера, Галина, Евдокия, Елена, Екатерина, Зинаида, Клавдия, Лидия, Надежда, Нина, Ольга, Татьяна. То есть 70% женского населения РСФСР имеют в обиходе всего 18 имен. Сегодня положение изменилось. Активно образуются новые имена. Почему это происходит? Какое чувство вкладывают родители, когда совершают таинство – находят имя для своего ребёнка? Какие тайны кроются в имени человека? Так мы формулируем тему исследования: «Что в имени тебе моём?...» Она актуальна, п.ч. мы мало говорим о семейных ценностях, не формируем понятия рода, родовой памяти. Часто дети не могут сказать, отчества родителей, назвать место их работы. Это приводит к тому, что ребёнок вырастает бездуховной личностью. Многие вырастают «Иванами, не помнящими своего родства».

Мы провели анкету среди обучающихся нашей школы

Вопросы

ДА

НЕТ

Знаешь ли ты историю своего имени?

20

30

Почему тебя так назвали?

10

40

Знаешь ли ты фамилии великих людей с таким именем?

25

25

По результатам анкетирования понимаем, что возникает цель: создание условий для сохранения родовой памяти. Предметом исследования стали: личная жизнь, жизнь семьи, история имени.

Мы выдвигаем гипотезу: если современный человек будет знать историю своего имени, он будет лучше знать историю своего рода, своей семьи, будет чтить традиции семьи.

Цель нашего исследования: познакомить с историей возникновения  имен.

Мы поставили такие задачи:

  1. познакомиться историей и традициями семьи;
  2. подготовить материалы для классного часа;
  3. взаимодействовать с родителями, библиотекой.

Объект исследования: энциклопедии, книги, газеты, календари, встречи с бабушками.

Методы исследования: анкетирование, беседы с родителями, работа с литературой, написание статьи.

Была создана группа разработчиков проекта.

  1. Полина, Игорь– работа со словарями.
  2. Игорь, Сергей – данные из Интернета.
  3. Галя, Валя – рисунки, фото.
  4. Ксения отвечает за техническую часть проекта.
  5. Остальные дети – беседуют с родителями, родственниками.

№ п\п

Мероприятия

Сроки

1.

Обмен мнениями о ходе работы

1 октября.

2

Рассказ об истории своего имени. Что сделали. Рекомендации по оформлению собранной информации.

20 октября

3.

Представление работы в письменном виде.

27 октября

4

Оформление классного уголка по теме «История наших имён»

1 ноября

5.

Классный час «Что в имени тебе моём?..»

10 ноября

6.

Публичный отчёт. Презентация хода и представление работ.

15 ноября

7.

Составление коллективной статьи в местную районную газету и школьную.

20 ноября

8.

Выступление на родительском собрании.

1 декабря

Как мы изменились в ходе работы над проектом?. Безусловно, что изменились в лучшую сторону. Теперь мы все знаем свои истории имён, познакомились с историей своей семьи, рода. Стали ближе с родными, прониклись к ним чувством уважения, благодарности, гордости за своих прабабушек.

В ходе устного выступления учились держаться перед аудиторией, получали навыки презентации своих исследований, учились делать презентацию, научились работать в архиве,  вести беседу. В ходе оформления работы учу детей быть аккуратными, правильно размещать фотографию, работать с карандашом в оформлении работы, выделяю оригинально оформленные. Ребята поняли, что есть общие требования в оформлении работ, что надо соблюдать эстетику оформления, быть грамотным при письме.

Большую пользу получили ребята в индивидуальных консультациях. Учу детей умению слушать, давать оценку, а если критиковать, то соблюдать такт.

Резюме. Данная работа представляет ценность в том, что проникнута идеей духовного родства, мыслью значимости человеческого «я» в семейном роде, в жизни нескольких поколений.

Считаю, что детьми главная мысль проекта раскрыта. Работа отличается последовательностью изложения, прослеживается связь членов рода.

В ходе выступлений было отмечено активное обсуждение точек соприкосновения из истории имени и того, что есть сегодня, в действительности. Статья в  районной газете была высоко отмечена главным редактором, а у родителей вызвала неподдельный интерес.

В ходе работы над проектом дети узнавали, что есть наука нумерология, что каждая буква имени соотносится с определенной цифрой; есть такая наука, как ономантия. Интересное открытие для пятиклассников заключалось в том, что у имени есть цвет, что имя должна давать мама, что имена делятся по временам года, что имя и отчество должны быть созвучны, т.е. музыкальность имени – такое есть понятие.

Ребята учились с пользой проводить время, работая в библиотеке, в архиве, познавая тайны семейного альбома.

В ходе работы на деле осуществлялась связь поколений.


Вероника.

Почему меня так назвали.

Наверное, не зря говорят, что все гениальное просто. Так получилось и в моем случае. Самое смешное заключается в том, что, когда  родители ожидали моего появления на свет, они думали, что я буду мальчиком. Мама смеялась, что у нее в животе растет профессиональный футболист. Настолько я была живой и подвижной уже тогда. Имя для малыша родители выбирали очень тщательно. Мама перечитала много литературы. В общем, решили, что когда родится малыш, то будет либо Владимир, в честь дедушки, либо Владислав.

И вот, в ночь с 19 на 20 мая 1997 года, во время сильнейшей грозы, на свет появилась «Я».  Мама рассказывала, что, когда ей сказали, что родилась девочка, она не знала, как реагировать, толь плакать, толи смеяться от счастья. Папа был на «седьмом небе». Он не мог дождаться того момента, когда можно будет забрать нас с мамой домой.

Родители  долго спорили, как меня назвать. Ведь имя для девочки они не выбирали. Мама хотела Елизавету, папа - Ольгу, бабушка - Вику, дедушка - Анну. Мама решила это за всех. Она собрала родственников и объявила, что меня будут звать ВЕРОНИКОЙ.

Стихотворение о моём имени.

автор   Махов Феликс Сергеевич

из книги «Азбука имён маленьких принцесс»

Вероника, Вероника! Летом ты как земляника!

И румянец на щеках, и улыбка на губах.

Но, когда уходит лето:

Земляничного нет цвета:

Ника сразу вдруг бледнеет

И тоску скрыть не умеет.

Почему? Легко понять:

Надо ранец собирать!

А наступит лишь зима, недугов у Ники – тьма!

Болеет много в детстве Вероника.

А по характеру – застенчива, робка.

И бледность Вероникиного лика

Типична для неё – не вырастет пока.

Сознание теряет от уколов,

Боится зубы у врачей лечить.

Из – за болезней пропускает школу,

Но  не привыкла в эти дни грустить:

По телефону будет говорить часами,

Но книгу в руки некогда ей взять,

И трудно Веронику убедить словами,

Что очень плохо – в детстве не читать.

 

В компании друзей она всегда желанна.

Язык подвешен. Любит танцевать.

Но чаще Веронику, как ни странно,

Среди мальчишек можно увидать.

Но есть у девочки большая страсть одна:

Чудесные браслеты делает она!

Работать с бисером умеет Ника классно:

Браслеты видел я. Ах, как они прекрасны!

Значение имени Вероника

Значение и происхождение имени: Вероника – в переводе с древнегреческого, означает «победоносная», «несущая победу».

Имя и характер: Обаятельная, живая девочка. Любит музыку, танцы, обожает выступать перед гостями. В школьном возрасте она пишет стихи, рисует, занимается спортом. Вероника не любит быть одна, она постоянный участник всех школьных, позже институтских мероприятий, вечеров, пользуется популярностью у друзей.

Вероника – человек легкий и непринужденный в общении, остроумна, может легко разрядить обстановку, если почувствует напряженность среди людей. Она любит быть в обществе, обожает лето, море, солнце.

Вероника – преданный друг, старается помочь всем, чем может, и с благодарностью принимает забору о себе. Она впечатлительная, мгновенно схватывает мысль собеседника. Вероника ценит и любит дорогие и красивые вещи, комфорт, но может и довольствоваться малым. Способна на мгновенные решения и необычные поступки, находит единственно правильный выход в трудной ситуации. Она сдержанна и скромна, хотя довольно рано становится взрослой.

        Профессиональных наибольших высот Вероника может достичь в живописи, на музыкальном и литературном поприще, в медицине, педагогике, в сфере дошкольного воспитания детей.

Астрологическая характеристика:

Планета покровитель: Меркурий.

Цвета имени: синий, сиреневый.

Наиболее благоприятные цвета: черный, фиолетовый.

Камень – талисман: черный благородный опал, турмалин.

Покровитель имени: тигр.

Основные черты: живость, непосредственность.

Уменьшительные формы: Ника, Вера, Веруня.

Растение – вероника.

Именины – 22 июля.

Оказывается, в звуковых вибрациях каждого имени таятся энергии различных планет. По своей звуковой вибрации Вероника принадлежит к планете Нептун  - таинственная, странная.

Имя в истории и искусстве:

1.Это имя можно встретить в Библии. Так звали женщину из Иерусалима, которая, согласно легенде, вытерла пот с лица Иисуса, когда он нес крест.

2. Это имя можно встретить в астрономии. На небесном небосводе можно найти созвездие Волосы  Вероники.         

3. В искусстве, свой след оставила русская поэтесса Вероника Михайловна Тушнова (1915 – 1965). Основная тема ее творчества – любовь. В 1945 году у Вероники Тушновой вышла «Первая книга».

Сто часов счастья,

Разве этого мало?

Я его, как песок золотой,

Намывала, собирала любовно, неутомимо,

по крупице, по капле, по искре, по блестке,

создавала его из тумана и дыма,

принимала в подарок от каждой звезды и березки.

Столько дней проводила

За счастьем в погоне на продрогшем перроне,

в гремящем вагоне,

в час отлета его настигала на аэродроме,

обнимала его, согревала в нетопленном доме.

Ворожила над ним, колдовала,

Случалось, бывало,

что из горького горя я счастье себе добывала.  

О чем говорят буквы в моем имени.

В

Религиозность, стремление к лучшему;

Е

Труд, свободолюбие, успех;

Р

Наука, величие, светлость ума;

О

Освобождение, свобода;

Н

Довольствие, настойчивость;

И

Мудрость, свободомыслие, почет;

К

Добродушие, справедливость, красота души;

А

Честолюбие, жадность, грубость.

Дома, мама называет меня Вероникой или Вероничкой. Младшая сестренка Никой. Одноклассники называют меня по – разному: кто Никой, кто Вероникой. Только я люблю, когда меня называют Вероничкой. Это звучит нежно и ласково, и похоже на мягкого, пушистого котенка греющегося на солнышке в летний день.


Галина.

Имя – это тайна человека, его охрана. Мы живём в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей «Одиссее» писал:

        Между живущих людей безымянных не бывает

        Вовсе; в минуту рожденья каждый, и низкий и знатный,

        Имя свое от родителей в сладостный дар получает…

Итак, имена, призванные называть, а не означать, могут быть чрезвычайно значимы. Знаменитое «хоть горшком назови, но в печку не ставь» не находит подтверждения  в мировой истории имяупотребления: японские художники-философы, например, согласно традиции, трижды в

жизни меняют имя, чтобы  лучше познать себя и мир через новое «я». И говорят, что новое миропонимание происходит.

        Выбор имени для родившегося ребенка – дело серьезное. Этим выбором в значительной степени определяется судьба ребенка и его небесный покровитель. При выборе имени особое значение имеет и время года, когда родился малыш. Лучше всего давать имя по святцам. Ведь с именем выбирают  и небесного покровителя. Имя закрепляет за человеком качества, выбранные носителем этого имени, т.е. намечается линия судьбы.        Почему же меня назвали Галиной? Я об этом спросила у папы. И вот что он мне рассказал: «Мы не знали с мамой, кто у нас будет: девочка или мальчик. Но твоя бабушка, по маминой линии мама, сказала: «Назовите, если у вас родится девочка, Галей. Пусть она будет такая же умная и красивая, как моя сватья». И когда ты родилась, выбор был сделан. В нашем роду появилась вторая Галина». Окружающие говорят, что мы с бабой очень похожи: не только внешне, но и отношением к жизни. Я такая же старательная, аккуратистка, люблю порядок, ответственная.

        Что же о моем имени говорит гороскоп?

 Галина . В переводе с греческого (Галене) – спокойная, безмятежная, тихая; штиль на море, тихая погода. У русских это имя до начала 20 века оставалось малоизвестным.

        В книге «Тайна имени» написано: «Галина - открытая, приветливая и доброжелательная натура. Бесхитростность делает её беззащитной перед лицемерием: она всегда верит в лучшее.

        Ведёт очень активный образ жизни – ходит в походы, на концерты, на экскурсии, посещает какие-нибудь курсы, постоянно расширяет круг интересов и друзей. Аккуратна и трудолюбива, просто диву даёшься, как она всё и везде успевает и при этом прекрасно выглядит.

        Очень пунктуальна и обязательна, за что её ценят; доброжелательна и предупредительна, за что её любят.

        Иногда подвержена смене настроения, а вместе с ним и отношения к окружающему. Но, как правило, периоды пессимизма не затягиваются, и она чаще бывает в весёлом расположении духа. В любой компании с ней комфортно и легко.

        Чтобы удовлетворить свою потребность заботиться о ком-то, Галина часто заводит домашних животных, которые у неё всегда здоровы и ухожены».

        Да, я не люблю злиться. Меня приучили родители быть аккуратной. Люблю устраивать с друзьями пикники, организовывать для жителей нашей улицы концерты, играть на лужайке летом, ходить в цирк, когда он заезжает к нам. У нас есть пес Рекс, который на 6 месяцев старше меня. Мы его обожаем все. Я люблю своих родителей. Всегда спешу к папе, а брат ближе к маме.

Каждый называет меня по-разному. Все родственники меня зовут Галинкой, мама – Галечкой, Галей, папа – Галя, брат – Галя, Галюша, Галька (мне это последнее имя не очень нравится), дедушка – Галюся, Галюня, одноклассники – Галя. Мне встретилось вот такое стихотворение о моем имени. Оно мне подходит.

Галюся, Галенька,

Галинка, Галка,

Галя, Галочка, Галушка!

Это папина подружка.

Хоть и маму всю оближет,

Но ей папа всё же ближе.

На него лицом похожа

И походкой твёрдой тоже.

Не случайно наша Галка

Не с девчоночьей скакалкой,

А в кругу одних мальчишек

Набивает много шишек.

Парни Галку уважают,

В свои игры приглашают.

У Галины всё в порядке:

Куклы, книжки и тетрадки.

Если надо, и шпаргалки  

Будут лучшие у Галки!

Но шпаргалок ей не надо.

И без них пятёркам рада.

У неё талантов куча,

И один другого круче:

Может петь и танцевать,

И в спектакле роль сыграть!

Но Галина не артистка,

А заядлая туристка,

Хлебом Галю не корми,

А в поход скорей пусти!

Очень нравится «на бис»

Ей «охотиться на лис»:

Ей в лесу не заблудиться,

В нём она как в небе птица!

Дома тоже мастерица:

Шьёт немножко, шарфик свяжет.

И как борщ сварить, расскажет.

По характеру Галина мне напоминает глину:

Мягкая, пластичная. Хозяюшка отличная.

Ах, какая Галочка! Чем не «отличалочка»?!  

        Имена могут рассказать знающему человеку  намного больше, чем кажется на первый взгляд. Даже каждая буква нашего имени несет смысловую нагрузку.

Г- ты признанная королева бала, и скорость, с которой в твоём окруженье меняются пажи, не уступает скорости света. Все восхищаются твоей элегантностью и грацией. Ты достаточно деспотична и любишь, когда всё под контролем. Даже в любви ты не позволяешь себе терять голову, но это только пока. Ты сама не подозреваешь, какие в тебе бурлят страсти. А ведь точно написано: в букве «Г» заложена и строгость, и взрывоопасность, и стремительность.

А – ты очень общительная и обожаешь веселые компании. У тебя огромное количество друзей, которые души в тебе не чают. А все потому, что в кругу своих знакомых ты известна как честный и открытый человек, которому можно верить. У моей бабы Гали очень хорошие, верные друзья. Их дружбе более 30 лет.

Л – твой девиз: «Радость и праздник без отдыха». Но это не значит, что ты человек несерьёзный. Ты прекрасная советчица. Для тебя важна верность в отношениях. Эта буква дает звучанию моего имени мягкость, нежность.

И – огромное влияние на твою жизнь оказывает Марс. Именно он дает выносливость и бойцовский характер.

Н – ты фантазёрка. Ты слишком быстро одариваешь людей своим вниманием. Ты считаешь, что им тоже чужда непорядочность, как и тебе. И не раз тебе придется за это поплатиться.

        Мое имя звучит и строго, и нежно, и ласково одновременно. Такие звуки в нем собраны. Есть во мне и строгость (буква Г), и требовательность (буква – Н), и ласковость ( ЛИ).

Я старшая сестра своего брата. Я отвечаю за него, когда родители на работе. Он прислушивается к моим советам, всегда надеется на мою поддержку. Мне нравится в компании сверстников. Я командир в играх, но в меру.

        Есть ещё одно значение имени Галина. В переводе с  латинского оно обозначает «курочка». Кажется смешно. Но если представить курочку с цыплятками, как она не стоит на месте, а всё что-то гребет, а когда находит зернышко, сразу же  сзывает к себе, и тогда её детки бегут к ней, а она обогревает их, подсовывает им зернышки и червячков, то это уже не я, а это моя баба Галя. Она заботливая всегда и обо всех.

        В энциклопедии имён написано, что «Галина достигает профессиональных успехов в педагогике». И это так. Моя баба Галя – хороший учитель. Я всегда любила математику, а теперь полюбила и русский, а ещё больше – литературу. Мою бабу часто навещают ученики, звонят ей.

        Я – Галина – и люблю компании, друзей, хожу в танцевальный кружок. Баба Галина – труженица. Она успевает везде. Много работает на огороде. Она привлекательная и обаятельная. Я хочу быть похожей на неё не только внешне, но и по тому, как она относится к жизни.

        Когда я знакомилась с историей своего имени, я прочитала, что в звуковых вибрациях имени таятся энергии различных планет. Если меня называют «Галя», я получаю качества планеты Венеры (пробуждающая в людях любовь), если «Галинка» - в моем имени появляется вибрация планеты Луна (холодная, покорная, милая). ГА – веет холодком, ЛИ – милая, ГАЛЯ – да, сейчас я выполню ваше требование.

        Я родилась под созвездием Скорпиона. Каждому из двенадцати знаков Зодиака соответствует свое число. Моё – 9. Оно тоже влияет на судьбу человека. Есть число имени. Зная свое число, человек должен оценивать свои природные наклонности, внешние влияния. Числа моего имени – 8. Оно символизирует постоянство привычек, уважение к порядку. Есть у людей с этим именем упрямство, благоразумие, пунктуальность, настойчивость.

        У имени есть цвет. Цвет моего имени – синий. Он соотносится со значением моего имени – штиль на море. Ведь как красиво, когда на море тишина! Люди с таким цветом имени – преданные друзья, ответственные люди. Я отвечаю в доме за порядок с 5 лет, отвечаю за брата, чтобы он был аккуратно одет, сыт. Мама рано уходит на работу. Я должна накормить курочек, нарвать травы хрюшкам. Мы с подружкой Валей дружим верно, заботимся друг о друге.  

        Читая историю имен, я узнала, что правильнее будет, если мать дает имя ребенку. Мама с папой дали мне имя, принимала участие в этом и баба Маша. Но мама  ни разу не пожалела, что меня назвали Галей.

        Отчество моё – Юрьевна. Юрий – землепашец. Юрьевны – умные и интересные собеседницы. Духовно очень сильные натуры. Доброта и отзывчивость сочетаются в них с упрямством и настойчивостью. Очень эмоциональны. Всё это я нашла в себе, когда читала значение своего отчества.

        Кем я буду, не знаю пока. Но такое имя носили великие люди: балерина Галина Уланова, певица Галина Вишневская, писательница Галина Николаева.        

        Мама говорит: «Ты родилась. Обрезалась пуповина, которая связывала меня с тобой. Связь прервалась. Но образуется другая связь. Ты получила имя. Отныне оно будет связывать тебя с окружающим миром».

        Как справиться с теми трудностями, которые мне встретятся? Я читала, что это зависит от характера, от судьбы. Нужно жить и чаще обращаться к своему имени. Ведь ученые установили, что имя играет важную роль  в жизни человека. Я думаю, что тот факт, что меня назвали именем моей бабушки, будет мне помогать в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Метод проектов на уроках русского языка в 5-6 классах: взаимодействие учителя и учащихся ( из опыта работы по УМК под редакцией А.Д.Шмелёва)

Аннотация.В условиях реализации ФГОС повышается роль инновационного мышления и методической деятельности учителя. Она нацелена на формирование функциональной грамотности как способности человека адапт...

Технологическая карта урока русского языка 7 класс "О чем может поведать герб нашей республики?"

Творческая работа учащихся Цели:Продолжить изучение  понятия «причастном оборот»,  продолжить знакомство с графическим обозначением причастного оборота в предложении;Довести...

Проект открытого урока русского языка в 7 классе по теме « Правильное употребление причастий в устной и письменной речи»

Проект открытого урока  русского языка в 7 классе  по теме « Правильное употребление причастий в  устной и письменной речи»...