Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку по теме

Власенко Жанна Павловна

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы Власенко Ж.П.

         

Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках  в современной школе.

         Слайд 2

В.Г. Белинский говорил: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд,  который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять  в практике своей работы.

      Слайд 3

Использование ИКТ при обучении школьников общеобразовательным предметам в школе ведёт к повышению качества образования. Моя практика показывает, что дети на уроках русского языка и литературы:

- с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ; 

- более значимой становится роль ИКТ в плане интеллектуального и эстетического развития обучающихся;

- формируется их информационная культура,

- расширяется духовный, социальный, культурный кругозор детей.

       Слайд 4

Минимальная оснащённость кабинетов, из оборудования на уроке - тексты, учебник, тетрадь, в лучшем случае, разрезные карточки для индивидуальной работы, часто старенькие репродукции или иллюстрационный материал к художественным произведениям. Как это знакомо? Теперь на уроках многих учителей это картина из прошлого. В настоящее время на помощь учителю пришли ИКТ, которые дают возможность оживить урок, вызвать интерес к предмету, лучше усвоить материал.

           Слайд 5

 Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо  учителю иметь  достаточную подготовку  в области использования средств ИКТ, а также должную мотивацию  по переводу учебного процесса на современный уровень.

Своими целями при обучении русскому языку и литературе я вижу:

  1. Повышение мотивации обучения.
  2. Развитие познавательной активности учащихся.
  3. Стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

Слайд 6

Задачи:

  1. Воспитывать у учащихся познавательную активность через умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера и сети Интернет.
  2. Вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, а затем использовать на уроке.
  3. Повышать эффективность урока, развивая мотивацию, применяя ИКТ.

Слайд 7

Информационные технологии  помогают мне не только облегчить доступ к информации, открывать возможности  вариативной учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому, на более современном уровне организовать сам процесс обучения, построить его так, чтобы ученик был бы активным и равноправным его членом.

        Слайд 8

     Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы   позволили мне повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.  Именно ИКТ позволили мне вместе с моими учениками  погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Слайд 9

         Построение схем,  таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. 

    Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием  программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать  и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мы с учениками  9 класса в полном объеме просмотрели на каникулах фильм «Мертвые души».  Позже на уроке обсуждение фильма вылилось в бурную дискуссию о сходствах и различиях в содержании текста и фильма.       

 Слайд 10

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств  сети Интернет:

  1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
  2. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
  3. Подбор тематических  или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
  4. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии. В сельских библиотеках не всегда можно найти необходимый материал.  В своей работе я, например, использую следующие сайты – http://dazor.narod.ru/books/slovari/slovari-russkogo-yazyka.htm, Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие - они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке учащимся.
  5. Создание докладов и рефератов по теме. Это далеко не самый лёгкий вид работы. Хорошо продуманный  и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя. Я предпочитаю работу в содружестве - «учитель - ученик»: доклад ученика+презентация учителя, часто очень уч-ся  находим готовые презентации к урокам  в Интернете и используем их. Использую в своей работе такие сайты: www.rusedu.ru, www.openklass.ru, www.edu.doal.ru .

          Ещё  я использую Интернет для подбора музыкального сопровождения к урокам литературы. Не очень часто, но всё же необходимый материал я могу найти. Романсы на стихи Сергея Есенина, Ф. Тютчева, которые редко можно найти на CD дисках, единственной проблемой при использовании этого вида работы с ИКТ может являться низкая скорость Интернета, из-за которой очень трудно бывает скачать файл.

Слайд 11

Использования средств Интернета на своих уроках чаще всего я использую их на этапе самостоятельной подготовки уч-ся к урокам. В процессе  работы я поняла, что прежде чем предлагать задания с использованием Интернета необходимо соблюдать следующие требования:

  1. в процессе постановки учебной задачи должны быть упомянуты, а лучше в письменном виде  предложены сайты, рекомендованные для выполнения данного задания. Ссылки на тематические ресурсы я сама нахожу  или ввожу фразу поиска в Yandex и  Google. Это только кажется, что поисковая работа - это просто. На самом деле - это достаточно сложно, так как из всего многообразия предлагаемой информации нужно выделить и выбрать только самое главное и необходимое .
  2. прежде чем предлагать задание ученикам, связанной с использованием не только Интернета, но и любой ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно представлять, что в результате он должен получить;
  3. нацелить обучающихся на  трудоёмкость выполнения задания, предупредить о неожиданностях, с которыми они могут встретиться в процессе работы над ним;
  4. обеспечить достаточный ресурс времени для выполнения задания (я его предлагаю примерно за 1-2 недели до планируемого проведения урока, иногда больше);
  5. предупредить учеников о критериях оценивания работы:
  6. показать практическую значимость выполняемого уч-ся задания, упомянув о том, что их работы могут потом использоваться как учебные пособия на уроках в других классах. Здесь же я чаще всего даю понятие об авторском праве, а после того, как ученик сдал работу,  прошу разрешения для её использования;
  7. список тем для подобного вида работ лучше предложить заранее перед изучением большой темы, творчества конкретного писателя,  чтобы у уч-ся было право выбора.
  8. объём работы.

        Слайд 12   

Мой опыт работы обучения орфографии и пунктуации на уроках русского языка при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии, что, мне кажется, объясняется следующим:

  1. ученик работает активно и самостоятельно;
  2. изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу;
  3. применяется индивидуализация и дифференциация  обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными;
  4. у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура;
  5. формируется иная, чем на традиционных уроках,  культура поведения учителя  - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.

Очень большую помощь оказывают информационно-коммуникативные технологии при подготовке учащихся 9 класса к сдаче ГИА (это выполнение тестов, методических рекомендаций для техники сжатия текста и т.д.)

Слайд 13

В перспективе думаю обогатить методику проведения уроков  использованием электронных учебников. Это будут - «Энциклопедия русской литературы»,  «Русский язык. Репетитор», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др..), «Русская литература XVIII-XXI век» и многие другие.  

         Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я хочу использовать на своих уроках не только для того, чтобы ознакомить уч-ся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов, а также оригинальные записи  голосов поэтов и писателей.  Стремление читать так же, стремление к совершенству - это тоже необходимый и очень нужный  урок.

    В заключении хочу отметить, что использование ИКТ на каждом уроке, конечно, не реально, да и не нужно.  Компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.

     Современный педагог обязательно должен научиться работать с новыми средствами обучения хотя бы для того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ученика - право на качественное образование.

     Слайд 14

Девизом каждого учителя сегодня  пусть станут  слова Эмиля Золя, касающиеся всех сфер нашей жизни: «Единственное счастье в жизни - это постоянное стремление вперёд...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы

Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке, и это вполне обоснованно. Ведь задачи, стоящие перед учителем – словесником, во многом отличаются от ...

использование ИКТ на уроках русского языка и литературы

Эта статья о том, как учитель использует ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы в речевых классах.

Дисграфия и дислексия – вот та проблема, с которой сталкивается сейчас каждый учитель и особенно учитель русского языка. С каждым годом таких детей становится все больше и больше, а мы, часто, н...

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

Статья "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности урока"

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя пе...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...


 

Комментарии

Васильева Светлана Анатольевна

Тоже интересуюсь этим вопросом. Большое спасибо за материал. Очень полезно.