"Школа должна учить мыслить"
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Мукаева Галина Геннадьевна

Данная публикация содержит практические рекомендации по внедрению теории деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_dolzhna_uchit_myslit.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

            Школа должна    учить мыслить

             ( О внедрении технологии развивающего обучения

                    на уроках русского языка в среднем звене)

    Главная задача школы – развитие и формирование творческой личности. Классическая методика обучения обычно такова: учитель объясняет, доказывает, показывает, а ученики воспринимают, запоминают и пересказывают; учитель предлагает типовые задания, а ученики воспроизводят данный образец. При этом главные психологические механизмы – это механическое запоминание и воспроизведение.

      Известный ученый – педагог И. Я. Лернер пишет: “ Приступая к изучению имени существительного, учитель объясняет смысл этого понятия, дает определение и приводит примеры. Учащиеся обычно после этого способны воспроизвести примеры слов, тождественных тем, что привел учитель. Это первый уровень усвоения. … Для процесса обучения первый уровень неизбежен”.

      Развивая идею усвоения материала на трех уровнях, автор рассуждает так: “ …для разъяснения обширной системы сложных связей предпочтительнее объяснительно – иллюстративный метод…”

   Приведенные рекомендации ориентируют учителя на механическую передачу учащимся суммы знаний в готовом виде при их пассивном слушании и запоминании. Школьника к учебной деятельности побуждает, т.е. создает мотивацию учитель, он же ставит цель, задачу, определяет способы ее решения, контролирует и оценивает результат, а ученик – лишь пассивный исполнитель. При такой системе нарушается психологические требования к формированию полноценного мышления и развитой личности.

   Как пишет Э. В. Ильенков: “ …надо организовывать процесс усвоения знаний так, чтобы в ходе этого процесса ребенок постоянно был вынужден тренировать не столько память, сколько способность самостоятельно решать задачи, требующие мышления в собственном смысле слова, требующие самостоятельных суждений”.  ( Ильенков Э. В. Школа должна учить мыслить. Хрестоматия по педагогической психологии. М.,2005.)

   В последнее время в школьную практику активно внедряются принципы деятельностного подхода в обучении по теории  Эльконина – Давыдова.

   Данная педагогическая технология способствует приобретению  умения учиться, развитию творческого мышления, способности к самоконтролю и самооценке, самоуправлению; обеспечивает четкое и более глубокое усвоение программного материала, оптимальность его объема, ведет к устранению учебных перегрузок. Работа по новой технологии обучения всегда трудна. Нет или не хватает методик и специально подготовленных учебников.

   В среднем звене учитель может самостоятельно разрабатывать такие уроки на основе традиционного учебника.

   Профессор А. З. Рахимов предлагает следующую структуру урока творческого развития. Он состоит из трех этапов.

  1. Ориентировочно - мотивационный этап.
  2. Операционно - исполнительный этап.
  3.  Рефлексивно - оценочный этап.

Ориентировочно - мотивационный этап включает:

  1. Проверку творческих заданий.
  2. Выравнивание знаний, ориентировку в изученном материале.
  3. Создание мотивации к изучению нового материала, формулирование учебной задачи.
  4. Рефлексию и самооценку первого этапа урока.

   Операционно - исполнительский этап:

  1. Расчленение учебной задачи на отдельные задания, создание системы проблемных ситуаций.
  2. Пошаговое решение учебной задачи через систему частных заданий, выделение учебных действий, формулирование выводов, определений, общих способов решений подобных задач.
  3. Моделирование усвоенного содержания и способа мышления.
  4. Рефлексия усвоенного, самоконтроль и самооценка степени решения каждого задания.

Рефлексивно – оценочный этап:

  1. Предъявление учащимся обобщающих вопросов.
  2. Проговаривание про себя и вслух цели урока, этапов усвоения материала, формулировок, выводов, законов, определений, способов в индивидуальной и групповой форме.
  3. Самооценка результатов учебной деятельности с учетом промежуточных оценок.
  4. Предъявление домашнего задания на трех уровнях: программном, полутворческом и творческом.

   В качестве примера приводим урок русского языка в 6 – м классе на тему: “ Имя числительное”.

   Цели:

   Дидактическая - способствовать усвоению общего понятия о числительном как части речи.

   Психологическая - сформировать приемы мышления по определению числительного.

   Воспитательная – привить интерес к данной части речи.

   План.

  1. Решение учебной задачи по определению понятия “ Числительное” (задание 1, 2, 3, 4).
  2. Моделирование приемов определения числительного (задание 5).
  3. Моделирование содержания понятия “ Имя числительное” (задание 6).
  4. Конкретизация общего способа (задания 7,8).
  5. Рефлексивно – оценочный этап.
  6. Домашнее задание.

Оборудование. Логико – структурная модель “Части речи”, логико – структурная модель “Местоимение”, “Правописание Ь в числительных 5, 20, 30, 50- 80, 500 – 900”.

Содержание урока.

  1. Ориентировочно - мотивационный этап.

Усвоить общее понятие о числительном как части речи, выработать определение понятия “ числительное”, сформулировать общий прием определения числительного.

  1. Ребята, какие части речи мы изучали?
  2. Какую часть речи будем изучать сегодня? (Имя числительное.)

   Запишите тему: “ Имя числительное как часть речи”.

   Поставьте учебную задачу на этот урок. (Изучить имя числительное как части речи, выработать приемы определения числительного.)

   Сообщение ученицы.

   Ребята, а вы знаете, что в древности на Руси не было числительных. Для обозначения числа использовались буквы с особым значком сверху. Он и обозначал десятки, сотни, тысячи. Кстати, древние русичи пользовались такими числительными, как тьма – 10 000, легион – 100 000, леодр -  1 000 000.

   В наше время эта часть речи особенно актуальна.

   Вопрос. Изучая любую часть речи, что мы должны выяснить?

   Ответ. Значение, морфологические признаки, синтаксическую роль, работать над правописанием.

   II. Оперативно - исполнительный этап.

   Задание 1.

   Найдите числительные в данных предложениях. Попробуйте выяснить их значение (см. схему 1)

   Вывод 1. Числительные указывают на количество, число, порядок предметов при счете. Отвечают на вопросы “ сколько?” и “ какой?”.

   Задание 2.

   Числительные отвечают на 2 вопроса, следовательно, имеют 2 значения. Определите, исходя из вопроса, на какие 2 группы делятся все числительные.

   Вывод 2. Числительные делятся на количественные и порядковые.

   Задание 3.

   Вы заметили, что числительные могут обозначаться одним словом ( пять, сто, четыреста семнадцать). Как их можно назвать по этому признаку?

   Вывод 3. Простые и составные числительные.  

Задание 4.                                                  Задание 5.                                                

                Количественные числительные делятся  на 3               Исследуйте, в каких формах представлены

разряда: целые, дробные, собирательные.                      числительные в предложениях для анализа и

     Определите, к какому разряду относятся эти            сделайте вывод о его морфологических приз-

числительные: пять, одна пятая, пятеро ребят.              наках.

     Вывод 4.                                                      Вывод 5. Числительные количественные

     1.Числительные, обозначающие целые числа –        изменяются по падежам, порядковые имеют                

пять.                                                                                    род, изменяются по числам и падежам.

     2.Дробные – одна пятая.                                                   Задание 6.

     3.Собирательные – пятеро.                                              Определите, какими членами предложения                            

                                                                                            являются числительные?

                                                                                                 Вывод 6.Числительные могут быть

                                                                                            любыми членами предложения.

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                         

                                                          ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

(составляем модель «Имя числительное»)

Предложения для анализа:        Один семерых положил.

                                               Семь раз отмерь, один раз отрежь.

                                               Семь бед – один ответ.

                                               Первый блин комом.

Сформулируйте приемы определения числительного.

     Общий способ по определению              Задание 8.

числительного.                                                              Поработайте в группах. Вспомните и запи-                                             

               Составные действия.                                                    шите загадки, пословицы, названия художест-

     1. Выделить слово.                                                       венных произведений, в которых встречаются

     2.Определить, указывает ли оно количество,            числительные.

число, порядок предметов при счете.            

     3.Является ли количественным или порядко-           III. Рефлексивно-оценочный этап

 вым.                                                                                        Обобщение урока.                

     4.Изменяется ли по падежам, родам, числам.                - О какой части речи мы сегодня говорим?

      Вопрос. Чем полезна модель «Имя числи-               - Чем отличается числительное от других

  тельное?»                                                                          частей речи?

     Ответ. По ней можно сделать морфологи-                 - Перескажите содержание урока друг другу                          

   ческий разбор числительного.

                                                                                                 Оцените свою деятельность.

                                                                                                 IV. Домашнее задание.

     - Расскажите хором, пользуясь моделью, о                   На «3» - выполнить упражнение 326 (п).

числительном как о части речи.                                           На «4» - составить предложения с числи-

      - Сравним с определением учебника (с.122).            тельными о нашем городе.

      - Какую учебную задачу поставим себе на                   На «5» - написать сочинение по теме «Имя

Следующий урок?                                                              числительное».

      - Изучить правописание числительного.

    Задание 7.  

     Выполнить упражнение 320. Распределить                    Литература:

все слова, данные в упражнении, по 4 группам:                 Баранова М.Т., Григорян Л.Т.,  Ладыжен-

числительное, существительное, прилагательное,           ская Т.А. и др. Русский язык. Учебник для

глаголы.                                                                                 6 класса общеобразовательных учреждений.

                                                                                                М., Просвещение,2007

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

размышления на тему "как учить мыслить?"

Более двухсот лет назад  Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя....

Учимся мыслить

Задания для развития логического мышления первоклассников...

Мастер-класс по химии «Развиваем самостоятельность, учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»

Материал для Мастер-класса «Развиваем самостоятельность,  учим мыслить, читать, слушать, делать выбор»...

Элективный курс "Учимся мыслить" 7-11 классы.

Курс рассчитан на 1 час в неделю....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся мыслить»по программе Криволаповой Н.А.

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов, предполагает освоение способов деятельнос...

КТП для 5-6 классов к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Учимся мыслить»

Курс внеурочной деятельности «Учимся мыслить» предназначен для формирования метапредметных УУД, развития познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов ...

Классный час "Дети должны учиться вместе"

Формирование у детей толерантного отношения к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья в русле инклюзивного образования....