Урок по русскому языку "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Фисюк Валентина Сергеевна

Урок-соревнование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_leksika.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – соревнования по теме «Лексика».

Цель урока: 

  1. обобщить, закрепить и проверить знание основных понятий раздела;
  2. развивать сообразительность, находчивость, общий кругозор учащихся;
  3. воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас урок-соревнование . У вас есть возможность проявить находчивость, сообразительность и показать знания и умения

В игру вступают 3 команды по 6 человек. Им предстоит пройти 6 туров. Команде-победителю, набравшей набольшее число звездочек за ответы, присваивается звание “Эрудиты”.

Представление команд.

II. Соревнование команд

Разминка.

  1. Предлагается высказывание о русском языке и фамилии писателей. Назвать автора этих строк.
  1. « Русский язык неисчерпаемо богат и обогащается с быстротой поражающей».
  2. « В  русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

3  “Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык”

4  “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками”.

5  “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему язык”.

На доске: портреты Пришвина, Успенского, Тургенева, Белинского, Куприна, Паустовского, Герцена.

I тур.  Подобрать к каждому фразеологизму антоним..

Через пень колоду- в поте лица.

Чесать языком- молчать как рыба

У черта на куличках -рукой подать

Как кошка с собакой- не разлей вода

Заварить кашу- расхлебывать кашу

Ворон считать-держать ухо востро

II тур. Перевести  фразеологизмы на казахский язык и рассказать, о каких чертах человеческого характера  они говорят.

1 КОМАНДА     Заячья душа-  Қоян жүрек                         О трусливом, робком человеке.

2 команда     Вольная птица-  Өзі би, өзі қожа               Свободный человек.

3 команда    Первая ласточка- Жыл  құсы                     Самый первый в ряду остальных.

 

III тур. Назовите слова по данным толкованиям их лексического значения. Кто быстрее.

  1. Старый ,опытный воин. 2)Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.3) Специалист с высшим техническим образованием. 4) Человек, совершающий поездку в поезде ,теплоходе, самолете или в другом виде транспорта.5) Военнослужащий, стоящий на посту. 6) Точная выдержка из текста.

IVтур.

1 этап. Составьте антонимическую викторину на материале афоризмов ,цитат ,крылатых выражений. 1команда Отечество- чужбина. Утро- вечер. Утро вечера  мудренее.

2команда Свет- тьма. Север- юг. Ученье -свет, не ученье -  тьма.

3Команда Зима-лето. Сильный - бессильный.  У сильного всегда бессильный виноват.

2 этап. Среди данных слов найдите заимствованное.

Лето, полотер, праздник, акварель, земля.

3 этап. Ответить на вопросы.

1.Изкакого крана не льется вода?

  1. Какой лук не кладут в суп?
  1. Какой журавль никогда не летает?
  2. В каких лесах нельзя заблудиться?

5. Какую строчку не может прочитать ни один ученый?

6. Всякий ли барабан – музыкальный инструмент?

7. Каким ключом нельзя открыть замок?

8. Какая гусеница не годится для танка?

Как называются слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению?

 V тур. Отвечать «Да» или «Нет»

Вопросы 1 команде

1.Неологизмы- это новые слова ?

2. Фонетика изучает звуки речи?

3. Приставка-это главная значимая часть слова?

4.Архаизмы –это устаревшие слова?

5.В русском алфавите 34 буквы?

Вопросы 2 команде

1Седьмая буква алфавита е ?

2. Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов ?

3.Склонение-это изменение слова по лицам и числам ?

4.Гласные звуки делятся на звонкие и глухие?

5. Дополнение-это главный член предложения?

Вопросы 3 команде

1.Синонимы- это противоположные по значению слова?

2. Кофе- существительное 1 склонения?

3.Лексикология изучает строение слова?

4.В односоставных предложениях оба главных члена?

5.У глагола всего 2 наклонения?

VI тур. Конкурс капитанов

Составить связный рассказ на свободную тему, используя как можно больше фразеологизмов.

VII. Подведение итогов. Вручение призов. 

  1. Приз победителю «Эрудиты».
  2. Приз надежды.
  3. Утешительный приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок – игра порусскому языку, литературе и музыке «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса.

Интегрированный урок – игра по русскому языку, литературе и музыке  «Сказки и речевой этикет» в 5 классе с участием учащихся 1 класса. Задачи  урока:привлечь детей к народному творчест...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

рабочая программа порусскому языку. 9 класс. Бунеев.

Рабочая программа по русскому языку. 9 класс. Бунеев...

КВН порусскому языку 5 класс

Внеклассное мероприятие по русскому языку...

Презентация ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПОРУССКОМУ ЯЗЫКУ

Презентация содержит комплекс опорных конспектов по русскому языку. Материал может использоваться при подготовке к ЕГЭ и на уроках русского языка....

Мониторинг УУД порусскому языку. 5 класс

Промежуточный мониторинг по русскому языку в 5 классе....