Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon den_rabotnika_lesa.doc27.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока,

посвященного Дню работника леса

Тема урока: Разделительные ъ и ь.

Класс: 5

Цели урока:

Образовательная: закрепление правила употребления ъ и ь;

Развивающая: развитие умения и навыков восприятия текста на слух, развитие письменной речи;

Воспитательная: привлечение внимания к окружающему миру, к красоте, богатству леса.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: изображения леса, эпиграф к уроку, написанный на доске, учебник русского языка.

 Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных и строгой тишины
Встречает грудь твоя, так радостно и жадно,
Дыханье влажных трав и аромат сосны...
В. Рождественский



Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Изложение материала.

Учитель: Ребята, прочитаем строки стихотворения В. Рождественского. Как вы думаете, почему автор так описывает лес? Ведь это, казалось бы, обыкновенные деревья, находящиеся рядом друг с другом?

Ученики: Лес полон тайн, он похож на живое существо, требующее ухода и заботы.

Учитель: Да, лесу нужен мудрый и заботливый хозяин. В третье воскресенье сентября отмечается профессиональный праздник людей, которые своим благородным трудом преумножают наши лесные богатства и способствуют их рациональному использованию.
      Лес — наше самое большое природное богатство.        Подсчитано, что леса занимают около трети площади суши, и общая площадь лесов на Земле составляет 38 миллионов кв. км. Сохранение, преумножение, заботливое и рациональное использование этого бесценного национального сокровища — обязанность не только лесничества, но и общества, то есть нас с вами.
 Задание: Запишите текст, объясните имеющиеся в тексте орфограммы.

Тихо и мрачно вечером в глухом лесу. Не шевелятся высокие темные ели, легко скачет под ними чуткая рысь. Слышит она, как падают с деревьев сухие листья, как свистит в лесной чаще рябчик. Всё видит и слышит рысь в глухом лесу.

Учитель: Для чего служит мягкий знак в слове «листья»?

Ученики: В этом слове мягкий знак выполняет разделительную функцию.

Учитель: Правильно. Сегодня мы повторяем правописание разделительных Ь и Ъ знаков. Откроем §12 в учебнике, повторим правило.

Ученики читают правило, несколько человек произносят его вслух.

Учитель: Ребята, теперь запишем в тетрадь схему, чтобы легче было запомнить правописание твердого и мягкого знаков.

Ученики записывают схему в тетрадь.

Учитель: Послушайте четверостишье, найдите слово с разделительным мягким знаком.

Лес помогает нам прекрасно жить,
Все силы нам восстановить.
Лесным ты воздухом вдохнёшь,
К берёзке русской ты прильнёшь
.

Ученики находят разделительный мягкий знак в слове «прильнешь». Учитель уточняет, что в словах «жить», «восстановить», вздохнешь» мягкий знак не разделительный.

Учитель: Запишите стихотворный отрывок, найдите слова с разделительными ъ и ь, объясните их правописание.

Волк ужасно разъярен-

съесть ежа не может он.

Еж, хотя и съедобен,

для съеденья неудобен:

съежась, выставил иголки-

объегорил злого волка.

3. Итог урока

Учитель: Сегодня мы поговорили о красоте, богатстве наших лесов, о том, что нужно беречь нашу природу, а также вспомнили правописание разделительных ъ и ь.

Ученики могут задать вопросы по пройденному на уроке материалу.

Домашнее задание: параграф 12, упр.57; желающие ученики могут вместо упражнения написать небольшой текст о лесе с использованием слов с разделительными ъ и ь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания  в предложении  с обращением»...