Рабочая программа по русскому языку 9 класс
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку в 9 классе  разработана на основе пргограммно-методических материалов под ред.В.В.Бабайцевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.-9-rus.yaz_.docx117.36 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

9 КЛАСС

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан дарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 классов /Авторы программы В.В.Бабайцева, А.П.Еремеева и др.// Программно-методические материалы. Русский язык. 5-9 клас сы. / Сост. Л.М.Рыбченкова. - М.: Дрофа, 2005. - С.63-110.

При сопоставлении Примерной программы с авторской выявлено отсутствие следующих дидак тических единиц, необходимых для изучения:

Разделы

Дидактические единицы, которые надо ввести в рабочую программу

Общие сведения о языке

Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литератур ный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка и языка художе ственной литературы. Нормированность - основная отли чительная особенность русского литературного языка. Языковая норма и ее признаки

Синтаксис. Сложные предложения

Вопрос о классификации СПП. Наблюдение за особенно стями использования СПП в устных и письменных текстах, правильное построение сложных предложений разных видов

Требования к уровню подготовки учащихся в 9 классе

В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен знать:

  1. роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Рос сийской Федерации и средства межнационального общения;
  2. основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
  3. признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
  4. основные единицы языка, их признаки;
  5. основные нормы русского литературного языка (офоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь: речевая деятельность: аудирование:

  1. фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  2. формулировать вопросы по содержанию текста;
  3. замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

чтение:

  1. понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  2. составлять конспект прочитанного текста;
  3. оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  4. прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;

говорение:

  1. создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нрав ственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  2. знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изло жения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте,

владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

•        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

письмо:

  1. знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последова тельность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тек сте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  2. писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  3. вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
  4. писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  5. составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
  6. совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказыва ния, речевые недочеты и грамматические ошибки;

текст:

•        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,
тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

фонетика и орфоэпия:

  1. правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
  2. анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпи ческих норм;

морфемика и словообразование:

  1. владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к мор фемной структуре;
  2. толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязыч ными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  3. пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  4. опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

лексикология и фразеология:

  1. разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, пра вильно их определять;
  2. пользоваться разными видами толковых словарей;
  3. верно использовать термины в текстах научного стиля;
  4. оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  5. проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразитель но-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

морфология:

  1. распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  2. правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  3. определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  4. опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

орфография:

  1. применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами:
  2. пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

  1. проводить орфографический анализ текста; синтаксис и пунктуация:
  2. различать изученные виды простых и сложных предложений;
  3. интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

  1. составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предло жения по заданным схемам;
  2. уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  3. правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
  4. проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  5. устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
  6. использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

  1. применять   пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
  2. строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  3. самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  4. проводить пунктуационный анализ текста;
  5. аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Виды и формы контроля:

  1. диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, взаимодиктант, творческий);
  2. комплексный анализ текста;
  3. устное высказывание на лингвистическую тему;
  4. тест.

Учебное и учебно-методическое обеспечение: для учащихся:

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2005
  2. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005
  3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003
  5. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Дро фа, 2006
  6. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006
  7. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001
  8. Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации. -М.: Просвещение, 2005
  9. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. - М.: Экзамен, 2004

для учителя:

  1. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: Аст-рель, 2001
  2. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.
  3. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под ред. Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005
  4. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006
  5. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп ражнения. - М.: Дрофа, 2004
  6. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
  7. Шипицына Г.М., Петровская СО, Черников И.А. Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004
  8. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1997
  9. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы.

-        М.: Вербум-М, 2003

10.        Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки.

-        М.: Просвещение, 2006

11.        Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Пред-
профильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006

На изучение русского языка в 9 классе отводится 68 часов. Из них на развитие речи - 21 час

Тема урока

Кол.

час.

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид контроля,

вид

самостоятельной

работы

Домашнее задание

Общие сведения о языке

1.

Основные формы существования национального русского языка

1

Урок      ус воения   но вых знаний

Основные формы суще ствования национально го русского языка: рус ский          литературный язык,   территориальные диалекты       (народные говоры),       социальные диалекты   (жаргоны)   и просторечия.       Нацио нальный язык и единст во его различных форм (разновидностей)

Знать    формы    существования национального  русского языка, понимать  его  неоднородность, сферу   функционирования,   об щенародного разговорного язы ка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики   литературного   языка (территориальные   и   социаль ные диалекты)

Анализ             текстов Д.Лихачева  о  языке: определить        тему, найти ключевые сло ва, к каким тематиче ским группам они от носятся.     Обоснуйте ответ своего отноше ния        к        выводу Д.Лихачева:       «Есть язык народа как пока затель его культуры и язык  отдельного   че ловека как показатель его   личных   качеств, качеств        человека, который     пользуется языком народа»

Объяснить разницу между понятиями «русский язык» и «русский литературный язык». Выскажите ваше отношение к современно му молодежному сленгу

2.

Понятие о литератур ном языке

1

Урок      ус воения  но вых знаний

Русский    литературный язык  -  основа   нацио нального русского язы ка.  Литературный  язык как основа русской ху дожественной    литера туры.   Основные   отли чия литературного язы ка  от языка художест венной литературы

Понимать,   что   ядром   совре менного русского языка являет ся  литературный  язык,  уметь объяснять разнообразие лекси ческого состава русского языка.

Составить    таблицу «Разнообразие   лек сического      состава русского языка». На писать     сочинение-миниатюру   по 1 из тем:   «Русский  язык богат, образен и то чен»    (К.    Паустов ский),            «Люблю обычные слова,  как неизведанные   стра ны» (Д.Самойлов)

Подготовить устное сооб щение «Какое место зани мает литературный язык в общей системе русского языка». С какого времени, по вашему мнению, лите ратурный язык можно счи тать современным?

Повторение изученного в 5-8 классах

3.

Р/Р Устная и письменная речь. Моно лог и диалог

1

Урок    раз вития речи

Разновидности   речево го общения:  неопосре дованное   и   опосредо ванное, устное и пись менное,   диалогическое и   монологическое;    их особенности

Уметь создавать устное моно логическое   высказывание   на учебные,     социально-бытовые темы,   вести   диалог,   владеть основными   нормами   построе ния устного и письменного вы сказывания, правильной и вы разительной интонацией

Устное    монологиче ское     высказывание на   тему   «Значение Интернета   для   рос сийского     образова ния»

Прислушайтесь к диало гам на улице. Составить текст       «Подслушанный диалог»,    передать   спе цифику звучащей речи

4.

Простое предложе ние и его грамматиче ская основа. Предложе ния с одно родными членами

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Синтаксис и пунктуация простого   предложения. Способы       выражения главных   членов   пред ложения; виды предло жений по наличию глав ных членов; виды одно составных      предложе ний, предложения с од нородными  членами   и знаки   препинания   при них

Уметь производить структурно-смысловой   анализ   предложе ний, различать изученные виды простых предложений, интона ционно   выразительно   читать, составлять схемы, расставлять знаки препинания, умело поль зоваться   синтаксическими   си нонимами,   различать  предло жения с однородными членами иССП

Объяснительный дик тант

Упр.11. Записать предло жения, расставить недос тающие знаки препина ния, подчеркнуть одно родные члены предложе ния, составить схемы

5-6.

Предложе ния с обо собленными членами

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Предложения   с     обо собленными    второсте пенными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, ин тонационно   выразительно   их читать,   конструировать   пред ложения по схемам, устанавли вать   взаимосвязь   смысловой, интонационной,      грамматиче ской и пунктуационной особен ностей предложений с обособ ленными   членами,   использо вать их в речи

Комментированное письмо

Упр. 19. Прочитать текст, определить его стиль, записать, расставить не достающие знаки препи нания, подчеркнуть обо собленные обстоятельст ва. Упр.20. Придумать предложения, используя в них в качестве уточ няющих членов предло жения словосочетания

7-8..

Предложе ния с обра щениями, вводными словами и вставными конструк циями

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Знаки     препинания    в предложениях  с  обра щениями,        вводными словами   и   вставными конструкциями

Уметь   интонационно   вырази тельно читать предложения с обращениями,   вводными  сло вами   и   вставными   конструк циями,   объяснять   постановку знаков    препинания,    уместно использовать в своей речи син таксические    конструкции    как средство    усиления     вырази тельности речи

Диктант    «Проверяю себя»

Упр. 14. Прочитать текст, записать его, раскрывая скобки и расставляя не достающие знаки препи нания. Обозначить обра щения и вводные слова

9-10.

Р/Р Описа ние по во ображению и памяти

2

Уроки   раз вития речи

Описание по воображе нию и памяти. Опреде ление основных микро-тем

Знать разнообразие композици онных форм сочинения, уметь создать текст-описание по во ображению и памяти на основе впечатлений    от    репродукции картины, от прослушанной му зыки; раскрыть тему, использо вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания, включать в сочинение описательные обороты, умолчание и др., соблюдать нормы на письме.-

Сочинение  по  вооб ражению и памяти на основе   репродукций картин

И.К.Айвазовского, И.Е. Репина

Дописать сочинение

Сложное предложение

11.

Понятие о сложном предложе нии. Слож ное предло жение как единица синтаксиса. Основные виды слож ных предло жений

1

1

Урок       ус воения   но вого   мате риала

Понятие     о     сложном предложении.   Сложное предложение   как   еди ница    синтаксиса.    Ос новные  виды   сложных предложений.   Смысло вое, структурное и ин тонационное    единство частей  сложного  пред ложения.        Основные средства   связи   между частями           сложного предложения

Знать классификацию сложных предложений в зависимости от средств связи, уметь отличать простое предложение от слож ного,    различать   ССП,    СПП, БСП,   определять   способы   и средства связи частей сложно го предложения, строить схемы сложных предложений, соблю дать пунктуационные нормы на письме

Составить таблицу «Основные виды сложных предложе ний», заполнить ее своими примерами

§202

Упр.27. Из простых пред ложений составить слож ные, используя подходя щие средства связи и уст раняя повтор слов. Запи сать, расставляя знаки препинания.

Выписать из произведений А.С.Пушкина 3 ССП, 3 СПП, 3 БСП. Составить их схемы

12.

Понятие о сложносочи ненном предложе нии. Строе ние ССП, средства связи частей ССП, смы словые от ношения между час тями ССП

1

Урок      ус воения   но вого   мате риала

Понятие о сложносочи ненном     предложений. Строение ССП, средст ва  связи  частей  ССП, смысловые   отношения между частями ССП

Знать грамматические признаки ССП, его строение, уметь инто национно   оформлять   ССП   с разными    типами    смысловых отношений между частями, вы являть   эти   отношения,   пра вильно ставить знаки препина ния, составлять схемы предло жений и конструировать пред ложения по схеме

Составить таблицу «Группы ССП». Дик тант «Проверяю се бя»

§203-204

Упр.39. Прочитать текст, определить его стиль и тип речи, записать, объяс няя знаки препинания и подчеркнутые орфограм мы. Определить, какими союзами соединены части ССП. Выписать из любого произведения художест венной литературы отры вок - описание природы. Ответить на вопрос: какие художественные средства использованы автором? Составить схемы ССП

13.

Сложносочи ненное пред ложение. Зна ки препина ния в нем

1

Урок       ус воения   но вого   мате риала

Сложносочиненное предложение.        Знаки препинания в нем

Знать основные группы ССП по    

значению и союзам, уметь оп ределять  смысловые  отноше ния между частями ССП и способы их выражения: соединительные отношения(однородность, перечисление, одновременность, последовательность- соединительные союзы) ; противительные (противоположность, несовместимость-противительные союзы) ;разделительные( выбор, несовместимость, чередование, взаимоисключение- разделительные союзы)

Творческий диктант. Ответить на вопрос: что общего и в чем различие в поста новке запятых между однородными членами и частями ССП?

Упр.38. Дописать предло жения, используя один из союзов И, А, НО, чтобы получились ССП. Указать, какие смысловые отношения вносят в предложение эти союзы.Упр.37.Записать пословицы, расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.ё-

14.

Смысловые отношения между час тями ССП и способы их выражения

1

Урок      за крепления изученного

Смысловые  отношения между частями ССП и способы их выражения

Уметь определять смысловые отношения     между     частями ССП,  способы  их выражения, составлять   ССП   с   разными средствами связи частей, инто национно     и     пунктуационно оформлять, опознавать в тек стах, употреблять в речи, раз личать ССП с союзом И и про стые предложения с однород ными    членами,    связанными союзом И

Взаимодиктант

Упр.33. Используя грам матические основы, со ставить сначала простые предложения с однород ными членами, затем ССП

15.

Знаки пре пинания в ССП с об щим второ степенным членом

1

Урок      за крепления изученного

Знаки     препинания     в ССП с общим второсте пенным членом

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным  членом,   про изводить     синтаксический     и пунктуационный   разбор  пред ложений,  обосновывать отсут ствие запятой, конструировать предложения

Синтаксический, пунктуационный раз бор      предложений. Конструирование предложений

Упр.45. Прочитать предло жения, разобрать их по членам, найти второсте пенный член, общий для всего ССП. Упр.47, прочи тать выразительно стихо творение, озаглавить его, найти ССП, определить значения союзов в них, списать, объяснить расста новку знаков препинания

16.

Синтаксиче ский и пунк туационный разбор ССП. Знаки пре пинания в ССП

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Синтаксический и пунк туационный         разбор ССП. Знаки препинания в ССП

Уметь производить синтаксиче ский и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП раз ных видов, интонационно пра вильно  читать,   пунктуационно оформлять, производить сино нимичную замену ССП и СПП,различать ССП и простые предложения с однородными членами.

Написать сочинение-миниатюру «Наступ ление зимнего вече ра», используя в нем ССП. Диктант «Про веряю себя»

Упр.49. Записать, рас ставляя недостающие знаки препинания, под черкнуть грамматические основы, определить, чем они выражены

17.

Контрольная

1

Урок     кон-

Синтаксический и пунк-

Уметь производить синтаксиче-

Диктант с граммати-

Упр.54.   Прочитать   текст,

работа

троля

туационный         разбор ССП. Знаки препинания вССП

ский и пунктуационный разбор ССП, конструировать ССП раз ных видов, интонационно пра вильно  читать,   пунктуационно оформлять, производить сино нимичную замену ССП и СПП, различать    ССП    и    простые предложения   с   однородными членами, воспроизводить текст, воспринимаемый  на слух под диктовку,   соблюдая   орфогра фические    и    пунктуационные нормы,    выполняя    различные виды разбора

ческим заданием

записать вывод: зачем нужно писать грамотно? На основе текста соста вить словарный диктант по темам: «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Право писание проверяемых согласных в корне», «Пра вописание непроверяемых согласных и гласных в кор не»

18.

Анализ кон-

1

Урок     кор-

Комплексный       анализ

Уметь объяснять причину появ-

Работа    с   текстом:

Упр.56. Написать подроб-

трольной

рекции

текста

ления ошибок, исправлять их,

определение    темы,

ное изложение текста, оп-

работы

приводить свои примеры, про изводить            композиционно-содержательный,    типологиче ский, стилистический, языковой анализ текста

основной мысли, стиля, типа речи, составление плана, отбор слов для всех видов разбора

ределить его тип речи, произвести самопроверку. Выписать из «Слова о полку Игореве» 6 ССП, построить их схемы

19-

Р/Р Рассказ

2

Уроки   раз-

Композиция     рассказа.

Уметь  определять  композици-

Рассказ по одной из

20.

вития речи

Последовательность микротекстов

онные элементы рассказа, его основную    мысль,    создавать сочинение   в   жанре   рассказа (определять замысел,  сюжет), передавать        последователь ность   микротекстов,   обращая внимание на место, время дей ствия,           их           причинно-следственную связи, используя выразительные средства языка, соблюдая нормы

пословиц или на ос нове репродукции картины

С.Герасимова «Мать партизана»

21.

 Понятие о сложноподчиненном предложе нии. Строе ние СПП, средства связи его частей

1

Урок усвоения нового материала

 Понятие о сложноподчиненном предложении..Строение СПП, ссредства связи его частей

 Знать структуру СПП, средства связи его частей, уметь определять место придаточного по отношению к главному, произ водить синонимичную замену простых предложений с обо собленными членами и СПП, правильно ставить знаки пре пинания, составлять схемы, объяснять их с помощью знаков препинания

 Составить план  п.205 ,проиллюстрировать пункты плана своими    примерами. Конструировать предложения по схе мам

П. 205 упр 68. Выписать из текста СПП, расставить знаки препинания,      обозначить грамматические     основы, заключить в овал средства связи.

Упр.70.  Озаглавить  текст, определить   тему,   основ ную мысль, выписать СПП, составить их схемы. Напи сать о каком-либо событии вашей жизни, которое особенно   запомнилось, используя  СПП.

22.

Подчини тельные союзы и со юзные слова в СПП

1

Урок      ус воения  но вого   мате риала

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Понимать различия союзов и союзных слов, уметь их разли чать, определять границы при даточных предложений, ис пользовать союзы и союзные слова при конструировании СПП, правильно ставить знаки препинания

Составление     схем СПП,     комментиро ванное          письмо. Упр.75. Рассмотреть таблицу в учебнике и ответить   на   вопро сы:   какие   подчини тельные союзы име ют   омонимы   среди относительных    ме стоимений и как их различить в предло жении?

§206

Упр.79.   Списать,   озагла вить    текст,    определить тему,    основную    мысль, синтаксическую    функцию союзных слов. Упр.80. Определить, какие значения   имеет   предло жение.   Доказать   важную роль   логического   ударе ния в предложении

23.

Роль указа тельных слов. Осо бенности присоедине ния прида точных предложе ний к глав ному

1

Урок      ус воения   но вого   мате риала

Роль         указательных слов. Особенности при соединения    придаточ ных     предложений     к главному

Понимать соответствие синтак сической роли указательных слов виду придаточных пред ложений, пунктуационное пра вило «Запятая при составном подчинительном союзе», осо бенности присоединения при даточных предложений к глав ному; уметь опознавать указа тельные слова главной части СПП, выяснять характер отно шений между указательными словами в главной и придаточ ной части, их синтаксическую функцию в главном предложе нии  и  роль  в СПП;  отличать

Взаимодиктант

§207

Упр.84. Записать предло жения,   расставляя  знаки препинания    и   объясняя подчеркнутые    орфограм мы,     установить,     каким членом   предложения  яв ляются указательные сло ва, определить по вопросу и    указательному    слову значение        придаточных предложений. Упр.87,   самодиктант.   За писать пословицы по па мяти,   подчеркнуть  указа тельные слова как члены

СПП с указательными словами от СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки пре пинания

предложения, указать вид придаточных. Объяснить правописание НЕ и НИ с глаголами

24.

Роль указа тельных слов. Осо бенности присоедине ния прида точных предложе ний к глав ному

1

Урок      за крепления изученного

Роль         указательных слов. Особенности при соединения     придаточ ных     предложений     к главному

Уметь определять границы придаточных предложений, их место по отношению к главно му, использовать различные средства связи главной части и придаточной, интонационно и пунктуационно оформлять СПП, различать союзы и союз ные слова

Работа с текстом: определить тему, основную мысль текста, составить план, объяснить, почему в тексте мно го сложных предло жений. Составить схемы СПП

§208

Упр.93. Прочитать текст, озаглавить, проанализи ровать орфограммы в словах с чередованием и пунктограммы в СПП. За писать текст, подчеркнуть те слова в главном пред ложении, которые поясня ют придаточные

25-26.

Р/Р Изложе ние с эле ментами со чинения

2

Уроки   раз вития речи

Изложение с элемента ми    сочинения.    Текст, заголовок, тема, основ ная    мысль.    Сложный план. Средства вырази тельности текста

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, со храняя его композиционную форму, типологическое строе ние, характерные языковые средства, соблюдая орфографи ческие и пунктуационные, грам матические нормы; создавать небольшое по объему сочинение на основе прослушанного текста, отражая в нем проблему, подня тую автором исходного текста, аргументируя свое отношение к этой проблеме

Изложение с эле ментами сочинения

27.

Виды прида точных предложе ний

1

Урок       ус воения   но вого   мате риала

Виды          придаточных предложений,   способы их   различения.   Одно значные   и   многознач ные придаточные

Знать виды придаточных пред ложений, способы их различе ния, уметь определять вид при даточного по вопросу, союзу или союзному слову, синтаксической роли указательного слова, раз граничивать однозначные и многозначные придаточные

Синонимичная за мена СПП на про стые, составление схем. Конструирова ние по схемам

§210

Упр. 107. Определить стиль текста. Записать, расставляя знаки препи нания, определить вид придаточных, составить схемы СПП.

Упр. 110. Прочитать текст, определить его жанр, за писать, расставляя знаки препинания, графически объясняя       орфограммы.

Определить значение при даточных

28.

Придаточ ные подле-жащные. Придаточ ные сказу-емные

1

Урок      ус воения   но вого   мате риала

Придаточные       подле-жащные.    Придаточные сказуемные

Знать особенности СПП с при даточными   подлежащными   и придаточными      сказуемными, уметь     определять     границы главного и придаточного пред ложений, вид придаточного по способу и характеру смысловой связи главного предложения с придаточным

Диктант «Проверяю себя»

§211,212

У пр. 114.   Прочитать  афо ризмы,  определить  тему, их объединяющую,  выпи сать СПП с придаточным подлежащным,   оформить его   как   предложение   с прямой   речью.   Упр.11/. Перестроить          простые предложения в СПП, объ яснить   значения    прида точных,  объяснить,  какие предложения   лучше   ис пользовать для составле ния тезисов, для  начала текста, абзаца

29.

Придаточ ные опреде лительные

1

Урок       ус воения   но вого   мате риала

Придаточные     опреде лительные

Понимать отличия СПП с при даточным     определительным, уметь находить определитель ные придаточные по характеру смысловой связи между частя ми,   значению   союзных  слов, определять        синтаксическую функцию союзного слова, про изводить синонимичную замену СПП с придаточными опреде лительными на простые с раз ными видами определений

Составить описа тельную миниатюру с СПП с придаточ ным определитель ным

§213

Упр. 126.   Записать   текст, расставляя   знаки   препи нания,   определяя,   каким членом   предложения  яв ляется  слово  «который». Составить схему  первого предложения,     проанали зировать   орфограммы   в тексте,   сгруппировать   их по     видам     орфограмм. Упр. 130. Записать по па мяти отрывок из стихотво рения А.С.Пушкина, найти слова,   употребленные   в переносном значении

.   30.

Придаточ ные опреде лительные

1

Урок      за крепления изученного

Придаточные     опреде лительные

Уметь находить определитель ные придаточные по характеру смысловой связи между частя ми,   значению   союзных   слов, определять        синтаксическую функцию союзного слова, про изводить синонимичную замену

Редактирование тек стов

Выписать     из     комедии А.С.Грибоедова   «Горе  от ума» афоризмы -   СПП с придаточными   определи тельными.   Составить   их схемы. Составить словарный дик-

СПП с придаточными опреде лительными на простые с раз ными видами определений, пользоваться синтаксическими синонимами в своей речи, ин тонационно и пунктуационно грамотно оформлять их

тант (35-40 слов) по теме «НЕ с различными частя ми речи»

31.

Придаточ ные допол нительные

1

Урок      ус воения   но вого   мате риала

Придаточные   дополни тельные

Знать место   придаточного до полнительного по отношению к главному, средства связи при даточного с главным; уметь различать подчинительные сою зы и союзные слова, опознавать СПП с придаточным дополни тельным по характеру, смысло вой связи между частями, зна чению подчинительных союзов и союзных слов; конструировать СПП с придаточным дополни тельным, заменять их на пред ложения с прямой речью

Составить повество вательную миниатю ру,        включающую СПП с дополнитель ными  придаточными

§214

Упр. 135. Из данных глаго лов выбрать такие, кото рые в СПП с придаточным дополнительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составить 3-4 предложения с этими гла голами.

Упр. 138. Прочитать текст, определить его тему, ос новную мысль, записать, составить схемы СПП. До казать, что слова «земля», «мягкий»- многозначные. Подобрать синонимы к словам «труд», «преобра жение», «заодно»

32-33.

Р/Р Воспо минание 0 книге. Ре цензия на книгу

2

Уроки   раз вития речи

Воспоминание   о   книге. Рецензия на книгу. Осо бенности жанра рецензии

Уметь  сопоставлять исходные тексты воспоминания о книге, выделять общее и различное в разных по типу текстах: тексте-повествовании и тексте-рассуждении; отмечать особен ности языка; уметь писать ре цензию на книгу научно-популярного характера или ху дожественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, ис пользовать в своем тексте лек сические и грамматические вы ражения оценки, авторского от ношения к прочитанному

Работа   с   памяткой «Как   работать   над рецензией на книгу» или   «Как   работать над отзывом на на учно-популярные книги». Составление плана рецензии

Написать рецензию на од но из произведений худо жественной литературы «Алые паруса» А.Грина, «Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильева или научно-популярную книгу

34.

Придаточ ные обстоя тельствен ные

1

Урок      ус воения  но вого   мате риала

Придаточные     обстоя тельственные

Знать   виды   придаточных  об стоятельственных, уметь нахо дить придаточные обстоятель ственные по характеру смысло вой связи между частями, зна чению подчинительных союзов и   союзных   слов,   определять средства связи придаточных с главными,  правильно расстав лять знаки препинания

Подготовить устное сообщение «Специ фика придаточных места и времени и их отличие от прида точные определи тельных». Конструи рование предложе ний по схемам

§215

Упр. 148.           Продолжить предложения по данному началу.   Определить   вид придаточных. Упр. 152. Записать выска зывание,   включив   его   в предложение    с    прямой речью.

Упр.155. Прочитать отры вок из поэмы А.Ахматовой «Реквием»,   ответить   на вопросы: кому посвящена поэма,   какие   параллель ные  конструкции   исполь зованы в отрывке для уси ления       эмоционального воздействия? Определить вид придаточных

35.

i

Придаточ ные обстоя тельствен ные

1

Урок      за крепления изученного

Придаточные     обстоя тельственные.     Стили стические   особенности союзов,     связывающих придаточные      обстоя тельственные   с   глав ным

Уметь   находить   придаточные обстоятельственные  по  харак теру  смысловой   связи   между частями,    значению    подчини тельных союзов и союзных слов, определять средства связи при даточных с главными, правиль но расставлять знаки препина ния, конструировать предложе ния, выразительно читать, упот реблять   в   речи,   производить синонимичную замену, сравни вать  модели  СПП  с разными видами придаточных, выявлять общее и различное

Используя таблицу и опорный материал, подготовить устное высказывание о при даточных обстоя тельственных. Отве тить на вопросы: по чему в художествен ной речи, особенно в поэзии, уступитель ные придаточные часто прикрепляют ся к главному сло вами «сколько», «как» и др. с усили тельной частицей НИ; какой оттенок значения имеют эти придаточные; выра жением какой стиле вой черты служат?

Упр. 156. Записать крыла тые выражения  из коме дии А.С.Грибоедова «Горе от  ума»,   расставить   не достающие   знаки   препи нания,    указать    односо ставные   предложения   в составе сложных. Упр.158. Записать отрывок из статьи В.Г. Белинского, объяснить графически ор фограммы и пунктограммы, определить          основную мысль и стиль текста

36.

СПП с не сколькими

1

Урок      ус воения   но-

СПП     с     несколькими придаточными.      Знаки

Знать   классификацию   СПП   с несколькими       придаточными,

Осложненное спи сывание

§209

Упр .ЮО.   Выписать   СПП,

придаточ ными. Знаки препинания в них

вого   мате риала

препинания в них

пунктограммы «Отсутствие за пятой     между     однородными придаточными»,   уметь   произ водить                      структурно-семантический  анализ  СПП  с несколькими       придаточными, составлять их схемы и конст руировать по схемам, интона ционно       и       пунктуационно оформлять,  наблюдать за ис пользованием сложных синтак сических конструкций в текстах разных стилей и типов

расставив знаки препина ния. Составить схемы подчинения придаточных. Упр. 104. Прочитать текст, озаглавить, определить тему, основную мысль. Найти СПП с несколькими придаточными, составить их схему. Ответить на во прос, поставленный К.Г.Паустовским в этом тек сте: «Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата?...»

37.

Различные способы вы ражения со мнения

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Отличие СПП с прида точным  сравнительным от  простого  предложе ния  со  сравнительным оборотом.        Значение сравнительных     конст рукций в речи

Уметь    определять    значения сравнений,   выраженные   раз ными способами (словосочета ние,    фразеологизм,    сравни тельный     оборот,     составное именное сказуемое, СПП с при даточным сравнения),  ставить знаки  препинания  перед сою зом КАК, употреблять эти кон струкции в речи, определять их значение в тексте

Творческое списы вание

Найти в текстах художест венных произведений раз личные способы выраже ния сравнения

38.

Обобщение и система тизация изу ченного по теме «СПП»

1

Повтори-тельно-обобщаю-щий урок

Строение СПП. Средст ва связи,  виды  прида точных. Знаки препина ния в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предло жения,    производить    синони мичную   замену   подчинитель ных  союзов  и  синтаксических конструкций,   определять   зна чения  придаточных,   конструи ровать СПП с различными ви дами  придаточных,  правильно расставлять знаки препинания

Работа с текстом: определение темы, основной мысли, стиля и типа речи, составление плана, схем сложных пред ложений

Упр. 161. Прочитать отры вок из статьи В. Астафье ва, определить тему, ос новную мысль, стиль, за писать, раскрывая скобки, подчеркивая грамматиче ские основы предложений. В СПП определить вид придаточных, построить их схемы. Продолжить текст, выражая свое отношение к творчеству А.С.Пушкина, используя СПП

39.

Контрольная работа

1

Урок     кон троля

Строение СПП. Средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП

Уметь различать ССП, СПП и простые осложненные предло жения,    производить    синони мичную   замену   подчинитель ных  союзов  и  синтаксических конструкций,   определять   зна чения  придаточных,   конструи ровать СПП с различными ви дами  придаточных,  правильно расставлять знаки препинания, производить      композиционно-содержательный,    типологиче ский, стилистический, языковой анализ текста, анализ правопи сания отдельных слов и пунк туации в ССП и СПП

Комплексный анализ текста

Подготовить устные со общения «Правописание НЕ с разными частями ре чи», «Запятая в предло жениях с обращениями и вводными конструкциями»

40.

Р/Р Аннота ция

1

Урок     раз вития речи

Признаки    текста    как единицы речи. Аннота ция:   ее  цель,   задачи. Обязательные    и    фа культативные       компо ненты аннотации

Понимать жанровое своеобра зие аннотации как вторичного текста,  уметь сравнивать тек сты аннотаций разных стилей и типов,   определять   общее   и различное,  анализировать  ан нотации     на     книги     научно-популярного характера и науч ное  произведение,  редактиро вать, составлять самим анно тации, включая в них основные компоненты, выделять и фор мулировать  тему   первоисточ ника, его основные проблемы, определять читательский адрес

Анализ аннотаций, пересказ, близкий к тексту (упр.91)

Написать рекомендатель ную аннотацию на книгу или подготовить анноти рованный список книг для стенда «Рекомендую про читать»

41-42.

Р/Р Порт ретный очерк

2

Урок     раз вития речи

Композиция     и     герой портретного        очерка. Средства    выразитель ности.    Интервью    как возможный        элемент очерка. Портретная за рисовка

Понимать   своеобразие  жанра портретного очерка, уметь пи сать сочинение в жанре порт ретного очерка, сочетать в нем следующие компоненты:  порт рет героя, рассказ о главном деле его жизни, его интересах, увлечениях,   о   взаимоотноше нии с окружающими, использо вать на письме средства выра зительности, соблюдать нормы русского языка

Составление    слож ного плана портрет ного очерка. Наблю дение над компози цией. Написание со чинения-миниатюры (заготовки)

Написать портретный очерк о человеке, которого вы хорошо знаете. Отра зить основную мысль очерка в названии или эпиграфе

Бессоюзное сложное предложение

43.

Понятие о бессоюзном сложном предложе нии. Инто нация в БСП. Запя тая и точка с запятой в них

1

Урок ус воения нового материа ла

Понятие    о    бессоюзном сложном       предложении. Интонация в БСП. Запятая и точка с запятой в них

Знать грамматические признаки БСП, пунктограмму «Запятая и точка с запятой в БСП», уметь опознавать их в тексте, выяв лять    смысловые    отношения между    частями,    расставлять знаки препинания, обосновывая их выбор, читать БСП, переда вая голосом отношения пере числения, конструировать БСП

Составление    пред ложений по схемам. Комментированное письмо

§216

Упр.167. Записать пред ложения, определить смысловые отношения в БСП, объяснить постанов ку точки с запятой. По строить схемы. Упр.172. Понаблюдать,, как в от рывке из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» БСП позволяют лаконично и емко выра зить глубокое содержание. Записать отрывок по па мяти

44.

Тире в бес союзном сложном предложе нии

1

Урок ус воения нового материа ла

Тире в бессоюзном слож ном предложении

Знать условия постановки тире между частями сложного бес союзного  предложения,   выяв лять    смысловые    отношения между частями, конструировать предложения с данными значе ниями        противопоставления, времени, условия и следствия, интонационно и пунктуационно оформлять,   выразительно  чи тать, передавая голосом смы словые отношения между час тями БСП, сопоставлять слож ные союзные и БСП как синтак сические синонимы

Составить тезисный план §216, проиллю стрировать приме рами. Взаимодик тант

§216

Упр. 179. Прочитать текст, озаглавить. Найти БСП, определить их строение, записать, расставляя зна ки препинания. Ответить на вопрос: что помогает созданию эмоциональной выразительности текста? Упр. 180. Перестроить СПП и ССП в БСП. Записать, расставляя знаки препи нания, составить схему

45..

Двоеточие в бессоюзном сложном предложе нии

1

Урок ус воения нового материа ла

Двоеточие  в  бессоюзном сложном предложении

Знать      условия      постановки двоеточия      между      частями сложного бессоюзного предло жения;    выявлять   смысловые отношения между частями, кон струировать    предложения    с данными значениями причины, пояснения,  дополнения;   инто национно     и     пунктуационно

Конструирование предложений по схе мам. Диктант «Про веряю себя»

Упр.186. Списать, расста вить знаки препинания. Ответить на вопросы: ка кая мысль выражена в стихотворении Н.Рубцова, в чем иносказательность картины, нарисованной поэтом? Упр.188. Прочи тать    текст,    озаглавить,

оформлять, выразительно чи тать, передавая голосом смы словые отношения между час тями БСП, сопоставлять слож ные союзные и БСП как синтак сические синонимы

определить стиль. Найти БСП, сделать их синтакси ческий и пунктуационный разборы

46-47.

Системати зация и обобщение изученного по теме «Бессоюз ное сложное предложе ние»

2

Повтори-

тельно-

обоб-

щающие

уроки

БСП, знаки препинания в нем.    Синтаксический    и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки пре пинания, определяя смысловые отношения между частями, со ставлять схемы, конструиро вать БСП по схемам, вырази тельно читать, употреблять БСП в собственной речи, про изводить синонимичную замену сложных предложений с союз ной и бессоюзной связью

Взаимодиктант.   Со ставить          рассказ «Случай в лесу (на рыбалке)»,    переда вая чувства челове ка    (страх,    удивле ние, волнение и др.), используя    по    воз можности БСП

Упр.191. Прочитать текст, определить тип речи, най ти БСП, подчеркнуть в ка ждой части грамматиче ские основы. Озаглавить текст, составить его план, пересказать по плану. От ветить на вопрос: какой художественный прием использует автор текста? Упр. 197. Прочитать текст, ответить на вопрос: что нового вы узнали о народ ных приметах? Рассказать о признаках разговорного стиля речи, используя примеры из упражнения. Объяснить знаки препина ния и орфограммы

48.

Контрольная работа

1

Урок кон троля

БСП, знаки препинания в нем.     Синтаксический     и пунктуационный разбор

Уметь опознавать БСП в тек сте, воспринимать их на слух, правильно выбирать знаки пре пинания, определяя смысловые отношения между частями, со ставлять схемы, конструиро вать БСП по схемам, вырази тельно читать, употреблять БСП в собственной речи, про изводить синонимичную замену сложных предложений с союз ной и бессоюзной связью

Тест

Выписать из стихотворе ния А.Фета и Ф.Тютчева 10 БСП, построить их схе мы. Упр.203. Выразитель но прочитать отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Рус лан и «Людмила». Запи сать по памяти, соблюдая орфографические и пунк туационные нормы, ука зать БСП. Понаблюдать, каким образом бессоюз ная связь позволяет так ярко представить сме няющие друг друга карти ны сказочного сюжета

49-50.

Р/Р Изложе ние с эле ментами со чинения

2

Уроки

развития

речи

Тема,     основная    мысль текста.       Выразительные средства   языка.   Исполь зование   изученных   син таксических конструкций

Понимать   содержание   прочи танного   текста   публицистиче ского   характера,   его   тему   и коммуникативную   цель,   опре делять   главную   мысль,   пони мать отношение автора к по ставленной   проблеме,   извле кать основную и второстепен ную    информацию;    подробно излагать    прочитанный    текст, сохраняя его композицию, тип и языковые средства, создавать свой текст на основе исходного, комментировать        отношение автора к поставленной пробле ме,     выражать     собственное мнение, аргументируя его, при влекая   информацию   из   жиз ненного и читательского опыта

Изложение с эле ментами сочинения

Упр.206. Озаглавить таб лицу, заполнить ее своими примерами. Упр.211. Про изнести слова в соответ ствии с нормами русского литературного языка, объ яснить их правописание

51;

Сложные предложе ния с раз ными вида ми связи

1

Урок ус воения но вого мате риала

Структурные  особенности сложных   предложений   с разными видами связей

Знать структурные особенности сложных  предложений   с  раз ными   видами   связей,   уметь опознавать сложные синтакси ческие конструкции в тексте в зависимости от сочетания ви дов связи

Составление схем, составление пред ложений по схемам

Упр.220. Записать пред ложения в таком порядке: СПП, БСП, сложное с раз личными видами связи, ССП, простое. Упр.223. Прочитать отрывок из рас сказа И.Тургенева «Пев цы», записать, графически объясняя орфограммы и пунктограммы. Описать голос певца, используя слова из рассказа

52.

Знаки препи нания в слож ных предло жениях с раз личными ви дами связи

1

Урок за крепления изученного

Знаки препинания в слож ных предложениях с раз личными видами связи

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные сло ва: И (НО), ЕСЛИ; И (НО), КО ГДА; ЧТО, ЕСЛИ; ЧТО, КОГДА и др.; редактировать текст с уче том синтаксических норм языка, строить схемы

Творческое списы вание

Упр.226. Прочитать, запи сать текст, расставить не достающие знаки препи нания, проверить по сло варю значения непонят ных слов, аргументиро вать свой ответ. Благода ря каким синтаксическим особенностям удалось в одном предложении пере-

дать такую большую ин формацию? Упр.228. Вы брать одно изречение, за писать его. Объяснить расстановку знаков препи нания, составить неболь шой текст, раскрывая за ключенную в изречении мысль, продолжая рассу ждение

53.

Знаки препи нания в слож ных предло жениях с раз личными ви дами связи

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Знаки препинания в слож ных предложениях с раз личными видами связи

Уметь конструировать предло жения,    выявлять   смысловые отношения, средства связи час тей, выразительно читать, ин тонационно    и    пунктуационно оформлять, находить заданные конструкции   в   тексте,   объяс нять в них пунктуацию,  пони мать  роль  разнообразия  син таксического строя как прояв ления   богатства,   выразитель ности языка и речи

Анализ текста худо жественного стиля

Упр.239. Ответить на во просы: какую роль выпол няет пейзажная зарисовка в приведенном отрывке из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», благодаря каким синтаксическим особенностям текста пи сателю удалось избежать монотонности в описании природы и собственного состояния? Составить схему сложного предло жения с различными ви дами связи. Произвести орфографический и пунк туационный разбор текста и записать его. Упр.240. Определить тему текста, микротемы каждого абза ца. Найти художественные средства. Объяснить их роль. Произвести пунктуа ционный анализ текста

54.

Контрольная работа

1

Урок кон троля

Комплексный анализ тек ста.   Сложные   предложе ния и знаки препинания в них

Уметь производить композици онно-содержательный,  типоло гический, стилистический, язы ковой   анализ   текста,   анализ правописания отдельных слов и  пунктуации;  создавать свой текст  на  основе  исходного  в

Комплексный анализ текста

Написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста, предло женного в классе для ком плексного анализа. Упр.227. Исправить недо четы в построении текста,

соответствии с заданной темой и     функционально-смысловым типом   речи,   комментируя   от ношение автора  к  поставлен ной  проблеме  в  прочитанном тексте;  выражать собственное мнение с привлечением приме ров и фактов из жизненного или читательского опыта; выбирать и    организовывать    языковые средства в соответствии с те мой,   целью,  стилем   и  типом речи;    соблюдать языковые и речевые нормы в продуктивной речи

записать исправленный вариант, объясняя рас становку знаков препина ния

55.

Р/Р Разго ворный стиль речи

1

Урок раз вития ре чи. По-втори-тельно-обоб-щающий урок

Особенности разговорного стиля   речи.   Использова ние  элементов   разговор ного     стиля  в художест венной    литературе    как средство выразительности речи.  Диалог  как  компо нент         художественного произведения

Понимать   основные   признаки разговорной речи, уметь разли чать   стили   речи,   определять особенности разговорного сти ля, читать, анализировать тек сты разговорного стиля, произ водить стилистический разбор по плану: определять цель вы сказывания, сферу применения в  устной  и  письменной  речи, средства   языка,   характерные для данного стиля, предупреж дать ошибки смешения стилей речи и форм речи

Анализ текстов раз говорного стиля и стиля художествен ной литературы

Написать письмо такому человеку, с которым вам хочется поделиться вос поминаниями об интерес ном событии, встрече, прочитанной книге и др.

56.

Р/Р Научный и официаль но-деловой стиль речи

1

Урок раз вития ре чи. Повто-рительно-обоб-щающий урок

Научный   и   официально-деловой стиль речи

Уметь   анализировать   тексты научного       и       официально-делового стилей, понимать их функции и сферу применения; определять языковые средства, характерные для этих стилей речи;   создавать   собственное высказывание  в официальном или научном стиле, сохраняя их особенности, соблюдая специ фику   жанра    в   официально-деловом   стиле    (объявление,

Ответить  на  вопро сы:  в чем сходство официального и де лового   стиля   речи, какую  функцию  они выполняют?   Соста вить конспект статьи «Стилистическое использование     си нонимов»

Подготовить доклад на одну из тем: «Сравнение ССП и СПП», «Речевой этикет и национальные традиции народов мира». Составить резюме или деловое письмо (опреде лить цель, адресата)

расписка, доверенность, заяв ление, характеристика, авто биография, резюме); состав лять конспект и план учебной статьи учебника, учебных посо бий, лингвистических книг для учащихся, готовить материал для устных и письменных со общений на лингвистическую тему

Предложения с чужой речью

57

Способы передачи чужой речи. Раздели тельные и выдели тельные знаки пре пинания в предложе ниях с пря мой речью

1

Урок ус воения но вого мате риала

Способы передачи чужой речи.   Разделительные   и выделительные         знаки препинания   в   предложе ниях с прямой речью. Сти листические   возможности разных способов передачи чужой речи

Знать основные способы пере дачи чужой речи, уметь пра вильно интонировать в пред ложениях с прямой и косвенной речью, использовать предло жения с прямой речью с учетом содержания и стиля высказы вания, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку

Составление диало гов, схем предложе ний. Конструирова ние предложений по схемам

§217

Упр.243.  Прочитать текст ,определить его основную мысль,    устно    передать содержание    текста,    ис пользуя    другие   способы передачи     чужой     речи. Подготовить устное сооб щение «Способы переда чи чужой речи». Проиллю стрировать примерами из художественных   произве дений

59.

Предложе ния с пря мой речью

1

Урок за крепления изученного

Строение  предложений  с прямой   речью.   Раздели тельные и выделительные знаки препинания в пред ложениях с прямой речью. Стилистические     возмож ности    разных    способов передачи чужой речи

Уметь пунктуационно оформ лять предложения с прямой речью, выразительно читать, производить синонимичную за мену предложений с прямой речью и косвенной, определять стилистические возможности разных способов передачи чу жой речи

Осложненное спи сывание

§218

Упр.250. Дополнить пред ложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препи нания. Ответить на вопрос: что в словах автора может подсказать эмоциональную окраску прямой речи и си туацию, в которой речь произносится? Упр.252. Перестроить предложения так, чтобы чужая речь бы ла передана с помощью прямой речи, разорванной словами автора

60.

Предложе ния с кос венной ре чью. Замена прямой речи косвенной

1

Урок ус воения но вого мате риала

Предложения с косвенной речью.    Замена    прямой речи косвенной

Понимать отличия косвенной речи от прямой, уметь заменять прямую речь косвенной и на оборот, правильно расставлять знаки препинания

Конструирование предложений с раз ными способами пе редачи чужой речи

§219

Упр.258. Пересказать, ис пользуя разные способы передачи чужой речи (Н.В.Гоголь «Ревизор», д.1, явл.З). Упр.259. Про читать, озаглавить отры вок из романа А.С.Пушкина «Арап Петра Великого», определить тип речи, изложить текст пись менно, заменяя предло жения с прямой речью предложениями с косвен ной речью

61.

Цитаты. Способы цитирова ния. Знаки препинания при цитиро вании

1

Урок ус воения но вого мате риала

Цитаты. Способы цитиро вания.  Знаки  препинания при цитировании

Знать различные способы ци тирования, уметь ими пользо ваться в тексте в соответствии с задачами и характером вы сказывания, выделять цитаты знаками препинания

Записать текст под диктовку, оформить цитаты, определить их функцию в тексте. Рассказать о случа ях, когда цитаты не заключаются в ка вычки, привести свои примеры

Упр.270. Передать в пись менной форме небольшую сцену с диалогом или мо нологом из любимого вами фильма. Использовать по возможности все извест ные вам способы переда чи чужой речи. Упр.268. Ввести цитаты в свою речь известными вам спо собами, назвать темы со чинений, эпиграфами к которым могли бы служить данные цитаты. Записать 2-3 темы и эпиграфы к ним

62.

Системати зация и обобщение изученного по теме «Способы передачи чужой речи»

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предло жений с прямой и косвен ной речью. Использование различных способов цити рования    в    собственных речевых высказываниях

Уметь производить синтаксиче ский разбор предложений и мо делировать предложения с прямой речью, производить синонимичную замену предло жений с прямой и косвенной речью, пунктуационно правиль но оформлять, выразительно читать, использовать изобрази тельные средства синтаксиса в собственной речи

Пунктуационный раз бор. Взаимодиктант

Упр.254. Прочитать отры вок из рассказа, опреде лить, какое средство ис пользует автор, чтобы подчеркнуть напряжен ность изображаемого мо мента

63.

Р/Р Кон трольная 1 ml хил

1

Урок кон троля. Урок раз вития ре чи

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь. Синонимия предло жений с прямой и косвен ной речью. Использование различных способов цити рования    в    собственных речевых    высказываниях. Текст.     Тема,     основная мысль,    изобразительные средства языка

Уметь производить синонимич ную   замену   предложений   с прямой   и   косвенной   речью; пунктуационно           правильно оформлять,   выразительно  чи тать,   использовать   изобрази тельные средства синтаксиса в собственной    речи;    понимать основное   содержание   прочи танного текста художественного стиля, его тему, коммуникатив ную   цель,   основную   мысль; подробно    пересказывать    ис ходный текст, соблюдая логику, сохраняя тип, стиль речи, язы ковые     средства;     выполнять тестовые  задания  с  выбором ответа на основе прочитанного текста;    извлекать    основную информацию из текста при чте нии,   анализировать  языковые единицы,    представленные    в тексте

Изложение      прочи танного текста худо жественного    стиля. Тестовые задания к нему

Упр.273. Прочитать текст, определить   тему,   основ ную мысль, жанр и стиль. Озаглавить текст,  пересказать его.  Упр.285.высказывание выдающегося  русского филолога и педагога

В.В.Виноградова, подготовить краткое сообщение о  нем,   используя   высказывание ученого и тексты в учебнике

64.

Р/Р Публи цистический и художест венный сти ли речи

1

Урок раз вития речи. Повтори-тельно-обоб-щающий урок

Публицистический и худо жественный стили речи

Уметь   анализировать   тексты публицистического и художест венного     стиля,     определять цель, сферу применения, осо бенности,  языковые  средства, характерные для  этих стилей речи, опознавать их в художе ственных   произведениях,   ис пользовать в собственных вы сказываниях       экспрессивную лексику,   многозначные  слова, метафоры, сравнения и др. как средства выразительности

Ответить на вопрос: в   чем   сходство   и различие     публици стического   и   худо жественного   стилей речи?    Лингвистиче ский анализ художе ственного текста

Написать     сочинение     о родном крае или о доро гом   для   вас   человеке. Конкретизировать      тему, определить, в каком стиле будете    ее    раскрывать. Подготовить устное сооб щение          «Лексические, морфологические   и   син таксические          средства сравнения»

65.

Словарь как вид спра вочной ли тературы. Основные

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Словарь как вид справоч ной   литературы.   Основ ные виды словарей

Знать   особенности   словарей, отражающих нормы правописа ния  и  произношения,  вырази тельные возможности языка и речи, энциклопедические и тол-

Сопоставительный анализ       словарей. Составить     словар ную статью для тол кового словаря (сло-

Подготовить устное сооб щение   «В.И.Даль   -   из вестный русский лексико граф» или «Д.Н.Ушаков -составитель        толкового

виды слова рей

ковые словари, их структуру, уметь ими пользоваться в ис следовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам

варя синонимов, ан тонимов)

словаря»

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

66.

Фонетика. Графика. Орфогра фия. Орфо эпия

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Звуки русского языка,  их классификация.    Смысло-различительная роль зву ка. Орфоэпические и ор фографические нормы

Уметь делать сообщение о зву ках речи, особенностях произ ношения гласных и согласных звуков по плану; из вариантов ударений выбирать правиль ный, соотносить звук и букву на письме, выразительно читать текст; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюде ния орфоэпических норм, про изводить элементарный звуко вой анализ текста; использо вать алфавит в практической деятельности; опознавать ор фограммы, выбор которых за висит от фонетических условий

Тест

Упр.290. Составить кон спект текста, определить тему и основную мысль. Ответить на вопросы: сколько звуков в словах 3-его предложения; в каких случаях количество звуков и букв не совпадает? Упр.292. Заполнить таб лицу о правописании гласных в корне; исполь зуя ее, подготовить устное сообщение, иллюстрируя собственными примерами

67.

Морфология и орфография

1

Повтори-

тельно-

обоб-

щающий

урок

Употребление  частей  ре чи. Соблюдение норм рус ского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Уметь распознавать изученные части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли, исполь зовать их в речи, соблюдая грамматические нормы, делать правильный выбор орфограмм, написание которых зависит от морфологических условий

Упр.349. Определить синтаксическую роль наречий     и     слов-состояний в предло жениях. Рассказать о роли      наречий      и слов-состояний. Упр.344.    Прочитать тексты,   определить, в каком из них при лагательные     упот ребляются   в   выде лительной  функции, в каком - в изобра зительной и оценоч ной.    Рассказать    о роли     прилагатель ных в речи. Упр.358.

Упр.309. Прочитать текст, определить, в каком пред ложении выражена его основная мысль. Выпи сать сначала формы одно го слова, затем - одноко-ренные слова. Упр.324. Отредактировать предло жения, устранить повтор слов с помощью подбора синонимов, личных место имений, описательных оборотов

Используя обобщенную ( по всем самостоятельным частям речи) таблицу, рассказать, на  основании каких грамматических признаков пишется Ь после шипящих на конце слов

68.

Р/р Изложение с элементами сочинения

Уроки развития речи. Уроки контроля.

Уметь понимать на слух содер жание звучащего текста худо жественного или публицистиче ского стиля, основную мысль, отношение автора к поставлен ной проблеме, поставленной в тексте; подробно излагать, со блюдая на письме нормы рус ского языка; создавать собст венный текст на основе исход ного,    выражать    собственное мнение по проблеме, затрону той в нем, аргументировать его с  привлечением   информации извлеченной   из   этого  текста знаний, жизненного и читатель- ского опыта, оформлять pечь в  соответствии с нормами  письма, использовать в ней разнообразные грамматические          конструкции и лексическое богатство

Изложение с элементами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....