РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
рабочая программа (русский язык, 10 класс) по теме

Дёмина Нелли Викторовна

  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , 

 Всего часов на учебный год – 34;

Количество часов в неделю - 1 час 

Составлена в соответствии с учебной программой базового уровня   для 10-11 классов общеоб  .  разовательных учреждений    автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.

Учебник - Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.:«Русское слово», 2011 г.

Составитель:  Дёмина Нелли Викторовна,учитель русского языка и литературы МБОУ "Шелеховский лицей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russ_10-f.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                       

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Шелеховского района «Шелеховский лицей»

«Рассмотрено»

На заседании кафедры

Заведующий кафедрой

___________/_____________________/

Протокол от _______________№ ___

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

___________/_____________________/

«____»____________20____ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ШР «Шелеховский лицей»   __________________ О.А.Меновщикова

Приказ  от «___»________20___ г.  №_______

 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

Всего часов на учебный год – 34

Количество часов в неделю – 1

Составлена в соответствии с  учебной программой  базового уровня для 10-11 классов общеобразовательных учреждений ,

 автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.  

Учебник - Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина. Русский язык. 10-11 классы. М.: «Русское слово», 2011 г.

 

                                                                                                                                       Составитель: Дёмина Нелли Викторовна,

                                                                                                                                 учитель русского языка и литературы

                                                                                                                           МБОУ ШР «Шелеховский лицей»

г. Шелехов, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность курса

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10-х классов физико-математического профиля. Данный курс входит в инвариантную часть учебного плана, реализует принцип личностно-ориентированного деятельностного подхода к усвоению учебного материала в соответствии с концепцией модернизации филологического  образования и федеральным государственным образовательным стандартом. Рабочая программа курса «Русский язык»  разработана на основе учебной программы базового уровня для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.), сборник программ Программы общеобразовательных  учреждений. Русский язык 10-11 классы. Гольцова Н.Г. Программа  курса «Русский язык. 10-11 классы»: Изд. 6-е – М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2010.

Основная цель учебного  курса предусматривает углубление, расширение и совершенствованием знаний по  орфоэпии, лексике, морфемике, орфографии и морфологии.   Изучение материала планируется проводить параллельно с выполнением заданий КИМов по каждой теме, что позволит вести подготовку к ЕГЭ на каждом уроке. В качестве контрольных работ учащимся предлагаются диктанты, проверочные тестовые работы.

Основные задачи курса: 

• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

 дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

 • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

 • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В процессе изучения курса идет опора на исторический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу обучающихся с источниками. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, практикумы,  ,комбинированные уроки, урок-беседа, повторительно-обобщающий уроки.

Знания и практические умения, приобретенные обучающимися при изучении курса, будут использованы во всех сферах будущей деятельности, сформируют толерантное отношение и уважение к другим народам и культурам.

 Поскольку данная рабочая программа разработана для обучающихся физико-математического профиля,  то с учётом особенностей их памяти, мышления, восприятия материала (логическое мышление, способность воспринимать структурированную информацию) в содержании курса предложены: составление алгоритмов, содержащие методы математического анализа, структурированные таблицы для подачи нового материала,  аналитическая работа с новой информацией.

 Рабочая программа разработана с учётом межпредметных связей с другими дисциплинами: литература (использование текстов для диктантов и контрольных работ из художественных произведений), обществознание и  история (освещение вопросов в разрезе заданий формата ЕГЭ по социальным проблемам), химия и биология (тексты для анализа в КИМ).

          Курс русского языка  в 10  классе призван завершить формирование орфографической  компетентности выпускника лицея и способствовать подготовке к итоговой аттестации по русскому языку в формате ЕГЭ.

Организация обучения

Формы организации обучения: индивидуальная, работа в парах, групповая, интерактивная.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;

По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, обобщающий, классификационный.

Технологии обучения: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.

Результаты обучения

Формы проверки и оценки результатов обучения:

(формы промежуточного, итогового контроля, районные и областные мониторинги)

Способы проверки и оценки результатов обучения: контрольные работы, проверочные работы,  тестовый контроль, практические работы,  

Средства проверки и оценки результатов обучения:

Ключ к тестам, зачётные вопросы, практические работы.

Результаты освоения курса русского языка.

Личностные результаты: освоение русского языка на третьей ступени обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:

  • осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским  языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать  и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
  •  увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств
  •  представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира.

Метапредметные результаты:

  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
  • ;формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской деятельности, способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
  •  готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе.

Предметными результатами  освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового  уровня по русскому (родному) языку являются:

  • представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
  • адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
  • осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудио-текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
  •  владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
  • создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  •  подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
  • применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
  • соблюдение норм речевого поведения в социально-культурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
  • осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
  •  проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

№ п/п

Наименование раздела

Всего часов

 Из них

Уроки

(теоретический материал)

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

1

2.

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

1

1

-

3.

Морфемика и словообразование.

2

1

1

4.

Лексика. Фразеология

4

3

1

5.

Орфография и  морфология

24

16

5

3

6

Районные и областные мониторинги

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип урока

Элементы содержания (главные понятия, изучаемые на уроке)

Формы контроля

1

Слово о русском языке

1

Комбинированный

урок

Основное предназначение языка, взаимосвязь языка и культуры, отражение культуры в языке.

Презентация,

Составление конспекта

Фонетика. Графика. Орфоэпия

2

Фонетика и графика.

1

Урок- практикум

Лингвистические единицы фонетики. Звук, гласные и согласные звуки. Характеристика гласных и согласных. Чередование звуков. Фонетический разбор слова Характер графики русского языка.

Контрольный тест

3

Орфоэпия. Орфоэпическая норма.

Орфоэпический минимум. Работа со словарями.

Морфемика и словообразование.

4

Состав слова. Система морфем русского языка. Морфемный разбор.

1

Комбинированный

 Основные единицы морфемики и их особенности. Морфемы, формообразующие аффиксы,

Самостоятельная работа

Презентация.

5

Способы словообразования. Словообразовательный разбор слова.

1

Урок-практикум

Морфологические и неморфологические способы словообразования

Словообразовательный разбор слова.

Решение ЕГЭ. Часть В. задание 2

Контрольный тест.

Лексика. Фразеология.

6

Слово и его значение. Системные отношения в лексике.

1

Комбинированный

Однозначные и многозначные слова. Омонимы паронимы антонимы синонимы

Анализ упражнений учебника, составление предложений с примерами из текста,  анализ заданий в КИМах ЕГЭ  А - 2

7

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

1

Урок-исследование

Изобразительно-выразительные средства русского языка. основные отличия лексических средств выразительности от синтаксических.

Презентация.

8

Практическая работа.

Урок обобщения и систематизации знаний

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

Лингвистический анализ  текста

анализ заданий в КИМах  часть В, зад.8

9

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

1

Урок-лекция

Фразеологические единицы и их употребление.

Презентация, сообщения уч-ся по доп. материалу,

Орфография и морфология

10

Правописание гласных в корне слова

1

Комбинированный

Правописание безударных гласных в корне слова.  Правописание чередующихся гласных в корне  слова.

Составление таблицы

анализ заданий в КИМах ЕГЭ А14

Контрольный тест

11

Употребление гласных после шипящих и Ц

1

Комбинированный

Правописание гласных после шипящих и Ц в корне слова, в суффиксах и окончаниях различных частей речи

Составление алгоритма

Презентация.

Контрольный тест

12

Правописание согласных в корне.

1

Урок -практикум

Правописание звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ШЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ.

Фронтальный опрос.

Составление опорных таблиц по правописанию, подбор примеров из текста.

13

Двойные согласные

Комбинированный

Правописание двойных согласных.

Анализ упражнений учебника. Работа с текстом, выборка слов с двойными согласными

Контрольный тест

14

Правописание приставок.

1

Комбинированный

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки, не меняющие своего написания. Приставки на -З и -С. Правописание приставок пре-при-.Условия написания приставки ПРЕ-. Условия написания приставки ПРИ

.

Презентация.

Решение ЕГЭ анализ заданий в КИМах ЕГЭ А15

15

 Буквы ы-и после приставок.

Комбинированный

Значение иноязычных приставок

Заполнение  таблиц

анализ заданий в КИМах ЕГЭ А15

16

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

1

Урок-практикум

Употребление Ъ и Ь.

Употребление прописных букв. Правила переноса.

Презентация.

Контрольный тест

17

Контрольный диктант

Урок обобщения и систематизации знаний

18

Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имён существительных

1

Комбинированный

Грамматические характеристики имени существительного как части речи. Падежные окончания И — Е .

Сообщения уч-ся по доп. материалу, анализ материала учебника.

19

Гласные в суффиксах имён существительных

1

Урок-практикум

Правописание суффиксов -ЕК- / -ИК-. Правописание суффиксов -ЕНК- / - ИНК Правописание суффиксов -ЕЦ- / -ИЦ-. Правописание суффиксов -ИЧК- / -ЕЧК-. Правописание суффиксов -ОНЬК- / -ЕНЬК-. Правописание суффиксов -ЫШК-, -УШК- / -ЮШК-. Правописание суффиксов -ЧИК- / -ЩИК

Выполнение по плану практической работы

Презентация.

Контрольный тест

20

Имя прилагательное как часть речи. Правописание суффиксов имён прилагательных

1

Комбинированный

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Степени сравнения имен прилагательных. Полная и краткая формы Правописание суффиксов имен прилагательных.  К- / -СК-.   -ЕВ- / -ИВ-.  ЧИВ- / -ЛИВ-.   -ОВ- / -ОВАТ- / -ОВИТ-.   -ЕНЬК- / -ОНЬК

Работа с

упражнениями учебника, тестами ЕГЭ, ;подбор своих примеров на изученные орфограммы.

Контрольный тест

21

Правописание сложных прилагательных и существительных.

1

Комбинированный

Слитное написание сложных прилагательных и существительных. Дефисное написание сложных прилагательных и существительных.

 Контрольный тест

22

Имя числительное как часть речи. Склонение числительных.

1

Урок -беседа

Морфологически е признаки имён числительных. Числительные порядковые, количественные, собирательные

Грамматические нормы А-3

23

Контрольный диктант

1

Урок обобщения и систематизации знаний

24

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений.

1

Урок-лекция

Морфологические признаки местоимений. Разряды местоимений

Самостоятельная работа с учебником

25

Глагол как часть речи Правописание глаголов

1

Комбинированный

Спряжение глагола.   Правописание личных окончаний глаголов.

Запись основных положений по теме урока, выполнение упражнений учебника, анализ заданий в КИМах ЕГЭ А16

Контрольный тест

26

Практическая работа

1

Урок-практикум

Выполнение практической работы по плану \

27

Причастие как глагольная форма

1

Комбинированный

Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

анализ заданий в КИМах ЕГЭ А16, А6

Контрольный тест

28

Практическая работа

1

Урок-практикум

Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных

Выполнение по плану практической работы.

29

Деепричастие как глагольная форма.

1

Комбинированный

Образование деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.

Коллективный анализ материала учебника, самостоятельное выполнение заданий. А 4

Контрольный тест

30

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Определение. Функции предлога в речи. Дефисное написание предлогов. Слитное написание производных предлогов

Анализ заданий в КИМах ЕГЭ А19,А5

31

Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Частицы. междометия

1

Комбинированный

Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова.

А-5

Контрольный тест

32

 Правописание  частиц НЕ и НИ.

1

Урок - практикум

Их значение и употребление.

Значение частиц НЕ и НИ

Анализ заданий в КИМах ЕГЭ А18

33

Административная работа в форме ЕГЭ.

Часть  А, В

1

Урок обобщения и систематизации

34

Резервный урок

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Гольцова Н.Г. Программа  курса «Русский язык. 10-11 классы»: Изд. 6-е – М.: « ТИД «Русское слово – РС», 2010.
  2. Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - РС», 2011 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  3. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2011
  4. Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  5. Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  6. Концепция модернизации Российского образования;
  7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  8. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  9. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.

Для ученика

  1. Учебник «Русский язык 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: ООО «Русское слово - РС», 2011 авт. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.
  2. Греков В.Ф. , Крючков С.Е., Чешко Л.А.  Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. (базовый уровень)- М. Просвещение, 2011
  3. Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
  4. Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
  5. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
  6.  Пучкова Л.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 10-11 кл.. М.: - Издательство «Интеллект-Центр», 2007..

ЭЛЕКТРОННЫЕ И ЦИФРОВЫЕ ПОСОБИЯ

  1. http://rusolimp.kopeisk.ru/
  2. http://www.svetozar.ru/
  3. Единая коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/
  4. Имена.org – популярно об именах и фамилиях   http://www.imena.org
  5. Информационная система «Ура! Учим русский язык!» http://lpm.org.ru/russian/static/
  6. Крылатые слова и выражения   http://slova.ndo.ru
  7. Культура письменной речи   http://www.gramma.ru
  8. Мир слова русского   http://www.rusword.org
  9. Портал видеоуроковhttp://interneturok.ru/.

Рукописные памятники Древней Руси  http://www.lrc-lib.ru

  1. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
  2. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru
  3. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку  http://www.svetozar.ru
  4. Справочно-информационный портал Грамота.ру. www.gramota.ru  
  5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТСО:

Компьютер;

Мультимедийный проектор

Экранно-звуковые средства обучения:

CD- диски, компьютерные презентации в формате Ppt.

Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре и началам анализа для10-11 классов физико-математического профиля.

При изучении алгебры и начал анализа в старшей школе осуществляется переход к блочно-модульной системе организации учебного процесса. Тематическое планирование составлено с учетом применения при изуче...

Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)

Пояснительная запискаРабочая программа курса  «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля

Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программа учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10 и 11 классах физико-математического профиля, 2014-2015уч.год

Данный материал содержит рабочую программу учебного предмета Алгебра и начала математического анализа в 10-11 классах физико-математического профиля. Авторы учебника:Ю.М.Колягин, М.В. Ткачёва, Н.Е. Фё...

Рабочая программапо русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). - М.: Просвещение, 2016г.

Рабочая программа составлена на основе ФГОС основного общего образования и авторской  программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В...