Разные виды омонимов
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Обобщающий урок по теме "Виды омонимов", построенный на приёме ТРИЗ "Зигзаг-2".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Севидова Е.В.,

учитель русского  и  литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

г. Новокузнецка

Разные виды омонимов

(краткий конспект урока русского языка в 7 классе по программе С.И.Львовой)

Цели урока: 

  1. образовательные: обобщить сведения о разных видах омонимов; научиться различать их и не путать с многозначными словами;
  2. развивающие: развивать умение анализировать предложенный материал, делать выводы, приводить собственные примеры к изучаемому на уроке;
  3. воспитательные: воспитывать умение работать в группе, выступать в роли учителя.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями; инструкции для работы в первичной группе и «группе единомышленников»; таблички с обозначением лексических единиц (с опознавательным знаком); «Справочные материалы» к учебнику русского языка для 7 класса С.И. Львовой, В.В. Львова.

Форма урока групповая («Обучение в сотрудничестве»), в основе которой приём РКМ «Зигзаг – 2» (автор Славин). Класс поделён на 5 групп.

Ход урока

I Оргмомент

II Стадия вызова: повторение сведений о разных видах омонимов (составление кластера)

ОМОНИМЫ

омофоны                          лексические                 омографы                       омоформы

(фонетические                 омонимы:                  (графические                 (грамматические

омонимы):                 стрела от лука-                 омонимы):                         омонимы):

Атлас – атлАс           горького лука           груздь – грусть          тёплая печь – печь пироги

? Можно ли многозначность слов рассматривать как вид омонимов? Почему?

III Работа в первичных группах.

        На данном этапе обучающиеся получают карточки с одинаковым языковым материалом, но у каждого члена группы СВОЁ задание (смотри Приложения). Общаться ребятам пока нельзя. На работу отводится 5 минут.

IV Работа в «группе единомышленников».

        По команде учителя обучающиеся объединяются в «группы единомышленников», то есть теперь вместе собираются ребята, выполнявшие  одно и то же задание. Сделать это быстро помогут таблички с обозначением лексических единиц и опознавательными знаками (такими же, как на индивидуальных карточках обучающихся) – смотри Приложения). Задача «единомышленников» - проверить правильность выполнения задания, при необходимости исправить ошибки и составить предложения с использованием доставшейся лексической единицей (смотри Инструкцию для работы в «группе единомышленников») – приём ТРИЗ «Свои примеры». На работу отводится 8 - 10 минут.

V Возвращение в первичные группы.

        Вернувшись в первичные группы, каждый ученик выполняет роль учителя. Его задача – продиктовать и объяснить одноклассникам пример (составленный совместно с «единомышленниками») употребления «своей» лексической единицы (смотри Инструкцию для работы в первичной группе).

        

         К концу урока в тетрадях обучающихся должны быть:

  1. кластеры по теме урока;
  2. индивидуальная (если необходимо, скорректированная в «группе единомышленников») работа;
  3. примеры употребления многозначных слов и разных видов омонимов, составленных обучающимися при работе в «группах единомышленников».

Домашнее задание: упр. 915, с. 193 (третье и четвёртое задание).



Предварительный просмотр:

        Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены лексические омонимы.

        1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10)  Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.

        Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омофоны.

        1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10)  Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.

        Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омографы.        1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10)  Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.

        Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены омоформы.

        1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву. 10)  Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.

        Из данных пар предложений выпиши те, в которых употреблены многозначные слова.

        1) Добавьте в салат лук и петрушку. – Перед нами был луг, усеянный васильками и ромашками. 2) К трём прибавить пятнадцать, получится восемнадцать. – Трём, трём, а пятно не исчезает. 3) Степан уткнулся головой в подушку и заплакал. – Уткнулся в книгу – и никого не слышит. 4) Невыносимая мука навалилась на него после встречи с Аннушкой. – Для торта нужна мука высшего сорта. 5) «Язык-то прикуси!» - посоветовала Дарья Павловна. – Мы изучаем английский язык. 6) Мне было скучно. – Докладчик рассказывал о фиалках скучно, его никто не слушал. 7) Коллекция пополнилась новыми золотыми украшениями. – Золотыми листьями были покрыты все дорожки парка. 8) Несмотря на заморозки, на смородине появился молодой побег. – Именно Мирохин организовал тот побег. 9) Играли они неважно, часто попадали мячом в сетку. – От сильного порыва ветра цветы попадали на траву.  10)  Чтобы получить ссылку на скачивание песни, введите код. – Из-за угла выглянул кот и тут же скрылся.

Инструкция для работы в «группе единомышленников»

  1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
  2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.

При возникающих трудностях обращайтесь за помощью к учителю!

Инструкция для работы в «группе единомышленников»

  1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
  2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.

При возникающих трудностях обращайтесь за помощью к учителю!

Инструкция для работы в «группе единомышленников»

  1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
  2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.

При возникающих трудностях обращайтесь за помощью к учителю!

Инструкция для работы в «группе единомышленников»

  1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
  2. Пользуясь толковым словариком в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.

При возникающих трудностях обращайтесь за помощью к учителю!

Инструкция для работы в «группе единомышленников»

  1. Проверьте правильность выполнения задания каждым членом группы. Если необходимо, исправьте ошибки.
  2. Пользуясь словариком омонимов в «Справочных материалах», составьте свою пару предложений.

При возникающих трудностях обращайтесь за помощью к учителю!

Инструкция для работы в первичной группе

  1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
  2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .

Инструкция для работы в первичной группе

  1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
  2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .

Инструкция для работы в первичной группе

  1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
  2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .

Инструкция для работы в первичной группе

  1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
  2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .

Инструкция для работы в первичной группе

  1. Продиктуй одноклассникам пример употребления своей лексической единицы, объяснив её особенности.
  2. Проверь! В твоей тетради должны быть примеры употребления многозначных слов, лексических омонимов, омографов, омофонов и омоформ .



Предварительный просмотр:

   

   омоформы

      омографы

          омофоны

лексические омонимы

многозначные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в 5 классе по теме :"Виды омонимов"

Тест предназначен для учащихся 5 класса...

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Виды омонимов

Разработка для урока русского зыка в 5 классе по теме: "Омонимы"....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...

Сравнение. Виды сравнений. Проба «пера»: создание текстов с разными средствами выразительности (разные виды сравнений, эпитеты, метафоры)

Цель: актуализация знаний о сравнении и его видах.Задачи: 1. Ознакомиться с разными видами сравнений.2. Научиться различать разные виды сравнений.3. Закрепить полученные знания путем создания творческ...

Урок-практикум «Сложное предложение с разными видами связи. Пунктуация в СП с разными видами связи» в 11 классе.

Цели урока:-систематизировать и обобщить знания и умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препинания и проводить ...