Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

 Гаркавцева Екатерина Валерьевна

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_5_b.docx358.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 5б классе.

Тема урока: Антонимы, синонимы, омонимы.

Подготовила Гаркавцева Екатерина Валерьевна.

-ЦЕЛИ  урока:

образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Тип урока: комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: презентация, медиапроектор, экран, словари, учебники, тетради.

Девиз урока:

 « Будем хорошо учиться,

 Будем хорошо себя вести.

 Чтобы гости дорогие

 Захотели вновь прийти».

Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга и гостей нашего урока, на котором покажем, как мы работаем.

Учитель:

В стране русского языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

Учитель: Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав? (Лексика)

 - А что входит в лексику? (Слайд  с ответами - Лексическое значение слова,

Однозначные и многозначные слова, Прямое и переносное значение слова,

Омонимы, Синонимы, Антонимы).

- А какие цели вы себе поставите на этом уроке?

(Ответы учеников)

А вам желаю, ребята, проявить себя творчески, раскрыть свою индивидуальность и получить положительные эмоции.

2. Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.

-Учитель: Итак записываем в тетради число, тему урока «Синонимы, антонимы, омонимы.

 На доске текст:

 Ясный летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо прозрачное, высокое. Чудесная пора!

-Учитель: Ребята, о каком времени года говорится в этом тексте? (о лете)

-Учитель: Какие слова говорят, что это лето? ( ответы учеников, запись в тетради - ясный,  летний, тепло, солнечно, жаркий, прозрачное, чудесная).

 Подберите к  этим словам противоположные  по значению слова  и по этим словам создайте новый текст.

Слайд:  Лето – зима, ясный – тусклый, летний – зимний, тепло – холодно, солнечно – пасмурно, жаркий – холодный, прозрачное – мрачное, чудесная – ненастная.

-Учитель: А как эти слова  эти слова называются (АНТОНИМЫ).(Слайд)

- А кто вспомнит правило, что такое антонимы?

-Теперь по этим словам создайте новый текст (ученики создают текст).

 ТЕКСТ

Тусклый, зимний день. Сегодня холодно и пасмурно. Дует холодный ветер. Небо мрачное. Ненастная пора.

- Прочитайте, что у Вас получилось. О каком времени года говорится в вашем тексте? (зиме)

Задание №1

Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок – высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка – далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок – тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? – шепчет червячок –

Сладкий у него бочок.

(высоко-низко, близко-далеко, мало-велико, кислый-сладкий)

Учитель:- Что такое  антонимы?

(Соня отвечает)

Ученик: ...Разобраться с ним не сложно -

«анти» - противоположно;

"Оним" - "имя", нам известно,-

привести пример уместно...

"Добрый" - "злой" наоборот...

"сладкий", значит - "горький", вот!

грустно - "ВЕСЕЛО", конечно,

Так как справились успешно!

Учитель:

антонимы – это слова с противоположным значением.

Антонимы в большом количестве встречаются в пословицах и поговорках.

значение пословиц и поговорок в нашей жизни: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать…

Задание №2 Восстановите пословицы, в которых встречаются антонимы

Ученье – свет, а неученье - …

Меньше говори, а …

Корень учения горек, а плод …

Мягко стелет, да …

В глаза не хвали, а …

 Сытый … не разумеет.

 Ласточка день начинает, а соловей …

 За маленьким погнался, а …

Легко сказать, да….

Правой рукой строит, а левой…

Что же за слова были пропущены?

(антонимы)

Учитель: Какая книга нам поможет определить эти слова, если мы не знаем? (Словарь антонимов)

Физкультминутка.

Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны-

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать-

Раз-два-три-четыре-пять.

А потом прыжки на месте,

Выше прыгаем все вместе.

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться.

Учитель:  Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения С.Маршака «Вьюга».

 (Слайд: стихотворение С.Маршака «Вьюга»).

Вьюга снежная, пурга

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи –

Вихри и метели.

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

Учитель:

Обратимся к учебнику

«Сино» обозначает- одинаковое значение.

Синонимы отличаются оттенками лексического значения.

(Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов.)

Задание №3

Учитель:

- Какие синонимы к названию стихотворения использует поэт? К какой части речи они принадлежат. Выпишите синонимы в тетрадь. По словарю синонимов определите их лексическое значение.( Работа по толковому словарю)

 (Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющая снег носиться, кружиться в воздухе.

Пурга – сильная снежная буря на открытых пространствах.

Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении).

Вывод делают учащиеся, что все эти слова называют одно и то же явление – снежную бурю, но разными словами.

- Для чего синонимы служат в речи?  Что вы знаете о них?

это слова близкие по значению;

отвечают на один и тот же вопрос;

различаются оттенками значений;

помогают разнообразить нашу речь;

позволяют убрать повторы;

помогают объяснить значение слов;

-Учитель: Подберите и  запишите в тетради синонимы к слову картина, слайд)

Записать  в тетради синонимы к слову картина (работа со словарем синонимов –полотно, холст, шедевр)

 Учитель:

- Почему синонимы образуют ряды, а антонимы – только пары? Синонимы передают оттенки и поэтому их много, а антонимы – это слова только с противоположным значением.

 Омонимы.

Учитель:

- И теперь мы с вами обратимся к словам-близнецам, т.е. – омонимам.

Но сначала послушайте такую историю.

         Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

         - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).(слайд)

- Объясните, почему произошла ошибка?

 Составьте предложения с этими словами. (ученики записывают придуманные предложения в тетрадь).

 Давайте подумаем, что же такое омонимы?

А помогут нам в этом Женя и Максим.

К доске выходят два ученика.

Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Овсянка».

- А у меня дома овсянка.

- Подумаешь, у меня сегодня тоже дома овсянка.

- Люблю я овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная! Особенно зимой да с молоком!

- Как это вкусная? Как с молоком?

- Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?

- Как это про что? Про овсянку!

- Про какую овсянку?

- Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

- Про ту, что в нашем саду летом жила и песни пела.

- Каша песни пела?!

- Какая каша? Не каша, а птица. Птица овсянка!

- Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне мою овсянку слушать!

- А потом ко мне мою овсянку кушать!

Вопрос классу: Почему вы улыбнулись, слушая этот рассказ?

Вы услышали одинаково звучащие слова: овсянка (каша) и овсянка (птица). А как они называются? Посмотрим в учебнике правило.  (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению).

Учитель: Отгадайте загадки

А сейчас я, правда, устарела,

А прежде было много дела,-

Как выйду на зеленый луг.

Так забываю про досуг.

Любая мода не вечна,

Не изменяюсь я одна,

И девочки всегда и всюду

Меня носить, конечно, будут. (Коса)

Считаюсь поваром по праву

Я к пище важною приправой.

Меня он «предает ножу»,

Его до слез я довожу.

Ходили некогда со мною

Охотиться и воевать,

Теперь же лишь глагол стрелять

Напомнит обо мне порою. (Лук)

Виды омонимов:

Дети  записывают пары слов СИДЕТЬ – СЕДЕТЬ, ЛЕСА – ЛИСА, луг-лук, плот-плод (это омофоны – слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение.)

 Дети  записывают отрывок шутливого стихотворения Я, НЕ ЖАЛЕЯ МЫЛА,

 НОС ТЕРПЕЛИВО МЫЛА, лечу самолетом- лечу горло (это омоформы- слова, которые звучат одинаково лишь в некоторых грамматическтх формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи.)

Дети  записывают пары слов КРУЖКИ – КРУЖКИ, МОЮ – МОЮ , плачу-плачу(это омографы – слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (из-за различий в ударении).

 3.Закрепление изученного.

А) Работа по группам. Составить три предложения со словом свет.

(1. Солнечный свет пробился сквозь тучи. 2)Зимой  мы рано включаем свет. 3)Я люблю путешествовать по белому свету).

Б) А теперь, ребята,  я хочу вам загадать загадку. Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи укрываю. (Перо)

Задание№4

Составьте предложение 1 ряд со словом перо птицы, а второй ряд со словом перо пишущее.

Резервное задание

Учитель: Так как сейчас зима, то  мы с вами станем немножко поэтами и по схеме, которую вы видите на экране, составим стихотворение (синквейн), где вы выразите свои чувства зиме или зимнему дню.

1-я строка.        

Кто? Что?

1 существительное

2-я строка.        

Какой?        

2 прилагательных

3-я строка.        

Что делает?        

3 глагола

4-я строка.        

Что автор думает о теме?        

Фраза из 4-5 слов, пословица, поговорка, крылатое выражение

5-я строка.        

Кто? Что? (Новое звучание темы, осмысление).        

1 существительное.

       

Зима

Снежная,холодная

Метёт,воет,морозит

Настоящая королева

Сказка.

Учитель:  у каждого получилось своё произведение. Такое стихотворение называется синквейн. Французы придумали стихотворение, которое назвали "синквейн". Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

4.Рефлексия. Ребята, какую тему мы сегодня изучали? Что полезного для себя взяли? Понравился вам урок?

 Вы мне тоже сегодня понравились, все были активны, хорошо работали. Объявление отметок.

Учитель:

- А завершит наш урок стихотворение замечательного поэта Николая Рыленкова.(читает ученик-Костя)

     Горят, как жар, слова

     Иль стынут, словно камни,-

     Зависит от того,

     Чем наделил их ты,

     Какими к ним в свой час

    Притронулся руками

     И сколько отдал им

     Душевной теплоты.

5.Выставление оценок

6.Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разные виды омонимов

Обобщающий урок по теме "Виды омонимов", построенный на приёме ТРИЗ "Зигзаг-2"....

Презентация в 5 классе по теме :"Виды омонимов"

Тест предназначен для учащихся 5 класса...

Тема урока: "Антонимы". 5-й класс

  Урок по теме «Антонимы» - это урок объяснения нового материала.  Он входит в  систему уроков  по теме «Лексика»...

Урок по теме "Познакомимся с синонимами"

Урок русского языка в 5 классе...

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Виды омонимов

Разработка для урока русского зыка в 5 классе по теме: "Омонимы"....