Развитие творческих способностей учащихся
статья по русскому языку (5,6,7,8,9,10,11 класс) по теме

 

Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения. Большинство заданий не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у учащихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_uchashchihsya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся

Решение учебных творческих задач формирует познавательную активность, мыслительные и исследовательские умения. Большинство заданий не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления – то есть развитию творческих способностей у учащихся.

1. Этимологический диктант: дается толкование слова сквозь призму его нынешнего значения, уч-ся должны узнать слово и записать его, используя этимологические знания. Пример: рядовой в армии, происхождение которого связано с итальянской монетой «сольдо» - СОЛДАТ; слово, которое произошло от французского слова «баг» - пакет – БАГАЖ  и т.д. 

2. «Проверки»: найти как можно больше проверочных слов (но не форм слова) к заданному слову

3. «Насыщенный текст»: составление связного текста, в котором должно быть как можно больше слов на определенную тему (орфограмму). При этом слова могут быть даны заранее. Пример: В никакой стране жил некто. Он никогда не называл своего имени. Не было у него ни семьи, ни детей, ни родственников…

4. Антидиктант: учащиеся (по группам) должны в одном и том же диктанте допустить ошибки, связанные с каким – то определенным написанием, дать для исправления друг другу и оценить. При этом нельзя допускать ошибки, связанные с другим написанием (группам дать задание, связанные с разными орфограммами). Интересно, что у каждой группы должны получиться разные тексты.

Пример 1:правописание безударных проверяемых гласных в корне

Я люблю свою лашадку,

Причишу ей шерстку гладко,

Грибешком приглажу хвостик

И вирхом поеду в гости.

Пример 2:правописание звонких - глухих согласных

Я люблю свою лошатку,

Причешу ей шерстку глатко,

Гребежком приглажу хвостик

И верхом поеду ф  гозти.

5. «Слова по схемам»: подобрать как можно больше слов с определенной морфемой (на время, кто больше). Основная трудность в том, чтобы определить, есть ли в слове такая морфема или ее нет. Пример: нужно подобрать как можно больше слов с суффиксом – арь (но тут нужно обратить внимание, что в слове «лекарь»  он есть. А в слове « фонарь»  его нет)

6. «Чепуха»: учитель последовательно задает вопросы КТО? КОГДА КАК? ЧТО ДЕЛАЛ? и т.д. Уч-ся записывает на листке по одному ответу на свой вопрос, затем заворачивает край листка и передает дальше, соседу по ряду. Поучившиеся предложения зачитывают, и, хотя они получаются бессмысленными, в ходе наблюдений выясняем правильные синтаксические связи и конструкции.

7. «Предложения по знакам препинания»: составление предложений разных синтаксических структур по определенному набору знаков препинания. Пример:-,( предложения: Знание- сила, потому что мы сильны своим разумом. Деревья и дома – все было покрыто снегом, и мы в этот день надели теплые шапки.)

8. «Гибриды»: из двух известных высказываний, пословиц, афоризмов создать одно с новым, оригинальным смыслом. Пример: 1. Семь раз отмерь, один раз отрежь. 2 Скучен день до вечера, коли делать нечего. «Гибрид»: Семь раз отмерь, коли делать нечего.

9. «Почему не говорят?»: задание построено на отождествлении значения слова и его внешнего облика. Нужно увидеть в слове «спрятанное»  словосочетание. А можно вначале, для ознакомления с этим творческим заданием, дать вариант «Почему не говорят?». А уч-ся сами должны найти слово – антонимичное тождество.

Почему не говорят

грабитель севера

тот изменяет

Карлы есть

Потому что говорят

вор – юга

та – верна

Клар - нет

10. «Продолжить ряд»: учитель предлагает некоторый ряд, включающий 2-3 элемента. Задача учащихся – продолжить ряд, продумав закономерность, которая лежит в основе этого ряда. Пример: апельсин, банан, виноград…(слово – название фрукта, начинающееся с Г – следующей буквы алфавита). Колесо, колокол, колпак… (слова с непроверяемой безударной гласной в корне, начинающиеся с КОЛ-)

11. «Аббревиатуры»: задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Необходимо дать определение какому – то понятию, основываясь на его самых важных признаках и «зашифровать» его в аббревиатуру. Затем дать аббревиатуры для  «расшифровки» друг другу и подвести итоги, у кого получилась самая интересная и точная аббревиатура. Задание к тому же развивает мнемонический навык. Пример: тема «Причастие» - аббревиатура РГИП (ребенок глагола и прилагательного); тема «Правописание приставок на З-С» - ЗОПС (зависит от последующей согласной)

12. «Намёки»:  задание можно использовать для проверочной работы при изучении какой – то темы  (лучше всего на уроках литературы, истории); учитель предлагает уч-ся первую букву загаданного слова и намек на него – другое слово, которое он считает некоторым образом связанным с первым. Называемые слова могут вместе встречаться в жизни, быть связаны общим сюжетом. Ограничения должны быть минимальны. Можно начать с общих заданий, которые проверят общий уровень эрудиции. Пример: Б – нос (Буратино); М – лягушонок (Маугли); С – 300 (спартанцев, сражение при Фермопилах); Ш – 1001 (Шахерезада); Е – яблоко (Ева или Елена Троянская)

13. «Венок сравнений»: оптимально задание при закреплении понятия, характеристики героя, явления и т.д. Уч-ся выбирают какое – либо слово, называющее предмет, явление или действие. Затем все по очереди начинают сравнивать его с чем – либо, называя при этом основание для сравнения. Задача – привести убедительное сравнение, повторяться нельзя. Пример: РЕКА – похожа на ленту (длинная и блестящая), на время (течет, нельзя остановить), на деревья (засыпает зимой подо льдом)

14. «Цепочка ассоциаций»: задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы.  По сигналу учителя первый учащийся пишет на листке слово, которое у него ассоциируется с изученным понятием, темой и т.д. и передает листок далее. Следующий уч-ся читает полученное слово и пишет слово, с которым оно ассоциируется у него, снова переедет листок, но при этом загибает край листа с первым словом. И так далее. Задание интересно тем, что можно проследить, насколько хорошо и глубоко усвоена тема, какие метонимические и метафорические ходы лежат в основе ассоциаций, причем бывает так, что одно и то же слово может повториться. Пример: перемена – скоро- Новый год – подарок – компьютер – игра – шахматы – чемпион – медаль – орден – война – стрельба -  фейерверк – Новый год

15. «Дополнить текст»: задание можно использовать при повторении изученного материала, оно развивает навык вдумчивого восприятия текста, его логики, настроения, динамики, позволяет уловить синтаксическую особенность текста. Пример: Лет двадцать (назад) в Покете существовал небольшой ресторан, (такой небольшой), что (посетителей обслуживали) хозяин и один слуга. (Всего было там) десять столиков, могущих единовременно (питать человек) десять…

16. «Подсказки»: один или два уч-ся выходят из класса, а остальным учитель делает небольшое сообщение, желательно, текст – рассуждение. Затем уч-ся возвращаются. Их задача – воспроизвести рассказ учителя как можно точнее, пользуясь подсказками остальных уч-ся. Причем нужно ограничить варианты подсказок (только одно слово, только символ, только глагол и т.д.). Поучив подсказки, уч-ся должны воспроизвести рассказ, который они не слышали. Задание развивает способность правильно интерпретировать полученную информацию, анализировать, связывать в единое целое отрывочные сведения, научиться отбирать для подсказок наиболее точные слова, символы.

17. «Эпитет»: это задание лучше выполнять в группах. Учитель дает слово, к которому нужно за определенное время подобрать как можно больше эпитетов. Причем эти эпитеты должны быть употреблены в контексте; оцениваются и стандартные эпитеты, и эпитеты авторские, но их выбор должен быть оправдан контекстом. Упрощая, можно дать варианты эпитетов.

18. «Снежный ком»: учитель произносит нераспространенное предложение. Каждый последующий должен прибавить к предложению одно слово, повторив предложение целиком. Прибавлять можно в любом месте, служебные слова не учитываются.

19. «Рассказ по кругу»: задание похоже на предыдущее, только уч-ся должны продолжить на предложение, а текст, опираясь на тему и выбранный сюжет.

20. «Бином»: уч-ся берут наугад два любых слова, не связанных друг с другом. Задание – соединить эти слова в одном предложении, контексте, то есть создать «бином» - единство выбранных элементов. Задание развивает языковую изобретательность, обогащает словарный запас и синтаксис речи. Пример: слова ЛЕТЧИК и ЧЕРНИЛЬНИЦА: Будущий летчик, курсант училища, сдавал экзамен, а его бабушка «на счастье» держала палец в чернильнице.

21. «Не повторяться»: учащиеся по очереди должны высказаться на одну и ту же тему, не повторяясь.

22. «Сериал»: учитель предлагает уч-ся тетрадь, в которую они (один уч-ся по одному дню) должны написать серию для сериала. Ограничения в выборе сюжета и героев могут быть и не быть. Например, можно написать сценарий сериала – продолжения литературного произведения.

23. «Классификация»: задание можно использовать для подведения итогов при изучении какой – то темы. Уч-ся сами должны предложить критерии классификации для каких – то уже изученных понятий, правил, литературных героев и т.д. Причем эти критерии могут быть самые разные. Пример: классификация изученных частей речи (склоняемые – несклоняемые, изменяемые – неизменяемые, имеющие категорию лица – не имеющие категории лица и т.д.; классификация литературных героев (патриоты – предатели, богатые – бедные, сильные духом – слабовольные и т.д.)

«Бестолковый» словарь

Нужно объяснить слово по-новому, пользуясь его омонимичным значением. Прочитайте примеры и попробуйте самостоятельно продолжить этот бестолковый словарь. «Включайте» свою логику и фантазию!

Баранка – овца           Бездарь – человек без подарка в день рождения     Головотяп – палач

Графин -_______________________________       Жрец -___________________________________

Застенок-______________________________      Заголовок -_______________________________

Левша -________________________________       Малярия -__________________________________

Ряженка- ______________________________  Проигрыватель-________________________________

Радист -______________________________       Стриж -_____________________________________

Свинец -______________________________       Отрасль -_____________________________________

Тысячелистник-______________________        Ножны_______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод обучения и развития творческих способностей учащихся детского творческого объединения.

В статье рассматривается организация и проведение сюжетно-ролевой игры "День Земли"....

Творческий отчет по теме "игра как одно из средств развития творческих способностей учащихся" и разработка урока для 7 класса по этой теме.

Работа готовилась к школьной НПК. К творческому отчету была приложена презентация ( к сожалению не могу загрузить)...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.

В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье

презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческих способностей учащихся через систему творческих заданий.

Опыт работы по развитию креативных способностей учащихся через систему нетрадиционных заданий  по истории...

Досугово-развлекательные мероприятия для развития опыта творческой деятельности и развития творческих способностей учащихся.

Всестороннее развитие личности школьника, наряду с получением образования, невозможно без активной, насыщенной досуговой жизни в школе. Организационно-содержательное наполнение школьной жизни нев...