: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

интегрированный урок : русский язык + информатика.Основные понятия: алгоритм, Свойства алгоритма,способы записи алгоритма, виды алгоритма, орфограммы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм.

Цели урока:

Образовательная: закрепить понятия алгоритма, исполнителя, способов записи алгоритма, видов алгоритма, совершенствовать навыки  формального исполнения алгоритма, грамотного письма, умения использования алгоритмов при проверке трех видов орфограмм;

Развивающая: формировать представление у учащихся о том, что  алгоритмы используются при решении любой задачи или   проблемы, развивать логическое мышление учащихся через  использование субъективного опыта, развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, устанавливать причинно-следственные  связи в ходе учебного процесса;

Воспитательная: связать русский язык с информатикой, развивать   познавательный интерес к процессу обучения, точность, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, формировать коммуникативную культуру.

Оборудование: компьютеры, индивидуальный пакет с заданиями, на доске прикреплены  слова: ВО..ЗАЛ, Н..ЧНОЙ, ЛЕС..НИЦА, ТЕ...ИС, ПРАЗ..НИК, набор букв, для выполнения задания.

Формы организации на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Ход урока:

  1. 1. Организационный. Приветствие, объявление темы и целей урока.

  2. 2. Актуализация имеющихся знаний.

Учитель информатики: Начиная с первого класса, мы с вами учимся размышлять, планировать свои действия, предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно, т. е. действовать согласно алгоритму.

А что же такое алгоритм?

Ученик: Четкая последовательность действий, приводящая от исходных данных к результату.

Учитель информатики: Что отличает понятие “алгоритм” от понятий “информация”, “исполнитель”?

Ученик: Свойства.

Учитель информатики: Кто такой исполнитель?

Ученик: Тот, кто может исполнить данный алгоритм.

Учитель информатики: Какими свойствами должен обладать алгоритм?

Ученик: Точный и понятный исполнителю.

Учитель информатики: Какие бывают алгоритмы?

Ученик: Циклический, разветвлённый, линейный.

Учитель информатики: Какие способы записи алгоритма вам известны?

Ученик: Графический, псевдокодовый, словесный, программный.

Учитель информатики: Посмотрите на карточки с алгоритмами. Каким способом записан этот алгоритм? Почему вы так решили?

Ученик: Графический. Алгоритм записан с помощью геометрических фигур.

Учитель информатики: Какой это вид алгоритма? Почему вы так считаете?

Ученик: Циклический, так как есть повторяющиеся действия.

Учитель русского языка и литературы: предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова поз..ний. (Алгоритм проверки непроизносимых согласных)

Дети рассказывают, что надо делать по порядку.

 Учитель русского языка и литературы: Когда же звук станет произносимым?

Ученик: В сильной позиции. Опоздание, опоздать.

 Учитель русского языка и литературы: Все ли однокоренные слова будут проверочными?

Ученик: Нет.

 Учитель русского языка и литературы: Что делать, если звук не появился при подборе однокоренных слов?

Ученик: Это слово надо запомнить.

 Назвать слова, которые надо запомнить.

Ученик: Вокзал, лестница, теннис, праздник.

Учитель русского языка и литературы: предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова ЗАГА…КА. 

(Алгоритм проверки парных согласных в корне слова.)

Дети рассказывают, что надо делать по порядку.

Учитель русского языка и литературы: Почему возникает необходимость проверки?

Ученик: Звук в слабой позиции, перед согласным.

Учитель русского языка и литературы: Что означает изменить форму слова?

Ученик: Изменить окончание.

 Учитель русского языка и литературы: Всегда ли нам это подходит?

Ученик: Нет.

Учитель русского языка и литературы: Самое главное, что должно быть в проверочном слове?

Ученик: Загадать. После согласного должен стоять гласный, буква “д” обозначает звук [д], значит пишем: загадка.

Учитель русского языка и литературы: предлагает выбрать нужный алгоритм проверки для слова н … чной.

Ученик: Алгоритм проверки безударных гласных в корне слова.

 Учитель русского языка и литературы: В чём состоит особенность проверки безударных гласных?

Ученик: Нужно подобрать однокоренное слово, в котором этот звук становится ударным.

Учитель русского языка и литературы: Все ли однокоренные слова могут быть проверочными?

Ученик: ночь. Нет.

Учитель русского языка и литературы: Как действовать, если в корне два безударных гласных звука?

Ученик: Проверить сначала один звук, затем другой.

 Учитель информатики:

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Отдых наш — физкультминутка,

Занимай свои места ( круговые движения кистями рук):

Раз — присели, два — привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой- встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

  1. 3. Работа по группам.

Группа l работает на компьютерах, выполняет тест.

Группы 2 выполняют задания №4, №5.

 В ходе урока учитель обсуждает задания  № 1, №2, №3 с группами 1 и 2.

Задание №1

 Составление алгоритма проверки слов с безударной гласной в корне.
 
Учитель информатики: Ребята составим алгоритм, содержащий ветвление.
На доске записано стихотворное правило проверки безударной гласной в корне слова. Составим алгоритм проверки безударных гласных в корне слова . Один ученик работает у интерактивной доски. Класс работает в тетрадях.

Самая коварная
В корне безударная!
Вызовет сомнение -
Она без ударения.
Проверять начнём с простого:
Ищем смысл корня слова,
Часто корень на поверку
Сам годится для проверки!
Нет? Тогда подбор ведите:
Среди родственных ищите.
Слово, где бы ясною
Стала буква гласная.


Результат выполнения задания.

Задание №2

Цель задания: в ходе распределения слов на две группы определить, есть ли в них непроизносимый согласный.

Дети пользуются алгоритмом для проверки каждого слова (устно, самостоятельно).

Коллективная проверка - развитие самоконтроля.

Должны назвать:

Ненастный Повиснуть

Лестный Прекрасный

Грустный Опасный

Интересный

Устно дети называют проверочные слова.

Задание №3

Целью задания: является определение видов орфограмм и развитие умения переходить от использования одного способа проверки к другому.

Должны вставить буквы и устно прокомментироватъ:

Роса Дожди Зонты

Низкий Посадить Ловить

Коробка Голубка Молотьба

Новинка Лёгкий Пировать

Задание №4

Целью задания: является формирование умения находить слова с непроверяемыми безударными гласными в корне.

Дети выписывают:

Октябрь Хризантема Велосипед

Задание №5

Работа с текстом.

Целью задания: является формирование умения грамотно записывать текст, подбирая устно проверочные слова для различных видов орфограмм.

В текст включена орфограмма “разделительный мягкий знак”.

Наш край.

Красива наша местность. Весёлые клёны и стройные березки стоят рядами. Их посадили поздней осенью ребята нашей школы. Вот большой цветник. Быстро летит от цветка к цветку пчела. Она пьёт сладкий сок.

ИТОГ РАБОТЫ

После 1 группы на компьютере работает группа № 2 по очереди. Каждый узнаёт результат своей работы. Ещё раз дети говорят о правильном использовании алгоритмов на уроке русского языка.

Итог урока:

- Что нам помогает правильно и точно действовать при проверке и написании слов с различными орфограммами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок"Использование алгоритмов с различными видами орфограмм"

Основные понятия: алгоритм, свойства алгоритма, способы записи алгоритма, виды алгоритма, орфограмма...

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс.

Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. 7 класс. Изучение нового материала. 1.Рассказ учителя. Из истории возникновения шёлка. В Китае ш...

Открытый урок по теме: «Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды» 7 класс

Тема урока: Краткие сведения о шёлковой ткани. Использование шёлковой ткани для отделки различных видов одежды. Цели: Ознакомить учащихся с происхождением шёлковой ткани; со свойствами шелка; научить ...

Методический доклад на сайте uchportal.ru "Работа над различными видами техники левой руки с учётом возрастных особенностей учащихся"

Развитие левой руки играет большую роль  как физиологический процесс. Дело в том, что за преобладающее развитие правой руки над левой отвечает левое полушарие гол.мозга. Особенность его в т...

«РАБОТА НАД РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ АНСАМБЛЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ЮНОГО ПИАНИСТА».

Главная задача преподавателя – пианиста детской музыкальной школы состоит в том, чтобы  активизировать творческое начало личности ребенка, научить играть его на рояле  посредством неиссякаем...

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности учителя

Цель моей работы: проанализировать использование информационных и коммуникативных технологий в деятельности учителя.Педагогические задачи, успешно решаемые в опыте: 1.Определение основных знаний и уме...