Учимся анализу текста
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Рожкова Светлана Измайловна

 

 На данном уроке учащиемя отрабатывают  навыки самостоятельного анализа текста, работают  над  развитием творческих способностей, сочиняют короткие стихотворения, готовят  материал для учебного проекта «Учимся анализу текста». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon epigraf_k_uroku.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Эпиграф к уроку:  Жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем.

                                                                                                       Т.Уайлдер

Тема: «Учимся  анализу текста»

ХОД УРОКА

Здравствуйте, ребята. Записываем дату и тему урока  «Учимся анализу текста»

  Цели:

Отработать  навыки самостоятельного анализа текста;
2.Поработать над  развитием творческих способностей;
3. Подготовить материал для учебного проекта «Учимся анализу текста».

Для разбора мы возьмем текст Ольги Безымянной «Орел и воробьи»

И будем  читать  его по ролям.

Автор –

 Орел-

Воробьи –

1. Инсценированное чтение текста учениками.

ОРЕЛ И ВОРОБЬИ

III. Актуализация опорных знаний по речеведению

Давайте попробуем определить  стиль и жанр этого текста.

(Это текст художественного стиля) Жанр – сказка. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».)

Автор Безымянная определила жанр как сказка-притча.  (Притча – небольшой рассказ, содержащий мораль, поучение.)

– Какую тему поднимает автор текста ? ( Тема – смысл жизни)

В чем заключена идея текста? (Идея заключена в морали) (зачитать).

Идея - Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется. (Мораль)

Ответ: Каждому человеку дан разум, но не всякий устремляет его к высоким целям.

- Как вы это понимаете? (Человек должен задумываться над смыслом  жизни, над вопросом, зачем он пришел в этот  мир)

- С кем можно сравнить Орла и воробьев в нашей жизни?

Вы распределились по группам и по желанию, получили номера. Все группы работают над определенным заданием по сбору материала для  мини – проекта по теме «Учимся анализу текста».

1 группа работает над  композицией притчи, выделением микротем текста, подтверждающих цитатами. Для этого вы попробуете составить кластер.

 

Группа 2

Работа над авторской характеристикой Орла и воробьев. Ваша задача :

  1. развитие творческих способностей: сочинить или синквейн или диаманту.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (1 существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

диаманта больше подходит для характеристики воробьев, а синквейн – орла.

 

Синквейн

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Группа 3

Покажет свои знания по нахождению  изобразительно-выразительных средств языка? Вы должны оформить  - составление таблицы

Тропы

Изобразительно-выразительные средства

Примеры

Роль в притче

Эпитеты

Метафоры

Перифразы

    Фигуры     речи

Антитеза

Инверсия

Однородные члены

Многосоюзие

Умолчание

Афоризм

(Работа в группах – 5 минут)

- Итак, вы проработали над своими заданиями. Но это еще не все. Для продолжения работы нам надо будет создать экспертные группы. 1 номера садятся за этот стол. 2- за этот, 3- за этот. Каждый член вновь созданной группы – это специалист - эксперт по какой –либо проблеме. И вы работаете над передачей информации друг другу.

Затем  мы начнем свое обсуждение.

- Что у нас получилось? Над 1 заданием: работой над композицией работает 1 группа, над развитием творческого мастерства – 2 группа , средствами выразительности – 3  группа. Давайте  послушаем наших экспертов.

1 Группа.

- Какой композиционный прием использует автор притчи?

(Основной композиционный прием, использованный автором, – контраст. Обличительная речь Орла – центр притчи. Конфликт – столкновение разных жизненных позиций.)

Завязка – реакция воробьев на рассказ Орла.

Кульминация – полные горечи слова Орла.

Развязка – ответ Орла на действия воробьев.

- Сколько микротем вы выделили в тексте? Каковы они?  (Условно в тексте можно выделить 5 микротем:

5. Мораль        «Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется».

4. Возвращение воробьев к прежнему существованию        «...снова вернулись воробьи к своим гнездам... и снова защебетали...»

Микротемы

  1. Рассказ Орла и реакция воробьев        «И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни... Слушали, слушали воробьи...»

2. Осмотр Орлом фермы и его обличительная речь        «Окинул Орел своим зорким оком окрестность...»

. «...но нашел я не птиц, а существ с крыльями...»

3. Возмущение воробьев и ответ Орла         «...возмутились такими речами воробьи...»

«короткое крыло – низкий полет»

Группа 2

Какими свойствами наделены герои притчи?

Соответствует ли образ Орла первичному представлению об этой птице?

Как он оказался на скотном дворе?

В притче прослеживается аллегория. (Аллегория · (от греч. allos, "иной" и agoreuo, "говорю"), изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ.)

Герои притчи  «Орел и воробьи» наделены человеческими свойствами. Образ Орла не соответствует первичному представлению об этой птице. Орел оказался на скотном дворе случайно. Стихия этой птицы – просторы небесные.                                

- Послушаем наших стихотворцев. Что же у вас получилось?

Диаманта

Птички!

Божьи, неразумные,

Чирикающие, прыгающие, вспархивающие,

Без желанья,  устремленья ,  цели, воли

Возмущающие, перебивающиеся, неинтересующиеся,

Короткокрылые, низколетающие

Обыватели!

Синквейн

Орел

Гордый, свободный

Залетел, рассказал, удивился

Птица высокого полета

Проповедник

Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Психология обывателя

Стремленье к жизни настоящей, наполненной высоким смыслом        Проповедник, мудрец        

Определенную роль в стилистическом оформлении притчи  играют изобразительно-выразительные средства).

Группа 3

Тропы

Метафора: «растворился в небе» – подчеркивает органичность Орла среди облаков, в небесных высях.

Перифраза:

– «царь птиц» (Орел), «Божий дар» (жизнь) – помогает устранить однообразие;

– «существа с крыльями» (воробьи), «прекрасные места» (фермы и свинарники) – передает авторскую иронию по отношению к жизненной позиции воробьев.

Эпитеты: неведомые дали, непостижимые высоты, жадно поедали, неприятное зрелище, хрюкали ужасно.

Фигуры

Притча представляет собой развернутую антитезу «Орел – воробьи». Она реализуется через систему антонимических пар: один – стая, рассказать – слушать, птицы – свиньи, просторы – загоны, дары природы – объедки, высота – низкий полет, чудесные миры – свинарники.

Говоря о синтаксисе текста, следует отметить инверсию. Обратный порядок слов создает некоторую напевность: «стал рассказывать орел», «слушали воробьи», «нашел я», «летают они», «видят они», «протекает жизнь», «сказываешь ты».

Для создания определенного эмоционального эффекта автор использует явление однородности: «о других мирах и иной жизни», «о неведомой дали, к непостижимым высотам», «утаптывали грязь и валялись в ней», «хрюкали и визжали», «поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни».

Однородные члены образуют такую фигуру, как градация: «толстые, грязные, дурно пахнущие» (расширение отрицательных качеств), «нет устремления в их крыльях, в их взоре, и в их сердце».

Многосоюзие замедляет речь с целью дать возможность задуматься о смысле (зачитать от слов «Я считал воробьев...»).

Заканчивается монолог Орла афоризмом : Короткое крыло – низкий полет…, в конце его многоточие (умолчание), т.е. автор приглашает нас к размышлению.

 - Молодцы, вы смогли собрать материал для мини-проекта. Надеюсь, что вы к следующему уроку сделаете  этот проект и напишете сочинение – рассуждение на одну из тем.

Вы, наверное, обратили внимание на эпиграф урока: жизнь имеет только тот смысл, который мы ей придаем ( Торнтон Уайлдер), об этом говорится и в тексте.

Думаю, что у каждого из вас есть своя точка зрения. Она может совпадать или не совпадать с позицией автора, потому что …

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнаженною солнце достать,

И подарить его людям.

(С. Островой)

Выбор за вами. Но хотелось бы, чтобы  мы придали жизни такой смысл, чтобы   видеть  в обыденном высокое, не поддаваясь серости ежедневной суеты.

Выставление оценок.  

Наш урок  подходит к концу. Спасибо за работу.

Приложение.

Однажды на ферму, где жила стая воробьев, залетел Орел. Воробьи слетелись посмотреть на царя птиц. И послушать, что он скажет. И стал рассказывать Орел о других мирах и иной жизни. Слушали, слушали воробьи, но ничего понять не могли. Тогда вышел вперед один воробей и сказал:

– Сказываешь ты об интересном, но чуждом нам. Ты бы лучше рассказал о фермах и о том, как протекает жизнь в этих прекрасных местах, поведал бы лучше о свиньях и об их чудесной жизни – нам это близко и понятно.

Окинул Орел своим зорким оком окрестность, увидел огромную ферму, в загонах которой толкались толстые, грязные, дурно пахнущие животные. Одни утаптывали грязь или валялись в ней, другие толкались у кормушек, жадно поедая корм, безобразно чавкая и толкая друг друга, ибо их было так много, а места так мало, что приходилось отвоевывать себе лучший кусок. И ужасно хрюкали эти животные, и безобразно визжали, кто от удовольствия, а кто от обиды. И было неприятным это зрелище.

И сказал тогда Орел воробьям:

– Я считал воробьев птицами, ибо они наделены крыльями и способны летать, потому и прилетел к вам, чтобы рассказать о других мирах и позвать с собой в неведомые дали, к непостижимым высотам. Но нашел я не птиц, а существ с крыльями, которые используют Божий дар, чтобы где-нибудь и как-нибудь безбедно перебиться в этой жизни. И летают они не на просторах необъятных, а в загонах, и видят они не миры чудесные, а свинарники, и живут они не с себе подобными, а со стадом свиней, и кормятся они не дарами природы, а объедками из чужих кормушек. И недостойны они носить гордое имя птицы, ибо нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце.

Возмутились такими речами воробьи, тучей взметнулись над Орлом и давай клевать его. Расправил тогда Орел крылья, взмыл в небо и растворился в его высотах, только и донеслось до земли:

– Короткое крыло – низкий полет...

А воробьи вернулись к своим гнездам под крышей фермы и снова защебетали в кустах.

Даны человеку глаза, но дальше желаний тела они не видят. Дан человеку разум, но дальше взгляда человеческого он не устремляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....

Учимся анализу текста

laquo;Учимся анализу текста» (Комплексный анализ текста Ольги Безымянной «Орел и воробьи». Подготовка к выполнению творческой части ЕГЭ)Тип урока:    систематиза...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...