Викторина по теме: "Лексика"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_leksika.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

    ВИКТОРИНА  ПО  РУССКОМУ    ЯЗЫКУ

                              6     класс

1. Разминка.

  -  что изучает морфология ( раздел науки о языке, изучающий  грамматическое значение частей речи)

- что изучает фонетика ( раздел языкознания , изучающий звуки речи)

- что изучает лексика ( словарный состав языка)

- что изучает синтаксис ( строение предложения и словосочетания)

- что называется омонимами ( слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения)

- что наз. синонимами ( слова, которые призносятся по-разному, но обозначают одно и то же)

- что наз антонимами ( слова с противолоположным значением)

- что наз. фразеологизмами ( устойчивые сочетания слов)

  1. Фразеология

 - составить как можно больше фразеологизмов со словом ЯЗЫК:

( язык без костей, длинный язык, высунув язык, язык на плече, язык не поворачивается,  найти общий язык, держать язык за зубами, проглотить язык, прикусить язык, язык развязался,  распустить язык,

чесать языком, ломать язык, тянуть за язык,  вертится на языке, чтоб язык отсох- 16)

-составить фразеологизмы со словом ГОЛОВА:

( ломать голову, повесить голову, вбить в голову, выбросить из головы, голова идёт кругом,  

голова на плечах, как снег на голову,  вскружить голову, на свежую голову,  не бери в голову,

не выходит из головы, не терять голову,  очертя голову- 13 )

- составить фразеологизмы со словом РУКА:

( носить на руках, как без рук, брать себя в руки,  бить по рукам,  из вторых рук,  опустить руки,

ходить по рукам, приложить руки,  рука руку моет,  рука об руку,  короткие руки,  своя рука владыка,

сидеть сложа руки,  связать себя по рукам,  рукой подать,  руки не доходят- 16)

- составить фразеологизмы со словом  НОС:

( вешать нос, не видеть дальше своего носа, задрать нос, из-под носа,  на носу,  нос к носу,  остать-

 с носом,   под самым   носом,   совать свой нос,  не показывать носа,  комар носа не подточит,

нос не дорос,  крутить носом – 13 )

 Дополнительно  со словом ГЛАЗ:

( бросаться в глаза, в глаза не видел,  вовсе глаза, вылупить глаза,  выплакать все глаза,  выцарапать

глаза, глаза бегают,  глаза в глаза, глаза на лоб лезут,  глаза на мокром месте, открылись глаза,

глаза разбегаются,  глаза слипаются, глаза страшатся, есть глазами, глазом не моргнул,  для отво-

да глаз,  куда глаза глядят,  колоть глаза,  лезть на глаза,  на глаза попасть,  не казать глаз,

с глазу на глаз)

  1. Морфология.

   Укажите, какие из следующих пар слов являются словами однокоренными и какие – словами разных

   корней.

ПОДлить- ПРОдлить,   ЗАтрубить – ОТрубить,  ВИНоватый – изВИНяться,  ПРОданный – ПРЕданный,  ПАРный – ПАРовой,  КОНЕЦ – КОНЧаться,  СМЕШить – сМЕШать,  безОБЛАЧный

разОБЛАЧить,   Учитель – Ученик,  СЛЕЗа – сЛЕЗать,  соКРОВище – соКРОВенный,  ЛЕВый-

ЛЬВиный,  НЕРВный – неРОВНый,.

4 Объясните выбор части речи в данных словах, что лежит в основе выбора?

     Дали, стекло, пила, звонок. (Омонимия, необходим контекст)

  1. Чудесный квадрат из четырёх клеток.

По горизонтали: 1) вид топлива-( торф)

                              2)упрямое животное-( осёл)

                              3) корнеплод-( репа)

                              4) синоним к слову знамя- (флаг)

А теперь прочитайте слова по вертикали- получились те же самые слова.

  1. Орфография.

Кто быстрее и правильно вставит попущенные орфограммы  в  словах:

Пр..образование, пр..з..дент,  пр..вратиться, пр..в..легия, пр..емник царя,  пр..ступить к делу,

пр..ходящие  желания,  пр..остановился,  пр..кратить, беспр..дельные дали,  пр..крыться ,

пр..обрести, пр..н..брежение, пр..вратник,  пр..брежный,  пр..вратный,  пр..бывать в школе,

пр..задуматься,  пр..злой, непр..ступный, беспр..кословно, непр..менно, беспр..станно.

  1. Вставить необходимые орфограммы. ( Склонение  имён собственных-иноязычных)

Я читала книги  (Агния Барто), ( Самуил Маршак), ( Маргарита Алигер), ( Фенимор Купер),

( Этель Войнич), ( Иван  Собко), (Олег Финк), (Ирина Финк), ( Виктора Крутых).

( Я читала книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Маргариты Алигер, Фенимора Купера, Этель

Войнич, Ивана Собко, Олега Финка, Ирины Финк, Виктора Крутых)

  1. Орфоэпия

Расставить ударение в словах:   жалюзи,  тортов,  свекла, сливовый, щавель, осведомиться,

мельком, красивее,  позвонит,  обеспечение,  включит, петля,  плато, шарфом, туфля.

  1. Занимательные задания:

Мозговая атака:

- отверстие вулкана –( кратер)

- период, продолжавшийся четверть года –( квартал)

- место на реке, где её можно перейти –( брод)

-наука о небесных светилах –( астрономия)

- машина для уборки хлеба-( комбайн)

-мест, где скрещиваются улицы – (перекрёсток)

- машина , приводящая в движение  состав поезда –( локомотив)

-самый быстрый ход лошади – (галоп)

-речь , произносимая одним актёром – монолог, а двумя – диалог, а многими-( полилог.)

- спектакль,  который показывается впервые –( премьера)

- артист, который выступает впервые-( дебют)

- маленькие ячейки из воска, куда пчёлы прячут мёд- (соты)

  1. Шуточные вопросы:

- может ли чайник кипеть?  ( метонимия- я целую тарелку съел)

- может ли  дождь идти  два дня подряд? ( может, день=сутки)

- может ли такое быть: библиотека открыта, хотя дверь в неё закрыта?(да)

- мальчику нужно было найти  Х в уравнении, он подчеркнул Х и говорит: « Я его нашёл»

   Почему он так ответил?

  1. Прочитайте написанное.

Прежде чем вся    7я  сядет за  100л,    пре2рительно   вы3    клеёнку.

( Прежде чем вся семья сядет за стол, предварительно вытри клеёнку.)

12.   Определить части речи:  Как он смел!   Как он смел?   ( краткое  прилагательное, глагол)

 

  1. Орфография.

Кто быстрее и правильно вставит попущенные орфограммы  в  словах:

Пр..образование, пр..з..дент,  пр..вратиться, пр..в..легия, пр..емник царя,  пр..ступить к делу,

пр..ходящие  желания,  пр..остановился,  пр..кратить, беспр..дельные дали,  пр..крыться ,

пр..обрести, пр..н..брежение, пр..вратник,  пр..брежный,  пр..вратный,  пр..бывать в школе,

пр..задуматься,  пр..злой, непр..ступный, беспр..кословно, непр..менно, беспр..станно.

  1. Вставить необходимые орфограммы. ( Склонение  имён собственных-иноязычных)

Я читала книги  (Агния Барто), ( Самуил Маршак), ( Маргарита Алигер), ( Фенимор Купер),

( Этель Войнич), ( Иван  Собко), (Олег Финк), (Ирина Финк), ( Виктора Крутых).

( Я читала книги Агнии Барто, Самуила Маршака, Маргариты Алигер, Фенимора Купера, Этель

Войнич, Ивана Собко, Олега Финка, Ирины Финк, Виктора Крутых)

  1. Орфоэпия

Расставить ударение в словах:   жалюзи,  тортов,  свекла, сливовый, щавель, осведомиться,

мельком, красивее,  позвонит,  обеспечение,  включит, петля,  плато, шарфом, туфля.

  1. Занимательные задания:

Мозговая атака:

- отверстие вулкана –( кратер)

- период, продолжавшийся четверть года –( квартал)

- место на реке, где её можно перейти –( брод)

-наука о небесных светилах –( астрономия)

- машина для уборки хлеба-( комбайн)

-мест, где скрещиваются улицы – (перекрёсток)

- машина , приводящая в движение  состав поезда –( локомотив)

-самый быстрый ход лошади – (галоп)

-речь , произносимая одним актёром – монолог, а двумя – диалог, а многими-( полилог.)

- спектакль,  который показывается впервые –( премьера)

- артист, который выступает впервые-( дебют)

- маленькие ячейки из воска, куда пчёлы прячут мёд- (соты)

  1. Шуточные вопросы:

- может ли чайник кипеть?  ( метонимия- я целую тарелку съел)

- может ли  дождь идти  два дня подряд? ( может, день=сутки)

- может ли такое быть: библиотека открыта, хотя дверь в неё закрыта?(да)

- мальчику нужно было найти  Х в уравнении, он подчеркнул Х и говорит: « Я его нашёл»

   Почему он так ответил?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".

На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты....

Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на О...

Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».

Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...

Презентация к викторине по русскому языку по теме "Лексика"

Данную презентацию можно использовать как на уроке ,так и во внеурочной деятельности по предмету. Интересные задания привлекут внимание ребят и сделают обучение интересным...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Методическая разработка: "План-конспект урока по английскому языку в 10 классе, тема: "лексико-грамматическая викторина"

Путем работы в группах расширить словарный запас и на основе аудио упражнений отработать навыки множественного выбора для подготовке к ЕГЭ...

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...