Викторина"Жизнь и творчество А.С. Пушкина"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Это стихотворение называется «К другу стихотворцу». Оно было подписано ______________________. С кем из друзей АСП и как оно связано?

(Лицей; подпись “НКШП” — фамилия Пушкин, написанная наоборот и без гласных, стихотворение посвящено В.Кюхельбекеру, а прислано для публикации в журнал «Вестник Европы» А.Дельвигом — тайком от Пушкина.)

— “Самовластительный злодей! // Тебя, твой трон я ненавижу! // Твою погибель, смерть детей // С жестокой радостию вижу!” Откуда эти слова? О ком речь? Кто ещё из исторических деятелей упомянут в произведении?

(Петербург; ода «Вольность», речь, скорее всего, о Наполеоне; в оде упомянуты также Калигула, Людовик XVIII, Павел I.)

— Когда и с кем проделан маршрут от Екатеринослава до Кишинёва? Какие пункты ещё входят в этот маршрут? Возникали ли по дороге стихи?

(Южная ссылка; речь о путешествии Пушкина по Кавказу и Крыму с семьёй Раевских; из множества пунктов, входящих в маршрут, хорошо бы назвать Бахчисарай — поэма «Бахчисарайский фонтан») и Гурзуф — город, в виду которого на корабле было написано стихотворение «Погасло дневное светило» — мы читали и разбирали его в классе.)

— Изгнание Пилецкого и попытка Горчакова спасти Пущина — какая связь между ними?

(Лицей; речь о таком важном понятии, как “лицейский дух” — дух свободы, братства, высоких представлений о чувстве собственного достоинства. В двух названных случаях как раз этот “лицейский дух” и проявился. Надзиратель Пилецкий, притеснявший лицеистов, был вынужден подать в отставку по требованию всех учеников лицея, пригрозивших ему коллективным уходом из этого учебного заведения. Горчаков, рискуя карьерой, пытался спасти Пущина после декабрьского восстания, предложив ему помощь по бегству за границу.)

— “Полумилорд, полукупец, полумудрец, полуневежда”… Как раздражил Пушкин этого человека?

(Южная ссылка; речь о М.С. Воронцове, под начальством которого Пушкин служил в Одессе. Свои служебные обязанности поэт выполнял весьма своеобразно — случай с саранчой, к тому же писал на начальника эпиграммы — начало одной из них и приведено в задании — и настойчиво ухаживал за его женой.)

— “Он человек! им властвует мгновенье. // Он раб молвы, сомнений и страстей. // Простим ему неправое гоненье…” Почему простим? О ком речь? Откуда строки?

(Михайловское; речь об Александре I — Пушкин готов простить ему ссылку: ведь “он взял Париж, он основал Лицей”. Строки взяты из стихотворения «19 октября» 1825 года, которое подробно комментировалось на уроках.)

— “Ты простирал из-за моря нам руку, // Ты нас одних в младой душе носил, // И повторял: «На долгую разлуку // Нас тайный рок, быть может, осудил»”. Кто этот “ты”? Что за слова он повторяет?

(Михайловское — а можно, в случае необходимости, отнести и к Лицею. Это тоже строки из стихотворения «19 октября», они посвящены Ф.Матюшкину, некогда лицеисту, а теперь, в 1825 году, мореплавателю, совершающему кругосветное путешествие. А повторяет он слегка изменённые слова из лицейского гимна, написанного А.Дельвигом.)

— “Троих из вас, друзей моей души, // Здесь обнял я”. Кого именно? Где “здесь”? По какому поводу обнимал?

(Михайловское; речь о друзьях-лицеистах, с которыми Пушкин встречался во время ссылки в Михайловское — И.Пущине, А.Дельвиге, П.Горчакове. Подробно мы говорили об этих встречах при чтении стихотворения «19 октября» 1825 года.)

— “Но мысль ужасная здесь душу омрачает…” Какая мысль? Где “здесь”?

(Михайловское (или Петербург); строка взята из стихотворения «Деревня», написанного в “петербургский” период, но тематически связанного с Михайловским. Речь о крепостном праве.)

— “Ты ждал, ты звал — я был окован. // Вотще рвалась душа моя. // Могучей страстью очарован, // У берегов остался я”. Где происходило дело? Кто ждал? Что за страсть? Откуда слова?

(Южная ссылка; цитируется стихотворение «К морю», законченное уже в Михайловском. Ты — это океан, море (напомним, что о “мужском роде” слова “море” в этом стихотворении писал в специальной статье Ю.М. Лотман). Речь, вероятнее всего, идёт о попытке бегства за границу, которую чуть было не предпринял Пушкин, находясь в Одессе. Среди возможных источников отказа от этого плана называется любовь Пушкина к Е.К. Воронцовой — можно предположить, что строки о “могучей страсти” как раз относятся к ней.)

— С каким городом связаны сверчок, старушка, Светлана и Ахилл?

(Петербург; имеется в виду «Арзамас», а в задании даны прозвища арзамасцев.)

— “Юность поёт о любви — муж воспевает тревоги”. К какой книге предпослан Пушкиным этот эпиграф? Почему, увидев его, Карамзин воскликнул: “Зачем губит себя молодой человек?”

(Михайловское; эпиграф был дан к сборнику «Стихотворения Александра Пушкина», который вышел через две недели после декабрьского восстания. Строка взята из римского поэта Проперция. Латинское слово tumultus означало не только “тревогу” или “шум”, но и “мятеж”, “бунт”.)

— “Домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?” Какие реальные события, возможно, отразились в этой стихотворной строке?

(Болдинская осень; строки взяты из стихотворения «Бесы». В них переплелись мотивы смерти и свадьбы: возможно, так, в превращённом виде, отразились здесь опасения Пушкина за судьбу невесты Н.Н. Гончаровой, с которой он был разлучён по причине свирепствовавшей в России эпидемии холеры.)

— Какая связь между «Повестями Белкина», «Сказкой о попе и работнике его Балде» и «Моцартом и Сальери»?

(Они написаны во время первой Болдинской осени.)

— “Некто спросит с коня: «Что везёте, друзья?» — «Грибоеда»”. О чём речь в этих строках? Какое отношение они имеют к Пушкину?

(Годы до женитьбы; речь о встрече с телом зверски убитого Грибоедова, описанной самим Пушкиным в «Путешествии в Арзрум». Строки принадлежат Д.Кедрину.)

— Это высочайше пожалованное Пушкину звание раздосадовало его до крайней степени. Почему?

(Последние годы; звание “камер-юнкер” давалось обычно молодым людям. Кроме того, Пушкину после получения этого звания необходимо было присутствовать на придворных мероприятиях, что было для него крайне тяжело.)

— Прервав работу над __________, Пушкин отправляется в четырёхмесячную поездку по некоторым губерниям России, чтобы собрать материал для создания ___________. Как связаны два эти произведения?

(Последние годы; речь идёт о «Дубровском» и «Капитанской дочке» (а также «Истории Пугачёва»). И в одном, и в другом произведении рассказывается о народном восстании и дворянине, который определяет свою позицию по отношению к этому бунту.)

— По иронии судьбы, фамилии трёх участников этого дела начинались на букву Д. Назовите эти фамилии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина, посвящённая жизни и творчеству А.С. Пушкина

Литературная викторина посвящена жизни и творчеству А.С. Пушкина. Этот материал можно использовать при подготовке к празднованию Дня Лицея (19 октября), литературных рингов, КВН-ов....

Литературные викторины "Жизнь и творчество А.С.Пушкина"

Викторины  "Пушкин в Москве" и "Творчество А.С.Пушкина"....

Викторина "Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина" (для 8-9 классов)

              175 лет назад трагически погиб великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин....

Викторина своя игра. Жизнь и творчество А.С. Пушкина.

Игра- викторина для учащихся девятых классов по биографии и творчеству А.С. Пушкина. Выполнена с использованием программы PowerPoint 2010....

Сценарий литературного вечера, посвященного жизни и творчеству А.С. Пушкина «И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь…»

Внеклассное мероприятие, целью которого является продолжение  знакомства обучающихся с личностью и творчеством А.С. Пушкина, попытка заинтересовать, увлечь школьников этим материалом с помощью ин...

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина "Гражданин России - Пушкин"

Урок расширяет представление учащихся об А.С.Пушкине, формирует собственноен мнение, воспитывает любовь к творчеству  поэта. Литературная гостиница предназначена для учащихся 8-10 классов....