открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Тема: «Лексикология и фразеология».

Тип: повторительно-обобщающий урок.

Форма обучения: урок-игра «Счастливый случай».

Цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме «Лексикология и фразеология».

Ход урока

1. Слово капитанам команд.

Связный ответ по теме «Лексикология и фразеология» по плану, который есть у уча щихся в тетрадях, с использованием схемы-таблицы.

  1. Что такое лексикология?
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Омонимы, синонимы, антонимы.
  4. Общеупотребительные и необщеупотребительные (профессиональные, диалектные) слова.
  5. Исконно русские и заимствованные слова.
  6. Устаревшие слова и неологизмы.
  7. Фразеологизмы.

2. Один за всех, и все за одного.

Учитель называет тему: «Устаревшие слова», команды выбирают номера вопросов (по 2 вопроса каждой команде).

Примерные вопросы командам:

  1. Что такое сажень, вершок, пядь? Покажите эти меры длины на себе. Составьте и за пишите предложение по схеме: [сущ. им. п. - сущ. им. п.].
  2. Во фразеологизмах «ни пяди не отдать», «косая сажень в плечах» найдите устарев шие слова. Что означают эти фразеологизмы? Составьте с одним из фразеологизмов пред ложение, запишите его и разберите по членам предложения.
  3. Используя устаревшие слова, опишите древнерусского воина (по рисунку из учебни ка истории).
  4. В приведенном отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение. С какой целью А: С. Пушкин использует их в своем произведении? Назовите это произведение поэта.

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мёд из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

3. «Счастливый случай».

Учитель называет темы: «Заимствованные слова» и «Профессиональные слова». Уча щиеся сами выбирают тему и по одному вопросу. Если повезет, то можно заработать вместо одного балла два, так как в этих двух темах ответы на некоторые вопросы совпадают.

  1. Что означает слово «литера»? Составьте словарную статью для толкового словаря.

Литера, -ы, ж. Спец. 1. Буква. 2. Брусочек с выпуклым изображением буквы (в типо графском наборе).

Вам повезло, так как слово литера есть в теме «Заимствованные слова»: оно латин ского происхождения.

  1. Что означает слово пенальти? Составьте словарную статью для словаря иностран ных слов.

Пенальти (англ. букв, «наказание», «штраф») - одиннадцатиметровый штрафной удар по воротам противника в футболе.

А вот этой команде не повезло, так как слово «пенальти» общеупотребительное и его нет в теме «Профессиональные слова».

4.Ты-мне,я-тебе.                                                                                                                      Команды заранее готовят задание команде-противнице. Например, может быть такое задание: с помощью словаря С.И. Ожегова ответьте на вопрос: «Чудь- это синоним слова чудо, название племени или растение?». На вопрос ответьте письменно, объясните знаки препинания в предложении-ответе на вопрос.

5.Тёмная лошадка.

Незнайка читает стихи, учащиеся его не видят. Нужно отгадать, кто пришёл к ним в гости.   Знайка шёл гулять на речку,

    Перепрыгнул через овечку.

    Торопыжка был голодный,

    Проглотил утюг холодный.                                                                                    --Здравствуйте, ребята! Ну конечно же, это снова я – Незнайка. Вот один вопрос меня мучает. Поднимался  я к вам и услышал, как Вера Петровна говорит одному мальчику: «Золотые у тебя ,Вова, руки». Посмотрел я на руки Вовы: самые обыкновенные. Почему же золотые, никак не пойму? Может, вы знаете, ребята?                                                       --А вот вам сюрприз от Знайки. Он сказал, что в прошлом году вы читали басни И.А.Крылова. Многие афоризмы из его басен часто используются в нашей речи. Он просил меня передать вам эти конверты, в которых задания командам. Из каких басен Крылова взяты эти афоризмы , что они означают и когда употребляются в речи?

1.Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

2.Кукушка хвалит петуха  за то ,что хвалит он кукушку.

3.Слона-то я и не приметил.

4.Медвежья услуга.

5.Услужливый  дурак опаснее врага.

6.А Васька слушает да ест.

7.Тришкин кафтан.

8.Демьянова уха.                                                                                          --Мне понравилось у вас, ребята! Можно, я останусь у вас до конца урока?

6. Заморочки из бочки.                                                                                  --Чем различаются по своему значению слова абонент- абонемент?                                  --У какого бора никогда нет листвы и хвои?                                                                   - Всякий ли пар способен подниматься кверху?  

-Что нужно разбить: яйцо, лёд или стекло, чтобы получить выбитки?

-Где можно встретить мыто: на таможне, на болоте, в ванной?

-Что такое пугач: птица, игрушка, человек с отпугивающей внешностью?  

        7.Гонка за лидером.

За одну минуту объясните значение как можно большего количества фразеологизмов:

Яблоку негде упасть

Вывести на чистую воду

Делать из мухи слона

За тридевять земель

Зарубить на носу

Засучив рукава

В двух словах

В двух шагах

Водить за нос

Бить баклуши

Сломя голову

Себе на уме

Клевать носом

Как рыба в воде…

Тестирование.

1.Укажите заимствованное слово:

      а)стена, б) белокурый, в) ветеран, г) стул.

2.Укажите устаревшее слово:

      а) приказчик, б)бумага, в )писатель,г)отрывок.

3.Укажите профессиональное слово:

      а)книга, б)изобретение, в) печать, г)зубило.

4.Укажите диалектное слово:

      а)морковь, б)овощи, в)свёкла, г)бурак.

5.Укажите неологизм:

      а)соревнование, б)луноход, в)аппарат, г)корабль.

6.Укажите фразеологизм:

      а) Петя плохо работал.

      б) На уроке Петя работал спустя рукава.

      в) Петя не выполнил задания.

      г) Петя бездельничал.

7.В каком  словосочетании прилагательное можно заменить антонимом чёрствый?

   а) свежий костюм, б)свежий воротничок, в)свежий журнал, г)свежий хлеб.

 

Словарный диктант:

Резина, поражать, аквамарин, акварель, ровесник, терраса, реформа, караван, кровавый, бордовый.

Дать толкование данных слов.

8.Подведение итогов  урока-игры, награждение команды-победительницы.

                                                                

 

112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 11 классе ""Источники расширения словарного состава современного русского языка. Заимствования"

Данный урок имеет своей целью: дать представление учащимся об источниках расширения словарного запаса современного русского языка; развивать способности к самостоятельному размышлению над поставле...

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

Открытый урок по русскому языку в 11Б классе на тему:"Работа с текстом. Отличие художественно-изобразительных средств языка от фигур речи."

Подготовка к ЕГЭ. Умение работать с текстом. Определять проблему и авторскую позицию. Овладеть навыками написания сочинения....

План открытого урока по казахскому языку в шестом классе

Сабақтың тақырыбы:         Астана қаласы...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе. «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

Конспект открытого урока по теме:«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)Дата проведения : 17.03.2021Цели урока:1) повторение, обобщение и систематизация полученных...