Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.

Задачи урока:

1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

2)     Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;

3)     Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме:    «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

.
Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.

Задачи урока:

  1. Образовательная: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
  2.  Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
  3.  Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Урок в системе уроков: 10 урок в разделе «Лексика и фразеология».
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники, словарики, раздаточный материал, фразеологические словари, толковые словари,  мультимедийный проектор, презентация  к уроку.
План урока.
1. Орг. момент, формулирование целей и задач урока.
2. Словарная работа, актуализация знаний учащихся..
3. Проверка домашнего задания.
4. Объяснение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Домашнее задание.
7. Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент, формулирование  темы, цели и задач урока  

              Презентация (слайды 1,2)

                         

2. Словарная работа (повторение словарных слов, изученных орфограмм,  актуализация знаний учащихся).
Реформа календаря, атмосфера планеты Земля, изобретение компьютера, прозрачная акварель, профессиональный мастер, деревянная терраса, исчезнуть в темноте, храбрый солдат, багряный закат.

Учитель: Компьютер сегодня активный участник урока. Он будет давать вам задания и помогать в проверке выполненного. Итак,  на экране первое задание.

(Слайд №3) 
1 Найти иноязычные слова.

(При проверке  на слайде появляется правильный ответ)

  1. Объяснить лексическое значение слов реформа, календарь, атмосфера с помощью толкового словаря.

(Слайды №4,5)

(При проверке  на слайде появляется правильный ответ)

           

3. Проверка домашнего задания  (упражнение №95)

Один ученик (по желанию) выписывает на доску из упражнения  слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
4. Объяснение нового материала.
1) Вступительное слово учителя:

(Слайд №6)                 
«Четырехлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все  нет…
Что имела в виду мама Светланы? Почему девочка не поняла ее?

(Ответы учащихся.)
Учитель: В основе этого забавного случая, рассказанного писателем К. Чуковским в книге «От двух до пяти», лежит сложное и интересное явление русского языка. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями,

 из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение».

  1. Игра: учитель демонстрирует слайды, на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении, ученики должны отгадать, что изображено и заменить фразеологизм одним словом или словосочетанием: ( «вставлять палки в колеса» - мешать, «как кот наплакал» – мало, «как снег на голову» -
    неожиданно, «вешать лапшу на уши» - обманывать, «делать из мухи слона» преувеличивать. Слайды (№7,8,9,10, 11.)    

                         

3) Учитель: Изучением таких выражений занимается фразеология – особый раздел науки о языке. (Слайд №12) 

 Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами.
4
) Запись в словарик: «Фразеология – от греч. фразис – «выражение» и логос – «учение» – раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы»

  1. Учитель: «Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа. Во фразеологизмах отразилось отношение народа к человеческим достоинствам и недостаткам.
  2.  Определите отношение к человеку во фразеологизмах  (слайд№13):

(При проверке появляется правильный ответ) 

 мастер на все руки (одобрение трудолюбивого и умелого человека),

работать спустя рукава (осуждение недобросовестного отношения к труду),

 семи пядей во лбу (очень умный), ни то ни се (ничем не выделяющийся).

 
Учитель: Фразеологизмы, как и слова, являются единицами языка, имеют самостоятельное значение, в речи выступают в качестве членов предложения. Как и слова, фразеологизмы и их значение мы должны помнить. Но вместе с тем фразеологизмы заметно отличаются от слов: фразеологизмы представляют собой сочетание двух и более слов. Во фразеологизме нельзя произвольно заменять слова, потому что в нем они теряют свою смысловую самостоятельность. Это можно подтвердить, например, тем, что в составе таких выражений используются слова, которые не всем понятны. Говорят, например, попасть впросак, хотя не все знают, что такое впросак; или точить лясы, задать стрекача, хотя не знают, что такое лясы или стрекач.
Краткие выступления заранее подготовленных учеников с включением слова учителя и показом слайдов (Слайд №14) 
1) « Слово впросак произошло от слов в и просак; так назывался стан для кручения веревок. Отсюда и смысл выражения: попасть волосами в такой стан было очень неприятно. Слово стрекач означало «бегство».

(Слайд №15) 
2) « Слово лясы (балясы) означало «точёные столбики для поддержки перил» Происхождение этого выражения связывают с легкой и веселой профессией людей, вытачивающих эти столбики, любителей поговорить, поболтать во время работы».
Учитель: «Пользуясь некоторыми фразеологизмами, говорящие даже не подозревают, что слово в их составе им незнакомо. Так, в двух фразеологизмах - остаться с носом и водить за нос - выступают слова – омонимы. (Попутное повторение значения лингвистического термина.)

(Слайд№16) 

 Нос в первом примере - сохранившееся в составе фразеологизма и не употребляющееся в свободном виде слово от глагола носить, т.е. то, что когда-то приносили родителям невесты как выкуп. В выражении водить за нос слово нос связано с названием части лица.

         О возможном происхождении фразеологизма говорит третий заранее подготовленный учащийся: 

(Слайд 17

 - Само выражение возникло, видимо, от сравнения с медведями, которых водили цыгане напоказ за кольцо, продетое в нос, и заставляли проделывать разные фокусы, обманывая обещаниями подачки.
Учитель: Таким образом, слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность, а отсюда вытекает вторая особенность фразеологизмов, отличающая их от свободных словосочетаний, - целостность значения фразеологизма. В его составе смысл имеют не отдельные слова, а лишь всё выражение в целом. Это значит, что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовыми, т.е. их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними. Чтобы лучше представить, чем отличаются  свободные словосочетания от фразеологизмов сопоставим еще раз их признаки.

 Чтение материала учебника на стр.44-45.   Выводы по изученному материалу, которые формулируются учениками с помощью учителя, записываются в тетрадь-справочник как основные свойства фразеологизмов.

Ученики в тетрадях-справочниках чертят и заполняют таблицу. (Слайд № 18)                 

 Физминутка. Отличие фразеологизмов от свободных сочетаний.

Учитель: Встаньте, ребята. Если я называю устойчивое сочетание, вы машете руками, как деревья ветками. Если  свободное сочетание, приседаете.

Вешать пальто

Вешать голову

Сесть в лодку

Сесть в калошу

Гонять лодыря

Клевать пшено

Клевать носом


5. Закрепление пройденного материала.

а) Выполнение упражнений учебника: 97 (устно)  № 101 (письменно).
б) Ученикам предлагаются следующие задания:
1.Заменить данные фразеологические сочетания одним словом и записать это слово, составить предложение с одним из фразеологизмов (устно).

 (Слайд №19) 
1) делать из мухи слона, 2) бить баклуши,3) семи пядей во лбу, 4)зарубить на носу, 5) куры не клюют, 6) из кожи вон лезть, 7) лакомый кусок.


2. Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика.

(Слайд №20)  (При проверке  на слайде появляется правильный ответ.)

( Попутно повторяется значение лингвистических терминов - синонимы и антонимы.) 
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел.

(Слайд№21) (При проверке  на слайде появляется правильный ответ.)

3. Подобрать к данным фразеологизмам антонимы из другого столбика:
1) рукой подать 1) мастер на все руки
2) на вес золота 2) спустя рукава
3) семи пядей во лбу 3) у черта на куличках
4) песок сыплется 3) взять себя в руки
5) в час по чайной ложке 5) грош цена
6) мастер кислых щей 6) хоть кол на голове теши
7) засучив рукава 7) молоко на губах не обсохло
8) потерпеть фиаско 8) потерпеть фиаско
9) душа в душу 9) одержать победу
10)засучить рукава 10)на всех парах


4. Учитель называет фразеологизм, а ученики должны заменить его словом или словосочетанием (устно):

(Слайд№22)  (При проверке  на слайде появляется правильный ответ.)

Пустить красного петуха (поджечь что-либо); зеница ока (самое важное)
скрепя сердце (нехотя, против своей воли делать что-либо); морочить голову
(отвлекать от основного пустыми разговорами; ср. совсем. простореч.: вешать лапшу на уши); кожа да кости (очень худой); бить ключом (активно, энергично проявлять себя); как белка в колесе (быть в постоянных заботах, хлопотах).


5. Творческий диктант: ученики записывают начало фразеологизма под диктовку учителя и самостоятельно продолжают фразеологизм.

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; не разольёшь …; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; держать камень за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; заговаривать …; гроша медного не …; днём согнём не …; в ежовых рукавицах …; палец о палец не … ; впросак ….

Затем следует проверка по очереди и объяснение встретившихся орфограмм. (Слайд№23) 
6. Домашнее задание.
Ученикам предлагается выполнить упражнение №100    и письменно (по рядам) объяснить значение фразеологизмов и историю их происхождения, пользуясь фразеологическим словарём:

1) ахиллесова пята, домоклов меч;

2) прокрустово ложе, авгиевы конюшни; 3) сизифов труд, танталовы муки.


7. Подведение итогов урока в форме фронтального опроса:

(Слайд№24) 
1. Что такое фразеологизм?
2. Что такое фразеология?
3. Какими признаками обладает фразеологизм?
4. Чем фразеологизм отличается от словосочетания?

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку по программе Т. А. Ладыженской "Ох уж эти служебные части речи!". 7 класс

Русский язык6 классУчитель: Пиркулова А.Л., учитель русского языка и литературы ГБОУ лицей №533  Красногвардейского районаТема: Глагол. Повторение изученного о глаголе.«Три наклонения»Задач...

Открытый урок по русскому языку 5 класс "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок открытия новых знаний. Закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознават...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...

Разработка открытого урока по русскому языку 10 класс "Виды грамматических ошибок", 2019 год

Виды грамматических ошибок -тема сложная, требующая отдельного внимания учителя и обучающихся....