Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию части С
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

 

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им,  а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных  с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определенных культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.

Формирование и развитие навыков речевого общения на уроках русского языка  проходит на двух уровнях: на репродуктивном (адекватно понимать информацию текста) и продуктивном (создавать текст).

Совершенно  закономерно, что одной из актуальных методологических идей в обучении русскому языку в школе является текстоцентричность. Комплексный анализ текста, принципы и методика которого сформулированы в работах Т.М. Пахновой, стал одним из основных видов деятельности учащихся на уроке русского языка в старших классах.  Он позволяет развивать все виды предметных компетенций, общеучебные умения, навыки  и способы действия.

Разработанный проект предназначен для подготовки к ЕГЭ по русскому языку -  написания сочинения – рассуждения (часть С).

Ведущей педагогической идеей данного проекта является оказание  помощи учащимся в систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, в выполнении тестовых заданий по синтаксису и морфологии, в овладении умений работы с текстом,  определяя его тему, проблему, основную мысль, стиль речи, языковые средства и приемы построения текста – рассуждения,  тип речи, а также создании текста (сочинение-рассуждения )  с опорой на его функциональную характеристику и собственную аргументацию.

В данной разработке предлагаются различные методические приёмы: индивидуальный и фронтальный опросы способствуют развитию устной монологической речи, групповая и парная  деятельность совершенствует навыки построения высказываний  в форме сочинения-рассуждения.

К уроку прилагается мультимедийная презентация, ( наглядное пособие на уроке) , которая в большей степени активизирует познавательный процесс, позволяет осуществить контроль знаний.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:                 Комплексный   анализ письма   Д. С. Лихачева «Про зависть».

                                 Подготовка к сочинению-рассуждению (часть С).

Цели урока:

 Образовательные:

организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля, создать содержательные и организационные условия для комплексного   анализа текста.

Развивающие:

 развивать у обучающихся  умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта, создавать условия для развития устной монологической речи, мышления, работать во времени, отработать навыки выполнения тестовых заданий по синтаксису, морфологии, совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения..

Воспитательные:

подвести обучающихся к осмыслению своей  жизненной позиции, воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д. С. Лихачева.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: литература, обществознание

Оборудование: видеопроектор, компьютер, презентация к уроку, раздаточный материал,  рабочие карты.

Ход      урока

1. Организационный момент

2.  Знакомство с темой  и целями урока

Учитель: Сегодня нам предстоит познакомиться с письмом для молодого поколения  Д.С. Лихачева « Про зависть» и проанализировать его.  Откройте рабочие карты,  напишите тему урока: Комплексный   анализ письма   Д. С. Лихачева «Про зависть».                                                              (1 слайд)

-Какие задачи нам предстоит решить  с вами на этом уроке?(совместная постановка задач)

Учитель: также мы будем работать с тестами на основе этой статьи, напишем  фрагменты сочинения – рассуждения, аналогичного тому, которое вы будете писать на экзамене. (2 слайд)

3. Проверка домашнего задания

 У: Кто же такой Лихачев? Что вы знаете о нем?  Дома вам нужно было подготовить небольшое сообщение о  Д.С. Лихачеве            (3 слайд)       (подготовленные сообщения учащихся).           

4. Лингвистичекая разминка. Составление кластера.

У: Статья Д.С. Лихачева  называется «Про зависть». А что такое  Зависть, ребята? (см. в толковом словаре Ожегова)

У: Запишите - зависть. Поставьте ударение ( падает на первый слог). Подберите однокоренные слова к нему – завистник (сущ.) - завидовать(глагол) – завидный(прилаг.). Определите значение и части речи этих слов.

У:  Какие   ассоциации возникают у вас, когда вы слышите зависть, завидовать?         (4 слайд)                                                    

 Досада по чужому, ненависть, нежелание добра другому, а одному лишь себе,   предательство, интриги.                                                                                                      (5 слайд)

5. Объяснение темы урока. Работа с текстом.

У: Обратимся непосредственно к письму  Д.С. Лихачева Во время чтения текста подумайте над вопросами:                                            

  1. Почему текст так называется?

  2. Какие варианты названия вы могли бы предложить? ( других не может быть, в заглавии автор указывает тему)

 Чтение текста учителем.                                                                                                         (6 слайд)

У:  Какова тема этого текста? (ответы детей)

 Тема указана в заглавии, причем Лихачев использует разговорную предложную форму про (что?) про  зависть. (Запись в рабочих картах).                                                                   (7 слайд)

У: Что волнует автора, какова проблематика этого текста?                                             (7 слайд)

 1. Почему всегда существует опасная близость зависти?

 2. Можно ли избежать зависти, есть ли средство от этого ужасного чувства?

 3. Когда чувство зависти овладевает человеком?

У: Какова основная мысль этого текста?

 Главная  мысль выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости                                             (7 слайд)

У: К чему призывает нас Лихачев в этом письме?

Человек, познай самого себя,- вот к чему призывает нас Лихачев. Если нас беспокоят достижения окружающих, вызывая болезненную реакцию, надо задуматься, что я сделал для развития собственных способностей, как я реализую те таланты, которые дарованы мне, верю ли я в себя, могу ли свободно и независимо сотрудничать с успешными людьми, чтобы не стать себе самому чужим.

Основная мысль текста

 ( запись в рабочих картах)  

                                                                                                                                                    (7 слайд)

Определите стиль речи:

р\с

Публицистический стиль

   (запись в рабочих картах)     (7 слайд)

 

6. Фронтальный опрос

У: Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?           (8 слайд)  

Давайте более подробно поговорим об особенностях этого стиля:                               (9 слайд)

 Сфера применения:                                                                                                          (10 слайд)

( общественно - политическая жизнь, газеты, журналы, стиль общественных деятелей и писателей – публицистов)

Основные черты:                                                                                                              (11 слайд)

( конкретность, логичность эмоциональность, общедоступность)

Цель публицистического  стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять. Тексты этого стиля вызывают ответную реакцию у  адресата.                                                                                                                                 (12 слайд)

Задачи стиля:                                                                                                                     

( сообщить информацию о жизни страны, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию)                                        (13 слайд)

Языковые средства:                                                                                                           (14 слайд)

(книжные и разговорные слова, однородные предложения, параллельный способ связи, побудительные, вопросительные предложения, прямые обращения к собеседнику)

7. Анализ публицистического  текста «Про зависть».

У: Давайте посмотрим,  какие приемы построения текста использует Лихачев? (запись в рабочих картах – номера предложений)                                                                            (15 слайд)

    Приемы построения текста

   Вопросительные и побудительные предложения- №1,2,3,5.

   Совмещение книжных и разговорных слов;

   Повторы; зависть - 6 раз, завидовать - 5 раз.

   Прямые обращения к собеседнику -  №1, 4, 10.

   Параллельный способ связи предложений - №11, 12

   Использование предложений с однородными членами –

     № 4, 5, 8, 10.

 

   У:  Какие    способы связи предложений в тексте вы знаете?  

 

Зависть развивается прежде….

Зависть развивается…..(параллельная связь)

 

 У:  Как называется такой прием ( Зависть развивается…..

                                                           Зависть развивается….

       Анафора- это повтор слов  в начале строк.

У:  Прочитайте ещё раз внимательно 1 абзац. Что особенного вы  увидели в этих предложениях? (это неполные предложения)

-С какой целью автор использует их в речи? (интонация живой разговорной речи, рассуждения автора логичны, убедительны, благодаря синтаксическим конструкциям)

-Посмотрите, какие предложения преобладают в тексте?( сложноподчиненные)

-Какие союзы преобладают в тексте? (подчинительные). Значит предложения СПП. Какова роль этих предложений в тексте? (заставляют задуматься над проблемой в тексте).

-Что вы можете сказать о типе речи?                                                                                 (16 слайд)                                                                                                        

- Почему автор выбирает такой тип речи? (в роли вступления работает цепочка риторических вопросов, таким образом,  автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса, далее автор четко ставит задачу, побуждает к действию, даёт конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить»).

Какова структура сочинения - рассуждения? Обратите внимание на слайд.

8. Физкультминутка                                                                                                           (17 слайд)   

9. Работа с тестами (распечатки тестов на столах уч-ся) – 2-3 мин. 

    Ответы: 1 вариант – 3, 2, 1;                                2 вариант – 4, 3, 3.)                         (18 слайд)                                                                             

10. Работа в группах -12 мин

У: Сейчас вы приступаете к самому  ответственному этапу работы - формированию собственных тезисов.  Совместными усилиями вы через 12 минут представите плоды ваших трудов.  Я  разделила вас на  4 группы в соответствии с  вашими способностями.     (19 слайд)

Первая группа должна сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором.

Вторая группа будет формулировать тезисы, в которых выразит позицию автора.

Третья группа  должна выразить собственное восприятие текста и одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом.    Обратите внимание на структуру собственной аргументации.  (20 слайд)                                                                                                             

Я предлагаю обратиться к художественным произведениям и привести 2 аргумента на их основе.  На основе каких произведений можно выстроить аргументацию? (Моцарт и Сальери, Гринев и Швабрин, Печорин и Грушницкий – по произведениям Пушкина)

Четвертая группа  должна  написать заключение к сочинению.

 

У: У вас на столах лежат материалы, которые понадобятся вам при написании работ.

       Итак, можете приступать к работе. Удачи!

11. Этап контроля знаний и полученных фрагментов сочинения  

У:    Учимся зачитывать свои работы как единое целое. Защита своих работ.

12. Выставление  и комментирование оценок.

13. Рефлексия. 

У: Сегодня мы с вами рассуждали о зависти.

 Убедил ли вас Лихачев в том, что завидовать - значит не найти себя?  (21 слайд)   (ответы учащихся)

У: Когда я слышу слово зависть, я  вспоминаю строки Омара Хайяма, ведь именно они дают возможность  найти верное решение:    

 

Не завидуй тому, кто силен и богат,

 За рассветом всегда наступает закат,

          С этой жизнью короткою, равною вздоху,

       Обращайся как с данной тебе напрокат.

14. Домашнее задание. 

У: Я вижу, что эта проблема никого из вас не оставила равнодушным.

На уроке мы с вами сделали небольшие наброски вашего сочинения, а дома я попрошу вас написать полноценное сочинение – рассуждение. Я хочу вам пожелать, чтобы эскизы, которые вы сделали в классе, превратились дома в настоящее сочинение.                  (22 слайд)

                                             Раздаточный материал к уроку

Д. С. Лихачев «Про зависть»

 1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка?  (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

    (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)  Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

    (6)  На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

    (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

    (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость  в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

    (11) Зависть развивается  прежде всего там, где вы сами себе чужой.

    (12) Зависть развивается  прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

    (13) Завидуете – значит не нашли себя.

1 вариант

А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в первом (1) предложении текста?

1) ставит рекорд               2) ставит  новый мировой рекорд        

3)  тяжеловес ставит        4) ставит мировой рекорд  

   

A9 Укажите верную характеристику  (11) предложения текста.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью  

2) сложноподчинённое, 2 основы

3) сложное с бессоюзной и подчинительной связью  

4) сложноподчинённое, 3 основы

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЧТО из четвертого (4) предложения текста.

1) союз     2) относительное местоимение       3) союзное слово                                           4) вопросительное местоимение

Раздаточный материал к уроку

Д. С. Лихачев « Про зависть»

    1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка?  (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду?

    (4) Начните перечислять все, что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите, что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5)  Это как в игре - холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!

    (6)  На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти.

    (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.

    (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость  в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

    (11) Зависть развивается  прежде всего там, где вы сами себе чужой.

    (12) Зависть развивается  прежде всего там, где вы не отличаете себя от других.

    (13) Завидуете – значит не нашли себя.

2 вариант

А8 Какие слова являются одной из грамматических основ в шестом (6) предложении текста?

1) нашли спрятанную  вещь        2) вы нашли с завязанными глазами        

3)  нашли вещь                              4) вы нашли

A9 Укажите верную характеристику  (10) предложения текста.

1) сложное с сочинительной и подчинительной связью  

2) сложноподчинённое, 2 основы

3) сложное с бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью  

4) сложноподчинённое, 3 основы

A10 Укажите правильную морфологическую характеристику слова КАК из (10) предложения текста.

1) союз      2) относительное местоимение          3) союзное слово        4) наречие

                                                       

Приложение

Эскизы  работ учащихся

1 группа

Вступление

      Почему люди завидуют друг другу? На первый взгляд, этот простой вопрос предполагает такой же простой и очевидный ответ: в нашем мире одни люди совсем лишены тех житейских благ, которыми другие обладают в полноте и даже в избытке. Таким образом, проблема в том, что несправедливо устроен сам мир. Потому-то бедные и завидуют богатым, некрасивые — красивым, бездари — талантливым, больные — здоровым.
    Казалось бы, ответ на вопрос о природе зависти вполне логичен, однако в реальной жизни такое объяснение почему-то не срабатывает. Ведь завидовать можно не только богатству и красоте, но и вообще чему угодно. Человек среднего достатка завидует преуспевающему бизнесмену, глядя на его шикарный коттедж и дорогие автомобили.
     Но этот же самый бизнесмен, чье время расписано буквально по минутам, а количество дел и забот значительно превышает его естественные возможности, с завистью смотрит на рядового сотрудника своей компании, который после рабочего дня спокойно идет домой и тут же забывает обо всех служебных делах. Бездетный завидует тем, у кого есть дети, а многодетный нет-нет да и позавидует тому, кто живет исключительно для себя. Старик завидует молодости подростков, играющих в футбол у него под окнами, а мальчишки завидуют взрослым и мечтают побыстрее вырасти.
     Об этом и рассуждает автор текста Лихачев в своем письме к молодому поколению.

Группа 3

Аргументация


     Как часто приходится слышать от людей: я никогда никому не завидую, потому что завидовать – это плохо. Я смотрю внимательно на таких людей и думаю: неужели оттого, что вам сказали когда-то «завидовать – это плохо», вы вот так просто взяли и перестали испытывать это чувство? Вот так ловко взмахнули волшебной палочкой и перестали завидовать? Как бы сказал здесь Станиславский – «Не верю!»
    Я не верю именно потому, что когда-то сама была свято убеждена: я – не завистливый человек. Абсурдно было допустить саму мысль о том, что я могу кому-то завидовать. Оказалось, что и я способна завидовать.

    Зависть – это сравнение себя с другим человеком. И в результате этого сравнения я чувствую  себя очень некомфортно. Я нахожу себя хуже, чем он. Я убежден, что я  хуже, а он  лучше.
   Сама по себе зависть – эмоция очень неприятная. Это похоже на то, как будто у вас отняли что-то ваше, что по праву должно принадлежать вам, и отдали кому-то другому. В крайнем проявлении это похоже на ядовитый укус. Не зря есть выражение: отравлен завистью.
   Зависть – это обида на себя. Зависть не связана с тем, что другой человек чем-то лучше вас. Просто когда вы видите его успехи, вы ощущаете себя неуспешной, незначимой, некрасивой, в общем, не идеальной. Такой, какой вы себя не любите. Зависть – это острое переживание своего несовершенства. Поэтому зависть всегда появляется на почве внутренних комплексов: страхов, неуверенности, сомнений.

4 группа

Заключение

Вариант 1

         В песне Окуджавы «Молитва Франсуа Вийона» звучит наивное пожелание автора:
                              Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет,
                             Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет.


       
Эта просьба к Богу выражает определенную идею, напрямую относящуюся к теме зависти, которая звучит в письме Д.С.Лихачева «Про зависть».

       Действительно, почему бы Богу не дать каждому всего и вволю?Ведь тут предполагается уже не примитивный  «социализм» Шарикова, когда для того, чтобы что-то дать одному человеку, это «что-то» сначала нужно непременно отобрать у другого. Здесь рассуждение гораздо изящней и тоньше: мы веруем в то, что Бог всемогущ, а значит, Он не имеет нужды в распределении уже имеющихся благ и вполне может удовлетворить все возможные потребности каждого человека без малейшего ущерба для остальных людей.

      Следовательно, если Бог это сделает, то зависть тут же прекратит существовать как явление, поскольку в душах облагодетельствованного человечества для нее просто не останется оснований. Так почему же Всемогущий Господь до сих пор не дал каждому то, чего у него нет?
    Ответ на «Молитву Франсуа Вийона» нетрудно найти в Послании апостола Иакова: «Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:2-3).

Вариант 2


     
Как же бороться с завистью? Зависть в основе своей имеет очень верное ощущение утраты связи человека с его Создателем. Человек чувствует, что потерял нечто очень важное, без чего его жизнь пуста и несчастна. Только он не знает, что же это было.
И в поисках утраченного, словно в лабиринте, начинает метаться между различными целями, каждая из которых неизбежно оказывается ложной. Потому что никакое земное благо не может заменить собой Подателя всех этих благ.

     
Избавить себя от такого пагубного заблуждения можно только одним способом. Святитель Василий Великий пишет: «Мы можем избежать зависти, если из человеческого не будем почитать великим и чрезвычайным ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, но будем стремиться к приобретению благ вечных и истинных».
    А единственным вечным и истинным благом для человека является лишь то, что никогда, никто и ни при каких обстоятельствах не сможет у него отнять. Таким благом может стать лишь наше общение с Богом.. Если искать именно этого блага, если стремиться к нему, стараясь выстраивать свою жизнь по Евангелию, тогда и завидовать никому уже не придется. Ведь все Евангельские заповеди, в сущности, направляют человека к единственной цели — сделать главным содержанием его жизни любовь к Богу и другим людям.
   Завидовать же можно лишь тем, кого не любишь, к кому испытываешь пусть легкую, но все же неприязнь. А там, где есть любовь или хотя бы стремление к ней, зависти уже нет места.                Так, мать не может завидовать своему ребенку просто потому, что любит его, радуется его радостям и любой его успех воспринимает как свою собственную победу.
   Зависть всегда связана с вашими нереализованными целями и желаниями. Вы завидуете только тому, что хотите иметь сами. Поэтому зависть можно превратить в ценный инструмент развития и улучшения себя. Развивайте свои способности, свой талант,  и у вас все получится!

Рабочая карта учащегося 11 класса

Фамилия, имя____________________________________________________________________

Тема урока:_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Лингвистическая разминка. Кластер.

Зависть -__________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Работа с текстом

Тема_____________________________________________________________________________
Проблема ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Основная мысль текста____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Стиль____________________________________________________________________________

Цель стиля_______________________________________________________________________

Позиция автора:__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________ 

Языковые средства и приёмы построения текста:

Вопросительные и побудительные предложения_______________________________________

Совмещение книжных и разговорных слов_____________________________________________________________________________

Повторы_________________________________________________________________________

Прямые обращения к собеседнику____________________________________________________

Параллельный способ связи предложений______________________________________________

Использование предложений с однородными членами____________________________________

Работа с тестом__________________________________________________________________________ 

Групповая работа

Вступление (проблема и её комментарий). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тезис (позиция автора)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 1 аргумент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 2 аргумент_______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________

Заключение.  .___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                       

Рефлексия: Убедил ли вас Лихачев в том, что завидовать – значит  не найти себя?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____

Оценка за урок:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева.

Подготовка к написанию

 сочинения-рассуждения (часть С)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Цыганова Оксана Геннадьевна

        2010

Лихачев Дмитрий Сергеевич

     Действительный член (академик) Российской Академии наук.
    Родился 28 (15) ноября 1906 года в Санкт-Петербурге. Окончил факультет общественных наук Ленинградского государственного университета (1928). В 1928 - 1932 годах был незаконно репрессирован и находился в Соловецком и Беломоро-Балтийском лагерях. С 1938 года - младший, а с 1941 года - старший научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. С 1954 года - заведующий сектором, в настоящее время - отделом древнерусской литературы ИРЛИ. В 1941 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Новгородские летописные своды XII века", в 1947 году защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора филологических наук - "Очерки по истории литературных форм летописания XI - XVI веков". С 1953 года - член-корреспондент АН СССР, с 1970 года - действительный член (академик) АН СССР (в настоящее время - РАН).
    Известный ученый, автор фундаментальных трудов, посвященных истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор сотен работ (в том числе десятков книг) по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на английский, болгарский, итальянский, польский, сербо-хорватский, чешский, французский, испанский, японский, китайский, немецкий языки. Автор 500 научных и около 600 публицистических трудов.
    Иностранный член Академий наук Болгарии, Венгрии, Академии наук и искусств Сербии. Член-корреспондент Австрийской, Американской, Британской, Итальянской, Геттингенской академий, член-корреспондент старейшего общества США - Философского. Член Союза писателей с 1956 года. С 1983 года - председатель Пушкинской комиссии РАН, с 1974 года - председатель редколлегии ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия". С 1971 по 1993 год возглавлял редколлегию серии "Литературные памятники", с 1987 года является членом редколлегии журнала "Новый мир", а с 1988 года - журнала "Наше наследие". В 1986 году организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года входит в Международный комитет по организации Александрийской библиотеки (Египет). Избирался депутатом Ленинградского городского Совета (1961 - 1962, 1987 - 1989).
    Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Народный депутат СССР (1989 - 1991) от Советского Фонда культуры. Герой Социалистического Труда (1986). Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1966), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени (1963, 1977) и медалями. Русской академией искусствознания и музыкального исполнительства награжден орденом искусств "Янтарный крест" (1997).        

   Награжден Почетным дипломом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (1996).
   

   Первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1993).

    Почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо.
   

    Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877 (1984).
   

     Скончался 30 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге.

Письма к молодым читателям

Каждая беседа пожилого человека с молодым оборачивается поучением. Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном — как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни.

Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. Это, конечно, условная форма. В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто.

Почему я расположил свои письма именно так? Сперва я пишу в своих письмах о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках — ничего не увидите.


ПИСЬМО ПЕРВОЕ
БОЛЬШОЕ В МАЛОМ

В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом его поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников — думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. Если же стремиться в науке к «мелким» целям -— к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. Может быть, не сразу, но в конечном счёте! Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным. Соблюдать большое надо во всём решительно. Тогда всё легко и просто.

Д.С.Лихачев

ПИСЬМО ВТОРОЕ

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего... А на самом деле оказалось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И всё же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья — старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость — это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделённая радость — не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат — опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде — тоже. Привык к работе — и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий...
Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные — усложнят её и затруднят.
И ещё. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

ПИСЬМО ТРЕТЬЕ
САМОЕ БОЛЬШОЕ

А в чём самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом — любовь к своей стране, во втором — ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее.

Любовь не должна быть безотчётной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовёшь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всём своего ребёнка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией («Германия превыше всего» — слова шовинистической немецкой песни) привёл к нацизму, слепой восторг перед Италией — к фашизму.

Мудрость — это ум, соединённый с добротой. Ум без доброты — хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надёжна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надёжное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.

Кик выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: «Большое в малом», «Молодость — всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей стране в широком и узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счёте верность есть верность правде – правде-истине и правде-справедливости.

Цитируется по:
Д.С.Лихачев. Письма о добром. СПб.: «Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ», 1999.

13 весна 2003 г дата публикации: 1.03.2003


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева «Про зависть». Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С).

Слайд 2

Цели урока: Систематизировать знания об особенностях публицистического стиля Отработать навыки выполнения тестовых заданий Создать условия для лингвистического анализа текста Совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения –рассуждения

Слайд 3

Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить Д.С. Лихачев

Слайд 4

Подберите ассоциации к слову ЗАВИСТЬ

Слайд 5

НЕЖЕЛАНИЕ ДОБРА ДРУГОМУ ИНТРИГИ ПРЕДАТЕЛЬСТВО ДОСАДА ПО ЧУЖОМУ ЗАВИСТЬ

Слайд 6

Про зависть 1) Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?(2) А если гимнастка? (3) А если рекордсмен по прыжкам с вышки в воду? (4) Начните перечислять все , что вы знаете и чему можно позавидовать: вы заметите , что чем ближе к вашей работе, специальности, жизни, тем сильнее близость зависти. (5) Это как в игре- холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся! (6) На последнем слове вы нашли с завязанными глазами спрятанную другими игроками вещь. (7) Вот то же и с завистью. (8) Чем ближе достижение другого к вашей специальности, к вашим интересам, тем больше возрастает обжигающая опасность зависти. (9) Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. (10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные , индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать. (11) Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой. (12) Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. (13) Завидуете - значит не нашли себя.

Слайд 7

Тема : Про зависть Проблема текста: Можно ли избежать зависти , есть ли средство от этого ужасного чувства? Основная мысль (авторская позиция) выражена в побуждении к действию, в призыве: ( № 10) Теперь вы поймете, как избавиться от крайне болезненного чувства зависти: развивайте в себе собственные, индивидуальные склонности, собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой , и вы никогда не будете завидовать. Стиль: публицистический

Слайд 8

Почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью?

Слайд 9

Публицистический стиль

Слайд 10

Сфера применения Общественно – политическая сфера жизни. Используется в газетах, журналах, выступлениях на собраниях и митингах. Стиль писателей – публицистов, журналистов.

Слайд 11

Основные черты стиля: Конкретность Логичность Эмоциональность Общедоступность высказываний

Слайд 12

Цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять .

Слайд 13

Задачи: Сообщить информацию о жизни страны; Воздействовать на массы; Сформировать определённое отношение к общественным делам; Сформировать гражданскую позицию;

Слайд 14

Языковые средства и приёмы построения текста: Вопросительные и побудительные предложения; Совмещение книжных и разговорных слов; Повторы; Прямые обращения к собеседнику; Параллельный способ связи предложений; Использование предложений с однородными членами.

Слайд 15

Языковые средства и приёмы построения текста: Вопросительные и побудительные предложения – № 1, 2, 3, 5; Совмещение книжных и разговорных слов: тяжеловес, рекорд, гимнастка, игра.. Повторы – зависть - 6 раз , завидовать - 5 раз; Прямые обращения к собеседнику – № 1, 4, 10; Параллельный способ связи предложений - № 11, 12; Использование предложений с однородными членами - № 4, 5, 8, 10.

Слайд 16

Тип речи Рассуждение Вступление Проблема Комментарий Авторская позиция Своё мнение. Аргумент 1 Аргумент 2 Вывод Структура сочинения-рассуждения (часть С)

Слайд 17

Физкультминутка

Слайд 18

Ключ к заданиям А8 –А10 Задания 1 вариант 2 вариант А8 3 4 А9 2 3 А10 1 3

Слайд 19

Работа в группах Первая группа - сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором. Вторая группа - сформулировать тезисы, в которых необходимо выразить позицию автора. Третья группа - выразить собственное восприятие текста к одной из его проблем, помня о том, что необходимо два аргумента в защиту своей позиции, подкрепленные вашим жизненным опытом и литературой . Четвертая группа написать заключение к сочинению.

Слайд 20

Структура собственной аргументации ТЕЗИС ОБОСНОВАНИЕ: АРГУМЕНТЫ, ПРИМЕРЫ ВЫВОД

Слайд 21

Убедил ли вас Лихачев в том , что завидовать – значит не найти себя? Рефлексия

Слайд 22

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию части С ( ЕГЭ по русскому языку ) по тексту Д. Гранина

Цели урока: подготовить к написанию сочинения по заданию части С; (научить умению излагать мысли о тематике текста, поднимаемой проблеме, позиции автора;- обучать умению выражать собственное мне...

Пошаговый алгоритм подготовки к написанию части «С»

Обучающий тренинг написания части «С»  ЕГЭ по русскому языку...

Система упражнений по подготовке к написанию части С

Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....

Урок русского языка в 11 классе по подготовке к написанию части С (сочинения-рассуждения) «Анализ изобразительно- выразительных средств и синтаксических конструкций при изучении притчи О.М.Безымянной «О благодеянии»

Урок рассчитан на 2 часа,  состоит из 2-х частей. Первая часть - работа по подготовке к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе: формы работы по выявлению авторской позиции в тексте. Вторая ч...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

"Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «Про зависть»

Комплексый анализ текста позволяет продемонстрировать работу на уроке с текстом, работа проводится в 9 классе...