"Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «Про зависть»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Комплексый анализ текста позволяет продемонстрировать работу на уроке с текстом, работа проводится в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx39.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе.

Тема: Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «Про зависть»

Цель: Образовательная- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля; создать условия для комплексного лингвистического анализа текста; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий; совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения-рассуждения

Развивающая- развивать у учащихся умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта; создавать условия для развития устной монологической речи.

Воспитательная – подвести обучающихся к осмыслению жизненной позиции, воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д.С.Лихачева.

Оборудование: мультимедиа, тексты на каждого ученика, тесты к тексту на каждого ученика, толковые словари Даля и Ожегова, видеоролик о зависти, аудиозапись текста Д.С.Лихачева «Про зависть», песня «Окна», экзаменационные бланки.

Ход урока.

1. Орг.момент

-Здравствуйте, ребята, гости нашего сегодняшнего урока. У нас сегодня не один урок, а пара уроков русского языка. На первом уроке мы поработаем над комплексным анализом текста, а на втором уроке попробуем написать сочинение-рассуждение по данному тексту, аналогичное сочинению, которое ребята будут писать на экзамене по русскому языку.

Родители сегодня у нас не просто зрители, а участники урока. Они будут работать в паре со своим ребенком, помогать, если это будет нужно. Они также, как и их дети, смогут принять участие в разговоре, ну, в общем, родители сегодня –помощники своим детям. Я пожелаю всем удачи.

- Ребята, вам вскоре предстоит сдавать первый в вашей жизни большой экзамен - ОГЭ. Но вы не волнуйтесь, верьте в свои силы. Ведь все в ваших руках.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках - живая или мертвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет — мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее". Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: "Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?" И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: "Все в твоих руках..."
-Ребята, все в ваших руках!

-Ну а сейчас я предлагаю просмотреть видеоролик (просмотр видеоролика)

2. Постановка темы урока.

Просмотр фрагмента мультфильма «О зависти».

– Итак, вы просмотрели небольшой фрагмент. Скажите, о каком человеческом качестве идет речь? Правильно, о зависти. А как вы можете охарактеризовать завистливого человека?

– Сегодня мы будем работать с пятнадцатым письмом Д.С. Лихачева «Про зависть». Итак, тема нашего урока звучит так: «Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «Про зависть»». Подготовка к ОГЭ.

-Запишите в тетради число, классная работа и тему «Комплексный анализ текста «Про зависть»

3. Проверка домашнего задания.

Дома вам нужно было подготовить сообщение о Дмитрии Сергеевиче Лихачеве. Попрошу каждого из вас сказать о нем то, что вы считаете важным, что вам запомнилось. По 1-2 предложению.

4. Словарная работа.

Итак, мы говорим о человеческом качестве «Зависть».

-Какие ассоциации вызвало у вас слово ЗАВИСТЬ?

(досада по чужому, ненависть, нежелание добра другому, а только себе, предательство, интриги)

-А когда я слышу слово ЗАВИСТЬ, я вспоминаю строки Омара Хайяма

«Не завидуй тому, кто силен и богат,

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе напрокат»

-Что же такое зависть? Заглянем в словарь В.И.Даля. (статью читает ученик)

«Зависть – это: 1) досада по чужому добру или благу; 2) нежелание добра другому, а лишь самому себе.

А в толковом словаре русского языка Ожегова дается такое определение зависти: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого»

Запишите в тетрадь это определение (записывают определение в тетрадь)

-давайте посмотрим, как говорили о зависти выдающиеся люди: (слайд)

-Чему же завидуют?

Объектом зависти может стать все, что угодно. Для мужчин важны карьера, благосостояние, поэтому они чаще завидуют продвижению по службе, более высокой зарплате, новому автомобилю сослуживца. Женщины скорее всего завидуют красоте, безупречной фигуре, хорошему мужу. Школьники завидую тем, кого выделяют учителя. Малыши – ярким и красивым игрушкам. Так или иначе, предметом зависти становится то, чего нам больше всего не хватает для счастья.

-какой вывод мы можем сделать? Какое это чувство – зависть? (сильное чувство, но ужасное, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует).

5. Знакомство с текстом Лихачева.

-А как формулирует понятие зависти Д.С.Лихачев, один из самых образованных людей нашей страны? Послушаем.

(чтение – аудиозапись)

6. Определяем и комментируем тему и идею текста.

-Могли бы вы предложить другое название текста? (нет, т.к. автор в заглавии указывает тему)

Итак, тема текста про зависть.

-что волнует автора? Какова проблематика текста?

Прежде. Чем вы приступите к формулировке проблемы, давайте вспомним:

Основная проблема – это та,

1)которая стала объектом раздумий автора

2)над которой автор в основном размышляет

3)к которой автор неоднократно возвращается

-Теперь постарайтесь сформулировать и записать в тетрадь проблему, которая волнует автора. (в письме 15 «Про зависть» Лихачев поднимает проблему зависти как самого опасного чувства человека)

- какова же основная мысль текста? (главная мысль выражена в побуждении к действию, в призыве: развивайте свои способности, будьте самим собой, знайте о собственной неповторимости)

-к чему призывает нас Лихачев? (человек, познай самого себя!!!)

-Каков стиль текста? (публицистический)

-почему автор избирает именно публицистический стиль? С какой целью? (цель публицистического стиля – привлечь внимание читателя к поднятой проблеме, заставить задуматься, поразмышлять)

7. Физ. Минутка «Радуга» (слайд) – Ребята, сейчас я предлагаю вам расслабиться. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге , и, выдыхая, съезжаете с нее, как с горки. Повторите упражнение три раза.

8. Тестовая работа по тексту.

Я раздаю вам текст, который вы прослушали. Сейчас попробуем поработать над тестовыми заданиями. Отвечать на тестовое задание вы будете в бланках. Сначала отвечаем, потом проверяем по слайду, если ответ неправильный, отмечаем это. Проверять могут родители, исправлять в бланке. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Тест:

Выполнение типовых заданий, связанных с содержанием текста.

Задание 2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Как научиться не завидовать другим людям»?

  1. Необходимо быть равнодушным к чужим успехам и неудачам и думать только о себе.
  2. Главное – быть собой, и тогда зависть никогда не поселится в твоей душе.
  3. Если будешь таким, как все, то и завидовать никому не придется.
  4. Нужно делать все, чтобы все вокруг завидовали тебе.

Задание 3. Укажите предложение, средством выразительности в котором является градация.

  1. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
  2. Если тяжеловес ставит новый мировой рекорд в поднятии тяжестей, вы ему завидуете?
  3. Это как в игре – холодно, тепло, еще теплее, горячо, обжегся!
  4. Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой.

Задание 4. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от возможности подобрать синоним без приставки.

Задание 5. Из предложений 6-8 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в полных страдательных причастиях прошедшего времени, если они образованы от глаголов совершенного вида или имеют зависимое слово».

Задание 6. Замените слово «крайне» в предложении 10 стилистически нейтральным синимом. Напишите этот синоним.

Задание 7. Замените словосочетание «мировой рекорд», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Задание 8. Выпишите грамматическую основу предложения 9.

– Ребята, сейчас я предлагаю вам расслабиться. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге , и, выдыхая, съезжаете с нее, как с горки. Повторите упражнение три раза.

Задание 9. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Зависть развивается прежде всего там,1 где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит,2 не нашли себя.

Итак, тест закончен. Подсчитайте баллы. Поставьте оценку прямо в бланке. Озвучьте оценку.

Вот и подошел к концу первый урок русского языка. –Что мы делали на уроке? (анализировали текст, решали тест)

Каждый из вас получил оценку. На втором уроке мы постараемся написать сочинение-рассуждение на данную тему. Родителей попрошу не уходить. Тема очень актуальная важная. Спасибо. Можете идти отдыхать.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: Комплексный анализ текста Д.С.Лихачева «Про зависть». Подготовка и написание сочинения рассуждения.

Цель: Образовательная- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний об особенностях публицистического стиля; создать условия для комплексного лингвистического анализа текста; отрабатывать навыки выполнения тестовых заданий; совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения-рассуждения

Развивающая- развивать у учащихся умение проводить самоанализ на основе личного жизненного опыта; создавать условия для развития устной монологической речи.

Воспитательная – подвести обучающихся к осмыслению жизненной позиции, воспитывать позитивное отношение к окружающим, интерес к публицистике Д.С.Лихачева.

Оборудование: мультимедиа, тексты на каждого ученика, тесты к тексту на каждого ученика, толковые словари Даля и Ожегова, видеоролик о зависти, аудиозапись текста Д.С.Лихачева «Про зависть», песня «Окна», экзаменационные бланки.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

Еще раз хочу поприветствовать всех присутствующих. Мы продолжаем работать. На первом уроке мы прослушали и проанализировали текст Д.С.Лихачева «Про зависть», решили тест по данному тексту. Ну а этот урок мы посвятим написанию сочинения-рассуждения на тему «Что такое зависть?». (показать Ким ОГЭ 9 класс) зачитать часть3. «Сочинение-рассуждение» Критерии – объем сочинения не менее 70 слов.)

Прежде, чем вы начнете работать над сочинением, мне бы очень хотелось, чтобы вы внимательно прослушали песню Светланы Копыловой «Окна».

-О чем песня? (о людской зависти, которая может завести человека очень далеко в своих поступках). Помните, что зависть – ужасное чувство, сильное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует

-Давайте с вами вспомним, как писать сочинение-рассуждение?

(ответы детей) Слайды – памятки.

-как мы формулируем тезис? (тезис может отражаться в самом вопросе: Что такое зависть?)

- как правильно перейти к комментариям? Назовите основные клише (слайд)

- После комментария что у нас идет? (аргументация, нужно привести не менее двух примеров: один – из прочитанного текста, другой- из собственного жизненного опыта)

-Назовите основные клише к аргументам (слайды – подсказки)

- как плавно подойти к выводу, заключению сочинения? (ответы детей) На слайдах – подсказки.

Итак, мы сформулировали тему и проблему текста, определили основную мысль, выяснили, к чему призывает нас автор текста. Повторили с вами основные этапы при написании сочинения-рассуждения. Я думаю настало время попробовать написать сочинение на тему «Что такое зависть». Сначала пишем на черновике, затем переносим в бланк для сочинения. Куда будете записывать сочинение? (ребята показывают бланк)

Физ.минутка «Воздушные шарики».

– Ребята, возьмите в руки воздушные шары. Представьте, что шарик – это человек, а находящийся в нем воздух – чувства раздражения, гнева, напряжения. Найдите способ избавиться от этих чувств, не навредив человеку.

Родители, сейчас вы помощники для своих детей. Вы будете помогать им писать сочинение. Ваше мнение тоже очень важно.

На работу отводится 30 минут.

Работы сдаются на проверку.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ письма Д.С.Лихачева. Подготовка к написанию части С

Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Стремление быт...

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...