Лингвистический турнир в 5 классе по теме "Слово и его составляющие"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Слатинская Елена Валентиновна

  Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  в 5 классе поможет в игровой форме обобщить знания учащихся по фонетике, морфемике, словообразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.razrab.lingv_.turnira.v_5kl..doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Конаково Тверской области.

Методическая разработка внеклассного мероприятия

по  русскому языку  в 5 классе.

Лингвистический турнир

по теме «Слово и его составляющие».

Учитель русского языка и литературы

Слатинская Елена Валентиновна.

2011-2012

Пояснительная записка.

        Данная методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе является лишь малой частью огромного труда, затрагивающего  одну из важнейших и актуальных проблем – как научить ребенка учиться, как заинтересовать его своим предметом, чтобы образовательный процесс был для него осознанным, интересным, продуктивным, но не принудительным. Предназначается разработка для учителей-филологов. Цель – поделиться своей методикой проведения внеклассного мероприятия по русскому языку с коллегами, предложить игровой вид работы, активизирующий познавательную деятельность учащихся.

        Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

        Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.

                Конечно, внеклассная работа по русскому языку должна базироваться на         игровых формах.

                Особенность игры - подчиняя всё поведение известным условным         правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она         является первой школой мысли для ребёнка.                

                Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра -         характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он         учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в         ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его         самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как         процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование         наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

                Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так         организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни         желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело,         интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает         весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная         деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по         себе способствует организации его внимания.

                Итак, игра –

  1. эффективное средство воспитания познавательных         интересов и активизации деятельности учащихся;
  2. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
  3. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и         познавательный интерес к предмету;
  4. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
  5. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием.

        Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

                Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в         среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача         учителя в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не         разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению,         к открытию. Программа предусматривает 6 часов русского         языка в         неделю (больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новых         тем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,         морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и         интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки -         путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя         подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает         детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и         сложного материала.

                Вниманию учителей-словесников предлагается разработка         «Лингвистического турнира» в 5 классе по теме «Слово и его составляющие».         Это внеклассное занятие целесообразно провести после изучения тем         «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование».

                

                Цель внеклассного занятия:

  1. активизировать умственную деятельность учащихся в лингвистическом аспекте;
  2. посредством игры развивать интерес у учащихся к русскому языку и литературе;
  3. воспитывать чувство уважения к родному языку;
  4. формировать языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенции;
  5. овладение нормами русского литературного языка;
  6. обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной или письменной форме.

                Задачи  внеклассного занятия:

  1. повторить и закрепить знания, умения и навыки по темам «Фонетика», «Морфемика», «Словообразование»;
  2. развить посредством игры интереса у учащихся к русскому языку;
  3. расширить словарный запас,
  4. развивать фонематический слух,
  5. понимать смысло-различительную функцию звука и буквы,
  6. развивать логическое мышление;
  7. формировать процесс словоизменения и словообразования,
  8. закрепить фонетический, морфемный и словообразовательный разбор слов;
  9. воспитывать чувство товарищества, дружбы, взаимовыручки.

                Оформление: плакат с высказываниями о русском языке («Для всего в         русском языке есть великое множество хороших слов» К. Паустовский;         «Берегите наш язык,…» И.С.Тургенев),  плакат о корне как основе жизни (в         центре плаката слово корень, от него в разные стороны стрелки к         изображениям дерева, гриба, цветка, семьи).

        

                Оборудование: раздаточный материал – карточки         с заданием,         фонозапись         музыки Г.Свиридова «Метель», сюжетные юмористические         картинки для         творческого задания

                Ход урока: 1. Сообщение темы и цели урока. Представление жюри.

        Рассказ о правилах проведения турнира. Класс поделён на две команды. 5         человек от каждой команды работают у доски, остальные помогают им,         набирая дополнительные баллы.

        2. Вводное слово учителя о русском языке.  Работа с высказываниями о         русском языке.

        - Как вы поняли эти высказывания?

        3. Приветствие команд.

        4. «Фонетический поединок».

                        1) Фонетическая разминка.

                Задание командам у доски.

        Используя звуки, написанные на доске, составьте 5 слов.

        1 команда: [А], [О], [Б], [В], [Г], [Л]. Уместны ли здесь слова: гол, влага, Галя,         боль?

        2 команда: [А], [О], [Д], [Л], [З], [С]. Уместны ли здесь слова: сядь, дол, зал,         доля?

        Задание болельщикам.

        Прочитайте слово, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы         вместе получились из слова:

  1. ток – домашнее животное
  2. люк – большой мешок
  3. шей – просьба есть что-либо
  4. ропот – инструмент
  5. лещ – узкое отверстие
  6. лей – дерево
  7. парк – морской рак
  8. шёл – неправда

Итоги фонетической разминки.

2) Фонетический разбор.

Задание командам

 1 команда – якорь

2 команда – июль

                Задание капитанам.

Прочитать слова в соответствии с нормами произношения. 

Капитан 1 команды – конечно, копеечный, приговор, творог, свёкла, музей, позвонит, трудна, трудны, Кузьминична.

Капитан 2 команды – скворечник, чтобы, столяр, засуха, статуя, шинель, опека, щавель, проста, просто, просты, Фоминична.

                Задание болельщикам.

                Сколько звуков в словах? Объяснить почему.

  1. ел – ель
  2. даль – дал
  3. съел – сел
  4. ямка – лямка
  5. уголь – угол
  6. лью – люк

                Итоги фонетического поединка.

5. Поэтическая пауза.

                Слово многогранно. Сколько фонетических процессов происходит в нём! Это показывает нам, как слово превращается в ёмкий образ, который используют наши поэты, писатели. Если художник рисует картину красками, то поэты и писатели – словом.

                Звучит стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» на фоне музыки Г.Свиридова «Метель».

                Слово учителя. Сопровождала стихотворение музыка Г.Свиридова «Метель», которая была написана под воздействием  впечатлений от повести А.С.Пушкина «Метель». И А.С.Пушкин, и Г.Свиридов рисуют одну и ту же картину зимы, но способы изображения разные: словесный и музыкальный.

        - Какую картину зимы вы представили?

6. «Словообразовательный бой».

                Всё живое не может существовать без корня (работа с плакатом о корне). Корень – стержень слова. А как появляются однокоренные слова? Эту проблему изучают учёные-лингвисты и их труды выливаются в разные словообразовательные словари. Например, «Школьный словарь строения слов» З.А.Потиха. Из чего же состоят слова?

                1 задание командам.

Разбор слова по составу.

1 команда – подлесок, красноватый, ленточка, перелётные, медвежонок.

2 команда – подземный, сумочка, стройка, желтоватый, пришкольный.

        

                1 задание болельщикам.

                «Кросс-вопрос» по составу слова (одна группа поддержки задаёт вопрос                 по         теме другой команде и наоборот).

                1 команда: Что такое корень?

                2 команда: Что такое суффикс?

                1 команда: Что такое приставка?

                2 команда: Что такое окончание?

                1 команда: Что такое основа слова?

                2 команда: Приведите примеры слов, у которых основа слова равна                         корню.

                2 задание командам.

                В каждой тройке слов найти по два однокоренных слова. В чём отличие                 одинаковых по написанию корней?

                1 команда: а) смешить, смешанный, смешать.

                        б) пара, парный, паровой.

                        в) проводы, подводный, водить.

                        г) горевать, подгоревший, гореть.

                2 команда: а) носильщик, носатый, поднос.

                        б) лето, летний, лететь.

                        в) чертёнок, чертить, чертёж.

                        г) искупать, покупка, купальник.

        

                2 задание болельщикам.

                Записать однокоренные слова с корнем:

                1 команда: -сказ-

                2 команда: - стрел-

                При помощи каких частей слова образуются новые однокоренные слова?

                Подведение итогов словообразовательного боя.

        6. «Состязание смекалистых».

Задание командам

 Из букв составить слово, связанное с русским языком, дать определение этому слову.

        

         1 команда: о, т, к, а, ф, е, н, и.

        2 команда: о, м, а, м, и, р, е, ф, к.

        

        Задание болельщикам.

        «Хитрые вопросы».

  1. Сколько в букв в азбуке? (6 букв).
  2. В каком слове из пяти букв насчитывается 5 о. (опять)
  3. В каком слове находится семь букв я? (семья)
  4. Чем заканчивается день и ночь? (ь)
  5. В каком слове 40 а? (сорока)
  6. Половина какой буквы даёт название воинской части? (полк)
  7. Что находится между берегом и рекой? (и)
  8. Каким гребнем не расчешешь головы? (петушиным)
  9. Какие ворота находятся в поле( (футбольные)
  10. Из какого крана нельзя напиться? (подъёмного)

                

Подведение итогов «Состязания смекалистых».

        8. «Творческий ринг».

                Задание командам: составить рассказ по сюжетным картинкам.

                Задание болельщикам: по ребусу отгадать слово и составить сказку, где         главным действующим лицом будет отгаданное слово.

                

                Подведение итогов «Творческого ринга», всего «Лингвистического         турнира». Награждение победителей.

                Использованная литература

        1. Баранова М. «Методика преподавания русского языка в школе» М:         Просвещение, 2000.

        2. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М.,         Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

        3. Вопросы психологии познавательной деятельности. М., МГПИ, 1980.

        4. Л.Т.Григорян “Язык мой - друг мой”. 1984.

        5. Лебедев О. Е. Формирование         потребности в знаниях у учащихся. Л.,         Знание,         1973. С. 17 – 32.

        6. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,         Просвещение, 1983. С. 5 – 79.

        7. Формирование познавательных интересов школьников. // Под ред. Щукиной         Г.И. Л., 1968.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - лингвистического турнира по английскому языку в 5 классе "Британия: обычаи и традиции"

Урок разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 5 класса. В ходе урока решались следующие цели:Учебный аспект:...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов

Лингвистический турнир для учащихся 5-6 классов...

Лингвистический турнир "Где раки зимуют, или ещё раз о фразеологии" (6 класс)

Данная работа представляет собой презентацию к лингвистическому турниру в рамках декады русского языка и литературы. Учащиеся должны показать знание фразеологизмов, их значение и происхождение, уметь ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Лингвистический турнир"

Конспект мероприятия содержит занимательные задания, которые можно использовать как во время внеурочной деятельности, так и как занимательный материал на уроках....

Презентация к лингвистическому турниру. 6 класс

Презентация, созданная для нетрадиционного урока по теме "Морфемика и словообразование"...