Урок русского языка "местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок-обобщение по теме "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie._urok-obobshchenie.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

Местоимение. Урок-обобщение.

Цель урока: воспитание у школьников орфографической и пунктуационной  зоркости, совершенствование навыков грамотного письма, формирование норм литературной речи, профориентационное воспитание.

Форма проведения:  игра.

Оборудование: доска, проектоскоп, компьютер, словари, карточки.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя о профессии корректора.

Корректоры бывают от Бога,

И вы - самый яркий пример.

На строчки глядите так строго,

 В профессии – без полумер.

Где надо, поставите скобки,

Запятую, тире, мягкий знак.

Из безграмотной чей-то подборки

Вы изгоните весь кавардак.

Вы так ласково любите слово

И так трепетно русский язык.

Мы не знаем кого-то другого,

Кто к ошибкам бы нашим привык.

Вы поправите нас очень нежно,

Растолкуете как, почему,

Чтобы чёрным да на белоснежном

Без ошибок учились письму.

  1. Словарная работа.

Задание: произнести слова корректор, корректура, корректировать (записаны на доске) по слогам, найти лексическое значение по толковому словарю, записать словосочетания с этими словами в тетрадь.

Задача: кто из класса соответствует требованиям этой профессии?

  1. Игровые задания.

А.  Найти орфограммы, назвать правила.

Некто.

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с кем-то куда-то попал.

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то пропал.

А Некто с
кого-то пример не берёт.

Он только худеет, не ест и не пьёт,
Не видит он даже, что некто идёт,
Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день
недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашему, вашему, даже ему?

Вернётся когда-нибудь Некто к себе

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»,

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

Б. Раздаются карточки с текстом и карточки проверяющего, учащиеся находят ошибки в словах, исправляют их и переписывают текст в тетрадь, меняются ими, проверяют друг у друга, результаты записывают в карточки.
    (1)Девачка взяла веник да так и села на пол – до того (2)испугалось. Под веником кто-то был! (3)Небальшой, (4)лахматый, в (5)краснай рубахе, блестит (6)глозами и (7)малчит. (8)Девачка тоже (9)малчит и думает: «Может, это ёжик? А почему он (10)адет и (11)абут, как мальчик? (12)Зовели его ключом и ушли. Но ведь (13)завадные игрушки не умеют кашлять и так (14)громка чихать».

«Окошки грамотея»

Дата __________

Фамилия, имя __________________

Количество правильных ответов _____

Оценка, роспись проверяющего ______________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А

О

Критерии оценивания:

13-14 ПО – «5»

12-11 по – «4»

10-7 по – «3»

7 и ниже По – «Придётся выучить и исправить!»

В. Каким словарём чаще всего пользуется корректор? Работа с компьютером. «Фраза» : непроверяемые гласные в корне, 6 кл., знаки препинания при прямой речи, 5 кл.

Г. Прослушайте рассказ "Умные спорщики" (из книги В.Волошиной "Русский язык). Выпишите все местоимения, распределив их по разрядам в таблице.

Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошел он однажды по некоей дороге, нашел нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось?
А другой говорит:
- Ну что за рассказ! Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шел, никого не встречал, никому ничего не давал. Нечего и спрашивать, сколько у кого осталось.
- Эх вы, глупые спорщики, - сказал случайный прохожий, слушавший рассказы троих. - Что вы спорите? Ведь не о чем спорить. Да и не о ком. Значит, и говорить нечего!

(Побеждает тот, которому удалось выписать больше местоимений и без ошибок определить разряд каждого.)

Д. Поэтическая дуэль. Прочитать стихи, найти местоимение, определить разряд и синтаксическую роль.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

О первый ландыш! Из-под снега 
Ты просишь солнечных лучей; 
Какая девственная нега 
В душистой чистоте твоей! (А. Фет)

Спросили про цветок любимый у меня. 
Вы что, смеетесь? 
Будто бы возможно 
Из тысячи любимейших предметов 
Назвать наилюбимейший предмет.  (В. Солоухин)

Красные розы на белом окне,
Словно горели в ярком огне,
Словно смотрели прямо в глаза,
Словно хотели что-то сказать… (Ю. Шмидт)

Среди проталин вешних
В лесу я отыскал
Задумчивый подснежник,
Цветок в три лепестка.

Пусть он рассудит,
Что меня ждет:
Любит… Не любит…
К сердцу прижмет… (В. Калитин)

Цветок фиалки

Словно фея лесная…

Не спугни своё счастье! (Д. Румата)

Е. Роль местоимений в нашей речи. Найти и исправить ошибки. Фрагмент сочинения.

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна:
Я заменяю имена.

«Я участвовал в соревновании. Я шёл под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперёд. Вдруг Петров упал. Он подвернул ногу. «Кто-нибудь придёт ему на помощь»,-подумал я. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там ему оказали первую помощь.»

Ж. Творческое задание. Придумайте пантомиму, чтобы проиллюстрировать фразеологизмы с местоимением - например, такие: мы сами с усами; рвать на себе волосы.
(Фразеологизмы не называю, а предлагаю учащимся задания, записанные заранее. Показать фразеологизм пантомимой надо так, чтобы другие учащиеся  угадали, о чем идет речь.)

4.Итоги. 

Какие орфограммы и пунктограммы мы сегодня повторили?

Какими качествами должен обладать корректор?  

Как мы можем у себя сформировать орфографическую зоркость?

5. Домашнее задание: сочинить небольшой рассказ с использованием местоимений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Педагогический проект "Работа над монологической речью на уроках русского языка и литературы на уроках русского языка как средство развития коммуникативной компетентности учащихся"

В даннатериале можно найти приёмы развития монологической речи учащихся, а также цепочку коммуникативных умений с 5 по 11 класс...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Духовно-нравственное воспитание на уроке русского языка "

Данная разработка содержит материал из романа Д.Гранина "Мой лейтенант"...