Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Даровская Вера Владимировна

Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip12.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Причастие как часть речи

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Даровская Вера Владимировна

Место работы

ГБОУ СОШ №1373 г. Москва

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1 урок по теме «Причастие как часть речи»

Базовый учебник

Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс//М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др. –  М., 2009

Цель  урока: ввести понятие причастия как части речи; познакомить с отглагольными и прилагательными признаками причастия.

9. Задачи:

- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать причастие от остальных частей речи;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании причастий; видеть разницу между прилагательными и причастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 

Тип урока:  урок изучения новой темы

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Необходимое техническое оборудование:

– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;

– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.

Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера

 из Таблицы 2)



Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)




Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Целеполагание

Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока

2

2

Проверка ДЗ

Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах

5

3

Повторение изученного

Практикум по теме «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе» (1), «Имя прилагательное. Повторение» (2)


Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы  с глаголом как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулями по темам «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе», «Имя прилагательное. Повторение»   представленны е в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы

Работают по вариантам с заданиями теста на повторение изученного о глаголе и прилагательном, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты

5

4

Изучение нового материала










Таблица "Признаки причастия"

Предлагает прочитать 2 предложения, записанных на доске, и найти разницу в них: «Рабочий увидел на двери висячий замок.», «Рабочий увидел на дереве висящие кисти рябин».

 




Говорит о том, что в РЯ существует еще одна самостоятельная часть речи – причастие. Это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки причастия».

Предлагает самостоятельно сформулировать определение причастия как части речи.

Предлагает прочитать определение причастия, которое дают авторы учебника

Читают предложения и говорят о том, что в 1 предложении есть слово «висячий», которое обозначает постоянный признак предмета, а во 2 – слово «висящие», обозначающее признак предмета, который проявляется во времени. Но оба эти слова отвечают на вопрос «какой?»

Работают с таблицей, разбирают признаками причастия совместно с учителем


Формулируют собственные определения причастия


Читают определение со страницы 25 учебника

12

5

Закрепление изученного

Таблица с заданием «Распределите признаки причастия по таблице»

В качестве закрепления изученного предлагается интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице».

Выполнение упражнения 54 на странице 25

Работа в парах с заданием. Проверка








Читают задание, выполняют, проверка

10

6

Задавание на дом

Обращает внимание учащихся на то, что причастие, как и прилагательное, чаще всего зависит от существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. И предлагает выполнить дома задания к упражнению 56 с. 26

Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ

2

7

Подведение итогов.

Рефлексия

Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке:

– что такое причастие?

– признаки каких частей речи совмещает в себе причастие?

– назовите признаки глагола в причастии?

– назовите признаки прилагательного в причастии?

– каким членом предложения бывает причастие?

Отвечают на вопросы учителя

3

8

Оценивание

Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке

1

Приложение к плану-конспекту урока

Причастие как часть речи

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Практикум по теме «Повторение изученного о глаголе в 5-6 классе»

П-тип,

контроль

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/932/povtorenie-izuchennogo-o-glagole-v-5-6-klassah-p.html

2

Практикум по теме «Имя прилагательное. Повторение»

П-тип,

контроль

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/2652/imya-prilagatelnoe-povtorenie-p.html

3

Таблица "Признаки причастия"

И-тип,

информационный

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5c4c00e-a30e-4b7d-91ce-a29fe0c851eb/%5BIS-TA_05-11_08%5D_%5BIA_02-AT%5D.swf

4

Интерактивное задание «Распределите признаки причастия по таблице»

1С, информационный

Таблица

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/26131914-73ab-471e-a0bb-b4d7e3c9fe5d/%5BRUS7_133%5D_%5BIM_207%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока по теме "Служебные части речи"

Конспект урока по русскому языку по теме "Служебные части речи"....

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Подготовка к ЕГЭ. Конспект урока "Правописание суффиксов различных частей речи(кроме –н- и –нн-). (2 часа)"

Цели: повторить и обобщить знания учащихся по пройденным  темам  (правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н- и –нн-); закрепить умение комментировать постановку знаков пре...

Конспект урока: Местоимение и другие части речи.

Повторение  и систематизация полученных знания о местоимении; умение отличить местоимение от других частей речи; выделение параметров местоимения как самостоятельной части речи; формирование умен...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...