Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для анализа была приурочена к исконно-русскому празднику влюбленных Петра и Февронии (патриотическое воспитание), что вызвало большой познавательный интерес.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Они неделимы и целы, Корней и приставок в них нет, Нельзя отыскать в них морфемы – И в этом их главный секрет! Служебные части речи

Слайд 2

Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут. В, на, без, и, об, во, не, но, а

Слайд 3

«словечки отношений» В.А. Богородицкий

Слайд 4

- Привет, Настасья! – Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил – Чего делаешь? -Русский учу. -И что у нас сегодня по русскому? – спросил домовенок . -Предлоги, - ответила девочка. -Предлоги!? – Кузя чуть не поперхнулся – Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу! -Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря на – это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. – Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос: -Да я … к ней больше … Ни за что, никогда … - поплелся на кухню за тряпкой. Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал. -Что с тобой, Кузенька ? -Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. – Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала: Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон . -Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок , - ни поезда, ни Пантелеймона . -Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет? -В деревне. Ночь езды на поезде. - Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка. - Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай. » - Нет, Кузенька , не « в четверг » , а « на четверг » , вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай » . Значит, твой друг приедет завтра с утра. - Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? – обиделся домовенок . - Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов. -Да, выходит, предлоги – не такая уж бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.

Слайд 5

Предлог как служебная часть речи 7 класс МКОУ «Родниковская СОШ» учитель русского языка и литературы Мусина С.В. 2013 г.

Слайд 6

Цели урока: Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога в речи. Познакомиться с разрядами предлогов по значению. Знать грамматические признаки предлога. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

Слайд 7

Домовенку Кузе г Буквянск ул Служебная 1 Жди зпт четверг билет куплю зпт вокзал встречай тчк Пантелеймон Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай. Пантелеймон

Слайд 8

Роль предлогов 1. Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении. 2. Устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями !

Слайд 9

Разряды предлогов по значению Войти в комнату Прийти через час Не пришёл из-за болезни (не пришёл почему? из-за болезни) Остановились для ночлега (остановились зачем? с какой целью? для ночлега) (войти куда? в комнату) 1. Пространственное значение, значение места. 2. Временное значение. (прийти когда? через час) 3. Причинное значение. 4. Целевое значение. !

Слайд 10

Грамматические признаки предлогов по числу слов по происхождению 1. Простые 2. Составные 1. Производные 2. Непроизводные О - простой непроизводный предлог. Мимо - простой производный предлог. В силу - составной производный предлог. !

Слайд 11

Непроизводные предлоги пишутся со словами раздельно. !

Слайд 12

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский престол в 1203 году страдал от неизлечимой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу. Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии ¸ просят о счастье, любви, благополучии.

Слайд 13

Задание. 1 . Прочитайте,найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь. 2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)? 3. Какие разряды предлогов встретились в этом тексте? Всего - 10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о - 1 раз. Оцените свою работу сами, используя критерии : 5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.

Слайд 14

Вывод Предлоги - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________ в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают ______ и ______, ________ и ________. По значению делятся на предлоги со значением ________, ________, ________, _________ значением. Предлоги – это служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением .

Слайд 15

Домашнее задание. Параграф 48 Сочинить сказку о предлогах.

Слайд 17

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку. 7 класс

Тема: Предлог как служебная часть речи

Цели урока:

  1. Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
  2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
  3. Знать грамматические признаки предлога.
  4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

Задачи урока:

  1. Организовать работу в деятельном режиме.
  2. Исследовать тему и обосновать выводы.

Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к русским традициям.

 Этапы урока:

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Постановка проблемы.
  4. Работа над темой.
  5. Закрепление темы.
  6. Решение проблемы.
  7. Заключение.
  8. Выводы.
  9. Оценка урока и его полезности учениками.

Ход урока

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас сегодня на уроке!

 СЛАЙД 1 Перед вами стихотворение, прочитайте его и догадайтесь о каких частях речи пойдет речь на уроке.

Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет! (2 слайд)

Речь пойдет как вы поняли о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.

СЛАЙД 2          

Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.

В, на, без, и, об, во, не, но, а

Сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил  лингвист В.А. Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений» СЛАЙД3

А что это за слова мы узнаем прочитав сказку.

Послушайте сказку «Приключение домовенка Кузи» . В ней мы узнаем, как самый обыкновенный домовенок встречал своего друга на вокзале.

СЛАЙД 4

- Привет, Настасья! – Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил – Чего делаешь?

-Русский учу.

-И что у нас сегодня по русскому? – спросил домовенок.

-Предлоги, - ответила девочка.

-Предлоги!? – Кузя чуть не поперхнулся – Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!

-Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря  на – это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. –Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:

-Да я …к ней больше…Ни за что, никогда… - поплелся на кухню за тряпкой.

Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.

-Что с тобой, Кузенька?

-Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. – Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:

Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон.

-Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок, - ни поезда, ни Пантелеймона.

-Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?

-В деревне. Ночь езды на поезде.

- Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.

- Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.»

- Нет, Кузенька, не «в четверг», а «на четверг», вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай». Значит, твой друг приедет завтра с утра.

- Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? – обиделся домовенок.

- Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.

-Да, выходит, предлоги – не такая уж  бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.

Ребята, как  звучит тема нашего урока?

Открываем тетради, записываем число и тему урока. СЛАЙД 5

СЛАЙД6

  1. Цели урока: Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
  2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
  3. Знать грамматические признаки предлога.
  4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

СЛАЙД 7 телеграмма

Послушав эту сказку, определите роль предлогов в нашей речи.

СЛАЙД 8.

Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетании.

Работа с учебником: Откройте учебник на стр 134 параграф 48 и прочитайте определение предлога как части речи.

Знакомство с разрядами предлогов по значению.

Чтобы определить смысловые отношения, которые передают предлоги, надо задать смысловой вопрос от главного слова к зависимому СЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10 Грамматические признаки предлогов. Предлоги характеризуются 1). По числу слов простые и составные, 2) по способу происхождения производные (образованные от др. частей речи) и непроизводные.

Найдите в тексте сказки предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

Сегодня на уроке предметом нашего изучения станут непроизводные предлоги, непроизводные называются так потому что не произведены от других частей речи, а существуют в языке как бы изначально, в «готовом виде»

Если говорить об орфографии непроизводных предлогов, то правило с ними связанные, звучит так  СЛАЙД 11 Предлоги со словами пишутся раздельно.

Ребята, вам известно, какой праздник сегодня отмечается. Правильно день всех влюбленных, день Святого Валентина. В средние века епископ Валентин был причислен к лику святых католической церкви и почитался покровителем влюбленных. Но у нашего народа есть свой праздник любви – это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности.

СЛАЙД 12  На партах текс из истории праздника.

1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.

 2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?

3.  Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?

 

Всего -  10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о  - 1 раз.

Оцените свою работу сами, используя критерии :

5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.

        СЛАЙД 13 Подведем итог.

СЛАЙД

Предлоги  - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________  в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.

По грамматическим признакам предлоги  бывают ______ и ______, ________ и ________.

По значению делятся на предлоги  со значением ________, ________, ________, _________ значением.

Предлоги – это  служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

СЛАЙД 14.Домашнее задание Сочинить сказку о предлогах.

СЛАЙД 15  Рефлексия.  (Звучит романтическая музыка)

Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским день Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат или маленькие иконки – ефроньки  с изображением Петра и Февронии. Но по традициям теперь мы дарим в этот день друг другу ромашки. У вас на партах лежат ромашки , возьмите одну из них и положите в эти руки (на доске картинка «руки держат ромашку), если вам урок понравился и у вас хорошее настроение – прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли – ромашку с грустной сердцевиной.

По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский  престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви  и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸ просят о счастье, любви, благополучии.

В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или ефроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Конспект урока "Роль служебных частей речи"

Разработка урока, соответствующего требованиям ФГОС...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Конспект урока по теме "Служебные части речи. Предлог как часть речи"

Цель: -дать общее понятие о предлоге как служебной части речи, важнейшими грамматическими особенностями которой являются неизменяемость и невозможность быть членом предложения;-позна...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...

Конспект урока "Самостоятельные и служебные части" 7 класс

Конспект урока по русскому языку для 7 класса по обобщению и систематизации знаний по теме "Самостоятельные и служебные части речи"...