Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме:
    Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

    Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для анализа была приурочена к исконно-русскому празднику влюбленных Петра и Февронии (патриотическое воспитание), что вызвало большой познавательный интерес.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Домовенку
    Кузе г
    Буквянск

    ул
    Служебная 1
    Жди
    зпт
    четверг билет куплю
    зпт
    вокзал встречай
    тчк

    Пантелеймон
    Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай.
    Пантелеймон
    По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на
    муромский
    престол в 1203 году страдал
    от
    неизлечимой

    болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева
    Феврония
    – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.
    Петр и
    Феврония
    были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и
    Февронии
    ¸ просят о счастье, любви, благополучии.
    Спасибо за урок!
    Предлоги, союзы, частицы –
    Все встали в один хоровод,
    Служебные, важные лица –
    На редкость серьезный народ.
    Без них обойтись невозможно,
    И знают об этом они.
    Всегда и во всем осторожны:
    Нигде не гуляют одни.
    Но исподволь и незаметно
    Значенье свое принесут,
    Здесь свяжут, а рядом разделят,
    Укажут и силу
    дадут.
    В, на, без, и, об, во, не, но, а
    Цели урока:
    Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога в речи.
    Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
    Знать грамматические признаки предлога.
    Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению
    Непроизводные предлоги пишутся со словами раздельно.
    !
    Они неделимы и целы,
    Корней и приставок в них нет,
    Нельзя отыскать в них морфемы –
    И в этом их главный секрет!
    Служебные части речи
    Домашнее задание.
    Параграф 48
    Сочинить сказку о предлогах.
    Предлог как служебная часть речи
    7 класс
    МКОУ «Родниковская СОШ» учитель русского языка и литературы Мусина С.В.
    2013 г.
    Грамматические признаки предлогов
    по числу слов
    по происхождению
    1.
    Простые
    2.
    Составные
    1.
    Производные
    2.
    Непроизводные
    О - простой непроизводный предлог.
    Мимо - простой производный предлог.
    В силу - составной производный предлог.
    !
    - Привет, Настасья!

    Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил

    Чего делаешь?
    -Русский учу.
    -И что у нас сегодня по русскому?

    спросил
    домовенок
    .
    -Предлоги, - ответила девочка.
    -Предлоги!?

    Кузя чуть не поперхнулся

    Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!
    -Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря на

    это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить.

    Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:
    -Да я

    к ней больше

    Ни за что, никогда

    - поплелся на кухню за тряпкой.
    Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.
    -Что с тобой,
    Кузенька
    ?
    -Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил.

    Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:
    Телеграмма:
    жди четверг билет куплю вокзале встречай
    Пантелеймон
    .
    -Сегодня все утро ждал, - захныкал
    домовенок
    , - ни поезда, ни
    Пантелеймона
    .
    -Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?
    -В деревне. Ночь езды на поезде.
    - Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.
    - Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.
    »
    - Нет,
    Кузенька
    , не
    «
    в четверг
    »
    , а
    «
    на четверг
    »
    , вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай
    »
    . Значит, твой друг приедет завтра с утра.
    - Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать?

    обиделся
    домовенок
    .
    - Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.
    -Да, выходит, предлоги

    не такая уж бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.
    Вывод
    Предлоги
    - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________ в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.
    По грамматическим признакам предлоги бывают ______ и ______, ________ и ________.
    По значению делятся на предлоги со значением ________, ________, ________, _________ значением.
    Предлоги
    – это
    служебная
    часть речи, которая служит
    для связи слов и словосочетаний
    в предложении, предлоги устанавливают
    смысловые отношения
    между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают
    простые и составные, производные и непроизводные.
    По значению делятся на предлоги с
    пространственным, временным, причинным и целевым значением
    .
    Разряды предлогов по значению
    Войти
    в
    комнату
    Прийти
    через
    час
    Не пришёл
    из-за
    болезни
    (не пришёл
    почему?
    из-за болезни)
    Остановились
    для
    ночлега
    (остановились
    зачем? с какой целью?
    для ночлега)
    (войти
    куда?
    в комнату)
    1. Пространственное значение, значение места.
    2. Временное значение.
    (прийти
    когда?
    через час)
    3. Причинное значение.
    4. Целевое значение.
    !
    «словечки отношений»
    В.А. Богородицкий
    Роль предлогов
    1. Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении.
    2. Устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями
    !
    Задание.

    1
    .
    Прочитайте,найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.
    2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?
    3. Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?
    Всего - 10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о - 1 раз.
    Оцените свою работу сами, используя критерии :
    5 баллов
    – нашли все 10 предлогов,
    4 балла
    – 7-9 предлогов,
    3 балла
    – менее 7 предлогов.

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку. 7 класс

    Тема: Предлог как служебная часть речи

    Цели урока:

    1. Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
    2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
    3. Знать грамматические признаки предлога.
    4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

    Задачи урока:

    1. Организовать работу в деятельном режиме.
    2. Исследовать тему и обосновать выводы.

    Воспитательная цель: воспитывать интерес к изучению русского языка, уважение к русским традициям.

     Этапы урока:

    1. Оргмомент.
    2. Вступительное слово учителя.
    3. Постановка проблемы.
    4. Работа над темой.
    5. Закрепление темы.
    6. Решение проблемы.
    7. Заключение.
    8. Выводы.
    9. Оценка урока и его полезности учениками.

    Ход урока

    I Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Я рада видеть вас сегодня на уроке!

     СЛАЙД 1 Перед вами стихотворение, прочитайте его и догадайтесь о каких частях речи пойдет речь на уроке.

    Они неделимы и целы,
    Корней и приставок в них нет,
    Нельзя отыскать в них морфемы –
    И в этом их главный секрет! (2 слайд)

    Речь пойдет как вы поняли о служебных частях речи, которые не имеют ни корней, ни приставок.

    СЛАЙД 2          

    Предлоги, союзы, частицы –
    Все встали в один хоровод,
    Служебные, важные лица –
    На редкость серьезный народ.
    Без них обойтись невозможно,
    И знают об этом они.
    Всегда и во всем осторожны:
    Нигде не гуляют одни.
    Но исподволь и незаметно
    Значенье свое принесут,
    Здесь свяжут, а рядом разделят,
    Укажут и силу дадут.

    В, на, без, и, об, во, не, но, а

    Сегодня мы более подробно поговорим о словах, значение которых точно определил  лингвист В.А. Богородицкий, назвав эти слова «словечками отношений» СЛАЙД3

    А что это за слова мы узнаем прочитав сказку.

    Послушайте сказку «Приключение домовенка Кузи» . В ней мы узнаем, как самый обыкновенный домовенок встречал своего друга на вокзале.

    СЛАЙД 4

    - Привет, Настасья! – Кузя, весь всклокоченный вылез из-под письменного стола и прочихавшись, спросил – Чего делаешь?

    -Русский учу.

    -И что у нас сегодня по русскому? – спросил домовенок.

    -Предлоги, - ответила девочка.

    -Предлоги!? – Кузя чуть не поперхнулся – Это такие маленькие, которые перед словами стоят. Нашла чего учить. Да я, если хочешь знать, вообще без предлогов обойтись могу!

    -Во-первых, не все предлоги маленькие. Например: в течение, в продолжение, несмотря  на – это тоже предлоги, а вот какие длинные, а во-вторых, ты бы, Кузя лучше под столом пыль вытер, чем всякую ерунду говорить. –Кузя принял обиженный вид, и бормоча себе под нос:

    -Да я …к ней больше…Ни за что, никогда… - поплелся на кухню за тряпкой.

    Но уже на следующий день Настя, вернувшись из школы, увидела сидящего на диване Кузю. Он чуть не плакал.

    -Что с тобой, Кузенька?

    -Настя, ты не представляешь, лучший друг обманул, надул, облапошил. – Кузя протянул девочке мокрый от слез листок бумаги. Настя прочитала:

    Телеграмма: жди четверг билет куплю вокзале встречай Пантелеймон.

    -Сегодня все утро ждал, - захныкал домовенок, - ни поезда, ни Пантелеймона.

    -Подожди, Кузя, а почему сегодня? Где твой друг живет?

    -В деревне. Ночь езды на поезде.

    - Значит, завтра приедет, сделала вывод девочка.

    - Как завтра, здесь же ясно написано: Жди в четверг, билет куплю на вокзале, встречай.»

    - Нет, Кузенька, не «в четверг», а «на четверг», вот и получается: Жди, на четверг билет куплю, на вокзале встречай». Значит, твой друг приедет завтра с утра.

    - Так это что, он специально зашифровал, чтобы меня запутать? – обиделся домовенок.

    - Нет, Кузя, просто телеграммы обычно предлагаются без предлогов.

    -Да, выходит, предлоги – не такая уж  бесполезная вещь. Я из-за них сегодня все утро на вокзале проторчал.

    Ребята, как  звучит тема нашего урока?

    Открываем тетради, записываем число и тему урока. СЛАЙД 5

    СЛАЙД6

    1. Цели урока: Знать характерные признаки предлога как служебной части речи, роль предлога  в речи.
    2. Познакомиться с разрядами предлогов по значению.
    3. Знать грамматические признаки предлога.
    4. Уметь распознавать предлог среди других частей речи по его функциональному значению

    СЛАЙД 7 телеграмма

    Послушав эту сказку, определите роль предлогов в нашей речи.

    СЛАЙД 8.

    Предлоги служат для связи слов и словосочетаний в предложении, а также устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетании.

    Работа с учебником: Откройте учебник на стр 134 параграф 48 и прочитайте определение предлога как части речи.

    Знакомство с разрядами предлогов по значению.

    Чтобы определить смысловые отношения, которые передают предлоги, надо задать смысловой вопрос от главного слова к зависимому СЛАЙД 9

     

    СЛАЙД 10 Грамматические признаки предлогов. Предлоги характеризуются 1). По числу слов простые и составные, 2) по способу происхождения производные (образованные от др. частей речи) и непроизводные.

    Найдите в тексте сказки предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

    Сегодня на уроке предметом нашего изучения станут непроизводные предлоги, непроизводные называются так потому что не произведены от других частей речи, а существуют в языке как бы изначально, в «готовом виде»

    Если говорить об орфографии непроизводных предлогов, то правило с ними связанные, звучит так  СЛАЙД 11 Предлоги со словами пишутся раздельно.

    Ребята, вам известно, какой праздник сегодня отмечается. Правильно день всех влюбленных, день Святого Валентина. В средние века епископ Валентин был причислен к лику святых католической церкви и почитался покровителем влюбленных. Но у нашего народа есть свой праздник любви – это День святых Петра и Февронии. Русская православная церковь почитает их как покровителей любви и верности.

    СЛАЙД 12  На партах текс из истории праздника.

    1.Найдите в тексте все предлоги и определите, какие из них наиболее употребительные. Запишите их в тетрадь.

     2. Какие предлоги по грамматическим признакам (простые или составные)?

    3.  Какие разряды предлогов встретились в этом тексте?

     

    Всего -  10 предлогов , в(во) – 9 раз; по – 3 раза; на, от, из, к, около, возле, о  - 1 раз.

    Оцените свою работу сами, используя критерии :

    5 баллов – нашли все 10 предлогов, 4 балла – 7-9 предлогов, 3 балла – менее 7 предлогов.

            СЛАЙД 13 Подведем итог.

    СЛАЙД

    Предлоги  - это ____________ часть речи, которая служит для __________________________  в предложении, предлоги устанавливают ________________ между словами и словосочетаниями.

    По грамматическим признакам предлоги  бывают ______ и ______, ________ и ________.

    По значению делятся на предлоги  со значением ________, ________, ________, _________ значением.

    Предлоги – это  служебная часть речи, которая служит для связи слов и словосочетаний в предложении, предлоги устанавливают смысловые отношения между словами и словосочетаниями. По грамматическим признакам предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.

    По значению делятся на предлоги с пространственным, временным, причинным и целевым значением.

    СЛАЙД 14.Домашнее задание Сочинить сказку о предлогах.

    СЛАЙД 15  Рефлексия.  (Звучит романтическая музыка)

    Сегодня мы с вами еще узнали о празднике, который является исконно-русским день Петра и Февронии. И мне хотелось бы, чтобы в нашем классе на уроках всегда царили любовь друг другу, взаимопонимание и дружеская атмосфера

    В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат или маленькие иконки – ефроньки  с изображением Петра и Февронии. Но по традициям теперь мы дарим в этот день друг другу ромашки. У вас на партах лежат ромашки , возьмите одну из них и положите в эти руки (на доске картинка «руки держат ромашку), если вам урок понравился и у вас хорошее настроение – прикрепите ромашку с улыбающейся сердцевиной, если что-то не понравилось , что-то не поняли – ромашку с грустной сердцевиной.

    По легенде, благоверный князь Петр, вступивший на муромский  престол в 1203 году страдал от тяжелой болезни. Его тяжкий недуг не поддавался лечению, но однажды во сне князю привиделось, что исцелить его сможет дева Феврония – крестьянка из деревни Ласковой в Рязанской земле. Дева исцелила князя Петра, стала его супругой, они терпели гонения, но потом снова благополучно княжили в Муроме. Их союз стал образцом супружеской верности, взаимной любви  и семейного счастья. По легенде, они умерли в один день по новому стилю – 8 июля в 1228 году, и их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу.

    Петр и Феврония были причислены к лику святых. Их день православная церковь уже около 8 веков отмечает 8 июля. В этот день тысячи людей приезжают в Муром, ставят свечи возле иконы святых Петра и Февронии¸ просят о счастье, любви, благополучии.

    В день святых Петра и Февронии на Руси принято было дарить друг другу фигурки зайчат, а по новой традиции в этот день дарят любимым ромашки или ефроньки – маленькие иконки с изображением Петра и Февронии.