"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Потина Светлана Геннадьевна

Урок русского языка в 7 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_dlya_gimts.doc896.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Владимира

«Средняя общеобразовательная школа №21»

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме «Служебные части речи.

Предлог  как служебная часть речи»

                                                

Учитель русского языка и литературы

                                                Потина Светлана Геннадьевна,

                                                I квалификационная категория

2012 г.

Цели урока:

Личностные:

а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи;

б) вырабатывать навыки групповой работы.  

Метапреметные:

а) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.

Предметные:

а) закрепить теоретические сведения о предлоге как служебной части речи;

б) повторить морфологические признаки предлога;

в) закрепить представление об участии предлога в образовании падежных форм.

г) совершенствовать умения и навыки:

   - находить предлоги в тексте;

   - грамотно писать существительные с предлогами;

   - правильно и уместно пользоваться нужными предлогами в речевой практике.

Оборудование:         учебник С.А. Львова «Русский язык 7 класс» (ч.2, 3)

         презентация «Предлог знакомый и незнакомый».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.  Постановка целей и задач урока.

-  Мы продолжаем изучение большого раздела курса русского языка «Служебные части речи». Сегодня мы должны узнать, в чем особенность предлога как части речи. Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи». Я назвала этот урок «Предлог знакомый и незнакомый». Как вы думаете, в чем смысл этого названия?

А начнем мы работу с небольшого стихотворения (у каждого на столе):

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

«Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

Ах,  хорошо бы – ЗА порог

И – мчаться ПО дороге!...

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

  1. Актуализация изученного. Закрепление отличия служебных частей речи от самостоятельных.  2-й слайд.

- Вспомните все известные вам части речи.

- На какие группы делятся все части речи?

- Почему самостоятельные и служебные части речи получили такие названия?

- Какие служебные части речи вам известны?

Примеры приведите из предложенного стихотворения.

В каком значении употреблено слово предлог?

        3. Подготовка и объяснение нового материала.

- Что вы уже знаете о предлоге?

А. Работа с учебником §22    (СЛАЙД 3,4).

А теперь обратимся к учебнику: бегло просмотрите текст, что нового вы узнали из теоретического материала?

- В чем особенность предлога как части речи?

Б. Участие предлогов в образовании падежных форм (упр. 655, 656)

Мы постоянно употребляем предлоги, ведь они помогают соединять слова в словосочетания и предложения.

Иногда мы допускаем ошибки, связанные с участием предлогов в образовании падежных форм.

- Рассмотрите таблицу в упр. 655 (СЛАЙД 6)

1. Объясните, что означает прочерк рядом с названием первого падежа.

2. Работа в группах: найдите в перечнях предлогов такие, которые используются для образования разных падежных форм:

определить с какими падежами употребляются предлоги

1 гр. –  предлог в

2 гр. – предлог с,

3 гр. – предлог о,

4 гр. – предлог на

5 гр. – предлог по,

6 гр.- предлог под

Свои наблюдения оформите в виде схем (образец в упр. 656). Составьте и запишите с этими предлогами словосочетания.

Устная разминка

  1. Может ли быть крем от чистки обуви?
  2. Можно ли принести с магазина продукты?
  3. Можно ли разъяснять о правилах поведения?
  4. Можно ли купить таблетки для головной боли?
  5.  Могут ли быть капли для бессонницы?

          Ваши ответы показывают, как внимательно надо относиться к употреблению предлогов. Неверно выбранный предлог искажает смысл высказывания.

Работа со словарем «Говорите правильно!» СЛАЙД 7

(Особенности произношения предлогов за, по, про)

- Правильно прочитайте слова с предлогами и проверьте себя,  как говорите вы. Учтите свои ошибки  в произношении.

В. Это интересно! СЛАЙД 8

Интересно, что в некоторых языках предлоги стоят после тех слов, к которым относятся. Например, в языке народа коми русское выражение «на дороге» звучит так: ТУЙ ВЫЛЫН – «дороге на»

(туй – «дорога», вылын – «на»). В венгерском языке предлоги тоже стоят после слова и даже пишутся слитно с тем существительным, к которому они относятся:

БУДАПЕШТБЕН – « в Будапеште» (бен – предлог «в»)

  • Возможны ли такие случаи в русском языке?
  • Какие служебные части речи имеются в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? 

Мини-проекты: выступления учеников с сообщениями об особенностях употребления предлогов в немецком и английском языках.

Г. Грамматическое значение предлогов. СЛАЙД 10, 11

Работа с текстом упр. 669.

  • Прочитайте текст. В каком предложении заключена основная мысль текста?

Наблюдения по упр. 670 - грамматические значения предлогов.

Упр. 671 – пространственные значения предлогов. – Игра: «Угадай действие!»

до – дотронуться до стены (парты, стула),

к – подойти к другу (доске, парте),

из-под – выглядывать из-под парты (учебника, книги),

на – положить на парту (учебник, тетрадь)

  1. Закрепление нового материала. Развитие речи. СЛАЙД 12

Рассмотрите репродукцию Бориса Михайловича Кустодиева  – Иллюстрации к каким известным произведениям русских писателей 19 века рисовал Кустодиев?

«На террасе» (см. приложение).

Написана картина в 1906 г. Холст, масло. Размеры 134 x 97.5 см. Хранится в Нижегородском художественном музее. Изображены Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А. М. и В. А. Кастальские), няня.

- Опишите свои чувства, которые вызывает эта картина? Назовите слова, с которыми у вас ассоциируется эта картина. (Картина передает удивительную атмосферу счастья и покоя, которая царила в семье художника. Счастье, любовь, семья, радость, покой)

С помощью каких средств живописец создает у зрителя это настроение?

  • Составьте несколько предложений по картине, используя разнообразные предлоги со значением места.

Удивительная в своей реалистичности картина показывает семейство, собравшееся за столом на террасе в летний вечер. Видно, что дом совсем новый – доски и бревна смолисто-желтые. В открытое окно выдувает светлую занавеску.

Молодая женщина присматривает, как девочка постарше, одетая в белый передник, усаживает малышку с голубым бантиком на стул. Маленький мальчик сидит рядом с отцом и с интересом смотрит в сторону художника. Отец положил руку на спинку стула, где сидит маленький сын и задумчиво глядит вдаль. На столе стоит блестящий самовар. На заднем плане женщина пьет из чашки чай, сидит в профиль еще один мужчина. Вся эта сцена изображена на фоне зеленых берез и высокой травы.

  1. Рефлексия.

Перед вами незаконченные предложения (у каждого на парте):

В русском языке есть самостоятельные и … части речи.

Служебные части речи – это … .

Служебная часть речи, которая не имеет лексического значения, не является членом предложения, вместе с окончанием образует формы имен существительных, числительных, местоимений, служит для связи слов в  словосочетании и предложении, называется … .

Предлоги могут употребляться с …, местоимениями и числительными.

Предлоги со словами пишутся … .

- Вставьте  пропущенные слова,  проверьте, насколько вы были внимательны на уроке.

  1. Домашнее задание.

Упр. 658 (образовать по морфемным моделям синонимичные пары словосочетаний – работа по образцу)

Упр. 673 – повышенной сложности: 1) образовать по морфемным моделям синонимичные пары словосочетаний – работа по образцу;

2) дать лексическое значение выделенным словам (работа со словарем),

3) доказать приведенное утверждение.

Использованы материалы сайта http://pedsovet.su, http://www.proshkolu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Предлог как служебная часть речи" 7 класс

Урок на тему "Предлог как служебная часть речи" в  7 классе проходил в форме открытого урока, в нем использованы элементы игровых технологий. Так как урок проходил 14 февраля, то тема текста для ...

Предлог как служебная часть речи

Открытый урок по русскому языку при ГМО учителей русского языка и литературы школ г. Кызыла...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

конспект урока на тему "Предлог как служебная часть речи"

Конспект урока на тему "Предлог как служебная часть речи" поможет учителю, которые использует мультимедийное оборудование. Урок комбинированный. Я его показывала как открытый урок...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...