Урок в 9 классе "Виды придаточных предложений"
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Данный урок является обобщающим уроком после изучения видов придаточных предложений. Воспитательная цель урока-выбор профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vidy_pridatochnyh_predlozheniy.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК -   ПРАКТИКУМ ПО ТЕМЕ «ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ»

ЦЕЛИ

 Обучающие:

систематизация сведений о придаточных предложениях;

закрепление умений  определять виды придаточных предложений, определять средства их связи с главными;

правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении;

определять структуру СПП с разными видами придаточных; составлять их схемы;

 анализировать текст;

работать с тестами.

Развивающие:

развитие связной логической речи;

 развитие творческих способностей;

 развитие умения схематически представлять предложение.

Воспитательные: способствовать выбору профессии.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Оформление доски: плакат «На работу как на праздник?», эпиграф.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и тему сегодняшнего урока: «Обобщающий урок по теме «Виды придаточных предложений». Цель нашего урока: систематизировать сведения о видах придаточных предложений, закрепить их на практике.

 Эпиграфом к нашему уроку я взяла высказывание В. Пескова,  который говорит:

                                   «Настоящий успех – это найти дело своей жизни в                                                                                                                                     работе, которую ты любишь».

Мы будем вести разговор о профессии, которую выбираем на всю жизнь.

2. Словарная работа

Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) – род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Склонность – эмоциональные предпочтения определенных занятий, к которым есть способности.

Задание: Составить словосочетания с этими словами.

2. Основная часть

1)Теоретическая разминка

1)Чем различаются ССП и СПП?  

(Части СПП не равноправны по смыслу: главное предложение подчиняет себе придаточное)

2)Сколько придаточных предложений может быть в СПП?

(В СПП может быть одно или несколько придаточных.)

3) Какие способы прикрепления придаточных вы знаете?

(Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов)

4) Как отличить подчинительные союзы от союзных слов?

(Союзное слово является членом предложения, к нему можно поставить вопрос, его можно заменить значимым словом, оно выделяется логически.)

5) Каково место придаточного по отношению к главному? (В зависимости от смысла место придаточного предложения может быть постоянным, а может быть постоянным.)

6) От чего зависит вид придаточного предложения?

(От вопроса)

7) На какой вопрос отвечает придаточное определительное?

(Придаточное определительное отвечает на вопрос «Какой?»)

8) На какой вопрос отвечает придаточное изъяснительное?

(Придаточное изъяснительное отвечает на падежные вопросы)

9) Назовите виды придаточных обстоятельственных.

10) На какие вопросы отвечает придаточное места? (где? Куда? Откуда?)

11) На какие вопросы отвечает придаточное времени? (когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?)

12) На какие вопросы отвечает придаточное сравнения? (как? Насколько?)

13) На какие вопросы отвечает придаточное образа действия, степени?(как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?)

14) На какие вопросы отвечает придаточное цели? (зачем? С какой целью? Для чего?)

15) На какие вопросы отвечает придаточное условия? (при каком условии?)

16) На какие вопросы отвечает придаточное причины? (почему? Отчего? По какой причине?)

17) На какие вопросы отвечает придаточное следствия? (что из этого следует?)

18) На какие вопросы отвечает придаточное уступки? (несмотря на что? Вопреки чему?)

 

   2) Работа с текстом

                         Правильный выбор профессии

       К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравиться.

       Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные.

      Для выхода из подобных ситуаций есть выход. Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. Любое ваше увлечение или склонность  к чему – либо в будущем может стать любимой работой.

                           (Энциклопедия для детей «Правильный выбор профессии»)

Примечание: ученикам  дан вариант без знаков препинания.

Задания.

Прочитайте текст выразительно.

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.

Анализ предложений.

Анализ текста.

Вопросы по 4 заданию.

Ребята, вы согласны, что это текст?

Да, это текст, так как все предложения связаны по смыслу и грамматически, объединены одной темой.

Какова основная тема данного текста?

Тема уже сформулирована в заглавии текста.

Найдите ключевые слова по этой теме.

Хорошо. Какую проблему решает автор?

Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении.

Прочитайте его.

Автор  предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

Композиция этого текста напоминает научное рассуждение. Вы согласны со мной, ребята? А для какого стиля это характерно?

Это характерно для публицистического стиля.

Что еще характерно для этого стиля?

В тексте публицистического стиля анализируются и оцениваются пути решения проблемы, даются выводы, текст напоминает диалог, где автор сам высказывает мысль, приводит аргументы.

 

Ребята, посмотрите, все ли знаки препинания вы расставили, составили схемы.

Только что мы проанализировали текст и убедились в том, что нужно знать, при помощи каких союзных средств соединяются главное и придаточное предложение, что вид придаточного зависит от того, какой вопрос и от какого слова мы его  задаем.

             

3.Минутка отдыха

Ребята, обратите внимание на этот плакат, который называется: «На работу как на праздник?» В результате проведения всероссийского опроса населения, в котором приняли участие более 1000 человек, на вопрос: «Хочется ли вам  идти на работу?», мнения разделились следующим образом:

Да, всегда – 17%

Да, почти всегда – 26%

Когда как – 42%

Почти никогда – 9%

Никогда – 4,5%

Затрудняюсь ответить – 1,5%

  4. Сейчас вы посмотрите видеоролики с участием людей, работающих в нашей школе. Они работают в школе не первый год и отдают себя своей работе целиком. Послушайте их и выполните задания.

* Первый видеоролик.

Меня зовут Василя Миндрахмановна. Я – заместитель директора по национальному образованию и учитель татарского языка. Я очень люблю свою работу. Продолжите мое предложение.

Я ПРИШЛА В ШКОЛУ ДЛЯ ТОГО                                              

Второй видеоролик

Я – учитель истории Хайдарова Адиля Зиннатулловна. В детстве я очень любила читать приключенческую литературу, смотрела фильмы про путешествия. Продолжите мое предложение:

Я СТАЛА УЧИТЕЛЕМ ИСТОРИИ…

* Третий видеоролик

Здравствуйте, меня зовут Роза Анисовна. Я – медсестра, работаю в школе №24. С детства я хотела посвятить себя медицине. Закончите мое предложение:

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК БЫЛ ЗДОРОВЫМ…

* Четвертый видеоролик

Я – учитель математики. Зовут меня Вера Николаевна. Мой стаж работы- 24 года.  

Я не смогла бы столько проработать в школе, если бы не любила свою работу. Продолжите мое предложение:

Я РАБОТАЮ В ШКОЛЕ…

Предложения  (они отпечатаны и даны учащимся)

1.   …чтоб свет узнал мою таинственную повесть.

2.   …когда солнце стояло уже высоко.

3.   …чтобы научить детей татарскому языку. (цель)

4.   …чтобы в старости жить в гармонии с собой.

5.   …где они когда – то росли.

6.   …так как хочу научить детей математике. (причина)

7.   …который приближался к берегу.

8.   …так как хочу показать детям удивительный мир истории, полный тайн и загадок. (причина)

9.   …нужно с детства приучать его к здоровому образу жизни. (изъяснительное)

Правильные ответы – 3, 4, 6, 9.

Задание – найдите из предложенных вам ответов правильный вариант, определите вид придаточного предложения. Обратите внимание, что одно из этих девяти предложений имеет отличительную от других конструкцию.  Какое это предложение? (9)

5.Найдите соответствия  предложений к данным схемам, укажите вид придаточного предложения.

Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

Даже если профессию выбирают несколько раз, каждый выбор должен быть осознанным и продуманным.

[…сущ.], (который…).

[…сущ.], (где…).

[…гл. + ук. сл.], (союз что…).

(Если…), [---  ----- и -----].

 [           ], (союз так как).

 (Если…), [        ].

6. Проверка домашнего задания. Сочинение – миниатюра с теоретическим заданием.

Учащиеся дома готовят свой текст, используя СПП с различными видами придаточных. Предложения в тексте должны быть связаны с их выбором профессии. Учащиеся должны рассказать о своем виде придаточного, используя материал учебника.

7. Работа с тестами.

Ребята, в 11 классе вам предстоит пройти испытание – сдать единый государственный экзамен.  Я предлагаю вам сейчас проверить свои знания по СПП и ССП в работе с тестами.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1.Психологи разработали научные методы (1) с помощью (2) которых (3) надеются определить степень нашего одиночества.

1) 1, 3              3) 1, 2

2) 1                  4) 2, 3

2. Художники (1) свободного времени (2) у которых (3) было много (4) охотно повели Остапа и Балаганова к Феофану Мухину.

     1) 1, 3              3) 2, 4

     2) 1, 4              4) 1, 2, 4

3.В номерах почище (1) заезжали куда (3) бильярдные короли и провинциальные драматические артисты (4) разместились заведующие секциями и их помощники.

1) 3, 4             3) 2, 4

2) 1, 3, 4         4) 1, 4

Найдите придаточные предложения и укажите их значение.

Было слышно, как Варвара Гавриловна бормотала за вязанием.

Когда вернулся Вермель, Пахомов рассказал ему о телеграмме.

Тут кругом так мрачно и дико, что отдых не радует.

Потом там, где бежали ручьи, потекут золотые потоки лютиков.

Петя отправился в каюту для того, чтобы первым известить тетю о виденном зрелище.

Снег все становился белее и ярче, так что слепило глаза.

Разбудили меня какие – то непонятные звуки, ворчание, сухой скрип, будто что – то жесткое терлось о камень.

Мы плывем по озеру в тростники проверить, много ли будет в этом году уток.

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство мое вернулось.

Если душу вылюбить до дна, сердце станет глыбой золотой.   (С.Есенин)

3.Заключительная часть

Слово учителя

Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок, урок – практикум по видам придаточных  предложений.  Речь культурного, образованного человека должна быть правильной, точной и красивой. Для этого мы с вами не должны выражаться простыми, однообразными фразами. Используя сложные предложения в своей речи, мы делаем ее доступнее для понимания; чем она красивее и выразительнее, тем  сильнее она воздействует на слушателя. Чтобы говорить правильно и красиво, нужно соблюдать законы логики и нормы литературного языка. Нужно уметь выбрать из всего языкового богатства необходимое по смыслу слово или его форму, а также форму предложения. Нужно соблюдать единство стиля, избегать повторений, заботиться о благозвучии речи.

И закончить урок я хотела бы словами В. В. Виноградова, который говорил:

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья русского языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Справка

 Виктор Владимирович Виноградов (1895 – 1969) – русский филолог, академик. Создал фундаментальные труды по истории русского литературного языка, по грамматике, работы о языке художественной литературы; занимался лексикологией, фразеологией, лексикографией.

А также не забывайте о том, что именно сейчас своим отношением к учебе, работе вы закладывайте фундамент для своего будущего, я надеюсь, счастливого будущего.

Подведение итогов.

 Домашнее задание.

Упр.№ 272 с. 80

       

Литература

Книга «Энциклопедия для детей» - «Выбор профессии», М., Аванта, 2003 г.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок "Различные виды придаточных предложений"

Конспект, презентация и рабочая карта урока обобщения и систематизации знаний  и способов деятельности по теме "Различные виды придаточных предложений".   ...

План урока на тему: "Придаточные предложения условные, причины и цели".

Тип урока : Урок-исследование.Тема: Придаточные предложения условные, причины и цели (на материале произведений А.C. Пушкина).Цели: Повторить и обобщить изученное о сложных предложениях;познаком...

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Конспект урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложения.

Урок разработан для учащихся 9 класса с использованием с современных образовательных технологий: дифференцированных, информационно-коммуникационных, тренинговых, здоровьесберегающих....

"Придаточные уступительные предложения и придаточные предложения следствия"

Методический материал по учебнику И.Бим "Немецкий язык.11 класс". В данном материале дано определение придаточных уступительных предложений и предложений следствия. А также приведены примеры...

Короткова Н.Р. Урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Урок с применением СДО направлен на выведение и усвоение обучающимися  новых понятий: типы подчинения придаточных частей  в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными;Отличител...