Некоторые формы и приёмы обучения русскому языку в коррекционно- развивающих классах.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Опыт учителя посвящён актуальной для современной педагогической практики и недостаточно разработанной теме.

В условиях, когда идеи гуманизации образования реализуются в обеспечении комфортности обучения для любого ребёнка, Л.П.Аликова взяла на себя на практике решать задачи детей, имеющих проблемы в школе.

В обосновании избранной темы учитель показывает проблемы дифференциации обучения, исходя из общепедагогических исследований современных учёных.

При коррекции содержания государственной программы по русскому языку учитель опирается на стандарт образования, с учётом его позиции выстраивает систему компенсации развития и обучения школьников. Следует отметить полную самостоятельность педагога, ибо в период формирования излагаемого опыта официальных программ для специализированных классов не существовало.

Большим достоинством представленного опыта является педагогически грамотный индивидуализированный подход к продвижению в учёбе каждого ученика, личностно направленная коррекция его общеучебных и предметных умений.

Отлично ориентируясь в современных методах обучения, Л.П.Аликова продуманно и целенаправленно избирает оптимальные для конкретных ситуаций пути решения педагогических задач.

Особо привлекает в работе глубокий и точный анализ, прогнозирование результатов, последовательная отработка умений и навыков конкретных детей.

В работе представлены интересные конспекты и фрагменты отдельных уроков, разработан богатый дидактический материал для пошагового обучения, что свидетельствует об изобретательности, тонком педагогическом расчёте учителя, его профессиональной зрелости.

Л.П.Аликова выступала на курсах перед учителями, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения. Опыт учителя вызвал живой интерес и высокую оценку коллег.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые формы и приёмы

обучения русскому языку в

коррекционно-развивающих

классах.

Из опыта работы учителя

    русского языка и литературы

МОУ СОШ№8 г.Каменки

Пензенской области Аликовой

Любови Петровны

Каменка

1997


Рецензенты: главный методист кафедры теории и методики преподавания русского языка и литературы ИПК и ПРО Л.Л.Деева; учитель русского языка и литературы, «высшей категории» Мокшанова Т.К.

Опыт учителя посвящён актуальной для современной педагогической практики и недостаточно разработанной теме.

В условиях, когда идеи гуманизации образования реализуются в обеспечении комфортности обучения для любого ребёнка, Л.П.Аликова взяла на себя на практике решать задачи детей, имеющих проблемы в школе.

В обосновании избранной темы учитель показывает проблемы дифференциации обучения, исходя из общепедагогических исследований современных учёных.

При коррекции содержания государственной программы по русскому языку учитель опирается на стандарт образования, с учётом его позиции выстраивает систему компенсации развития и обучения школьников. Следует отметить полную самостоятельность педагога, ибо в период формирования излагаемого опыта официальных программ для специализированных классов не существовало.

Большим достоинством представленного опыта является педагогически грамотный индивидуализированный подход к продвижению в учёбе каждого ученика, личностно направленная коррекция его общеучебных и предметных умений.

Отлично ориентируясь в современных методах обучения, Л.П.Аликова продуманно и целенаправленно избирает оптимальные для конкретных ситуаций пути решения педагогических задач.

Особо привлекает в работе глубокий и точный анализ, прогнозирование результатов, последовательная отработка умений и навыков конкретных детей.

В работе представлены интересные конспекты и фрагменты отдельных уроков, разработан богатый дидактический материал для пошагового обучения, что свидетельствует об изобретательности, тонком педагогическом расчёте учителя, его профессиональной зрелости.

Л.П.Аликова выступала на курсах перед учителями, работающими в классах коррекционно-развивающего обучения. Опыт учителя вызвал живой интерес и высокую оценку коллег.


Содержание.

Предисловие……………………………..…. стр.4-6

Чему учить? Содержание обучения…...…..стр.7-8

Как учить? Формы и приёмы обучения .… стр.9-37

Приложения……………...………………….стр.38-44

Урок-конспект по русскому языку в 5 классе
по теме: «Имя существительное»………….стр.45-52


«Желание хорошо учиться – красивое человеческое желание – кажется мне ярким огоньком, озаряющим весь смысл детской жизни, мир детских радостей…

Этот огонёк легко потушить неосторожным прикосновением к детскому сердцу – резким словом, вызывающим обиду или же равнодушие. Живительным воздухом для слабенького огонька жажды знаний является только успех ребёнка в учении, только гордое сознание и переживание той мысли, что я делаю первый шаг вперёд, поднимаясь по крутой тропинке познания… Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды гаснет…ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается, образно говоря, на все пуговицы, становится настороженным, ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя или ещё хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с мыслью, что ни к чему не имеет способностей».

(Сухомлинский В.А. «Сердце

отдаю детям.» - с.141-142)


Предисловие

Сотни раз мы задавали себе вопрос: почему дети, с охотой идущие в школу, к 5-6 классу теряют всякий интерес, не хотят учиться?

Причин тому много, и одна из них: бессилие ребёнка в единоборстве  с тяжким учебным трудом. Установка учить всех одинаково привела к тому, что школа, упорно борясь с неуспеваемостью, ориентировалась лишь на «среднего» ученика, и многие учителя разучились видеть в ребёнке личность со своими особенностями, способностями и интересами. И только за последние годы, в связи с изменениями в общественной, политической и экономической жизни страны, были провозглашены важнейшие принципы государственной политики в области образования – гуманизация и демократизация образования, что позволило создать условия для перехода от авторитарной педагогики и выдвинуло на первый план заботу о личности ученика. Появились большие возможности для полноценной реализации всё более популярных сегодня идей дифференцированного обучения школьников. Были созданы классы «развивающего обучения» (для детей способных), классы «повышенного индивидуального внимания» (для педагогически запущенных детей). Несмотря на трудности в создании таких классов, видится следующая перспектива в работе с равноуровневыми классами:

Она предполагает, что все дети, независимо от типа класса,  получат образование;

между классами разных типов нет «непроницаемых перегородок». Если учитель увидит существенные изменения в овладении материалом, он может после окончания очередной четверти перевести ученика (решением педсовета и согласия родителей) в класс другого типа;

способным учащимся предоставляется возможность выбора факультативных занятий по интересам и обучение с 7-го класса по программам углублённого изучения предметов;

с 10-го класса можно сформировать группы с профильным обучением для подготовки к поступлению в ВУЗ по избранной специальности.

Таким образом, в поисках путей преобразования школы большие надежды возлагаются на дифференциацию обучения, хотя проблема дифференцированного обучения ни для науки, ни для практики не нова. Вопросам дифференцированного обучения был посвящён ряд работы видных учёных педагогов (Шахмаев Н.М., Гончаров Н.К., Волков Г.Н. и др.). И сегодня появились статьи современных исследователей по данной проблеме. Это работы киевских учёных под руководством Ю.Гильбуха. «Как не убить талант?», Якманской И.С. «Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения», Мартынович М.А. «Диагностика и развивающее обучение» и другие.

Очень хочется, чтобы дифференциация обучения помогла школе избавиться от необходимости учить всех одинаково, помогла снять перегрузку, позволила учитывать особенности, возможности и интересы детей.

Хочу поделиться опытом работы в классах «повышенного индивидуального внимания», так называемых коррекционно-развивающих классах.

Кто попадает в класс коррекции? Дети «педагогически запущенные», как правило, из «неблагополучных» семей или неполных семей, кто не получает помощи в учёбе вне школы. Несколько человек в этом классе обучаются из-за неспособности работать в одном темпе со всем классом, из-за низкого уровня внимания, низкого интеллекта, ригидности мышления.

Задача учителя – помочь ребёнку обрести веру в свои силы, зажечь желание учиться. Это очень трудная задача. Но она по силам каждому, кто неравнодушен к судьбам детей.

Я не буду описывать процесс отбора в данный класс, он очень сложный, в нём принимают участие и психолог, и логопед. Остановлюсь на некоторых моментах методики обучения русскому языку.

Чему учить?

Поскольку стандарт образования обязателен для всех обучающихся в общеобразовательной основной школе, обучение должно двигаться в рамках отобранного в стандарте содержания образования. Конечной целью обучения в школе является владение литературным русским языком в устной и письменной форме для общения в различных ситуациях и развития личности человека.

Практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов изложен в «Программе компенсирующего обучения по русскому языку в V-IX классах общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации».

По сравнению с действующей программой, в этой программе существенно сокращён объём теоретических сведений и по-иному организованы её разделы. Каждый раздел программы имеет единую структуру. В нём прежде всего выделены основные теоретические сведения, которые являются базой для формирования грамматических, орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков учащихся. Основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни языковые факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам (дана пометка «ознакомление») учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений о языке познаётся школьниками в результате практической деятельности (например, склонение местоимений, образование причастий). В программе такой материал снабжён примечанием «практически».

Такой дифференцированный подход к изучению теории, с одной стороны, облегчает её изучение и сокращает учебное время на её усвоение, а с другой стороны, создает условия, чтобы учащиеся овладевали знаниями о языке не на уровне разрозненных фактов, а получали их в определённой системе. Кроме того, в разделах выделены вопросы, знакомые учащимся по предшествующим годам обучения. Это вводное повторение, оно помогает создать необходимую базу для усвоения нового материала.

Чтобы усилить речевую направленность курса, изучение многих вопросов синтаксиса и пунктуации предлагается проводить в 5-7 классах параллельно с изучением морфологии и других разделов курса. Эти вопросы выделены в каждой крупной теме.

Для раннего обучения внесены те синтаксические и пунктуационные темы, которые вполне доступны учащимся данного возраста(5-7класс). В 8-9 классах в связи с этим характер изучения многих тем изменяется. Главное внимание уделяется обобщению и систематизации ранее изученного, и только частично материал изучается как новый.

В соответствии с практической направленностью обучения во всех классах в каждом разделе особо представлены вопросы орфографии и пунктуации. В одних случаях этот материал изучается как новый, а в других даётся в порядке повторения и обобщения. Учитель организует эту работу параллельно с изучением нового материала или выделяет для этой цели специальные уроки. В каждом разделе перечислены умения и навыки, которые должны быть сформированы при изучении данной темы. Причём умения и навыки подразделяются на две группы: одни из них являются грамматическими, другие – орфографическими или пунктуационными.

Развитие связной речи в данной программе представлено не в особом разделе, а распределено по основным темам курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы. Виды работ, тематику и количество изложений и сочинений учитель может изменить, исходя из конкретных условий работы в своих классах. Итак, содержание обучения изложено в программе. Чему учить – ясно. Теперь: как учить? Ведь перед нами особые дети.

Как учить?

Врач, прежде чем лечить больного, ставит диагноз, а потом назначает лечение. Так и в нашей работе – не надо торопиться.

В начале учебного года каждому учителю, ведущему в данном классе, психолог вручает «Коррекционную программу для работы со школьниками «Б» класса». Эта программа составляется на основе представлений психолога, педагога, логопеде на каждого ученика и индивидуальных карт-характеристик учащихся.

Показываю наглядно.


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА НА

УЧАЩЕГОСЯ.

Фамилия, имя, отчество ученика

Возраст

Школа №

Класс (группа)

Сведения о семье

Особенности учебной деятельности и поведения со слов:

родителей

педагогов

Особенности общения:

с одноклассниками

с родителями

Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентация

Сформированность понятий правой и левой руки, пространственных и временных представлений

Моторная ловкость

Обследование ребёнка:

внешний вид и поведение в ситуации обследования

    темп деятельности и работоспособность.

особенности внимания

Память

Интеллектуальное развитие

Особенности конструктивной деятельности

развитие графической деятельности, рисунок

Особенности психоречевого развития

Особенности эмоционально-личностной сферы

 Дата обследования…………Фамилия школьного психолога

 

А вот как выглядят индивидуальные карты-характеристики. (То, что выделено красным цветом, я взяла себе на заметку для работы с данным учеником).


        

         


Коррекционная программа для работы

со школьниками 5 «Б» класса


Исходный уровень


Параметры характеристики школьника

Не способны работать в одном темпе со всем классом; нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы; не могут поставить перед собой конкретную учебную цель и последовательно добиваться её достижения; не могут зачастую осуществлять простейшие мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал; не могут связно выражать свои мысли; нет достаточного словарного запаса; не могут выделить главное в тексте, озаглавить смысловые части; уровень техники чтения – II-ое полугодие 2-го класса; сохраняют способность работать в течение всего урока, но в медленном темпе, с перерывом…

Требуемое:


Специальные педагогические ожидания

привить готовность к учёбе в отдельных групповых мероприятиях; привить социальную способность к групповой активности в школьно-педагогических ситуациях.

Содержание


Просветительная программа

ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИИ (ФАЗА ПОДГОТОВКИ УЧЁБЫ)

Снижение требований к школьнику, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню; содействие или подготовка средств работы (планов, схем, опор, карточек, таблиц…). Смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», содействие индивидуальной работе, развитию интересов. Соблюдение щадящего режима. Организовать занятия так, чтобы обеспечить большое количество наглядного материала; заучивание и повторение, варьирование способов подачи заданий, эмоциональную насыщенность занятий с использованием элементов игры, заменив постепенно познавательными задачами. Дозировка подачи материала – постепенная. Организация успеха ребёнка в усвоении школьной программы. Включение ученика в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей.

Преодоление негативной мотивации учения. Индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоциональной сфер.

Для классного руководителя имеется ещё

воспитательная программа.

Были рекомендованы психологом методики работы с педагогически запущенными детьми:

методика организации ведущей деятельности ребёнка, имеющая целью пробудить или развить интерес, активное отношение к этой деятельности и обеспечить удовлетворённость успехами в учении;

методика выравнивания возможностей, направленная на преодоление недостатков в интеллектуальном и нравственном, эмоционально-волевом и физическом развитии;

методика руководства поведением, которая предполагает расширение круга конкретных представлений о правилах поведения в разных условиях.

Следует подчеркнуть, что использование коррекционной программы должно быть индивидуализировано: в зависимости от характера умственного развития ученика какие-то задания могут не использоваться, а какие-то повторяться не один раз.

Если просмотреть индивидуальные карты-характеристики моих учеников, то можно сделать такой вывод: разные типы характера, типы темперамента – разные ученики. Как быть? Выделив причины неуспеваемости учеников, установив с помощью психолога особенности нервной системы, разделила класс на две группы: группу А – в неё вошли меланхолики и флегматики, группу Б – холерики и сангвиники.

По основным свойствам центральной нервной системы сангвиники и холерики (интровертируемый тип) характеризуются как сильный, подвижный, а флегматики и меланхолики – как инертный тип. Правда, здесь по уравновешенности и неуравновешенности нет совместимости.

По схеме, приводимой ниже, можно увидеть, как соотносятся типы темперамента.

Таким образом, группа А – инертные, группа Б – импульсивные, контактные.

При работе с инертными учениками нужно особо обратить внимание на следующие моменты:

не требовать от них немедленного включения в работу; их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно;

следует помнить, что такие ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий, а некоторые вообще отказываются работать в такой ситуации;

инертные следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации;

поскольку инертные ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации, не следует проводить их опрос в начале урока;

предоставь время на обдумывание и подготовку;

в момент выполнения заданий не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое;

нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал; следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность позаниматься дома.

Отсюда и выбор методов обучения, форм их реализации, дидактических средств и форм реализации учебной деятельности. Если учитывать всё сказанное выше об учащихся класса коррекции, оптимальным методом обучения будет репродуктивный. Остановлюсь на формах реализации учебной деятельности.

Так как учащиеся данного класса с разным уровнем подготовки и темпом работы, использую различные формы индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся на уроке. Это требует основательной предварительной подготовки и всестороннего планирования, в котором должны быть определены: опорные знания и умения учеников, необходимые для изучения нового; новое в изучаемом материале и пробелы в ранее изученном; сопутствующее, или попутное, повторение; учебная перспектива.

Подготовка материалов урока по подобному плану обеспечит разработку «учебного пакета» по той или иной теме. Этот «учебный пакет» готовится таким образом, чтобы любой ученик смог, опираясь на материал пакета, самостоятельно поработать с учебником и изучить теоретический материал, и использовать его в практическом задании. Информация «учебного пакета» подбирается по следующей схеме:

Тема, цели работы. Результаты, которых следует добиться.

Вопросы, задания по овладению приёмами самостоятельной работы с лингвистическим текстом.

Таблицы, схемы.

Задания и упражнения для индивидуальной, групповой, коллективной работы.

Подробные инструкции по выполнению само- или взаимоконтролю учебных операций.

Творческие задания или учебные лингвистические задачи.

Варианты домашних заданий.

Основные критерии оценки выполненной работы.

Привожу пример «учебного пакета» по теме: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных (материал дан частично, нет работы с полным текстом).

        

        


        

Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной деятельности учащихся и усложняя эту деятельность, в какой-то степени готовлю их к самообразованию: к самостоятельному анализу учебного материала, формулировке целей своей работы (что я должен уметь?), планированию своего труда, приобретению навыков самоконтроля. Постепенно, по мере освоения материала учащимися сокращаю задания и учебную информацию в них. Освободившееся время используется для работы с текстом, развития речи.

Чтобы приучить детей к такой работе, показать, как правильно выполнять задания, не первых порах в 5-ом классе привлекала детей из параллельного класса (класса «развивающего обучения») – см. урок-конспект по русскому языку в 5-ом классе по теме «Имя существительное». Надо сказать, что учащиеся класса коррекции легче действуют по шаблону. Любят работать обстоятельно, шаг за шагом выполняя задание, потому что для них благоприятны ситуации, требующие последовательной планомерной работы. Но нельзя забывать при этом, что задачи перед учеником надо ставить такие, которые будут ему посильны, выполнимы.

Помещаю ещё набор карточек для работы в парах (один ученик из класса «Д» - развивающего, другой из класса «Б» - коррекции).

Тема: «Имя прилагательное» (повторение, обобщение - см.приложение №1).


Перед изучением каждой темы ученики получают перечень того, что он должен знать и уметь по пройденной теме. Против каждого пункта этого перечня ученик ставит соответствующие знаки: «+» (знаю), «-» (ещё не знаю, не понял), «?» (сомневаюсь). Такой способ работы даёт возможность ребёнку видеть своё движение вперёд, последовательно ставить и достигать одну цель за другой, подниматься со ступеньки на ступеньку и наглядно отразить своё обогащение знаниями и умениями.

 Вот как это выглядит:

                          Имя числительное

Основные умения и навыки

Как понял?

Графа учителя

Опознавать числительные, отличать от других частей речи;

правильно склонять имена числительные;

употреблять для обозначения дат;

правильно употреблять числительные оба, обе в сочетании с существительными

+


?


+


-



индивидуальное занятие



занятие в парах

Перед обобщающим уроком карточки собираются. Учитель планирует материал уже исходя из того, что необходимо ещё раз отработать, на какой вопрос отвести больше времени и т.д. Это то, что касается форм реализации учебной деятельности.

Дидактические средства, в основном, визуальные. Выбор их опять же связан с тем, что учащиеся предпочитают при ответе и при усвоении материала внешние опоры. Разнообразные виды наглядного изображения облегчают им учебную деятельность. Иногда, это зачастую на уроках развития речи, использую аудиальные средства (пластинки, записи).

Хочу остановиться ещё на таком моменте, как отбор контрольных упражнений. Это очень важно. Выбор видов диктанта и порядок их использования в процессе обучения подчинены основной цели: выработке тех умений, которые необходимы для формирования навыков правописания. Так, при изучении темы «Простые и сложные предложения» отрабатываются навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. Основное умение, которое должно быть сформировано, - способность обнаруживать предикативный центр предложения (основу предложения). Этой цели и подчиняется порядок проведения диктантов и выбор их видов.

К этому времени школьники уже изучили предложения по цели высказывания, предложения с однородными членами и обращением и практически осознали простое предложение как основную единицу речи. В начале темы предлагаются упражнения, которые помогут учителю выяснить, умеют ли учащиеся выделять основу предложения как основу распознавания простого и сложного предложений. Далее отрабатывается автоматизм применения правила в процессе письма. Для этой цели наиболее удобен объяснительный диктант, при проведении которого отрабатывается умение объяснить правописание.

Учитывая, что «правило не учит, а организует мыслительную деятельность» (Е.С.Истрина), объяснительный диктант позволяет отработать приёмы определения написания самим учеником. Следующая ступень – выборочный диктант, помогающий интенсифицировать процесс обучения. Чтобы обеспечить полноту формируемого навыка на основе правила (а теоретическое обоснование отрабатывалось при выполнении объяснительного диктанта), необходимо проверить, насколько осознанно учащиеся находят основы предложений, выбирают заданные конструкции. Наибольшая самостоятельность в деятельности учащихся проверяется в таком виде диктанта, как творческий, который помогает, например, выявить умения конструировать сложные предложения, используя данные простые предложения и союзы.

На этом этапе учитель проверяет осмысление учащимися тех синтаксических фактов, которые лежат в основе пунктуационного правила.

Для повторения наиболее трудных орфограмм следует использовать разные виды словарных диктантов (образцы см. в приложении).

Когда знания ещё не прочны и учащиеся могут пользоваться учебником, справочниками, могут задать вопрос учителю, следует проводить диктант «Проверяю себя».

Свободный диктант следует использовать уже в заключение изучения темы. Он требует особого внимания учащихся не только к передаче содержания текста, но и к употреблению конкретных приёмов определения написания слов.

Дидактический материал должен представлять собой единый комплекс упражнений, выполнение которых формирует у учащихся определенные умения и навыки.

Любой вид диктанта – это контроль. Не надо пугать детей на что- то сверхъестественное. Это обычная работа, которая позволяет выявить пробелы в знаниях и наметить пути их ликвидации. Если хоть маленький шажок в сторону улучшения сделает ученик – порадуйтесь все вместе. Если у кого-то плоховато, подбодри, - постарайся, должно получиться, мы все тебе поможем. Отрицательная оценка эффекта не даёт, дети замыкаются, особенно это касается «инертных», а «импульсивные» становятся агрессивными, даже отказываются в следующий раз писать диктант. Поэтому торопиться не следует в выставлении отрицательной оценки. В общении с этими детьми всё

важно: и тон учителя, и взгляд, и выбранная форма работы на уроке.

Что же необходимо знать и использовать на уроке с детьми класса коррекции, учитывая всё выше сказанное?

Следует учитывать в работе с учащимися данной категории следующее:

знания (теория) растут из практики и опираются на неё. Поэтому сначала отрабатываются базовые умения с навыками, а потом на подготовленную почву накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознаётся учеником.

В классах коррекции не следует требовать пересказа теории, особенно в такой отвлечённой форме, как определения и правила, пока не сложатся необходимые умения и навыки. Дети этих классов не удерживают в памяти формулировок правил и определений, что не понимают их. Понятия, лежащие в основе определений, не сформированы, а без этого знание не может состояться. Когда же в ходе практической деятельности пойдёт процесс становления понятий, теоретические сведения будут усвоены как бы сами собой.

Для наглядности посмотрим, как может выглядеть подача программного материала при ориентации на достижение обязательного минимума и с прицелом на развитие у учащихся необходимых умений. Возьмём, например, тему – наречие.

Тема

Результаты обучения

Виды контроля

Наречие

1.Значение, морфологические признаки и типичная синтаксическая роль.

1.Опознавать наречия в тексте, понимая их назначение для высказывания (наречия обстоятельственные и определительные). Выразительно читать в тексте, верно произносить наречия.

1.Выразительное чтение текста. Характеризуется роль наречий в данном высказывании. Какие наречия выражают лишь обстоятельственные (уточняющие) значения, а какие дают качественную характеристику действию или признаку.

2.Основные разряды по значению. Их функции в речи.

2.Целесообразно использовать наречия в собственной речи в соответствии с замыслом высказывания, умея аргументировать выбор слова.

2.3-4 изложения небольшого объёма с установкой на использование наречий. Сопоставление количества и качества употреблённых наречий в исходном тексте и вторичном (ученическом). Анализ наречий с речевой точки зрения и с морфологической.

3.Степени сравнения.

3.Грамотно писать наречия, подводимые под изученные правила; знать способ определения верного написания и выделять случаи, когда обратиться к помощи словаря.

3.Творческие работы(2-3), проверяющие способность целесообразного и осознанного употребления наречий в собственной речи.

4.Словообразование наречий.

4.Уметь быстро найти справку в соответствующем словаре о значении, правописании, целесообразном употреблении наречия в конкретном тексте.

4.Диктанты: предупредительные и объяснительные с элементами грамматико-орфографического анализа; словарные; проверочные.

5.Правописание.

5.Указывать основные морфологические признаки наречий и определять их роль в предложении. Уметь рассказать о наречии как о части речи, подчёркивая отличие наречий от других слов.

5.Выборочное письмо с заданием выписать из данного текста наречия (% опознавания наречий); разбор одного из них как части речи.

Как не трудно заметить, в качестве результатов обучения выступают определённые практические достижения: сформированное умение опознавать изучаемые явления языка и речи, усовершенствованные навыки чтения и высказывания как на свободную тему, так и на лингвистическую; способность провести языковой анализ ( грамматический, орфографический, лексический). Эти практические результаты ( умения, навыки, способы действия) имеют, однако, ту особенность, что они достигаются за счёт системного лингвистического знания (наречие как часть речи). Пусть эти сведения теоретического характера носят элементарный характер, но всё же это системное знание, на базе которого совершенствуется практическое владение языком, речевой опыт. При этом, естественно, между знанием и практическим результатом обучения существует определённая связь. Чтобы, к примеру, опознать наречия, надо знать особенности этих слов: в первую очередь неизменяемость, приглагольную зависимость. Существует, таким образом, известная потребность в том объёме знаний, без которых получить требуемый практический результат становится трудно и даже невозможно.

Оперируя языковым материалом, ученик неизбежно пользуется терминами, специфическими словосочетаниями, улавливает грамматические связи явлений языка.

Но для получения более реального эффекта обучения этот процесс лингвистического развития, становления понятийного мышления ученика желательно взять под контроль. Так, предлагая учащимся выбрать из определённого текста словосочетания (или предложения) с наречиями, учитель фиксирует, кто и как справляется с работой за отведённую единицу времени. При этом ученик вооружается знанием, «правилами практики»: наречие поясняет действие (глагол) или признак (прилагательное, причастие); наречие не изменяется ни по числам, ни по падежам, ни по лицам, т.е. неизменяемые слова, не имеющие окончаний.

Наречия, характеризуя действие (приехал вчера) или признак (ярко вспыхивающий, отчаянно смелый), придают им точность (лениво, стремительно, вразвалку). Для анализа лучше предлагать знакомые детям тексты, чтобы смысл отрывка был ясен. Это могут быть ранее изученные произведения или изучаемые в данный момент на уроках литературы. Можно, например, предложить «Сказку о мёртвой царевне», где много и обстоятельственных, и определительных наречий:

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

На него она взглянула,

Тяжелёхонько вздохнула…

И т.д.

На работу отводится 15 минут, и она прекращается по команде. Учащиеся читают свои записи; объём выполненной работы разный, это неизбежно. Но за это не надо наказывать оценкой, так как важно другое: ученики погружаются в мир поиска, осмысляют языковые явления, учатся анализировать их, сравнивать, сопоставлять.

На отобранном материале легко показать речевое назначение наречий; можно предложить учащимся самим выбрать словосочетания с наречиями, характеризующими скромную и милую царевну («тихомолком расцветая», тихонько улеглась»), злую и заносчивую царицу-мачеху («гордо в зеркальце глядясь»), тревожные предостережения пса («сердито под крыльцом пёс залаял», «жалко смотрит, грозно воет»).

Вся эта работа нацелена на развитие мышления в целом, на развитие лингвистического мышления в частности; при этом попутно совершенствуются и навыки правописания. В центре внимания – значение части речи, её отличительные особенности сравнительно с другими классами слов, речевая функция данной грамматической категории; происходит осмысление изучаемого языкового содержания, овладение терминами и понятиями.

Ни одного урока без чтения!

Успех учёбы в значительной мере определяется уровнем общей речевой подготовки обучающихся, в первую очередь сформированностью у них навыков чтения, способности понимать вводимую учебную информацию. Этих качеств нет у детей класса коррекции. Между тем именно эти качества плюс владение литературной речью и грамотным письмом и составляют главную цель обучения предмету «русский язык».

Читаются связные тексты упражнения, четверостишия, отрывки из художественных текстов с заданиями: о чём говорится в тексте?

Озаглавь данный текст.

Найди предложение (абзац),

выражающее главную мысль.

Какие слова являются самыми важными

для передачи смысла высказывания?

Какие слова и с/с создают настроение текста?

Ничего не оставлять без внимания! Будь то задание к упражнению, будь то термин новый или непонятное слово. Всё объясняется, растолковывается.

Хорошо ввести ежедневные пятиминутки чтения и на уроках русского языка, и на уроках литературы (в нашей школе такие пятиминутки проводятся в начале каждого урока). Помимо чтения вслух, учащимся предлагаются и упражнения индивидуально с учётом того, какой параметр чтения у ученика слабо отработан – произношение, правильность, скорость восприятия, понимание. Упражнения проводились индивидуально, коллективно, по группам. Занимали они на уроках 5-6 минут. Были выделены следующие группы упражнений, направленные на: развитие речевого аппарата; развитие правильности, безошибочности восприятия текста; развитие скорости чтения при чтении вслух и молча; развитие внимания и памяти в процессе восприятия; преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.

Чтобы дети правильно читали, с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, мы давали ученикам своим определённые ориентиры, составляли и составляем «памятки», например, «Учись читать правильно», «Как отвечать на вопросы», «Как составить план текста»…

Эти «памятки» используются и на уроках русского языка, и на уроках литературы. Вот примеры этих «памяток».


        


Развитие чёткого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок, упражнений в чётком чтении абзаца, строфы. Приведу образцы скороговорок:

Стоит Пётр на копне,

В попоне и колпаке.

А в попоне у Петра

Гороха полколпака.

Собрала Маргарита

Маргаритки на горе.

Потеряла Маргарита

                                        Маргаритки на дворе

Опять пять ребят

Нашли у пенька пять опят.

(Тексты скороговорок смотри в приложении №2).

Параллельно со скороговорками включаем отработку сочетаний гласных и согласных. Начинали с показа артикуляции основных гласных: а, о, у, ы, и, э. сначала учащиеся хором тренировались в произношении этих гласных по порядку, затем давались сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о, и т.д. Это упражнение развивает подвижность речевого аппарата. После отработки произношения гласных включили сочетания гласных и согласных: ба, бо, бу, бе, бэ, ва, во, ву, вэ, ви и т.д.

Затем тренировали детей на чтении различного рода сочетаний гласных и согласных: аоуиэ, аиуоэ, шжс, же, тра…

Потом гласные и согласные читались в словах, предложениях: электрификация, портфель.

В январе, в январе много снегу во дворе.

Текст берётся из читаемых произведений. Часто для этой работы берутся словарные слова.

А вот упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память. Это упражнения в чтении различных слов, сочетаний слов, предложений, небольших абзацев. В 5-ом классе, например, в начале года вводились слова в столбик и одно предложение:

ученье

учёный

ученик

Вьюга, метель, позёмка, буря.

Чтенье – вот лучшее ученье.

А к концу года они уже воспринимали от 15-22 знаков. Можно упражняться в восприятии за короткое время (0,5-1сек) сначала 3-4 слов, затем так называемой «пирамидки», включающей до 8-10 слов, предложение и небольшой абзац. Например, дружба, товарищество, коллектив; мужественный, смелый, ловкий; синица, снегирь, воробышек, ворона. Комнатная  теплота не спасла берёзу.

Вот пример «пирамидки», составленной из слов-существительных из прочитанного детьми дома рассказа М.Зощенко «Глупая история»:

год

Петя

речка

служба

ребёнок

кровать

глупость

постелька…

При чтении на время «пирамидки» из 10 слов учащиеся запоминают и читают без ошибок 6-7 слов. В начале года - в восприятии 3-4 слов, в конце года практически все учащиеся читали правильно.

Временные параметры формируют функциональную грамотность, задают рабочий ритм; они стимулируют быстрое чтение и заставляют лучше сосредоточиться на выполнении учебной задачи.

Конечно, на уроках русского языка в достаточной мере не обучишь технической стороне чтения, но всё, что возможно, использовать надо обязательно.

Письмо под контроль!

Чтобы сформировать навык грамотного письма, надо достаточно писать. Нужны специальные ежедневные упражнения, развивающие скорость письма и ориентировку в нём. Хорошие результаты даёт запись разученного текста:

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

«Родина»

М.Ю.Лермонтов.

При этом соблюдаются определённые правила. Сначала текст читается несколькими учащимися; требуется, чтобы он звучал выразительно. Обращаем внимание на непонятные слова и на образные; даются краткие комментарии орфографического и пунктуационного характера. После анализа текст читается ещё раз, ученики его списывают. Оценка должна быть дана немедленно. В эту работу постепенно втягиваются сами учащиеся (взаимопроверка). Если текст стихотворный, то многие ученики к концу работы запоминают его наизусть, а значит, обогащается их лексика, грамматический строй речи, образно-эмоциональные состояния психики.

Списывание чередуется с творческими работами малых форм: пересказ в 50-60 слов; ответы на вопросы. Когда текст предлагается для пересказа, он читается учителем, затем по памятке (на первом этапе обучения) выделяются смысловые части. После разбора читается ещё раз, на воспроизведение текста отводится 15 минут. Но здесь важно не то, полностью ли справятся с заданием ученики, а то, что все тренируются в умении воспроизвести содержание прочитанного и стремятся выполнить эту работу вовремя. Отстающие постепенно овладевают нужным темпом работы.

Ответы на вопросы дают как в устной, так и в письменной формах. Они могут быть общеразвивающего характера и специального учебного. Например:

Какой смысл имеет пословица: «Язык без костей, но ломает кости»?

Какое значение объединяет слова: зоология, зоопарк, зооферма, если известно, что часть  зоо- (греч.) означает «животные»?

Как вы понимаете строки из «Бориса Годунова» А.С.Пушкина: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни…»?

На ответ даётся 5-10 минут. Постоянно повторяясь, эти задания не только создают паузу в напряжённой работе по грамматике, но и помогают воспитать интерес к языку, слову. Соединяя занятие языком с активной речевой деятельностью (чтение, свободное письмо и повторение, внимательное слушание и толкование как прочитанного, так и услышанного), удаётся более успешно достигать положительных результатов в классе развития.

Приведу пример контрольного среза по осмыслению прочитанного в начале учебного года в 5-ом классе. Проверка осуществлялась на рассказе М.Зощенко «Самое главное». Дети читали его самостоятельно. В рассказе есть семь микротем (смысловых единиц). Составляя пересказ, некоторые дети упускали 1-2-4 микротемы, другие более. Вот результаты:

самостоятельно удерживают все 7 единиц – 0 учеников,

удерживают 6 единиц – 1чел.,

удерживают 5 единиц – 1чел.,

удерживают 4 единицы – 3чел.,

удерживают 3 и менее – 10чел.

Опрашивалось 15 человек.

Подобного рода срез проводился и в конце учебного года. Текст С.Баруздина «Граница рядом». В рассказе также 7 смысловых единиц.

Результаты: удерживают в памяти 7 ед. – 0чел.

6ед. – 2чел.

5ед. – 7чел.

4ед. – 6чел.

3ед. и менее – 0чел.

Пусть небольшой результат, но результат.

Система упражнений ориентирована должна быть на достижение тех основных показателей, которые свидетельствуют о продвижении ученика в овладении нормами русского правописания.

Контролируется, умеет ли ученик списать текст без ошибок.

Контролируется орфографическая зоркость: замечает ли ученик орфограммы, дифференцирует ли их в составе одной морфемы, квалифицирует ли эти орфограммы, может ли в речевом потоке выделить слова на конкретное правило?

Далее отрабатывается знание сути действующей нормы (правило) через способ действия, орфографический анализ.

И, наконец, с помощью различных видов диктанта, свободного переложения текста (типа изложения), работ творческого характера (подбор слов на правило, составление рассказиков со словами на правило) отрабатываются навыки грамотного письма в условиях связного высказывания.

Каждый из указанных типов упражнений повторяется до тех пор, пока процент выполнения заданий не будет равен 80-85%.

Каждый этап контролируется не только диктантом, изложением или другим видом письма, но и специальной работой тестового характера. Например, проверочная работа по орфографии (Корень слова).

I    1.Прочитайте выразительно:

Облетели листья с клёна,

Клён от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковёр лежит.

Ставит дождь на окна точки,

А по крыше без конца

Барабанят молоточки,

Лужи зябнут у крыльца.

Е.Авдиенко

2. Выпишите столбиком слова с орфограммой в корне. Корень выделите, нужную букву подчеркните.

3.Спишите текст без ошибок, обращая внимание на знаки препинания и написание слов.

 В конце укажите автора

II. Приведите примеры слов с орфограммами в корне.

I-В                                                   II- В

гласные                                         согласные

1.

2.

3.

4.

III  Проверь безударную гласную ударением: повязал, постарел, зарядил, скрипучий.

Не надо забывать и требования к усвоению норм пунктуации. Это знаки конца предложения ( «?», «!», «.»); запятая при однородных членах предложения с бессоюзной связью и отсутствие её при одиночном союзе; запятая в сложном предложении с бессоюзной и союзной связью; пунктуация обращений и оформление чужой речи. Эти правила даются на фоне развития интонационного богатства речи при чтении и индивидуальном говорении.

Особое внимание следует обратить и на развитие речи данных учащихся, так как речь является ключевым моментом в развитии детей, это способ познания действительности, она выполняет функции общения.

Развитие речи, как я уже говорила, характеризуя расположение материала в программе, распределено по основным тема курса. При этом виды и содержание работ по развитию речи во многом соотнесены с особенностями изучаемой темы. Большую роль играют пересказы, составление рассказов по серии картинок (см. приложение №1), восстановление деформированного текста, выделение в тексте смысловых частей, составление плана, рассказ по плану; рассказ на лингвистическую тему, использовав схему…

Об этом было сказано выше, но не конкретно про уроки развития речи. Мне хочется, чтобы мимо этого не прошли. Больше работать над осмыслением слова, больше говорить!

Грамотно писать будут тогда, когда научатся грамотно выражать свои мысли.

Содержание обучения, методы и характер общения учителя с детьми должны располагать учащихся к урокам родного языка, вызывать у них положительные эмоции и желание учиться. Поэтому не надо бояться учить, играя, и играть, обучая. Примеры игр, способствующих выработке орфографической зоркости, помогающих ориентироваться в системе изученных орфограмм, смотри в приложении №3. Использовать эти игры можно на разных этапах урока, это будет зависеть от целей их использования.

Играть лучше группами, по 5-6 человек. Спокойное, доброжелательное и требовательное отношение к усилиям детей освоить язык, русское правописание, уважение к праву ребёнка не знать чего-то и желанию выяснить, как пишется то или иное слово, как оформить пунктуационно определённую грамматическую конструкцию, - это необходимые условия успешного продвижения  по нелёгкому пути осмысления закономерностей родного языка.

Каков же результат работы? Оправдан ли выбор форм, приёмов, используемых мной в работе? Немного остановлюсь на этом.

За 4 года обучения – ни одного неуспевающего. По решению педагогического совета и согласию родителей 6 человек были переведены в обычные классы. Все переведённые успешно обучаются, имеют положительные оценки, не чувствуют себя ущемлёнными в коллективе, контактируют с одноклассниками. А в ситуациях, когда учитель требует наглядного изображения, они обнаруживают своё преимущество перед сильными.

Если брать конкретно результаты по предмету, то они тоже есть. Приведу примеры.

Количество допускаемых ошибок.

5 класс

I п/г.         II п/г.

6 класс

I п/г.        II п/г.

7 класс

I п/г.           II п/г.

8 класс

I п/г.        II п/г.

1)     15

2)     22

3)     24

4)  10-12

10

17

20

6-7

8-9

15

15

5

6

12

16

4-5

6

10-9

12

4

4

8

11-12

4

4-5

5-6

11-12

4

3-4

4-5

7

4-5

1)Павлова Ольга

2)Бекренёв Сергей

3)Мартынов Алексей

4)Седова Вика.

Это максимальное количество ошибок, допущенных данными школьниками в контрольных диктантах.


Уровень навыков чтения 5 класс

Из 20 человек 15 не могли выделить при чтении важных по смыслу слов. Чтение слоговое. Читали 45-50 слов в минуту. Уровень I полугодия 2-го класса.

6 класс (эти же 15 человек)

Чтение сознательное, целыми словами, но не выразительное. Скорость чтения до 70 слов. Уровень I полугодия 3-его класса.

7 класс

Чтение правильное, соблюдается интонация. Умеют выделять смысловые части текста, составлять план, рассказывать по плану, справляются со словесным рисованием. Темп незнакомого текста 90-95 слов в минуту. Уровень 5-6 класса.

(Примеры привожу самых слабых учеников).

Уже тот факт, что каждый ребёнок в классе коррекции говорит на каждом уроке (количество учащихся это позволяет сделать), поднимает руку и отвечает, говорит о многом. До обучения в этом классе они в основном молчали, отсиживались, как говорится. Здесь все равны, всех выслушают. У детей появилось желание учиться. А это самое главное.

             


Приложения.

Составление рассказов по серии картинок

1)

Задание: выбирай сам

а) Твой друг загрустил. Постарайся его развеселить: пусть он смотрит картинку, а ты расскажи ему весёлую историю про кота Леопольда.

Или

б) Представь себе, что ты у кота Леопольда в гостях. Не забудь, у него день рождения. Опиши и поделись секретом, что же там было, как тебя встретили. Постарайся использовать однородные члены предложения, обращения.

2)

Игроки, хоккей, команда, противник, вратарь, тренер, нападающий, защитник, дать пас, забить шайбу, дать передачу, тренироваться, внимание, сосредоточиться…

Задание:

используя слова и словосочетания, сюжет картинки, составьте рассказ, озаглавьте его.

                 


Материал по развитию речи.

№1

Расскажи по схеме.

        

        

Орфографические игры.                                                       №2

Артикуляционная разминка.

        

 

Артикуляционная разминка.

№3

Тексты скороговорок.

Работа над орфограммами.

Виды словарного диктанта.


        

№4

Тексты для зрительного диктанта.


        

        

        


Конспект урока русского языка в 5 классе  компенсирующего обучения.

Тема: Имя существительное как часть речи.

Урок спаренный.

Так как веду классы и развивающего, и компенсирующего обучения, один раз в две недели объединяю группы того и другого класса. Расписание позволяет это делать. Совмещаю урок с историей. По полгруппе каждого класса на уроке истории и русского языка. Это позволяет работать в группах. Учащиеся развивающего класса в роли учителя (закрепляют полученные знания, применяют на практике), а компенсирующего класса – в роли учеников. Идёт работа индивидуально с каждым.

Цели урока:

 а) образовательная: обобщить полученные в начальной школе сведения об имени существительном: углубить понятия об этой части речи: существительные общего рода; существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

б) воспитательная: воспитывать интерес к языковым фактам, внимание;

в) развивающая: способствовать развитию логического мышления и речи учащихся.

Тип урока: урок обобщения и изучения нового.

Методы и приёмы работы: самостоятельная работа учащихся, анализ текста, творческая работа, наблюдение за языковыми фактами, работа с учебником.

Оборудование: опорные схемы, раздаточный материал, учебник, сигнальные карточки.

План урока.

I Организация урока – 2мин.

II Работа в группах по теме – 82мин.

III Подведение итогов – 3мин.

IV Домашнее задание – 3мин.

Ход урока.

I.  Сегодня у нас совмещённый урок. Цель его – обобщить полученные знания об имени существительном, узнать что-то новое об этой части речи. В роли учителя сегодня присутствующие из «Д» класса. Перед консультантами лежит план действий и раздаточный материал. Перед учащимися из «Б» класса – тетрадь, учебник, ручка, карандаш. Всё необходимое записывается вами в тетрадь. Обратите внимание на таблицу, прикреплённую к доске. В процессе работы вы её должны заполнить. Кто первый пополнит копилку знаний по какому-либо разделу, получит красный жетон. В процессе работы консультанты ваши знания оценивают жетонами:

правильный, полный ответ, с

примерами – красный жетон;

с небольшими поправками – зелёный.

Если нуждаетесь в помощи учителя, поднимите сигнальную жёлтую карточку.

Желаю успеха в работе!

II  Работа по теме в группах.

У каждого консультанта план действий.

План.

Работа по карточке «Имя существительное».

Род имени существительного: женский, мужской,  

             средний + общий род.

Склонение. Памятка.

Одушевлённые – неодушевлённые.

Нарицательные – собственные.

Число.

Падеж. Памятка.

Синтаксическая роль в предложении.

 1.Рассказ по карточке «Имя существительное

Сначала рассказывает консультант, затем пробует напарник. Примеры приводит из текста.

Дуэль и смерть Пушкина.

Дуэль состоялась 27 января вечером на Чёрной речке, на окраине Петербурга. Секундантом Пушкина был его товарищ по лицею Данзас. Нашли уединённую поляну. Секунданты протоптали в глубоком снегу дорожку.4  Противников расставили на дистанции в 20 шагов. Начали сходиться, Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, смертельно раненный в живот. Секунданты привезли Пушкина домой. Никита Козлов на руках внёс Пушкина в его кабинет и положил на диван. Врачи нашли положение Пушкина безнадёжным. Поэт очень страдал. У его постели дежурили друзья: Жуковский, Вяземский, А.Тургенев, Даль.4

Последние слова Пушкина были: «Жизнь кончена, тяжело дышать, давит.» Александр Сергеевич умер 29 января 1837 года в два часа сорок пять минут дня.


2.Вспоминая род имён существительных, используют следующую карточку:

После письменной работы идёт объяснение существительных общего рода. Для этого каждый консультант делал раздаточный материал самостоятельно.

3.при работе над склонением используется памятка «Склонение существительных».

Используя данные этой карточки, ученики находят примеры в тексте, записывают по 2 примера на каждое склонение. Обращается внимание и на правописание слов с ь , существительные 3-го склонения на конце после шипящей пишутся с ь.

4.Далее идёт беседа про одушевлённые и неодушевлённые существительные. В основном, говорят дети из «Б» класса. Приводят примеры свои, а затем отыскивают в тексте.

5.Работа с учебником §79 стр.195-199. примеры нарицательных и собственных имён в тексте найти.

6.Число. Сначала идёт повторение, а затем вводятся новые сведения о существительных, имеющих только единственное или только множественное число.

Обратная сторона карточки.

7.Работа над категорией падежа. Это тоже известно учащимся из начальной школы. Я уже говорила, что зрительная память данных детей развита лучше, поэтому пользование памятками, карточками помогает им на практике.

Пользуясь следующей памяткой, они пытаются рассказать об окончаниях имён существительных, а затем в существительных из текста определяют падеж и выделяют окончание.

В ходе работы постепенно заполняется на доске копилка полученных сведений об имени существительном: грамматическое значение, морфологические признаки. Смельчаки награждаются жетонами.

8.Затем переходят к синтаксической роли существительных в предложении.

Сначала работают вместе над предложениями:

Вышли братья (подлежащее) на широкий луг (обстоятельство). Этот ученик (подлежащее) – отличник (сказуемое). На сосне (обстоятельство) мы увидели гнездо (дополнение) белки (несогласованное определение).

Заполняется последнее значение имени существительного.

Синтаксический разбор выделенного предложения – итог работы.

Как правило, некоторые работают быстрее, некоторые медленнее. Поэтому работа над текстом выполняется не всеми. Это как резервный материал. Имею в виду выделение основной мысли, ключевых слов и т.д..

III  Подведение итогов.

Выясняю, сколько жетонов получили дети. Оцениваю. Не забываю и консультантов. Не надо скупиться на похвалу.

IV  Задание на дом:

«Б» классу – ещё раз дома пересмотреть памятки и составить рассказ об имени существительном.

«Д» классу – подготовить практический материал по теме: «Орфограммы в корне слова».

На последующих уроках-практикумах идёт выработка навыков по теме: имя существительное как часть речи.

Диагностический тип

Отличаются серьёзностью, подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий.

Для них характерна заниженная самооценка, низкая контакность, немногословность в беседе. Домоседы, индивидуалисты, избегают шумных компаний.

Добросовестны, располагают обострённым чувством справедливости, замедленностью мышления.

Пути коррекции:

Флегматический тип темперамента (по Айзеку)

Обучение навыкам общения и установлению контакта. Развитие эмоциональной, нравственной и интеллектуальной сфер.

При работе осторожно пользоваться такими методами, как критика, ирония, развенчание в глазах коллектива. Больше пользоваться методом поощрения, положительного примера. Не давать большой объём задания сразу, так как темп работы замедленный.

тревожный, ригидный      активный

пессимистичный               чувствительный

сдержанный                       беспокойный

необщительный                   агрессивный

тихий                                            непостоянный

легко                                                импульсный

расстраи-                                             опти-

вающий-                                                мистич-

ся                                                               ный

                                                         

     

пассивный                                    общительный

спокойный                        инициативный

рассудительный             жизнерадостный

доброжелательный         контактный

осмотрительный             разговорчивый

ровный                            отзывчивый

надёжный                        инициативный

Нестабильный

Интроверти-рованный

Экстраверти-рованный

мелан-        холе-

холик          рик

флег-        сангви-

матик        ник

Как изучать правило учебника.

Прежде чем изучать (запоминать) правило, ответь на вопросы (можешь пользоваться карточкой «Имя прилагательное»):

а) Какие слова относятся к именам прилагательным? Приведи примеры.

б) Как отличать имена прилагательные от других частей речи?

  по вопросу…

  по общему значению…

  по морфологическим признакам…

Индивидуальное задание №1

Придумай вопросы по материалу левой части таблицы (III)

Индивидуальное задание №2

Придумай вопросы по материалу правой части таблицы (IV)

Задание на дом:

Б

Попытайся сформулировать правило для большинства слов с суффиксом   -енн-. Для этого воспользуйся «Грамматическим словарём». Выпиши все прилагательные, образованные от существительных, с суффиксом    -енн- . Какая закономерность наблюдается?

Поделись своими результатами с классом.

«Сказка о жабе и розе» (по В.Гаршину)

Жили на свете роза и жаба. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом цветнике. Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Она не могла говорить, она могла только, склонив свою головку, разливать вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был её словами, слезами и молитвой.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела старая жаба, которая поохотилась целую ночь и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потеснее и посырее. Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собиралась отдыхать.

Когда запах розы не уносился в сторону, жаба чувствовала его, и это причиняло ей смутное беспокойство.

На другой день роза должна была распуститься полным цветом.

Её заметила жаба.

Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми и безобразными глазами, что-то странное зашевелилось в жабьем сердце. Она не могла оторваться от нежных

розовых лепестков и всё смотрела и смотрела.4 Ей очень нравилась роза, она чувствовала желание быть поближе к такому душистому и прекрасному созданию. И чтобы выразить свои нежные чувства, она не придумала ничего лучше таких слов:

-Постой, - прохрипела она, - я тебя слопаю!

Роза содрогнулась.

-Я тебя слопаю! – повторила жаба, стараясь говорить как можно нежнее, что выходило ещё ужаснее, и переползла поближе к розе.

Жаба переколола о шипы себе лапы и брюхо и, окровавленная, свалилась на землю. Она с ненавистью посмотрела на цветок…

Злость не помешала жабе набить себе живот, как всегда. Её царапины были не очень опасны, и она решила, отдохнув, снова добираться до привлекавшего её и ненавистного ей цветка.

Наступило утро, прошёл полдень, роза почти забыла о своём враге. Она совсем уже распустилась и была самым красивым созданием в цветнике.

Прилетел соловей, забрался в розовый куст и запел свою песню. Как она была не похожа на хрипение жабы! Роза слушала эту песню и была счастлива.

Памятка-рецензия (отзыв об ответе)

Полно? (Обо всём сказано? Что опущено?)

Правильно? (Всё правильно? Недочёты, ошибки есть?)

Последовательно? (Были ли нарушения в последовательности? Повторы?)

Примеры? (Приводились ли примеры? Насколько удачно они иллюстрировали теоретические положения?)

Пояснения? (Разъяснялись ли приводимые примеры? Насколько точно и понятно?)

Задания для анализа текстов.

Выразительно прочитай текст. Докажи, что это текст. Какой способ связи между предложениями?

Определить тему текста, идею, озаглавь его (если нет названия).

Определи тип и стиль текста.

Каково лексическое значение выделенного слова?

Есть ли в тексте многозначное слово, заимствованное слово? (Поработай со словарями).

Подбери синонимы, антонимы к какому-либо слову.

Обозначь графически наиболее трудные орфограммы.

Произведи пунктуационный разбор нескольких предложений.

Выполни разные виды грамматического разбора (фонетического, по составу, морфологического, синтаксического).

Памятка

«Как нарисовать словесную картину к рассказу»

Перечитай отрывок из рассказа.

Определи, сколько можно нарисовать картинок (о чём каждая из них).

Что и кто будет изображён на каждой картинке? Назови.

Какие слова в тексте помогут выполнить задание? Подчеркни их карандашом.

Представь свою картинку.

Расскажи о каждой картинке.

План

Пятиминутка чтения:

а) чтение текста,

б) беседа по прочитанному,

в) анализ ошибок при чтении;

индивидуальная работа по повторению;

работа в группах по этапам.

I этап.

Составить словарный диктант из восьми словосочетаний П+Сх ,используя текст. Обозначить и объяснить орфограммы в словах.

II этап.

Найти 2-3 прилагательных в тексте. Используя определение прилагательного, доказать правильность выбора. Одно из прилагательных разобрать морфологически.

III этап.

Разобрать синтаксически выделенное предложение. Обратите внимание на синтаксическую роль прилагательного.

Повтори:

1)имя прилагательное как часть речи. (По карточкам)

2)Н и НН в именах прилагательных.

3)Правописание НЕ с именами прилагательными;

4)-чк- ,-чн- в словах;

5)правописание окончаний прилагательных;

6)О-Ё после шипящих в окончаниях и суффиксах прилагательных;

7)безударная гласная в корне слов;

8)степени сравнения имён прилагательных

Игра «По щучьему веленью».

Суть: учащиеся по очереди высказывают пожелания, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему веленью, по моему хотенью назовите мне слова с орфограммой –тся, -ться- в глаголах»…

(помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм).

Игра «Справочное бюро».

Суть: кто быстрее найдёт «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать.

Например: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуна, прийти, электрификация, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей, рассчитать, ровесник, сверстник.

(способствует воспитанию навыков работы со словарём).

Загадки.

Зубастая пила                                 Он циркач такой лихой

В лес густой с утра пошла.           Чертит круг одной ногой!

Весь лес обходила                         А другой проткнул бумагу,

Ничего не спилила.                       Уцепился – и ни шагу.

(расчёска)                                       (циркуль)

В золотой клубочек                       Пятёрка братьев неразлучна.

Спрятала дубочек                          Им вместе никогда не скучно.

(жёлудь)                                         Они работают пером,

Явился в жёлтой шубке.                Пилою, ложкой, топором.

Прощайте, две скорлупки              (пальцы)

(цыплёнок)

Нужно ли вставить букву Т?

Докажи!

Безучас_ный, безвес_ный, бессовес_ный, безжалос_ный, бессловес_ный, вес_ник, возрас_ной, доблес_ный, завис_ливый, злос_ный, запас_ной.

Тимошка Прошке

Крошит в окрошку крошки.

Кричал Архип,

Архип охрип.

Не надо Архипу

Кричать до хрипу.

На опушке в избушке

Живут старушки-болтушки.

У каждой старушки - лукошко.

В каждом лукошке – кошка.

Кошки в лукошках

Шьют старушкам сапожки.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

В капюшоне кукушонок смешон.

Шли сόрок мышей,

Несли сόрок грошей,

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Проверь безударную гласную ударением!

Тряхнуть, направление, сочетание, зелёный, холода, сдаётся, обледенел, менять, сломал, промахнулся, наследие, очарован, столовая, рассказать, сажал.

Словарный диктант с продолжением:

Станция-                                           Цирк-

Шепот-                                              Врачом-

Крыжовник-                                     Испечь-

Шорох-                                             Умереть-

Революция-                                      Жгуч-

Подъём-                                            Птицы-

Избирать-                                         Выложить-

Растение-

Зрительный диктант.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа.

(А.С.Пушкин «Памятник»)

Задание: определите, какое это предложение по составу. Найти грамматическую основу.

Зрительный диктант.

Гордись и радуйся, поэт:

Ты не поник главой послушной

Перед позором наших лет…

(А.С.Пушкин «Андрей Шенье»)

Задание: объяснить орфограммы, постановку запятой.

Зрительный диктант.

Морфей, до утра дай3 отраду

Моей мучительной любви4 .

Приди, задуй мою лампаду,

Мои мечты благослови!

(А.С.Пушкин «К Морфею»)

Зрительный диктант.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

(А.С.Пушкин «К Чаадаеву»)

Задание: определить, чем осложнено предложение.

Имя существительное

ПРЕДМЕТ                                         ПОДЛЕЖАЩЕЕ

                                                                                                ДОПОЛНЕНИЕ

                                                                                                ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                                                                                            ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

                                                                                                СКАЗУЕМОЕ

Постоянные                                     Непостоянные

род, склонение,                                  число, падеж

одушевлённые –

неодушевлённые,

нарицательные –

собственные.

Кто? Что?

Синтаксическая роль

Морфологические признаки

Род имён существительных.

Запишите существительные, распределяя их по родам: дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, внешность, море, договор, сирень, газета, армия, мышь, тень, кольцо.

Рассуждайте так: камыш (чей?) мой – м.р.; дорога (чья?) моя – ж.р.

П           №747 стр.212 (рассмотри образец!)

Зазнайка

Он зазнайка

Она зазнайка

Существительные общего рода

Сирота, плакса, задира, грязнуля, неряха, разиня, обжора…

Могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

 

Склонение имён существительных.

I

II

III

Ж и М рода

-а, -я.

мама, дядя

на –ия

армия

М и Ср. рода

-о, - е.

дуб_, окно, море

на –ий ,-ие

здание, санаторий

Ж род

(на ь)

мышь, тень, молодёжь, ветошь

Существительное. Число.

Образуйте, где это возможно, множественное число имён существительных: мальчик, молоко, рис, ученица, пшено, книга, молодёжь, клоун, магнитофон;

единственное число: тетради, очки, чернила, родственники, каникулы, ручки, листы.

только единственное число                только множественное число

сахар                                                                     очки

пшено                                                                   каникулы

дружба                                                                 ножницы

листва                                                                  чернила

молодёжь                                                             ворота

Байкал…                                                              Альпы

Р      - И

Д

П       -Е

П     -Е

Р.

Д        И

П.

П       И

НА  -ИЙ, -ИЕ

НА – ИЯ

Р.

Д          И

П.

-Е, -И

в окончаниях имён существитель-ных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы и методы обучения русскому языку

Процесс усвоения грамматики русского языка одновременно является процессом развития мышления.Совершенствование речи обучающихся способствует эмоциональному развитию ученика, т.к. истинное усвоение неп...

Реферат На тему: «Тематический зачет как одна из форм комбинированной системы обучения русскому языку»

Муниципальное общеобразовательное учреждениеНовобрянская общеобразовательная школа_______________________________________________________...

Статья по теме: Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе

Практическая направленность обучения русскому языку в коррекционной школе...

Технологии и методические приёмы обучения русскому языку в полиэтнических классах.

Проблемы преподавания русского языка в полиэтнических классах, пути их решения....

ПАДЛЕТ КАК НОВАЯ ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье исследуются влияние компьютерных технологий на уроках русского языка. Рассмотрены особенности технологии падлета как новой формы сотрудничества в обучении русскому языку. Представлены методич...