"Обучение комплексному анализу текста при подготовке к ЕГЭ"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

Михайлова Алла Владимировна

Данный урок может быть проведен при обучении школьников комплексному анализу текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyy_analiz_teksta.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА (подготовка к ЕГЭ)

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.

Цели урока:

образовательные: работа с текстом, совершенствование навыков правописания;  обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.

воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

развивающие: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Структура урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

Всесторонняя проверка знаний.

Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Подведение итогов урока.

Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:

Устный и письменный.

Фронтальный, групповой, индивидуальный.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

          На уроке проводится комплексный анализ текста № 6 (О народном промысле) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.18-20:

(1) Еще совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

(2) Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

(3) Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

(4) Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

(5) Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

(6) Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера — кисть из солнечных лучей.

(7) Такова легенда. Рассказывают ее всегда чуть-чуть по-разному, и каждый любознательный сможет прочитать ее в сборниках легенд и сказок Горьковской области. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Так и случилось с «хохломой».

(8) В начале XX века крестьяне чаще покупали сделанную на заводах фарфоровую, фаянсовую и стеклянную посуду. У хохломских мастеров стало меньше покупателей. Да к тому же поредели окрестные леса, не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок. Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще. Но разве можно было допустить, чтобы погибло это искусство, так полно и ярко отразившее душу создавшего его народа?

(9) В 1918 году в городе Семенове открыли школу художественной обработки дерева, в которой стали учителями опытные токари и красильщики.

(10) Профессиональный художник Георгий Петрович Матвеев возглавил школу.

(11) Обучение новых мастеров росписи длилось три года. Вначале они терпеливо повторяли образцы, сделанные для этой цели лучшими хохломскими художниками. Ученикам надо было «поставить руку» — добиться точности и быстроты в выполнении травных узоров.

(12) Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны. Они радуют нас яркими красками, щедростью узоров и мастерством исполнения.

(466 слов)

(Н. Бедник. Хохлома)

Как вы озаглавили текст?

Какова тема данного текста?  

Какова идея (главная мысль) данного текста?

III. ВСЕСТОРОННЯЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

1. Словарный диктант: Горьковская область, мастер-иконописец, любил ремесло, мечтал об искусстве, хохломские чашки, изба чудо-художника, фарфоровая посуда, окрестные леса, профессиональный художник, экспозиция музея.

2. Установите соответствие между словами и их лексическим значением:

1. иконописец

2. ремесло

3. стрельцы

4. молва

5. пепелище

6. экспозиция

А) Военнослужащий особого постоянного войска (на Руси XVI-XVII вв.)

Б) Тот, кто занимается иконописью

В) Слухи, вести, толки в обществе о чем-нибудь

Г) Работа по изготовлению каких-либо изделий ручным, кустарным             способом, требующая специальных навыков

Д) Размещение в определенной системе предметов, выставляемых для обозрения

Е) Место, где был пожар; пожарище

3. Диктант - 6-ой абзац текста. (Перед записью каждого предложения напишите его номер).

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Напишите номера сложных предложений.

Укажите вид придаточных в сложноподчиненных предложениях.

Укажите номера предложений с однородными сказуемыми.

Укажите номер предложения с вводным словом.

Выпишите слово/слова, где все согласные мягкие.

Выпишите слово/слова, обладающее следующими морфологическими признаками: притяжательное прилагательное в форме родительного падежа множественного числа.

4. Задания по группам:

Индивидуальные задания

             7-й абзац

разберите по составу слово любознательный

объясните расстановку знаков препинания в предложении Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

назовите все орфограммы в слове (большое мастерство и большое искусство) сохраняются

12-й абзац

назовите тип сказуемого в первом предложении последнего абзаца

выпишите слово с орфограммой «И/Ы после Ц»

какой вид связи использован в словосочетании радуют красками

Групповые задания

1-я группа

Восстановите последовательность пунктов плана текста:

Увядание искусства

Керженский отшельник

Возрождение хохломской росписи

Легенда Горьковской области

Мастерство живо

Месть царя


2-я группа

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква:

А) тонк..ми, зан..маться, л..генда, м..ньше;

Б) г..сударя, х..хломские, сг..рела, св..его;

В) выс..ко, в..льную, смож..т, ст..летие;

Г) терп..ливо, увид..ть, щедр..стью, исп..лнение.

Какие слова являются грамматической основой в предложении Работы современных хохломских мастеров мы можем увидеть на художественных выставках и в экспозициях крупнейших музеев страны.

А) можем увидеть;

Б) мы можем;

В) мы можем увидеть;

Г) можем.

Укажите верную характеристику предложения Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство.

А) простое;

Б) сложносочиненное;

В) сложное бессоюзное;

Г) сложноподчиненное.

Укажите правильную морфологическую характеристику выделенного слова У хохломских мастеров стало меньше покупателей.

А) существительное;

Б) наречие;

В) краткое прилагательное; 

Г) краткое причастие.

Дополнительное задание

1. Найдите орфографическую ошибку в предложении  Да к тому же поредели окресные леса,  не одно столетие вырубавшиеся для хозяйственных нужд и поделок.

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Сгор(1)ла изба, а самого маст(2)ра как н(3) искали, н(4)где н(5) нашли.

А) 1, 3, 5;

Б) 2, 4, 5;

В) 1, 2, 3, 4, 5;

Г) 1, 2, 5.

3. Какое из предложений соответствует данной характеристике “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом”?

А) Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими  

      веточками.

Б) Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

В) У хохломских мастеров стало меньше покупателей.

Г) Мастера создавали изделий все меньше и меньше, роспись становилась грубее и проще.

IV. ИНФОРМИРОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО   ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ

Определите стиль данного текста, обоснуйте свою точку зрения.

Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного.

Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологийТип урока:  закрепление  изученного  материала.Технология:  РКМЧП  Цель урока: формирование коммун...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

«Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ».

данная разработка поможет учащимся развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение ра...

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....

Работа с комплексным анализом текста при подготовке к ЕГЭ средствами учебника

Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет вести постепенную подготовку к заданиям творческого характера. Для девятиклассников особое внимание уделяю текстам публицистическог...