Конспект урока русского языка в 11 классе по теме «Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Полевая Елена Ниязовна

 

Форма урока:  урок с использованием информационных технологий

Тип урока:  закрепление  изученного  материала.

Технология:  РКМЧП

 

 

Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся, умения адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_11kl.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

                              Конспект  урока русского языка в 11 классе

         по теме «Комплексный анализ  текста при подготовке к ЕГЭ»

Форма урока:  урок с использованием информационных технологий

Тип урока:  закрепление  изученного  материала.

Технология:  РКМЧП

Цель урока: формирование коммуникативной компетентности обучающихся, умения адекватно воспринимать и анализировать прочитанный текст, создавать на его основе собственное высказывание, опираясь на правильно выбранный тип и стиль речи, соблюдая нормы литературного языка; развитие у обучающихся личностной позиции и умения её выразить, вступая в диалог с автором текста.

Задачи:

Познавательный аспект:

1. Развивать умение понимать и анализировать данный текст:

- определять тему, проблему и основную мысль текста,

- формировать основную мысль своего высказывания,

- развивать высказанную мысль,

- уметь аргументировать свою точку зрения.

2.Развивать умение строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи.

3.Формировать навыки соблюдения при письме норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Развивающий аспект:

- развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы,

- развивать умения самоконтроля,

- развитие речемыслительных и творческих способностей обучающихся.

Воспитательный аспект:

- активизация познавательной деятельности в коллективе,

- формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач,

- совершенствование навыков межличностного общения,

- воспитание у обучающихся ценностных ориентиров.

Формы работы: фронтальная, групповая.

 Оборудование: мультимедийная презентация, материалы  школьного краеведческого музея, раздаточный материал.

.

Ход урока

1.Орг. момент.(слайд1)

2.Слово учителя

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

- Какое событие будем отмечать в мае? (70-летие Победы)

- Что для вас, ныне живущих, этот праздник? (ответы обучающихся)

- Как мы можем с вами содействовать сохранению памяти об этом событии, о людях, сделавших всё для Победы? (ответы)

- Да, мы должны помнить о тех, кто отдал свои жизни за нас, помнить и чтить и тех, кто приближал  Победу, находясь в тылу, кто ещё живёт рядом с нами и кого мы, может, не всегда замечаем. Много и наших земляков сражалось за Победу. Многие остались лежать на местах сражений, но многие  вернулись домой и помогали строить мирную жизнь. Среди них дедушка вашей одноклассницы, Валентины  Досовой – Масич Александр Степанович. Слайд2).

- Валя, расскажи нам немного о дедушке.

(О других ветеранах вы можете узнать из материалов школьного музея).

- Говоря о ветеранах, мы не должны забывать и о тех, кто ждал наших защитников и верил, что вернуться с победой: это и жёны, и дети, и матери.

- Значит речь пойдёт о …? (о тех, кто ждал воинов дома) (слайды 3-4)

-А поможет нам в этом Борис Васильев и его замечательные произведения. (слайд5)

3.Постановка задач урока.

– проанализировать текст, выполнить ряд заданий, определить  проблему, поднимаемую автором,  и понять его позицию. Где вам это пригодиться? (при написании сочинения, отработать навыки написания сочинения)

4.Актуализация знаний

- Повторим основные понятия, которые понадобятся  в  работе с текстом:

-Закончите предложения: (сдлайд6)

1.        Тема текста – это… (то, о чем пишет автор)

2.         Основная мысль текста (идея) – это… ( то ,что автор хотел донести до читателя)

3.        Проблема текста – это… (вопрос, который волнует автора)

4.        Комментарий проблемы - это… (как поднятая проблема показана в тексте)

5.        Аргументация  – это … (доказательство своей точки зрения)

6.        Авторская позиция – это…(отношение автора к поднятой проблеме)

7.        Назовите композиционные части сочинения: (вступление, постановка проблемы, комментарий к проблеме по данному тексту, позиция автора, своя собственная позиция, два аргумента, вывод)

5.Работа с текстом.

У вас на столах текст- отрывок из рассказа Б. Васильева «Самый последний день». (слайд7) 

- Какие ассоциации вызывает у вас это заглавие? (день, после которого может произойти что-то непоправимое)

- О чём может поведать (рассказать) автор рассказа с таким названием? (Ребята должны высказать свои предположения и далее сопоставить их с прочитанным текстом)

Давайте познакомимся с текстом. (чтение текста)

(слайд7)- К какому функциональному стилю  принадлежит текст? (художественному, задача – дать возможность читателю представить описываемые события, передать эмоции, вызвать ответные чувства и переживания)

- какие типы речи использованы? (повествование, описание)

Работа в группах (слайд 8)

  • 1гр- Cформулируйте в одном-двух предложениях основное содержание текста. Подумайте, иллюстрацией к какой общей проблеме является предложенный эпизод. (События данного текста служат иллюстрацией к проблеме (чего?)….) (строители силой пытаются выселить старушку из дома, но когда видят портреты погибших сыновей, помогают ей)     
  • 2 гр - На какие вопросы, заданные извне, автор ответил своим текстом?  (Какого      отношения заслуживают пожилые люди со стороны молодого поколения? Как должно относиться новое поколение к истории своей страны, к людям, которые свершали эту историю?)      

                -Какой вопрос решает герой рассказа Б.Васильева?  ( как поступить…)

В художественном  стиле проблема выявляется путём анализа описаний поступков героев, их речи, мыслей и т.д.

Сформулируйте проблему текста (слайд 9)

- Одна ли проблема здесь затронута?

- Какой вопрос, на ваш взгляд, наиболее волнует автора? Прочитайте предложения 58-64 –как вы можете объяснить действия Семёна Митрофановича? (Проблема исторической памяти. Как должно относиться молодое поколение к истории своей страны, к людям, которые свершили эту историю?)

Речевые образцы (слайд 10)

  • Автор  (имя) обращается к проблеме…
  • Писатель (имя) рассматривает проблему…
  • Автор (имя) останавливается на проблеме…
  • Автор текста (имя) касается проблемы…
  • Суть (сущность) проблемы этого текста сводится к тому, что… (заключается в том, что…)
  • Текст (имя) посвящён проблеме…
  • В этом тексте автор (имя) затрагивает общечеловеческую (экологическую, социальную, нравственную и т.д.) проблему…
  • В тексте автор (имя) ставит актуальную для нашего времени проблему…

 Обратимся к композиции текста(слайд 11), что собой представляет  основная часть?(диалог между старушкой и строителями)

- что мы можем узнать из речи героев? (что произошло, как развиваются события)

- что можно сказать о чертах характера каждого из героев?

1гр – анализ речи Марии Тихоновны.(9,26,27,34,35, 44-47, 50-52,54)

2гр – анализ речи Семёна Митрофановича и строителей.(8, 10,11,13,)

Полную картину характера человека мы получим, анализируя поступки героев.

1гр – прокомментируйте поведение Семёна Митрофановича

2гр – поведение старушки

- Какой композиционный приём использует здесь автор? (противопоставление)

(слайд12)

Используя собранный материал, напишите комментарий к основной проблеме.

(Комментарий следует находить в исходном тексте. К комментарию можно отнести следующие моменты текста:

-суть проблемы

- причины возникновения и история развития проблемы

- участники проблемы

Для выявления ключевых моментов текста для комментария к проблеме можно задаться следующими вопросами:

1)Почему появилась необходимость постановки этой проблемы (вопроса)?

2)На примере какого материала рассматривается проблема?

3)Каковы позиции сторон конфликта?

4)Каковы (возможные) последствия, если проблема не будет решена?

Речевые образцы

- Размышляя над проблемой…, автор приводит пример..

- Рассуждая о проблеме…, автор ссылается на..

- В своих размышлениях о…, автор приходит к мысли, что..

- В тексте приводится..

- Автор говорит (ссылается, описывает, отмечает, подчеркивает, утверждает, доказывает и т.д)

- Автор придерживается точки зрения…

- Автор соглашается, опровергает, отрицает, критикует, полемизирует, выдвигает аргументы в пользу…

Авторская позиция (слайд13)

-  Какую конкретную ситуацию  воссоздаёт автор? На каком материале исследует волнующую его проблему? (использует прием противопоставления, диалог)

1гр - Как автор оценивает поступки героев?

    (Если поступки или действия героев вызывают ваше осуждение, сочувствие, одобрение, то автор так же оценивает их. Обратите внимание на художественные приемы, позволяющие увидеть авторское отношение к изображаемому).

2гр -  Что автор хотел сказать читателям данным текстом?  Над чем заставил задуматься?

Перечитайте конец рассказа с 59 предложения.

- какие чувства вызывают у вас эти строки? (В тексте поднимается   проблема исторической памяти, поведение Семёна Митрофановича заслуживает уважения. Автор подталкивает нас  к размышлению, а что бы сделал я на его месте?)

(слайд14)Какова авторская позиция? Другими словами, какова идея текста? Сформулируйте и запишите.

- Что автору важно в отмеченном процессе (явлении, герое)?

- К какой идее автор нас таким образом подводит?

Речевые образцы

- Авторская позиция выражается с помощью…

-Автор приходит к выводу…

- Автор подводит нас (читателя) к мысли, что…

- Автор придерживается точки зрения…   Это и есть позиция автора.

- Автор утверждает мысль (идею) о том, что…

 (слайд15)

Подберите аргументы – 2 варианта

(обучающиеся зачитывают свои варианты.)

Ответьте на вопросы:

1)Как я отношусь к авторской позиции? Что из мнения автора меня трогает? С чем я могу поспорить?

2)Какие писатели, поэты, публицисты обращались к этой теме, поднимали такую же проблему?

3)Какие примеры из жизни, из теле- и радиопередач, относящихся к данной проблеме, я могу вспомнить и привести в качестве доказательства своего мнения.

Речевые образцы

  • Можно привести аргументы, подтверждающие…
  • Справедливость высказанной точки зрения можно доказать примером из….
  • Так, следующие аргументы из художественной литературы помогут доказать правильность высказанной точки зрения.
  • Художественная (публицистическая) литература убеждает нас в справедливости высказанной нами точки зрения.

Обратимся к…

  • В мировой литературе немало примеров, подтверждающих правильность высказанной автором точки зрения. Например, в…
  • Хотелось бы привести аргументы, подтверждающие мысль о… Обратимся, например, к…
  • Эту мысль подтверждает аргумент из….
  • Литература богата примерами, доказывающими эту точку зрения.

(слайд 16) 

6. Рефлексия

- Сумели вы решить поставленные перед собой задачи?

- Что вам в этом помогло? На ваш взгляд, кто был самым активным в вашей паре, группе? Что для вас самым полезным было на уроке?

- Какие трудности возникли? Что для вас на уроке было самым интересным?

(слайд 17)

7.Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

( приложение №1)

                                                                                                                         

  Приложение №1

(1)В те времена домик – старенький, чёрный, скособоченный, под ржавой крышей – торчал среди новеньких пятиэтажек. (2)С каждым месяцем всё ближе и ближе подбирались к нему строители и в конце концов зажали со всех сторон. (3)Кто-то уже свалил забор, кто-то спалил его на весёлом костре, кто-то случайно сгрузил возле входной двери бетонные плиты, а домик стоял упрямо и несокрушимо, и хозяева его по-прежнему упорно отказывались переезжать куда бы то ни было. (4)Впрочем, хозяев не было, была хозяйка – Мария Тихоновна Лукошина. (5)До той поры Семён Митрофанович как-то мало с ней встречался. (6)Раз он к ней официально ходил, как представитель, поскольку от строителей поступила жалоба, что старуха уезжать не хочет, домишко ломать не дает  и вообще всячески мешает прогрессу на данной улице. (7)Но  и в тот день Семёна Митрофановича пустили не дальше порога, и разговор поэтому получился на сквозняке.

- (8)Отказываетесь, значит, гражданка Лукошина Мария Тихоновна?

- (9)Дайте помереть спокойно.

- (10)Но ведь вам, Мария Тихоновна, предлагается отдельная однокомнатная квартира в новом доме со всеми удобствами. (11)Вы подумайте только: вам, одинокому человеку, наше государство даёт целую квартиру!

- (12)Дайте помереть спокойно.

- (13)Выселим, гражданка Лукошина, силой ведь придётся…

(14)До сих пор он того разговора простить себе не мог.

(15)Вот на следующий день утром всё и началось. (16)Получил бульдозерист наряд, подогнал машину к дому, постучал вежливо:

- Эй, хозяева, вытряхивайтесь! (17)Полчаса на сборы – и вонзаюсь я в вашу трухлявую жизнь!..

(18)Не отвечали в доме. (19)Стучали, кричали – молчал дом. (20)Молчал, пока прораб не приказал двери выломать. (21)Только взялись за них: распахнулись эти двери, как в сказке. (22)И Баба-яга на пороге. (23)Молча крик весь выслушала и вроде не поняла: смотрела спокойно, за вещи не хваталась и даже не плакала.

- (24)Ломать вас буду, бабуся, - сказал бульдозерист.

(25)Поглядела на него угольями своими.

- (26)Не бабуся я, - сказала. – (27)Не бабуся, не мамаша, не свекровь – просто старая женщина.

- (28)Ломай! – закричал прораб. – (29)И так полдня потеряли!

- (30)Как же можно так! – зашумели девчонки-маляры. – (31)Права не имеете ломать! (32)Перевезти сначала человека надо!.. (33)Давайте, бабушка, мы вам поможем…

- (34)Не надо, - сказала Баба-яга. – (35)Ничего не надо.

(36)И ушла в дом. (37)И пропала. (38)Прораб, плюнув, к себе пошёл, маляры на обеденный перерыв, а бригадир сказал бульдозеристу:

- Встряхни домишко – она враз и выскочит.

(39)Однако старуха сама вышла. (40)Вышла, как давеча: в домашнем халате, только портреты в руках. (41)В рамках портреты, четыре штуки.

- (42)Ломайте.

- (43)А вещи? – закричал бульдозерист.

- (44)Какие вещи? (45)Глупости говорите. (46)Ломайте, и всё. (47)Только я погляжу.

(48)Села на плиты и портреты рядом сложила.

- (49)Иконы, что ли спасаешь, бабка?

- (50)Иконы, - сказала. – (51)Святые мученики великорусские: святой Владимир, святой Юрий, Святой Николай и святой Олег. (52)Живыми сгорели под деревней Константиновкой двадцать девятого июля сорок третьего года.

- (53)Сыновья? - только и спросил бригадир.

- (54)Сыновья, - ответила, - экипаж машины боевой.

(55)Тихо вдруг стало: бульдозерист двигатель выключил. (56)И сказал тихо:

- В дом идите, бабушка. (57)Пожалуйста.

(58)А сам – в отделение, где всё, как было, и рассказал. (59)Вот тогда-то и включился Семён Митрофанович на последнем, так сказать, этапе. (60)Восемь раз в Архитектурное управление он наведывался; просил, умолял, доказывал. (61)Школу нашёл, где танкисты эти учились, музей там организовал. (62)С частью списался, с деревней Константиновкой: и из части, и из деревни в назначенный день делегации приехали. (63)Матери альбом от части преподнесли и модель «тридцатьчетвёрки», а от деревни четыре урны с землёй. (64)С могилы земля, где все четверо её сыновей, все её внуки и все правнуки лежали.

   (65)А стройматериалы на другую ночь в иное место перевезли, и забор новый поставили. (66)Это всё просто было, это сами строители сделали.

                                                                                                       (По Б.Васильеву)

Борис Львович Васильев (1924-2013 гг.) – русский писатель, фронтовик, автор военной прозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

Конспект урока русского языка в 9 А классе по теме "Комплексный анализ текста". (Подготовка к ГИА)

На уроке проводится комплексный анализ текста Е.Осетрова "Колокольный звон". В процессе работы над текстом повторяются сложные вопросы различных разделов языкознания, совершенствуются навыки...