Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Статья посвящена организации проектной деятельности учащихся на уроках русского языка. Также представлена разработка урока по организации данного вида деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка.

Награда всякому труду

в самом труде, в деятельности.

А. Герцен

За последние годы сочетание «проектная деятельность» прочно вошло в школьную практику. Психологи и педагоги видят в проектной работе школьников огромный потенциал, поскольку этот вид работы формирует самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывает научное мировоззрение, усиливает положительную мотивацию в обучении, развивает личность школьника, ее творческие и интеллектуальные возможности, способствует самопознанию.

Актуальность проектной и исследовательской работы в современной школе  объясняется сменой образовательных подходов: от «знаниевого» подхода к деятельностному, направленного на самостоятельное, активное добывание знаний учащимися, который закреплен в Концепции российского образования на период 2000 года

Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированнный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию и  характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференции, стенгазета, альманах, мультимедиа-презентация, творческий отчет и т.д.

Метод проектов позволяет формировать личностные качества: мотивацию к обучению, целенаправленную познавательную деятельность, умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, ощущать себя членом команды.

  Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, направленных на реальный практический результат, важный как для учителя, так и для ученика.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется большой объём знаний и умений:

- интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, аккумулировать её, обобщать и делать выводы);

- творческие (умение выдвигать идеи, находить множество вариантов решения проблемы);

- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

Современный образовательный проект – это дидактическое средство активизации  самостоятельной, познавательной и творческой активной деятельности, формирование личностных качеств обучаемого. Использование метода проектов на уроках русского языка позволяет учащимся формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовать.

Учащиеся овладевают умением не только понимать цель своего обучения, но и самостоятельно её ставить, определять конкретные задачи, программировать собственную деятельность, отбирать посильные для них средства достижения  цели, определять последовательность действий.

Необходимым этапом в работе  над проектом является оценка конечных и промежуточных результатов своих действий. Важным в этом процессе является умение корректировать свои действия, чтобы результат соответствовал предъявляемым требованиям, поэтому необходимо проведение рефлексии каждого этапа проектной деятельности.

При рефлексивно-деятельностном способе обучения меняется позиция учителя, а также требования к его профессиональным качествам. Из носителя готовых знаний он превращается  в организатора познавательной, исследовательской, самостоятельной деятельности учащегося, выполняя роль консультанта.

Рефлексивность в ходе работы над проектом предполагает три основные функции учителя. Первая и основная – создание условий для включения учащегося в самостоятельную познавательную деятельность. Вторая – стимулирование ситуации успеха для каждого ученика. И третья – проведение вместе с учениками рефлексии деятельности, процесса самопознания. Формы рефлексивной деятельности учащихся бывают самые разные: самооценка, взаимооценка, анализ проекта сверстниками.

 Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является «учитель-группа».

Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо познакомить учащихся с этапами проекта.

Подготовительный, который включает в себя выбор темы, определение темы,  определение цели и задач.

Планирование ( определение источников информации, определение способа сбора информации, определение способа анализа информации, определение способа представления результата, определение задач по группам.)

Исследовательский этап (работа по теме.)

Результаты и выводы.

Защита проекта.

Оценка результатов исследования.

Педагог на каждом этапе обучения  вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания  (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т. д.) способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда.

Работа по проекту является исследовательской, моделируя настоящую научную работу и имеет педагогические значение: ученики самостоятельно приобретают знания, развивают свои мыслительные способности, овладевают необходимыми  

способами решения учебных проблем, выстраивают взаимоотношения.

Хотя проект заранее спланирован, но могут быть и изменения.

 Проектная работа будет иметь большое значение для ученика и учителя, если замысел работы, её идея возникнут при изучении той или иной темы на уроке или на занятиях элективного курса.Чаще темы проектов  касаются практических вопросов и требуют знания учащихся не только по русскому языку и литературе,

но и по другим предметам.

Для уроков русского языка можно использовать проекты, направленные на изучение языковых особенностей фольклора, этимологии слов, литературные исследования (роль Царскосельского лицея в становлении личности поэта А. С. Пушкина ), составление схем-конспектов при изучении орфограмм и пунктограмм («-Н-и –НН-в отымённых  и отглагольных прилагательных и причастиях», «Пунктуация в сложном бессоюзном предложении» и т.д.)

На современном этапе проектная форма педагогической деятельности предполагает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривает продуманное и обоснованное сочетание разных форм деятельности с многообразием методов и средств обучения.

Урок в VI  классе.

Тема:  Правописание –НЕ- с деепричастиями.

Цель: Изучить раздельное и слитное написание –НЕ- с деепричастиями.

Задачи: 1.Научиться применять данное правило на практике.

2.Повторить слитное и раздельное –не- с глаголами и причастиями.

3.Развивать вкус к художественному слову.

4.Осознать роль книги в жизни человека.

Ход урока.

Оргмомент.

Актуализация знаний.

1). Индивидуальное задание для сильных учащихся.

Спишите выражения, обозначьте изученную орфограмму.

( Не) засеянное поле, поле (не) засеяно, (не) выученные уроки,  (не) выученные вовремя уроки, (не) засеянное весной поле, поле (не) засеяно, (не) годующий взгляд, океан (не)истовствует, (не) выполнил работу.

2. Устный опрос.

А) Что такое деепричастие?

Б) Какую вы ещё знаете глагольную форму?

В) Как образуется деепричастие? (суффиксы деепричастий написаны на доске)

3.Укажите грамматически правильное продолжение предложения и запишите его в тетрадь, объясните постановку запятой в предложении.

(Не) рассчитывая на помощь,

А)  меня начали покидать силы.

Б) ученики самостоятельно справились с заданием.

В) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

4. Какое слово из предложения вызвало трудности в написании? К какой  части речи отнесём « не рассчитывая»?

5. Сформулируйте тему урока ( запись числа и темы урока).

III. Целеполагание.

IV.Изучение нового материала.

Слово учителя. Чтоб решить нашу проблему, обратимся к тексту.

Задание. Прочитайте текст, сформулируйте его основную мысль, расставьте недостающие знаки препинания, объясните их употребление, выпишите слова с «НЕ» в три колонки,

Удивительное дело – книги.  Хорошая книга – неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими знаниями.

Книги продолжают играть  главнейшую роль в развитии нашего общества. Поэтому нужно читать внимательно не глотая её страниц не пропуская рассуждений автора. Тогда вам будут понятны поступки героев. Вам (не) захочется расставаться с каждым из них. С ними негодуя недоумевая ненавидя и восхищаясь вы проживаете разные мгновенья.

Огромная польза от общения с книгами. Ведь каждая книга повышает вашу грамотность, развивает ум, прививает вкус к хорошему слову и ,конечно, любовь к языку.

Основная мысль: книга – источник знаний, поэтому огромна роль книги в жизни человека.

Объяснение пунктограмм в тексте.

Исследовательская деятельность.

Распределите слова с «НЕ» в три колонки (работа в группах).Учащиеся на листах ватмана распределяют слова с «НЕ» в три колонки (на это отводится 10 минут).  6.Через 10 минут ученик из группы объясняет принцип распределения слов с «НЕ» по колонкам. ( Распределение слов с «НЕ» по трём колонкам будет  разное, но в идеале должно  быть так. Учащиеся должны защищать свои мнения).

ПРИЧАСТИЕ                   ГЛАГОЛ                 ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Неиссякаемый               не захочется              НЕ глотая

                                                           Не пропуская

                                                           Негодуя

                                                           Ненавидя

                                                           Недоумевая

7.Слово учителя.   Распределите деепричастия в две колонки. По какому принципу деепричастия будем записывать в две колонки?

СЛИТНО                                                                         РАЗДЕЛЬНО

негодуя                                                                            не глотая

недоумевая                                                       не   пропуская

ненавидя

8. Назовите  глаголы,  от которых  образовались деепричастия в первой колонке?

9.Как пишется –НЕ- с этими глаголами и какой морфемой  является –НЕ- в  глаголах и  деепричастиях  первой колонки? Почему –НЕ—с деепричастиями первой колонки пишется слитно?

10. Назовите глаголы, от которых образовались деепричастия второй колонки? Как пишется –НЕ- с этими глаголами? Почему –НЕ- с деепричастиями второй колонки пишем раздельно и чем является –НЕ- во второй колонке?

11. Слово учителя. Сформулируйте правило: «Как пишется –НЕ- с деепричастиями?» Изобразите на доске модель «-НЕ – с деепричастиями», приводя свои примеры.

                              -НЕ-    с деепричастиями пишется

            СЛИТНО                                                          РАЗДЕЛЬНО

-НЕ- часть корня                                                        -НЕ- частица

Негодуя                                                                        НЕ выучив

неистовствуя                                                                не думая

V. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение №500(устно) из УМК «Русский язык под редакцией М. М. Разумовской. М. «Дрофа» 2011 год.

2. Работа с текстом на карточках. Спишите, объясните пропущенные орфограммы и пунктограммы, выполните синтаксический разбор 4-го предложения.

Лось обирая осинкус высоты своей споркойно глядит на ползающую девочку, как на всякую ползающую тварь.

Ничего (не) видя, кроме своей клюквы, ползёт она и ползёт к большому чёрному пню. Лось её за человека (не) считает.

Девочка ползла по болоту (не) поднимая вверх головы. И так она приползла к г..релому пню…

VI Рефлексия.

1. Мини-тест. Укажите вариант ответа, где –НЕ- с деепричастиями пишется раздельно.

А) (Не)взлюбив,    б) (не)доумевая, в) (не)написав,     г) (не)истовствуя,

д) (не)написав, ж) (не)переставая,   з)(не)выучив,     и) (не)зная.

2.Создание «лесенки успеха»

3. Мне на уроке было (трудно, легко, интересно). Хочется повторить ещё ..

VII. Задание на дом:

1) выучить правило, знать слова-исключения.

2. Для сильных ребят – написать инструкцию о бережном отношении к книгам, используя опорные слова: (не)загибая, (не)перегибая, перевёртывая страницы, (не)пишите, (не)рисуйте, (не)пользуйтесь.

Для слабых учащихся – упражнение №503.

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНИК КАК ОРГАНИЗАТОР ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья рассматривает дидактические возможности  учебника нового типа ( «Русский язык» под редакцией  Г. Г. Граник, Н.А. Борисенко, Н.Г.Владимирской) в организации и проведении проектн...

Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы

Для чего нам нужен метод проектов1. Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.2. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.3....

Доклад на тему "Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка".

Оказание  помощи  учащимся  в  создании  проекта....

Методическое пособие "Проектно – исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время"

В методическое пособие «Проектно- исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» помещены материалы по организации проектно- исследовательской дея...

Методическая разработка"Организация проектной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

Содержит методические рекомендации по организации деятельности учащихся для формирования умений и навыков  проектной и исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы как один из путей развития способностей учащихся в рамках ФГОС

Стандарт нового поколения направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей об...